Сколько шлюзов на волгодонском канале
Перейти к содержимому

Сколько шлюзов на волгодонском канале

  • автор:

ВО́ЛГО-ДОНСКО́Й КАНА́Л

ВО́ЛГО-ДОНСКО́Й КАНА́Л (Вол­го-Дон­ской ка­нал име­ни В. И. Ле­ни­на), су­до­ход­ная ма­ги­ст­раль, со­еди­няю­щая ре­ки Вол­га и Дон (а че­рез них – Кас­пий­ский и Азо­во-Чер­но­мор­ский бас­сей­ны) в мес­те их наи­боль­ше­го сбли­же­ния; важ­ное зве­но еди­ной глу­бо­ко­вод­ной транс­порт­ной сис­те­мы в Ев­роп. час­ти РФ. Дли­на 101 км, в т. ч. 56 км – ис­кусств. вод­ные пу­ти. Про­те­ка­ет по впа­ди­не, раз­де­ляю­щей При­волж­скую воз­вы­шен­ность и воз­вы­шен­ность Ер­ге­ни. Под­ни­ма­ет­ся от Са­репт­ско­го за­то­на Вол­ги (близ г. Вол­го­град), про­хо­дит по до­ли­не р. Сар­па, Вар­ва­ров­ско­му и Бе­ре­слав­ско­му во­до­хра­ни­ли­щам на р. Черв­лё­ная и Кар­пов­ско­му во­до­хра­ни­ли­щу на р. Кар­пов­ка, вы­хо­дит в Цим­лян­ское во­до­хра­ни­ли­ще на р. Дон (близ г. Ка­лач-на-До­ну). Име­ет 13 од­но­ка­мер­ных шлю­зов (9 на волж­ском скло­не и 4 на дон­ском) раз­ме­ра­ми 145×18 м и глу­би­ной на по­ро­ге шлю­за 4 м. Они под­ни­ма­ют су­да со сто­ро­ны Вол­ги на 88 м (от от­мет­ки ми­нус 14 м в Са­репт­ском за­то­не до 74 м над уров­нем мо­ря на во­до­раз­де­ле) и опус­ка­ют на 40 м (до от­мет­ки 34 м в Цим­лян­ском во­до­хра­ни­ли­ще). Ка­нал пи­та­ет­ся дон­ской во­дой, ко­то­рая по­да­ёт­ся тре­мя на­сос­ны­ми стан­ция­ми на раз­дель­ный бьеф. Ши­ри­на ка­на­ла по по­верх­но­сти во­ды 70 м. Га­ба­ри­ты ка­на­ла до­пус­ка­ют про­ход су­дов гру­зо­подъ­ём­но­стью до 5 тыс. т. Про­ект­ная гру­зо­про­пу­ск­ная спо­соб­ность ка­на­ла 10,5 млн. т за на­ви­гацию.

Россия

ФБУ «Администрация «Волго-Дон» обслуживает 2187,5 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея и построенные на них в разные годы гидротехнические сооружения: Волго-Донской судоходный канал (1952г.), протяженностью 101 км, Волгоградский гидроузел на реке Волге (1962г.), гидроузлы на реке Дон — Цимлянский (1952г.), Николаевский (1974г.), Константиновский (1982г.), Воронежский на реке Воронеж (1972г.) и Федоровский шлюз на р. Кубань (1967г.).

Всего в ведении учреждения 132 гидротехниче­ских сооружений: 22 судоходных шлюза, 3 насо­сные станции, 26 судоходных каналов, 28 зем­ляных плотин и дамб, межшлюзовая ГЭС; 120 единиц технического флота, а также более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи.

Волго-Донской судоходный канал, соединяющий Волгу с Доном, берет свое начало на Волге в Красноармейском районе г. Волгограда и заканчивается на Дону у г. Калач-на-Дону.

По характеру и рельефу местности канал де­лится на 3 участка: Волжский склон протяжен­ностью 25 км, водораздел — 21 км и Донской склон — 55 км.

На Волжском склоне 88-метровый подъем до водораздела преодолевается 9-ю шлюзами. Далее канал, прорезая глубокую выемку водораздела, входит в Варваровское водохранилище (водораздельный бьеф). От водо­раздела по Береславскому и Карповскому водо­хранилищам 4 шлюзами идет 44-метровый спуск к Дону.

Из общей протяжённости канала, 45 км проходит по водохранилищам (Варваровское, Береславское и Карповское). Искусствен­ные участки выполнены в основном в полувыемках — полунасыпях. Ширина судоходных каналов по дну 38 м, при навигационном уровне — по зеркалу воды — 80 м. Гарантированная глубина на канале 3,65м. Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на Волжском склоне до 20 км на Донском склоне.

Волго-Донской канал полностью накачной. Питание канала водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций каждая мощностью 45 м З /с. Вода подается в водораздельный бьеф, откуда самотёком поступает на Волжский и Донской склоны на нужды судоходства и орошения. Всего на Волго-Донском судоходном канале эксплуатируется 90 гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 22 судоходных канала, 3 насосные станции, 17 напорных плотин и дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения. Проектная пропускная способность канала 10,9 млн. тонн грузов в год. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском судоходном канале в последние годы составляет 250 суток. По каналу ежегодно проходит около 6000 судов, в последнее время растет доля крупнотоннажных судов. Ежегодно по ВДСК перевозится около 9 млн. тонн грузов, половина из них – нефтепродукты. 90% всего грузопотока перевозится в направлении с Волги к Дону. В среднем, на прохождение ВДСК судно затрачивает 24 часа. На канале действуют системы оперативной связи, навигационного ограждения судовых ходов.

Волго-Донской канал

Свести важнейшие реки края, называющегося сейчас Европейская Россия, люди мечтали давно. Народы, населявшие 34-й регион, в поисках кратчайшего пути «накатали» между Волгой и Доном разные переволоки (лучшей считалась Дубовская). Турки, а затем Петр I приказывали «сшить» стратегические артерии соединением их притоков. После неоконченного рытья канала в Камышинском районе до сих пор заметна гора. Тут стоит поселок Петров Вал… Тем не менее, цель так и не была достигнута до самого 1948 г. Вот тогда за дело взялись по-советски серьезно! Прорыли грандиозное гидросооружение непосредственно между указанными водоемами. Так родился Волго-Донской канал.

Сооружение Волго-Донского канала

Волго-Донской канал

Как мы упомянули, сооружение Волго-Донского канала (к его названию следует добавлять слово «судоходный») началось в 1948 году. Вместо так и оставшегося «на бумаге» проекта французского инженера Дрю (жившего еще при царизме) лидер советской страны (И. В. Сталин) одобрил разработку Сергея Жука. Речь о проектировщике, известном к тому времени созданием Беломорско-Балтийского и Волго-Московского каналов. Он доказал Сталину, что умеет учитывать каждую мелочь. Во-первых, исследовательским методом был найден самый экономически и логистически выгодный перешеек (по прямой это расстояние представляет 76-километровый участок полей (однако соединительный путь должен был сделать две петли и, соответственно, оказаться длиннее). А вообще-то самое короткое расстояние от Дона до Волги – это линия Качалино – Ерзовская бухта. По прямой Быстрый Проток Дона и названный залив можно было бы соединить путем всего в 52 километра. Но местный рельеф усложнил бы работу в десятки раз. К тому же аграрных равнин тут встречается мало, а канал был задуман еще и как система гидроузлов для орошения.

Итак, было извлечено 150 000 000 кубометров грунта, уложено 3 000 000 кубометров бетона, построены 3 водохранилища, 13 шлюзов, а также различные монументальные украшения в популярном тогда стиле «Триумф». Тут применялось в общей сложности 8 тысяч машин и механизмов, в их числе такие экспериментальные как первый советский шагающий кран и шагающий экскаватор.

В итоге работ, длившихся всего 4,5 года (рекордный срок для сегодняшнего строительства!) общая протяженность Волго — Донского канала имени Ленина составила 101 километр. Географически он находится внутри Волгоградчины. Начинается в культурном центре Красноармейского района региональной столицы. Далее недолго двигается через ряд населенных пунктов на границе Светлоярского и Городищенского, а затем переходит в Калачевский район области. И тут лежит большая часть его «русла». Здесь-то самые крупные водные пути Европы и встречаются, чтобы никогда уже не расставаться.

Строительство Волго-Донского канала закончилось летом 1952 года. На его открытии присутствовали государственные секретари нескольких стран социалистического блока, зарубежные журналисты, писатели и поэты, прочие яркие деятели нескольких лет, предшествующих «хрущевской оттепели». Всего в Сталинграде, на нынешней улице 50-летия Октября (тогда у нее было другое название) скопилось около 100 000 возбужденных человек. Многие размахивали флагами. Во всем мире ВДСК стал очередным «гимном социализма», символом широких возможностей, которые дает этот политический строй. Ну а те, кто не задумывался о таких вещах (к примеру, молодежь) просто тут купались…

Сооружение Волго-Донского канала использовало силы советских заключенных и военнопленных, служивших в период ВОВ в гитлеровской армии. Гиды музея Волго-Дона (об этом заведении будет ниже) расскажут вам много интересных историй, легенд и мифов, связанных с житьем-бытьем подневольных рабочих, а также их конвоиров. При этом основная масса гидростроителей состояла все же из вольнонаемных бригад СССР. Общее число строителей составляло примерно 900 000 человек, плюс инженерные кадры.

Поручая Сергею Жуку строительство Волго-Донского канала, страна рассчитывала получить не просто судоходную дорогу из одной реки в другую, но и блок гидроузлов, из которых можно пустить на распаханные степные просторы совсем другие каналы – оросительные. Сеть таких «арыков» изрезала весь Городищенский и Калачевский районы.

С 2009 года ведутся работы по комплексной реконструкции технической инфраструктуры, а также архитектурной составляющей Волго-Дона. Большая их часть доведена до конца.

В преддверие главы, посвященной местному судоходству, сообщим: в большинстве точек глубина Волго-Донского канала приблизительно 3,5 метра. Кое-где параметр даже превышен. Однако на многих фрагментах судоходная магистраль, наоборот, сильно обмелела. На данный момент выделены внушительные средства на ее расчистку. Скорость течения смешавшейся волго-донской воды от шлюза к шлюзу достигает 4 километров/час.

Шлюзы Волго-Донского канала

Волго-Донской канал

На карте Волго-Донской канал напоминает линию, соединившую 13 гидропропускных станций, оборудованных огромными створами. Это – его шлюзы, обрамленные арками.

Поговорим о технических особенностях Волго-Донского канала. Ширина шлюзов – 18 метров, высота шлюзовых камер – 145 метров. 45 километров сооружения проходят по водохранилищам (смотрите о них ниже). Кстати, за волжским подъемом в 88 метров, есть еще 4 шлюза донского подъема (в 44,5 метров). А весь путь по ним может занять 12 часов.

Шлюзы Волго-Донского канала отделены друг от друга на волжском участке примерно на 700 м, на донском – на 20 км. Канал питается водой из Цимлянского водохранилища (оно находится за финишной чертой ВДСК). Это расширенная река Цимла, на берегу которой стояла самая известная столица Хазарского каганата (ныне она уже под водой)…

Шлюзы Волго-Донского канала однокамерные, однониточные. Пропускают суда водоизмещением не более 7 000 тонн. Более тяжелые не удержатся, ведь часть воды уходит на орошение (ее подают в ограниченном количестве). Канал, кстати, мелеет.

Карта шлюзов Волго-Донского канала показывает, что есть еще и 14 шлюз. Однако он уже является частью Цимлянского водохранилища – «водными дверями» в Ростовскую область.

Движение судов по Волго-Донскому каналу в среднем длится 211 суток. За период навигации (обычно она длится с апреля по конец ноября) проходят до 5000 судов – грузовых, экскурсионных, круизных (16 500 000 тонн в год). В расчет берется и маломерный транспорт. Ведь он также получает разрешение на шлюзование, во время которого с помощью воды, запускаемой насосами, судно поднимают и пропускают через створ…

Бассейн Волго-Донского канала

Волго-Донской канал (на карте это хорошо заметно) проходит через хорошо населенную сельскую и городскую местность. И это – экомаршрут. По берегам нет предприятий.

«Ворота», которыми является Сарептский затон (ширина входа 194 м.) и шлюз №2 находятся в Красноармейском районе упомянутого города-героя. Тут поток идет строго на юг (ведь начинается он на речном участке широтного направления). У садовых обществ водный путь поворачивает на юго-запад, расширяясь близ Озерной улицы до 390 метров. Вдоль улицы Плеханова (уходящей из Волгограда в поселок Кирова Светлоярского района) ширина скромнее – 95 метров. Таковой она остается до СНТ «Южный». Отсюда стартует западное направление, начинаясь опять же расширением (350 метров). Участок, окаймляющий границу Городищенского и Светлоярского районов, по форме представляет 4 озера, соединенных короткими ериками. На их берегах – многочисленные дачные и коттеджные комплексы. Вдоль них бежит автодорога Западный Объезд. Рельеф ровный. За хутором Червленое (мост) канал распускают на сеть «арыков».

Волго-Донской канал

Он снова становится узким, начиная увеличиваться ближе к Варваровскому водохранилищу. Сам указанный бассейн знаменует собой территорию Калачевского района. Он является окончанием очередной подъемной ступени (на пути к последнему волжскому шлюзу судам приходится подняться на 88 метров!). «Варваровка» на соединении с одним из заливов по ширине превышает 6 километров! В длину она чуть больше 3 километров. Побережье на двух сторонах напоминает луговое займище. Чуть в стороне продолжают угадываться крыши домов загородных комплексов. Многие используют это место как пляж. Такая же ситуация повторяется и с чуть более узким Береславским «морем», протяженность которого (вместе с протоком) уже 10 километров. Степь оканчивается у воды кустарником и низкорослыми байрачными деревьями – ивой и лохом. В конце южного берега вас ждет большое село Береславка (с магазинами, водонапорными колонками, пунктами автосервиса, АЗС и домами в аренду).

Кромки обеих водных чаш – сплошные заливчики и мыски. На водохранилище попадаются идеальные рыболовные и бивуачные точки. До следующего – Карповского – «моря» канал больше похож на речушку шириной 100 метров. А с «Карповки» (ее габариты 12 на 5 километров) он истончается до 50 метров и очень сильно петляет по лугам (судоходная же «нить» сохраняет ширину 100 метров). Причем именно здесь «водное шоссе» оказывается в донской «зоне», откуда придется совершить подъем еще на 44,5 метра (по последним 4 шлюзам).

Тут же канал впервые встречается с трассой Волгоград-Каменск-Шахтинский. От 2-го до 3-го водохранилища путешественник, идущий по каналу, увидит повороты к населенным пунктам Новый Рогачик, Карповка, забору воинской части «Прудбой» (рядом делать привалы запрещено), подъезды к поселкам Приканальный и Мариновка. В данной части много коряг, рогоза и тростника (еще лучше для рыбы). Весной вставать с палатками опасно. Займище все сильнее пропитывается водой. А вот за ним уже изрезанная балками сухая степь. Как раз на этом участке обилие дорог сделает отдых невыносимым.

Карповское водохранилище с двух сторон охвачено автомобильными и железными полотнами. А заканчивается оно шестикилометровой комфортной для туриста агломерацией Пятиморск–Ильевка. Именно тут находится обставленный несколькими триумфальными арками «финиш» ВДСК, а также монументальный комплекс «Соединение фронтов». Кстати, райцентр Калач-на-Дону находится совсем близко – в 4,5 километрах севернее.

Достопримечательности Волго-Донского канала

Сокровище в равнобедренном треугольнике

Волго-Донской канал считается эталоном произведений гидроархитектуры. Точность расчетов реально проиллюстрировать следующим фактом. Мысленно соедините арку шлюза №1, маяк и фигуру Ленина. Получится идеальный равнобедренный треугольник. Что касается бросающейся в глаза песчаной косы, то ее специально намывали для маяка. Причем тут сокровища? Слушайте дальше. Когда-то восхититься чудом в СССР приезжал иранский шах. Он взял с собой очаровательную жену. А жена, в свою очередь, взяла с собой очень дорогую брошь. Традиционный волжский «ураганчик» блестяшку сорвал. Красота упала в камеру входного шлюза. Мог бы разразиться международный скандал. Водолазы потратили на поиск брошки несколько суток. Молва заканчивает сию историю по-разному. Не понятно кто нашел пропажу – подводники или ныряльщики из аборигенов города-героя. Засекречено. Известно лишь, что шахская супруга с тех пор точно ее не видела. А, может, драгоценность еще на глубине, и ее можно найти. Как кости мамонта в девятом шлюзе…

Музей

…Эту и многие другие легенды вы услышите от специалистов по изучению истории описываемого сооружения. Волго-Донской канал имеет свою официальную мемориальную экспозицию, которая находится на одном из первых участков его набережной. Помещений тут несколько – зал с картами макетами, газетными статьями и фото, большая комната с личными вещами Жука и Карпова (следующий начальник строительства) и даже обычных заключенных (в том числе немецких военнопленных). Имеются детали вышедшего из строя гидростроительного оборудования и даже самый древний в России пульт – от радиолы 50-х годов (разумеется, с ней самой). Он с огромными кнопками-клавишами.

Арки

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал на старте, финише и на подъемах украшен заметными издалека триумфальными сооружениями. Арки сделаны на манер Елисейских (Парижских) – их фронтон украшают барельефы с большим количеством лавровых венков и знамен. Первая (во входном русле) размером с 5-этажный дом. Она несет в себе полное название канала. На старте и финише «реки» имеются колонны с фигурами различных всадников. Ну а в основном на всех арках запечатлены мирные (трудовые) подвиги советского народа.

Городок Пятиморск

Волго-Донской канал имеет непростую «конечную станцию». На входе в Дон был построен населенный пункт, которому пророчили будущее мегаполиса. Арки на последних шлюзах, монументальные ансамбли, широкие улицы и площади, просторные «празднично» отделанные скверы (в одном из них парк сказочных скульптур). Дома строили капитально, на века. Однако Пятиморск остался обычным поселком, не получив даже статуса районного центра. Имя его означает, что из последнего шлюза водным путем можно попасть на 5 морей (благодаря другим каналам, на которые выводят Волга или Дон).

Памятники на канальных набережных

Арки и шлюзы Волго-Донского канала не исчерпывают все монументальное богатство рукотворного ландшафта, создававшегося одновременно с ВДСК. Есть еще и памятники.

На «старте» (на углу восточного берега) мы видим самую большую в России фигуру Ленина (57 метров). Разговор пошел о набережной, которой кончается сквер Юбилейный.

Главная изюминка Пятиморска – монументальная группа «Соединение фронтов». Дело в том, что в ноябре 1942г., при освобождении Сталинграда и окрестностей именно в этой точке встретились Юго-Западный, Донской и Сталинградский фронты Красной Армии. Место расположения – правый берег аванпорта шлюза 13. Высота – 16 метров. Композиция, состоящая из фронтовых знамен, здоровающихся танкиста, нескольких автоматчиков и медсестры (трубящей в горн) видна за 12 км. На горку ведут ступени.

Туризм и отдых на Волго-Донском канале

В июне-августе температура воды в Волго-Донском канале не менее 22 «положительных» градусов. В связи с этим люди еще давно организовали на берегах искусственного русла много «диких» пляжных зон. Первая встретит вас у детского лагеря «Чайка» (поселок Кирова). Вторая – на территории дома отдыха «Березовые дали» (коттеджный поселок XIX Партсъезда). Третья – в СНТ «Энергетик». Следующие – в поселке Майский (Калачевский район, Варваровское водохранилище). Два последних – в Береславке и в Пятиморске. Речь идет о мелком чистом песочке и ровном заходе в воду…

От 11-го до 13-го шлюза включительно рядом с судоходным руслом бежит параллельный проток канала, похожий на лабиринт. Он сильно зарос рогозом и всякой травой. Глубины тут до 6 метров! Рыбы полно, причем всякой… Рыбаки и купальщики, ставьте палатки. Административно это – окрестности Прудбоя, Карповки и Мариновки (трасса А-260).

Волго-Донской канал стал объектом недорогой коммерческой 5-часовой экскурсии, стартующей из Волгоградского порта на мини-теплоходах. В программе – показ всех описанных нами достопримечательностей (часто тур стартует в музее), прослушивание множество легенд и, разумеется, фотосессия на фоне монументов и триумфальных арок. Главная ее «изюминка» – таинство шлюзования. Вы изучите весь интересный процесс!

Волго-Донской канал

Самостоятельно рекомендуют путешествовать именно с речниками-профессионалами, на их катерах и моторках. Ходить здесь на байдарках – дело неблагодарное сразу по многим причинам. Город (начало пути), охраняемые стратегические объекты, запрос на шлюзование, сильно обмелевшие обходные протоки, близость к оживленным авто и ЖД-трассам. Вряд ли все это доставит вам удовольствие. Так, к слову, говорят сами аборигены. Легче выбрать себе райский кусочек берега уже в Калачевском районе, двигаясь по наземному пути. На своем авто или на пригородном автобусе (дороги всюду).

На «перегоне» шлюзов 3-4 функционирует удобный детский лагерь отдыха – «Чайка».

Рыбалка и охота на Волго-Донском канале

Волго-Донской канал – замечательная фактория для рыболовного и охотничьего отдыха. Сразу стоит оговориться насчет второй разновидности промысла. Она доступна только на тех фрагментах ВДСК, которые лежат на территории Калачевского района (земли, предшествующие ему – это городские и поселковые кварталы, а также дачная зона). Из всех животных тут водится только болотно-луговая дичь, которую можно стрелять весной и осенью. А преобладают утиная и гусиная птица. Запрещен отстрел летунов-хищников, казарки краснозобой, дрофы, чирка мраморного, савки, пискульки и пеликана кудрявого.

Волго-Донской канал предоставит замечательную рыбалку в двух локациях. Первая – так называемые «генеральские» дачи. Это – переходное пространство от Волгограда к населенным пунктам Светлоярского района (дачные общества и загородные жилые комплексы «Полезный Отдых», «Портовый», «Литейщик», «Нефтепереработчик», «Мечта», «Якорь 1», «Якорь 2» и «Якорь 3»). Второе урочище – дублер канала в районе Прудбоя, Карповки и Мариновки, а также берега реки Карповка (протекает там же). Тут тихо, глубоко, много тростника и коряг. Везде доступны щука, окунь, судак, лещ, язь, ерш, верхоплавка, чехонь и густера.

Волго-Донской канал на своем протяжении имеет нерестовые ямы (на территории водохранилищ). С апреля по начало июня лов рыбы здесь ограничен. Не стоит также забывать, что в Красную книгу записаны осетр-шип, азовская белуга и волжская стерлядь.

Приезжайте в отпуск в Волгоградскую область! Волго-Донской канал с его заметными архитектурными, скульптурными, а также историческими достопримечательностями заставит запомнить поездку на долгие годы. А ландшафты, через которые он проложен, не оставят равнодушными «походников» (в том числе и любителей катеров).

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал — судоходный канал, расположенный на территории Волгоградской области (Россия), соединяющий реку Волгу с рекой Дон. Канал был построен в 1948-1952 годах. Является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России, связывая Азовское и Черное море с Каспийским, а через Волго-Балтийский канал и Беломорско-Балтийский — с Балтийским и Белым морями.

Навигация на Волго-Донском канале начинается 1 апреля и заканчивается 27 ноября. Поддержанием навигационной обстановки и обеспечением судоходства на Волго-Донском канале занимается ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП».

90% трафика судов приходится на грузовые перевозки. Местных пассажирских перевозок водным транспортом нет. По каналу проходят маршруты круизных судов в Ростов-на-Дону и в обратном направлении из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда и Перми.

Длина Волго-Донского канала — 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала — 4 метра, ширина — от 80 метров. Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 однокамерных шлюзов, три насосные станции, 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения, три плотины, 17 дамб, 11 лотков.

Уровень Дона на 44 метра выше уровня Волги, поэтому канал питается донской водой, которая подается в водораздельные водохранилища канала — Карповское, Береславское и Варваровское, а оттуда поступает в канал.

Канал берет свое начало в городе Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13. Также в состав канала входят два шлюза, расположенные на реке Дон: шлюз №14 и шлюз №15 в городе Волгодонск Ростовской области.

В составе шлюзов канала можно выделить Волжскую лестницу, по которой суда поднимаются от Волги к водоразделу с Доном на высоту в 88 метров (шлюзы №1 — №9), а в составе нее — Чапурниковскую лестницу шлюзов (9 км), которая включает в себя шесть шлюзов (№4 — №9) в которых суда поднимаются на 50 метров.

Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР. Авторы архитектурной обработки сооружений канала: Поляков Л. М. — руководитель; Бирюков С. М., Борис Г. Г., Демидов С. В., Ковалев А. Я., Мусатов В. В., Паньков М. В., Рочегов А. Г., Топунов Ф. Г., Якубов Р. А.; скульптор Мотовилов Г. И.; инженеры: Жук С. Я., Марсов В. А., Осколков А. Г., Шахов Н. В., Савиных Е. А.

История строительства Волго-Донского канала

Волго-Донской судоходный канал соединяет Волгу и Дон в той точке, где они максимально приближены друг к другу. Это удобное положение не раз приковывало внимание правителей, строить здесь канал замышлял и турецкий султан Селим Второй в 1569 году, и царь Петр I в 1697-м. До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, но против строительства выступали владельцы железных дорог, не желавшие терять грузопоток.

В 1920 году по плану ГОЭЛРО вопрос о строительстве был снова поднят, но итогом стало начало строительства Манычской шлюзованной системы — через реку Дон, реку Маныч, озеро Маныч-Гудило и ряд рек построить искусственный канал до Каспийского моря, трасса которого проходила бы южнее ныне существующего канала.

Во второй половине 1930-х и начале 1940-х западный участок Манычской системы был сдан в эксплуатацию, но реализовать его до конца помешала Великая Отечественная война. После её окончания было принято решение о строительстве канала по существующему месторасположению.

Работы по сооружению канала начались в 1948 году. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина, хотя изначально предлагалось дать каналу имя Сталина.

Судоходные шлюзы на Волго-Донском канале

Шлюз №1 (Волгоград)
Шлюз №2 (Волгоград)
Шлюз №3 (Волгоград)
Шлюз №4 (поселок Имени XIX партсъезда)
Шлюз №5 (поселок Южный, Волгоград)
Шлюз №6
Шлюз №7 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №8 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №9
Шлюз №10 (поселок Пархоменко)
Шлюз №11 (поселок Комсомольский)
Шлюз №12 (поселок Октябрьский)
Шлюз №13 (поселок Пятиморск)
Шлюз №14 (река Дон, Волгодонск)
Шлюз №15 (река Дон, Волгодонск)

Водохранилища на Волго-Донском канале

Мосты на Волго-Донском канале (от шлюза №1 к шлюзу №13):

Автодорожный мост в Волгограде у шлюза №1
Железнодорожный мост в Волгограде у шлюза №2
Автодорожный мост в обход Волгограда (строится)
Железнодорожный мост у шлюза №9
Железнодорожный мост у села Червлёное
Ивановский автодорожный мост у села Червлёное
Подъёмный автомобильный мост (шлюз №10)
Мариновский автодорожный мост у поселка Октябрьский
Железнодорожный мост у шлюза №12

Прочие объекты

Аварийно-ремонтные ворота №141 (село Червлёное)
Аварийно-ремонтные ворота №142 (поселок Береславка)

Насосная станция №31 (поселок Пятиморск)
Насосная станция №32 (поселок Комсомольский)
Насосная станция №33 (поселок Пархоменко)

Паромная автомобильная переправа №311 (посёлок отделения №2 совхоза «Волго-Дон»)
Паромная автомобильная переправа №312 (поселок Береславка)
Паромная автомобильная переправа №313 (поселок Чапурники)

Населенные пункты и города, расположенные на Волго-Донском канале

— город Волгоград
— поселок Береславка
— поселок Имени XIX партсъезда
— поселок Комсомольский
— поселок Октябрьский
— поселок Пархоменко
— поселок Пятиморск
— село Червлёное
— сельское поселение Чапурники

Памятники на Волго-Донском канале

— Монумент героям обороны Царицына (шлюз №10)
— Монумент «Соединение пяти морей» (Волгодонск)
— Монумент «Соединение фронтов» (Пятиморск)
— Памятник Ленину у шлюза №1 (Волгоград)
— Памятник-маяк морякам Волжской военной флотилии (Волгоград)

  • Речные круизы
  • Речные прогулки
  • Транспортный флот
  • Водные пути: каналы
  • Водные пути: озера
  • Водные пути: реки
  • Города
  • Морские круизы
  • Речной справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *