Чем украшены башенки театральной школы в люблино
Перейти к содержимому

Чем украшены башенки театральной школы в люблино

  • автор:

Усадьба Люблино

Усадьба расположена в юго-восточной части Москвы на берегу большого Люблинского пруда, устроенного в русле речки Пономарки. В XVI в. здесь находилась деревня Юркино, сменившая несколько владельцев. В 1622 г. она была пожалована подьячему Григорию Ларионову, при котором в деревне была основана усадьба.

усадьба люблино

В допетровские времена эти земли носили имя Годуново по фамилии своих следующих владельцев. Своё сегодняшнее название, правда, с ударением на втором слоге, усадьба получила в XVIII в., когда принадлежала князьям Прозоровским. В XVIII в. было принято давать загородным поместьям «значащие» названия, однако, как правило, они не приживались — усадьба Люблино составляет исключение.

Прозоровские оставались владельцами Люблина на протяжении почти столетия. В 1790-х гг. усадьбу приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, но после того как в 1801 г. умерла её любимая дочь Софья, Люблино стало вызывать у неё печальные воспоминания, и она продала усадьбу известному богачу, отставному бригадиру и действительному статскому советнику Николаю Андреевичу Дурасову.

Н.А. Дурасов по отцовской линии происходил из знатного дворянского рода, а по линии матери, Аграфены Ивановны, урождённой Мясниковой, был в родстве с богатейшими сибирскими купцами Твердышевыми — владельцами многочисленных рудников и заводов на Урале. Братья Твердышевы были бездетны, и принадлежавшее им огромное состояние перешло к их сестре, Татьяне Борисовне Мясниковой, а затем к её четырём дочерям. Все они вышли замуж за представителей знатных фамилий, принеся своим мужьям в качестве приданого по два завода и по девятнадцать тысяч душ крепостных.

музей усадьба люблино

Н.А. Дурасов отличался любовью к искусствам и необыкновенно широким даже по московским меркам гостеприимством. Став владельцем усадьбы, он выстроил новый великолепный дом-дворец с комплексом усадебных построек, существующих и поныне, и превратил усадьбу Люблино в место великолепных праздников и приёмов. Н.А. Дурасов завёл здесь крепостной театр, соперничавший с театром Шереметева, роговой оркестр и хор песенников, считавшийся лучшим во всей округе. Славились и знаменитые «зимние обеды», устраивавшиеся в оранжерее, среди экзотических растений. Дурасов любил вводить своих гостей в заблуждение, представляя Люблино обычной хозяйственной усадьбой. За столом он уверял гостей, что всё продовольствие производится непосредственно в усадьбе.

парк усадьба люблино

Во время Отечественной войны 1812 г. усадьба Дурасова в Люблино, в отличие от большинства подмосковных имений, почти не пострадала. Дом занял один из французских генералов, облюбовавший его из-за того, что Дурасов, всегда готовый к приёму гостей, держал в кладовых и погребах большие запасы провизии.

Официальный сайт усадьбы в Люблино

Когда посещать

Территория музея-заповедника открыта с 8:00 до 18:00. Понедельник в музее — выходной. Третье воскресенье каждого месяца — вход бесплатный. По сб. и вс. проводятся сборные экскурсии в 11:00, 13:00, 15:00.

Н.А. Дурасов скончался в 1818 г., не оставил прямых потомков, и Люблино перешло к его сестре Аграфене Алексеевне, вышедшей замуж за своего родственника генерал-лейтенанта М.3. Дурасова, а затем — к её дочери Аграфене Михайловне, бывшей замужем за генерал-майором Александром Александровичем Писаревым. При Писаревых в Люблине уже не устраивалось театральных спектаклей и музыкальных вечеров, однако многочисленные гости по-прежнему съезжались в усадьбу. А.А. Писарев много внимания уделял саду и оранжереям, которые приобрели ещё более цветущий вид, нежели при Дурасове, завёл образцовые огород и скотный двор, для которого выписывал породистых тирольских коров. Всё это вызывало любопытство и восхищение гостей. С разрешения хозяев в усадьбе устраивались экскурсии для всех желающих.

В 1862 г., после смерти мужа, A.M. Писарева продала усадьбу владельцам фирмы «Голофтеев и Рахманин», богатым купцам, торговавшим модным дамским товаром и галантереей. Новые хозяева поселились в господском доме, а все усадебные постройки переоборудовали под дачи. Кроме того, на территории сада было построено около семидесяти дачных домиков. Летом 1866 г. на даче в Люблине вместе с семьёй своей сестры жил Ф.М. Достоевский, работавший там над окончанием второй части «Преступления и наказания». Впечатления от люблинской дачной жизни нашли отражение в его повести «Вечный муж».

фото усадьбы люблино

В 1860-е гг. мимо Люблина прошла Московско-Курская железная дорога, и близ усадьбы была построена станция, получившая название «Люблино-дачное». В 1872 г. в усадьбе не совсем обычным способом появилась новая деревянная церковь Петра и Павла. К.Н. Голофтеев, ставший после смерти своего родственника и компаньона П.Н. Рахманова единственным владельцем усадьбы, посетил в том году Политехническую выставку, приуроченную к 200-летию со дня рождения Петра I и проходившую в Москве в Александровском саду. Среди экспонатов выставки были образцы различных деревянных построек, в том числе и церковных. Голофтееву понравилась церковь в русском стиле по проекту архитектора Н.А. Шохина, он купил её и перевёз в Люблино. После революции церковь была закрыта, и в ней расположился «уголок безбожника». Однако в 1927 г. верующим удалось добиться разрешения, разобрав, перевезти её в село Рыжово Егорьевского района, где она существует и поныне.

план усадьбы люблино

В 1896 г. усадьбу Люблино унаследовал сын Голофтеева Николай Кононович. При нём усадьба пережила страшный ураган, случившийся 16 июня 1904 г. Ураганом сорвало крышу с господского дома, разрушило несколько дачных строений, уничтожило значительную часть парка. Однако хозяин быстро ликвидировал следы стихийного бедствия, Люблино было восстановлено, и на его территории стало ещё больше дач, чем прежде. Тесная застройка нарушила поэтический облик загородной усадьбы.

усадьба дурасова в люблино

Во время Первой мировой войны в одной из дач на средства Н.К. Голофтеева был устроен лазарет для раненых. В первые послереволюционные годы в главном доме разместилась школа 2-й ступени, затем — клуб железнодорожников имени III Интернационала. После войны главный дом занял Институт океанологии АН СССР. В саду усадьбы был размещён Парк культуры и отдыха «Люблино», существующий и сейчас.

В 2006 г. усадьба в Люблине получила статус Московского объединённого художественного, историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника. В отреставрированном главном доме открыта музейная экспозиция, остальные постройки усадьбы пока заняты различными учреждениями, не имеющими отношения к музею.

Достопримечательности усадьбы Люблино

Музей «Люблино» находится рядом с метро «Волжская». Чтобы попасть на территорию усадьбы, нужно выйти на Краснодонскую улицу и перейти через автомобильный мост. Направо от моста, вдоль берега большого Люблинского пруда, вьётся живописная дорожка, но по ней мы будем возвращаться, а пока свернём чуть левее и по диагонали выйдем на Летнюю улицу — главную подъездную аллею усадьбы. До наших дней в усадьбе сохранился Господский дом, сильно перестроенное здание театра с флигелями, Конный двор и Оранжерея. Первая постройка, которая встретится на нашем пути, — Оранжерея.

оранжерея в усадьбе люблино

Здание оранжереи, возведённое, как и все постройки усадьбы, в начале XIX в. в стиле классицизма, представляет собой асимметричную постройку, состоящую из двух частей — одноэтажной и двухэтажной. Двухэтажная часть была утрачена и восстановлена уже в наши дни.

Оранжерея стоит вдоль подъездной аллеи и обращена к ней северным, глухим фасадом. Окна в оранжереях всегда располагались с юга, чтобы растения получали достаточно солнца. Первоначально северная сторона была украшена четырёхколонным портиком, отмечавшим вход в здание. В Оранжерее выращивались померанцевые, лимонные, лавровые деревья, разнообразные экзотические цветы. Современники называли её «совершенным царством Флоры» и находили более роскошной и ухоженной, чем знаменитые оранжереи Кускова. При Н.А. Дурасове в Оранжерее устраивались пышные «зимние обеды».

Оранжерея продолжала функционировать на протяжении всего XIX в. В 1838 г. очевидец писал: «Главная оранжерея на 350 шагов в длину. Она разделяется на 10 зал. Целые комнаты увиты виноградом, персиками, гранатами, наполнены множеством редких растений и цветов. Не говоря об обширных грунтовых сараях, упомянем ещё о теплицах, и особенно о новой теплице для ананасов, нагреваемой недавно открытым способом. Это совершенство садового искусства!».

Пансион для дворянских детей-сирот

флигель люблино усадьба

Флигель — небольшое двухэтажное здание начала XIX в. Первоначально в нём располагался Пансион для дворянских детей-сирот, основанный Н.А. Дурасовым. Впоследствии Флигель, как и все усадебные постройки, использовался в качестве дачи. Считается, что именно в этом здании летом 1866 г. жил Ф.М. Достоевский.

Конный двор

конный двор в усадьбе люблино

Конный двор включает в себя ряд построек: конюшни, каретный сарай, два флигеля, в которых жили конюхи, и кузницу. Поскольку на Конный двор открывался вид с подъездной аллеи, его постройки, носившие чисто хозяйственный характер, тем не менее имеют гармоничные архитектурные формы, украшены колоннами и пилястрами. К сожалению, в настоящее время Конный двор обнесен унылым современным забором и почти не виден.

Мы возвращаемся на подъездную аллею (Летнюю улицу). Вдоль неё, одно за другим, стоят три здания: Театр, Флигель театральной школы и сама Театральная школа.

театр усадьба люблино

Театр представляет собой трёхэтажное здание, стоящее торцом к аллее. Первоначально оно имело два этажа, третий был надстроен позднее. Крепостной театр Н.А. Дурасова пользовался заслуженной славой. Представления давались дважды в неделю. С упразднением крепостного театра здание использовалось как жильё для дворовых.

Флигель театральной школы

флигель театральной школы люблино

Небольшое двухэтажное здание, известное как флигель Театральной школы, стоит в глубине двора. Его назначение несколько раз менялось, здание использовалось как жильё для актёров, дом управляющего, конторский флигель. В настоящее время оно значительно перестроено.

Театральная школа

театральная школа усадьба люблино

Театральная школа состоит из двух одинаковых одноэтажных флигелей, когда-то украшенных башенками и лепными фризами с изображением танцующих фигур. Первоначально эти флигеля соединялись при помощи открытой галереи. В послереволюционное время галерея была перестроена, и флигеля превратились в единое здание.

Школа была основана Н.А. Дурасовым для обучения крепостных актёров. Преподавали в ней такие известные мастера сцены, как А.Д. Плавильщиков и И.А. Дмитриевский. Обучение велось на очень высоком уровне, впоследствии многие крепостные актёры, окончившие школу, получив вольную, смогли поступить на профессиональную сцену.

Подъездная аллея заканчивается у главного сооружения усадьбы — Господского дома.

дворец дурасова в усадьбе люблино

Аналогов этому прекрасному образцу московского ампира в русской архитектуре нет, есть прообразы у великого итальянца Палладио — люблинский особняк напоминает знаменитую виллу Ротонду. Дворец Дурасова тоже имеет купол в центре и четыре фасада, но в люблинском варианте архитекторы Р.Р. Казаков и И.В. Еготов делают блестящий ход — окружают дом колоннадами, в результате получилось уникальное решение — главный дом представляет собой в плане крест, вписанный в круг.

Как добраться

Можно дойти пешком от метро «Волжская» или доехать от метро «Текстильщики» на троллейбусе № 50 и автобусах № 29, 54, 623 до ост. «Люблино».

Загадочный дворец: история главного дома усадьбы Люблино

В феврале 1762 года император Петр III освободил дворян от обязательного несения службы. Одним из следствий этого законодательного акта стало массовое усадебное строительство по всей империи: многие дворяне предпочли карьере тихую жизнь в собственном поместье. Этот процесс длился целый век и оставил потомкам богатое архитектурное наследие в виде дворянских гнезд с господскими домами, парками, храмами, служебными постройками. Рассказываем об истории одного из них – усадьбы Люблино, которая входит в состав Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Разбогатевшие провинциалы

Среди ранних владельцев поместья, известного с конца XVI века, были Годуновы, Прозоровские, Разумовские, Урусовы. Архитектурный комплекс, который дошел до наших времен, был построен по заказу отставного бригадира Николая Дурасова (1760–1818), который купил эти земли около 1800 года.

В биографии Дурасова остается множество белых пятен. Неизвестно даже, как он выглядел – не сохранилось ни одного изображения баснословного богача, который получил в наследство 11 металлургических заводов на Урале и множество земельных владений в разных губерниях. Есть лишь одно свидетельство, в котором косвенно упоминается его внешность. Посетившая Люблино в 1806 году компаньонка княгини Дашковой англичанка Кэтрин Вильмот писала:

«…Все было как в волшебном замке; правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря – владельца такого изумительного поместья».

Он не был коренным москвичом. В Москву родители Николая Алексеевича перебрались в последней четверти XVIII века из Симбирска (сейчас – Ульяновск). Память о семье сохранилась в названии Дурасовского переулка, проходящего по бывшей границе их обширной городской усадьбы. Ее центром был роскошный трехэтажный особняк с фронтоном и колоннами, построенный в 1790-х Матвеем Казаковым по заказу отца будущего владельца Люблина. Сегодня это здание на Покровском бульваре, считающееся одним из лучших образцов зрелого классицизма в Москве, занимает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Фото: mos.ru

Легенда о бригадирском ордене

К первоклассным памятникам этого стиля относится и трехъярусный главный дом усадьбы, построенный по уникальному для московской архитектуры плану, – в виде равноконечного креста, наложенного на окружность. Круг складывается из двухрядных колоннад открытых галерей.

Необычный вид дворца породил легенду о том, что владелец пожелал увековечить получение им креста ордена Святой Анны, форму которого повторяет здание. Это объясняет выбор композиции дома. Версия возникла на основе литературных источников уже после смерти Дурасова. Нельзя утверждать, что у него действительно имелась такая награда.

Более вероятной видится отсылка к творчеству выдающегося архитектора Позднего Возрождения Андреа Палладио и самому известному его шедевру – центрической вилле Ротонда близ Виченцы. Палладио сыграл исключительную роль в развитии архитектуры XVII и XVIII веков, вооружив множество последователей заново открытым им знанием принципов построения античного зодчества, которые он описывал в текстах и применял на практике.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Как и все, что связано с Дурасовым, имя архитектора, который возвел для него в семи верстах от города палладианскую виллу с пейзажным парком и прудом, нельзя назвать с уверенностью. Даже дата постройки указывается предположительно в диапазоне между 1801 и 1806 годами.

В мемуарах известного бытописателя XIX века Ивана Снегирева, который бывал в Люблине уже после смерти Дурасова, сказано, что «дом прекрасно выстроен архит. Егоровым». Поскольку найти другие упоминания архитектора с такой фамилией в этот период нельзя, считается, что имелся в виду Иван Еготов (1756–1814) – автор «военной гошпитали» в Лефортове (теперь – Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко) и снесенной в советское время старой Оружейной палаты. Еготов также был одним из множества архитекторов, кто поработал в соседнем имении Голицыных в Кузьминках, причем в обеих усадьбах в отделке зданий использованы одинаковые барельефы.

Согласно другой версии, авторство проекта принадлежит Родиону Казакову (1758–1803), которого многое связывает с Еготовым: оба – ученики Василия Баженова и Матвея Казакова, оба прошли архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения, неоднократно работали вместе, став архитекторами. Кстати, Еготов был женат на сестре Родиона Казакова и вполне мог закончить строительство в Люблине после смерти шурина.

Храм Аполлона

Большую художественную ценность имеют восстановленные интерьеры дворца, который предназначался не для проживания, а для развлечений. Здание несет в себе идею храма искусства, посвященного Аполлону – установленная на бельведере статуя божества когда-то царила над окрестностями. Античные сюжеты преобладают и во внутреннем оформлении дворца, который расписывал известный декоратор Доменико Скотти.

Центральный круглый зал (диаметр – чуть больше 11 метров) посвящен утру. О восходе солнца напоминают форма зала, рисунок паркета с расходящимися из центра лучами и потолочный плафон, на котором изображен утренний выход богини Венеры.

Доменико Скотти мастерски использовал монохромную технику гризайль, имитирующую архитектурные и скульптурные формы. Стены круглого зала украшены обманкой: кажущиеся трехмерными колонны на самом деле являются просто росписью. Скульптурный ярус – тоже двухмерный. Его занимают изображения колесницы Аполлона и муз, обряда жертвоприношения, аллегорий музыки и танца.

Круглый зал использовался как парадная столовая и освещался канделябрами – бра добавили после реставрации 1950-х по образцу светильников из дворца Шереметевых в Останкине. Наверху также располагалась ныне скрытая оркестровая ниша – благодаря прекрасной акустике музыка разносилась по всему дворцу.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Светло-зеленый мраморный зал символизировал летний день и предназначался для танцев. Через боковые двери гости могли совершить церемонный обход по круговым галереям первого этажа во время полонеза или котильона.

В интерьере использован стукко – искусственный мрамор, который был в моде у богачей начала XIX века и стоил тогда больше, чем природный. Настоящий шедевр – работа Скотти «Пир Вакха на острове Наксос», выполненная на холсте, который затем разместили в плафоне. На стенах – рельефные аллегории искусств и времен года.

Дух времени передает коллекция настольных часов XVIII–XIX веков, представленная в витринах, а также статуя Венеры Италийской – поздняя копия, отлитая с оригинала значительного скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Розовая гостиная, окрашенная в тона закатного неба, символизирует вечер. Колонны композитного ордера делят ее на три части, делая похожей на парковую беседку. Декорация потолка и паркета – аллюзия на только-только появившиеся на небе звезды и их отражение на глади пруда.

К сожалению, из четырех оригинальных полихромных панно, написанных на холстах и размещенных на нижней части свода, сохранилось только одно, изображающее миф об Актеоне. Три остальных – «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Калисто» и «Триумф Вакха и Ариадны» – были выполнены по сохранившимся фотографиям в 1950-е.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Люблинский сатрап

Снискав славу первейшего хлебосола в городе, большого оригинала и человека со вкусом к развлечениям, Дурасов однако не пользовался искренней любовью. Поэт и переводчик Михаил Дмитриев, один из современников богача, называл его сатрапом – то есть тираном, деспотом, самодуром. Не самая лестная характеристика.

«…с надменной уверенностью позволял себе иногда нестерпимые выходки, хвастовство и глупые шутки, которым и хохотал, – писал Дмитриев. – Он хвастал богатством, презирая всякий ум и всякие талант и ученость, унижал их с каким-то глупым наслаждением… жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях огромные ананасы и был до эпохи французов, все изменившей, необходимым лицом общества при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях».

В 1806 году Дурасов завел у себя в усадьбе крепостной театр, который соперничал с шереметевским за звание лучшего в Москве. В труппу входили до 120 актеров из крепостных крестьян, обучавшихся азам драматического искусства прямо в усадьбе. Труппу возглавлял известный московский артист и педагог Петр Плавильщиков. История крепостного театра Дурасова закончилась со смертью хозяина, не имевшего семьи и наследников. В Люблине сохранились перестроенные здания театра, театральной школы и пансиона для актеров, а также оранжерея и другие хозяйственные постройки.

В мае 1818 года театр почтила посещением вдовствующая императрица Мария Федоровна. Хозяин пережил знаменательный визит лишь на месяц – Дурасов умер в июне в возрасте 47 лет.

Инфографика: mos.ru

Дачник Достоевский

Люблино унаследовала сестра Николая Алексеевича. Следующим примечательным хозяином усадьбы стал муж ее дочери боевой генерал Отечественной войны и литератор Александр Писарев.

В середине XIX века усадьбу приобрел купец первой гильдии, предприниматель Конан Голофтеев (1822–1896), при котором дворец перестроили, а усадебную территорию превратили в дачный поселок. Самым известным арендатором был Федор Достоевский, который в 1866 году «укрепился в Люблине в приятнейшей компании». Здесь, находясь по соседству с семьей своей сестры Веры Михайловны Ивановой, он дописывал «Преступление и наказание».

Любопытно, но при Дурасове в Люблине не было своего храма. Голофтеев восполнил этот пробел, купив на Политехнической выставке в 1872 году деревянную одноглавую церковь, которую освятили во имя святых Петра и Павла. В советское время ее разобрали.

Усадьба серьезно пострадала во время знаменитого московского смерча 1904 года, самого разрушительного в истории города. Тогда дворец лишился мраморной статуи Аполлона. Унаследовавший Люблино от отца Николай Голофтеев заказал в Германии копию «Большой геркуланянки» из Дрезденского музея – изваяние женской фигуры в хитоне и плаще, сохранившееся в римской копии с греческого оригинала. Водруженная на опустевший бельведер, статуя невольно катализировала легенду про крест ордена Святой Анны Дурасова – в ней стали видеть православную святую, в честь которой был назван этот орден.

В советское время усадьбу сначала отдали под коммунальное жилье, затем в ней размещался Институт океанологии Академии наук СССР и лишь с 2003 года Люблино превратилось в музей.

В 2019 году при благоустройстве территории археологи обнаружили на небольшой глубине мраморную женскую статую XVIII века. В ней узнали аллегорическую фигуру «Молчание», которая при Голофтеевых стояла у входа во дворец. После реставрации она вернется на свое место.

Источник: mos.ru и агентство «Мосгортур»

Интересное рядом

На юго-востоке Москвы, в районе Люблино, находится известная усадьба Люблино, по названию которой и получил свое имя этот район.

Первые сведения об этих местах восходят к середине XVI века, когда здесь находилась деревня Юркино на реке Голеди, получившая название, видимо, от первых владельцев. Сначала это было поместье Романа Полянинова, а затем подъячего Алексея Лукича Корепанова. В годы Смутного времени деревня запустела, а в 1622 году была пожалована в поместье Григорию Ларионову, служившему подъячим в Разрядном приказе. По описанию 1624 года здесь уже значилась его усадьба.

В 80-е г. г. XVII столетия селение перешло к стольнику Григорию Петровичу Годунову – одному из последних представителей знаменитого рода. Тогда же Юркино переименовали в Годуново. Имение наследовала его дочь Аграфена Григорьевна, вышедшая замуж за князя Владимира Никитича Прозоровского, адъютанта генерал-фельдмаршала князя М. М. Голицына – героя Полтавской битвы. Позднее имение перешло к их сыну Петру Владимировичу Прозоровскому, при котором оно и получило новое название Люблино (ударение на втором слоге). Скорее всего, причиной такого переименования явилась характерная для XVIII в. мода на «пасторальные» названия дворянских усадеб. Последним владельцем этой небольшой деревеньки, состоящей из пяти дворов, был внук Аграфены Григорьевны – Владимир Петрович Прозоровский, у которого Люблино купила княгиня Анна Андреевна Урусова. Именно у нее около 1800 года сельцо приобрел Николай Алексеевич Дурасов.

Дурасов был одним из богатейших людей своего времени. Богатство он унаследовал от матери, Степаниды Ивановны, одной их четырех дочерей крупного горнозаводчика Ивана Семеновича Мясникова, владевшего несколькими железоделательными и медеплавильными заводами на Урале.

Огромные средства, которыми располагал владелец, позволили ему в кратчайшие сроки обустроить усадьбу по собственному вкусу. Считается, что уже в 1801 г. был сооружен новый господский дом в стиле зрелого классицизма, имеющий план в форме равноконечного креста с кругом посредине.

Прямоугольным залам первого этажа, объединенным круглым центральным залом, вторят меньшие по размерам помещения второго этажа сгруппированные вокруг верхнего купольного зала. Крестообразно расположенные объемы соединяются межу собой дугами красивой ионической двухрядной колоннады, которая придает постройке круглую форму. Такая необычная композиция породила легенду: якобы дом построен в виде ордена святой Анны, которым очень гордился его хозяин. Однако реальных доказательств этого нет, как, впрочем, и документа, подтверждающего награждение Дурасова этим орденом. Утраты текста в его формуляре, хранящемся в Центральном историческом архиве г. Москвы, не дают возможности утвердительно ответить на этот вопрос. Однако возможно, что такой орден у Дурасова все-таки был.
Согласно последним исследованиям, усадьбу проектировали и строили в стиле зрелого классицизма в 1801–1806 гг. известные московские архитекторы Р.Р.Казаков (1754–1803) и И.В.Еготов (1756–1815). Росписи дворца выполнял модный в то время итальянский художник Доменико (Дементий Карлович) Скотти.

Англичанка Кэтрин Вильмот, посетившая усадьбу Дурасова 4 октября 1806 года во время праздника, устроенного в честь княгини Дашковой, писала: «Когда мы подъезжали к дому, он представился нам в виде какого-то мраморного храма, потому что весь первый этаж его покоится на мраморных колоннах за исключением одной только средней части всего здания, которая имела вид величественного купола; потолок этой залы со сводами и украшен разными аллегорическими рисунками, и в дни торжественных приемов она служит столовою. Все общество было собрано под колоннами, фундамент которых состоял из мраморных ступеней, покрытых благоухающими и роскошнейшими тепличными растениями и окаймленными зеленым лужком, обсаженным деревьями, и спускающимися к берегу. Со всех сторон этого очаровательного места представляются новые виды, пленяющие взор своим разнообразием и счастливым сочетанием красок и теней: тут видны и кусты, и рощи, луга и озера, холмы и долины, а там вдали блестящие златоглавые купола московских церквей, как бы заканчивающие всю картину».

Одновременно с господским домом были построены и другие усадебные сооружения, возведенные из кирпича, в отличие от сооружений большинства подмосковных имений. Гости въезжали в усадьбу по мосту, перекинутому через пруд.

Рядом с дворцом находился большой комплекс театральных зданий, состоящий из театра, дома управляющего и здания театральной школы. За ним располагался конный двор, оранжерея, парники и псарня.

При Дурасове в Люблине существовал пансион для дворянских детей с гувернером-французом.

Хозяин славился своим гостеприимством, и в усадьбе часто можно было увидеть многочисленных гостей, привлеченных сюда, главным образом, театральными представлениями, дававшимися два раза в неделю.

Крепостной театр в Люблине создал славу своему хозяину и в начале XIX века входил в число двадцати крупнейших крепостных театров России. Руководил театром и обучал артистов замечательный актер и писатель-драматург П. А. Плавильщиков (1760–1812), благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня. Некоторым из актеров удалось позднее поступить на сцену императорских театров.
Репертуар театра состоял из пьес Бомарше, Ростана и многих других популярных авторов. Хор певчих из Люблина считался одним из лучших в России. Известно, что у Дурасова был и роговой оркестр.
Здание театральной школы было спроектировано и построено в 1801–1806 г. г. архитекторами Казаковым и Еготовым.

Здание школы состояло из двух флигелей, «совершенно одинаковых по архитектуре, увенчанных башенками». Ряд исследователей считает, что в одном из них жили актеры, а в другом – располагались учебные помещения. Флигели были соединены открытой галереей, которая по своей архитектуре перекликалась с колоннадой дворца. Главные фасады обоих флигелей были украшены барельефами – «фризами танцующих фигур».

Слава ходила и про люблинские зимние обеды. Проходили они в оранжерее с экзотическими растениями, где между деревьев накрывались столы, ломившиеся в разгар зимы от южных фруктов.

Парк в люблинской усадьбе отвечал самым модным тенденциям ландшафтного искусства рубежа XVIII – XIX в. в., когда на смену регулярным (французским) паркам пришли «натуральные сады», или пейзажные (английские) парки. Роскошный дворцово-парковый ансамбль представлял собой гармоничный ландшафт, сочетавший классическую архитектуру и парк свободной планировки на холмистом рельефе над просторной водной поверхностью пруда (на русле речки Голедянки).

После смерти Дурасова, не имевшего прямых наследников, усадьба перешла к его родной сестре Аграфене Алексеевне, в замужестве также Дурасовой, поскольку она вышла замуж за другого представителя рода – генерал-лейтенанта Михаила Зиновьевича Дурасова. Затем усадьбой владела их дочь – Агриппина Михайловна, супруга сенатора генерала Александра Александровича Писарева, героя Отечественной войны 1812 года. С 1825 года, после выхода в отставку с военной службы, Александр Александрович с женой и детьми – Михаилом, Софьей, Ольгой и Сергеем – каждые весну и лето жил в Люблине.

Современники отмечали, что при Писаревых имение содержалось в исключительном порядке. Если во времена Дурасова усадьба была местом пышных приемов и театральных развлечений, то при Писаревых характер ее жизни изменился: сюда съезжались представители интеллектуальной элиты Москвы, чтобы поделиться творческими успехами, наладить контакты, побеседовать. В Люблине гостили историк Н. М. Карамзин,библиофил Ф. А.Толстой, писатели Н. Д. Иванчин–Писарев, М. Н. Загоскин, поэты В. Л. Пушкин и П. А. Вяземский и другие.
В 1825–1826 г. г. Писарев сотрудничал с краеведом Иваном Гавриловичем Гурьяновым и покровительствовал ему. Гурьянов создал первое краеведческое описание усадьбы, которое под названием «Прогулка в Люблино. 1825 г. 5 августа» было опубликовано в «Отечественных записках»: «Ныне нет здесь представлений, но жителя и столицы все ездят сюда проводить время, и принимаются с тем же гостеприимством, с каковым и прежде; здесь во всякое время встречается посетитель с услужливостью: пожелает ли он посмотреть дом, театр или хороший сад с отличною оранжереею, приставленные к сему служители все ему покажут и удовлетворят его любопытство».
Еще при Писаревых находящиеся в дальних частях парка «службы» и садовые павильоны использовались как дачи, но особенно дачная жизнь расцвела во второй половине XIX века, когда усадьбу приобрели купец первой гильдии Конон Никонович Голофтеев. Именно в тот же период был открыт участок Московско-Курской железной дороги от Москвы до Серпухова и москвичи с удовольствием стали приезжать в Люблино.
Голофтеевские дачи снимали чиновники средней руки, гимназические учителя, университетские профессора, врачи. Летом 1866 года на одной из дач (в бывшем пансионе для дворянских детей) жил Федор Михайлович Достоевский. Позже он пиал: «. нестерпимая жара, а пуще всего знойный ветер заставили меня бежать из Москвы. А в Люблине, окруженном лесами, всегда было тихо и спокойно». Впечатления Достоевского от жизни в Люблине нашли отражение в его произведении «Вечный муж».
Помимо дач ансамбль Люблина дополнила гармонировавшая с ними деревянная одноглавая церковь Петра и Павла, выполненная в русском стиле по проекту архитектора Н .А. Шохина. Голофтеев приобрел её на Политехнической выставке, устроенной в 1872 году в Александровском саду Московского кремля. В 1873 году церковь и несколько деревянных домиков в том же русском стиле были перевезены в Люблино. Церковь поставили восточнее господского дома.

В 1927 году с разрешения властей она была перенесена в село Рыжёво Егорьевского района Московской области и заново освящена во имя Введения Богоматери (храм действует и в наши дни).
После смерти Конона Голофтеева, при его сыне Николае, Люблино постепенно уступало свои позиции другим подмосковным дачным поселкам со всеми удобствами и нетронутой природой. Это объяснялось расширением Москвы, строительством рядом с усадьбой очистных сооружений. К тому же сильный московский ураган 1904 года нанес большой урон усадебным постройкам. По свидетельству современников, ураган «выпил люблинский пруд с карасями», повалил большинство деревьев в парке.

Однако Голофтеевы, владевшие усадьбой до 1917 года, довольно быстро отремонтировали постройки, и Люблино дачное продолжало принимать новых любителей загородного отдыха.
Сразу после Октябрьской революции 1917 года в главном доме-дворце была устроена школа, которую сменил клуб железнодорожников имени III Интернационала. Остальные здания усадьбы занимали различные конторы, детский сад и 8-летняя школа.
В 1925 году Люблино стало самостоятельным городом, во дворце находилось городское отделение милиции, остальные учреждения также занимали бывшие усадебные постройки и некоторые конфискованные дачи. Парк использовался как городской сад, в нем был установлен громкоговоритель, и по праздничным дням играла музыка.
После войны дворец Дурасова был отремонтирован, и в нем разместился Институт океанологии АН СССР. В 1950-х годах здание отреставрировали по проекту архитекторов О. М. Сотниковой и Л. С. Сахаровой. Живопись интерьеров была восстановлена под руководством художника-реставратора Е. П. Авилова. В 1997 году из дворца был выведен Институт океанологии, который до сих пор находится в лабораторном корпусе, построенном вблизи дворца.

В течение XX века владельцы усадьбы неоднократно менялись, что не способствовало сохранению построек. Однако планировка усадьбы и все ее исторические здания и, прежде всего, главный господский дом-дворец сохранились. Поскольку к концу столетия дом начал разрушаться, то в 2001–2004 годах провели его научную реставрацию. Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 года усадьба Люблино была передана Московскому государственному объединенному музею-заповеднику.

Дворец-усадьба
Н.А. Дурасова

Исторически во дворце проводились балы, званые вечера и театральные постановки. Сегодня это место проведения аристократических светских событий, роскошных торжеств, костюмированных балов, светских раутов, изысканных свадебных церемоний и модных иммерсивных театрализованных постановок.

1255 м 2

Общая площадь дворца

780 м 2

10 парадных залов и комнат

DSC02038-HDR-Панорама

DSC_2998hdr 1

NPH_0005

NPH_0070

NPH_0079

NPH_0099

NPH_7208hdr

Prokopenkov_Photographer-0003

Интерьеры дворца

2 круглых зала дворца с невероятной акустикой
4 колоннады дворца
Детская гостиная
2 парадных зала дворца с выходом на видовые колоннады
Театральная гостиная

Круглый зал

Мраморный зал

рз

Розовый зал

Театральная (2)

Театральная комната

Синяя гостиная

Белый зал

Детская (1)

Детская

6 - Открытая колоннада

Колоннады

Контакты

  • Москва, Летняя 1, стр. 1
  • +7 985 250-49-49
  • info@lublino-palace.ru

Площадки

Услуги

Информация

  • Москва, Летняя 1, стр. 1
  • +7 985 250-49-49
  • info@lublino-palace.ru

2009 — 2022 © «ГАУК г. Москвы ГМЗ «Кузьминки-Люблино»

Круглый зал дворца

Это первый парадный зал, который видят гости, попадая во дворец. Его внешний вид, убранство, форма и высота (9 метров) заставляют сердце замереть от восхищения. В XIX веке здесь хозяин встречал гостей. В этом зале звучала музыка, однако изумленные гости не видели, откуда доносится звук. Музыканты располагались в особой нише, спрятанной за одной из фресковых росписей.

Фреска зала посвящена греческому богу Аполлону. Он олицетворял солнечный свет и покровительствовал искусствам. На фреске бог солнца едет в колеснице, а впереди летит богиня утренней зари — Аврора. Считается, что именно этот зал символизирует ранее утро и восход солнца.

Мраморный зал дворца

Светло-зеленый мраморный зал символизирует летний день, во времена Дурасова предназначался для проведения балов. В интерьере использован стукко – искусственный мрамор, который был в моде у очень состоятельных людей начала XIX века и стоил тогда больше, чем природный.

Настоящий шедевр – работа Скотти «Пир Вакха на острове Наксос», выполненная на холсте, который затем разместили в плафоне. На стенах – рельефные аллегории искусств и времен года.

Мероприятие в Мраморном зале дворца Н.А. Дурасова пройдет в атмосфере роскоши и богатства.

Розовый зал дворца

Розовая гостиная, окрашенная в тона закатного неба, символизирует вечер. Величественные колонны делят зал на три части, делая его похожим на парковую беседку.

Декорация потолка и паркета – аллюзия на только-только появившиеся на небе звезды и их отражение на глади пруда.

Розовый зал дворца Н.А. Дурасова станет идеальным местом для проведения вашего торжества.

Театральная комната

Хозяин усадьбы Люблино обожал театр. В театральных постановках XIX века участвовали не только крепостные или профессиональные актёры, но и представители дворянских фамилий.

Очутившись в мерцающем таинственном пространстве Театральной комнаты, вы ощутите волнующую атмосферу старинных театров. Тех театров, в которых получали необыкновенные эмоции, где сила искусства была сильнее сиюминутных бытовых трудностей, где разыгрывались великие истории любви и дружбы, верности и долга.

Здесь вы увидите и опробуете работу театральных машин, создававших иллюзии природных звуков: ветра, дождя, грома, а на театральной сцене сможете сами почувствовать себя актёром позапрошлого столетия.

Синяя гостиная

Одна из самых уютных и интересных по планировке комнат дворца расположена на втором этаже. Вероятно, именно в этом крыле когда-то располагались жилые комнаты хозяев усадьбы. Из окон открываются виды на въездные дороги с востока и с севера, на живописный пруд.

В начале лета комната наполняется сладким медовым ароматом цветущих столетних лип, которые плотным кольцом окружают дворец. Кстати, в прошлом ветка липы, подаренная мужчиной своей возлюбленной, считалась предложением супружества.

Белый зал дворца

Полный солнца и света, изысканный круглый зал третьего этажа является одним из самых красивых пространств дворца. Его светлые стены и плафон украшены цветочными росписями. Из огромных окон открываются виды на парк и пруд. Весь третий этаж называли “Бельведером” — он оправдывает такое название. Высота этажа напоминает нам восхождение на Олимп — гору, где живут античные боги. Великолепная акустика зала позволит создать приятный музыкальный фон и сделать торжественное событие незабываемыми.

Детская

Комната, расположенная на третьем этаже, рядом с круглым залом, будет интересна юным гостям. Пока взрослые проводят время в танцевальной зале, гостиной или кабинете, дети найдут здесь удивительные игры и игрушки: деревянных лошадок, игрушечное оружие, старинных кукол, одетых как настоящие барышни XIX века, а также увидят, как и чем писали их маленькие сверстники, попробуют написать буквы и слова пером и чернилами или решить задачки по математике на миниатюрной детской доске.

Открытая колоннада

Особый архитектурный шик представляют дворцовые колоннады. Они соединяют все залы первого этажа, «вырываясь» из дворца в изумрудное парковое пространство ослепительной белизной колонн.

Использование колоннад подарит событию уникальный стиль усадебной роскоши. Виды на исторический парк и живописный водоем не оставят гостей равнодушными.

На колоннадах можно провести приветственный коктейль, мастер-классы, фотосессию, свадебную выездную регистрацию, художественный пленэр. Они прекрасны как место отдыха и уединенного общения.

Назначить встречу

Обратный звонок

Зал для фуршета

Напротив, свадебного зала располагается зал для фуршета на 20 персон. Заказанный в банкетной службе музея-усадьбы фуршет, добавит изюминку в ваш восхитительный праздник и подчеркнет его блестящий, очаровательный формат.

Роскошное убранство зала, позволит остаться в антураже XIX века, и почувствовать себя хозяином бала в старинной усадьбе.

Открытая галерея театральной школы

Необычный формат проведения церемоний бракосочетания предлагается вашему вниманию на открытой галерее театральной школы усадьбы Люблино. Это удивительное и романтическое место.

Галерея, соединяющая флигели театральной школы, может быть оформлена нашими флористами свадебной аркой и флористическими композициями по вашему желанию и вкусу.

Свадебный зал

На втором этаже одного из флигелей театральной школы расположен уютный зал для проведения церемоний семейного формата. Второй этаж флигеля предоставляется только для вашего торжества.

Если вам по душе уют, приватность проведения вашего мероприятия — этот зал для вас. Флигели соединены открытой галереей, на которой можно провести прекрасную фотосессию, заказать проведение праздничного фуршета.

Усадьба «Люблино»

Блистающая своей красотой старинная усадьба «Люблино» — прекрасный образец архитектуры и ландшафтного искусства начала XIX века. Аристократическая вилла в палладианском стиле окружена Люблинским парком с живописным водоёмом.

За архитектурным и ландшафтным устройством музея-усадьбы «Люблино» стоит образ роскошных царских резиденций Санкт-Петербурга и Версаля —законодателей непревзойденного художественного вкуса и шикарного стиля жизни.

Самым знаменитым владельцем усадьбы Люблино стал Николай Алексеевич Дурасов, именно при нем она обрела черты, которые сохранились до наших дней. Архитектура дворца, возведенного по заказу владельца, и сейчас поражает своей изысканностью.

Необычный вид дворца породил легенду о том, что владелец пожелал увековечить получение им креста ордена Святой Анны, форму которого повторяет здание. Колоннады дворца имеют форму кольца, окружающего здание, как знак постоянства, любви и верности.

Интерьеры дворца предназначались не для проживания, а для развлечений. Здание несет в себе идею храма искусства, посвященного Аполлону – установленная на бельведере статуя божества когда-то царила над окрестностями.

Античные сюжеты преобладают и во внутреннем оформлении дворца, который расписывал известный декоратор Доменико Скотти.

Уединенное расположение и прекрасная атмосфера старинной усадьбы Люблино подарят восторженное настроение и комфорт всем гостям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *