Что написано на царь пушке
Перейти к содержимому

Что написано на царь пушке

  • автор:

ЦАРЬ-ПУШКА

Летом мне посчастливилось побывать в Москве, проездом. Прошел по Кремлю, осмотрел соборы, а на Царь-пушку лишь издали взглянул — спешил на поезд. Напомните, пожалуйста, историю этого орудия.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Отливка пушки в Москве в 1488 году. Миниатюра из лицевого литописного свода. XVI век.

С. Каширский (г. Иркутск).

«Царем» в русском обиходе называют не только монарха, главу государства, но и все, что выделяется из обыкновенного ряда: царь-птица — орел, царь зверей — лев, царь-девица — зачинщица всех шалостей девичьих, она уж никому спуску на даст. Вот такие два необыкновенных «царя» стоят возле Ивановской колокольни — Царь-колокол и Царь-пушка.

Царь-пушка действительно грандиозная: ее вес — 39 312 кг, калибр — 890 мм, длина — 5 м 34 см. Она искусно отлита из бронзы, художественно отделана, украшена богатыми орнаментальными композициями.

На теле ствола находятся восемь скоб, к которым крепились канаты для перемещения пушки. У передней правой скобы, рядом с изображением царя Федора Ивановича, сидящего на коне со скипетром в руке, видна такая надпись: «Божиею милостию царь и великий князь Федор Иванович государь и самодержавец всея великия Росия». На верхней части ствола еще две надписи: справа — «повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», а слева — «слита бысть сия пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов».

Итак, создателем ее был один из самых известных пушечных и колокольных мастеров — Андрей Чохов, сотворивший это чудо литейного искусства в 1586 году. Кроме Царь-пушки в Москве и Петербурге есть еще несколько его пищалей и мортир, а также колокол «Реут» весом 2000 пудов. Предполагалось, что Царь-пушка будет использоваться на поле боя установленной наклонно в специально выкопанном для нее окопе, и поэтому лафета не делали. Нынешний лафет по рисунку художника А. П. Брюллова был изготовлен в 1835 году на петербургском заводе Берда, в чем каждый может убедиться, взглянув на торец оси лафета, где есть надпись «Бердъ 1835». Рядом с пушкой лежат чугунные ядра (каждое весом в 1000 кг), но она должна была стрелять не ими, а картечью (дробом) и называлась «Дробовик российский». Эти ядра чисто декоративные, изготовлены также на заводе Берда.

Возможно, что Царь-пушка первоначально стояла на Красной площади. В XVIII веке ее перевезли в Кремль и поставили во двор Арсенала, в 1843 году поместили у старого здания Оружейной палаты, так как «постановление старинных орудий у палаты будет прилично и соответственно уже потому, что само здание ее назначено для хранения достопамятностей». Здесь Царь-пушка находилась почти сто двадцать лет, до 1960 года, когда здание разрушили для постройки Дворца съездов. Пришлось Царь-пушке еще раз переезжать — теперь к Ивановской колокольне.

Царь-пушка

Царь-пушка

Одна из визитных карточек Кремля и Москвы это конечно Царь-пушка. Царь-пушка занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая крупнокалиберная пушка. Рядом с пушкой находится информационная табличка с надписью: “Царь-пушка отлита из бронзы в 1586г. на московском пушечном дворе мастером Андреем Чоховым. Чугунный лафет изготовлен в 1835 г. на заводе Берда в Петербурге по эскизу архитектора А.П. Брюлова. Калибр ствола – 890 мм, длина ствола – 5340 мм, вес ствола – 40 тонн, лафета – 15 тонн, ядра – 1 тонна ”.

Несмотря на то, что изначально пушка была создана для обороны Кремля, выглядит она очень парадно и величественно. Ствол декорирован красивым орнаментом. В передней части пушки, почти у среза ствола находится изображение царя Федора Ивановича на коне. Над изображением царя нанесена надпись: “Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия”. Сверху посередине пушки нанесено еще две надписи: “Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине” и “Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов”.

Отдельное внимание заслуживает лафета, отлитая гораздо позже, можно сказать является шикарной короной величественного орудия XVI века. На лафете изображен рисунок с замысловатым переплетением цветов, а среди этих узоров запечатлена борьба льва со змеей. Спицы огромных колес так же представляют собой переплетение листьев.

История создания

Пушка была создана в 1586 году как орудие для защиты кремля. Изначально она была установлена на Красной площади у лобного места. В XVIII веке Царь-пушка была перемещена в Кремль и больше не покидала его пределов. В 1960 году пушка была перемещена к Соборной площади. В 2001 году была создана копия Царь-пушки и подарена украинскому городу Донецк.

Традиции

В 1980 году во время ремонта пушки было выяснено, что пушка один раз да стреляла. По одной из легенд выстрел был произведен прахом Лжедмитрия.

Как добраться

Добраться до Царь-пушки очень просто. Приезжаете на станцию метро Александровский сад и выходите в Александровский сад у стен Кремля. Здесь же у метро вы увидите билетные кассы в Кремль. Приобретя билет, вы тут же подымаетесь в Кутафью башню, пройдя по мосту, через Троицкую башню вы попадаете на территорию Кремля. Далее идете прямо до Сенатской площади и поворачиваете направо и идете до Колокольни Ивана Великого, рядом с которой находится Царь-пушка.

Царь-пушка

Царь-пушка в Московском Кремле

Когда-то Царь-пушка находилась у Лобного места и защищала подступы к Спасской башне, в Кремль ее перенесли уже в XVIII веке. На бронзовом стволе можно прочитать, что вес пушки 2400 пудов, или почти 39,5 тонны. Длина ствола — 5 м 34 см, диаметр — 120 см, калибр — 890 мм, а толщина стенок — около 15 см. Это орудие устрашающих размеров было отлито при царе Федоре Ивановиче в XVI веке для того, чтобы, как и сегодня, поражать воображение людей.

На пушке имеются изображения и надписи, которые с земли рассмотреть невозможно. С правой стороны на дульной части — портрет Федора Ивановича на коне и в царском венце. Государь изображен в воинском уборе и со скипетром в руке. Возле надпись: «Божию милостию царь и великий князь Федор Иоаннович государь и самодержец».
Следом — другая, уже относящаяся к заказчику орудия (в данном случае — он же): «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоанновича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине».
Наконец, с левой стороны — еще одна надпись, содержащая «выходные данные» и имя мастера: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». То есть она отлита в 7094 году от Сотворения Мира, или в 1586 году от Рождества Христова, в третий год царствования царя Федора Ивановича, пушкарем Андреем Чоховым. Все описанное относится только к стволу. Лафет с колесами, украшенный львиной головой и орнаментом, сделан на два с половиной века позже — в 1835 году. Вес лафета — около 34,5 тонны. Ствол отлит из бронзы, а лафет — чугунный, раскрашен под бронзу.

История Царь-пушки

Нынешнюю Царь-пушку создали «на удивление простому народу и на устрашение приезжавших тогда в Москву татар», как сказал один из историков. Автор идеи — Борис Годунов, шурин царя Федора Ивановича, фактически управлявший в те годы государством. Литейщики Пушечного двора, стоявшего на берегу реки Неглинной (примерно там, где ныне находится магазин «Детский мир»), под руководством Андрея Чохова выполнили государственный заказ особой важности и отлили самое большое артиллерийское орудие своего времени. По конструкции ствола можно предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью, для которой в то время применяли мелкие камни.

В конце XIX века Царь пушка стояла возле старых Кремлевских казарм.

После отливки пушку, по замыслу Годунова, поставили на Красную площадь перед Покровским собором рядом с Лобным местом. Царь-пушка усиливала значение трибуны, откуда читались царские указы и сами цари обращались к народу. Одновременно она демонстрировала военную мощь русского государства и символически охраняла Покровский собор и Спасские ворота.

Борис Годунов также польстил самолюбию соотечественников, которые теперь могли с гордостью заявлять, что самая большая пушка в мире стоит в Москве на Красной площади. С другой стороны, это способствовало популярности самого Годунова.

Изображение Федора Иоанновича на коне любопытно в историческом контексте. Дело в том, что из всех русских царей он был наименее склонен к ратным подвигам. Если бы не гнев Ивана Грозного, стоивший жизни его старшему сыну, Федор никогда не оказался бы на троне и провел бы незаметную богомольную жизнь в тиши дворцовых церквей. Однако Годунов понимал, что народу следует показать облик не только благочестивого, но и воинственного царя. Так Царь-пушка стала еще и орудием наглядной агитации. Спустя несколько лет, в 1590 году, Борису Годунову удалось убедить Федора Иоанновича принять образ, в каком он был отлит в бронзе. На коне, в воинском уборе царь повел 300-тысячное русское войско в военный поход против шведов. Прежде в качестве полководца, пусть даже для вида, он никогда не выступал.

Неизвестно, где пушка находилась в течение всего XVII столетия. Скорее всего, где-то на задворках Кремля, куда после воцарения династии Романовых стремились убрать все, что напоминало о Борисе Годунове. Сведения о пушке появляются вновь в начале 1700-х годов, когда Петр I установил ее среди прочих исторических орудий во дворе выстроенного им Арсенала.

В 1812 году половина здания Арсенала была взорвана французами, и деревянный лафет Царь-пушки сгорел. Наконец в 1835 году император Николай I одобрил решение установить исторические русские орудия возле Кремлевских казарм, а трофейные, отбитые у разных неприятелей, — вдоль здания Арсенала. Царь-пушка и самое длинное кремлевское орудие «Единорог» заняли самое видное место на углу Сенатской площади.

Эскизы лафетов сделал архитектор Александр Брюллов, брат известного живописца Карла Брюллова. Чертежи для них окончательно доработал генерал-майор де Витте, директор комиссии, которая занималась восстановлением кремлевских сооружений. Заказ был выполнен на судостроительном заводе Берда в Санкт-Петербурге, и благодаря прекрасному лафету пушка вновь обрела свое утерянное величие.

Царь-пушка является одним из объектов осмотра на всех экскурсиях по территории Московского Кремля

Царь-пушка. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и Ко, 1884. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Царь-пушка. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1884. В раме. Размер снимка: 21,7 х 25,7 см. Размер в раме: 45 х 51 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Царь-пушка — памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитый из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе во времена правления царя Фёдора Ивановича. Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм, масса — 39,31 т. Пушка украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части — изображение царя Фёдора Ивановича верхом на коне (виден на снимке). Выше передней правой скобы над изображением царя вылито «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Росия».

На верхней части ствола отлиты ещё две надписи: справа — «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея Великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», с левой стороны — «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Лафеты и декоративные ядра для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 году на петербургском заводе Берда по эскизу архитектора А.П.Брюллова и чертежам инженера П.Я. де Витте.

Царь-пушка до сих пор является крупнейшей гаубицей из всех когда-либо созданных. По калибру она превосходит даже немецкую пушку «Дору» времен второй мировой войны, имеющую калибр 800 мм. Обследование пушки специалистами Артиллерийской академии им. Дзержинского, проведенное в 1980 г., показало, что по строению ствола Царь-пушка является классической бомбардой, предназначенной для стрельбы каменными ядрами весом около 800 кг. Было выяснено, что из Царь-пушки стреляли, как минимум, один раз.

Инициатором создания серий фотографий стал известный московский предприниматель Николай Александрович Найденов (1834—1905) — московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 и Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.

Внимание! Вы можете получать информацию о новых поступлениях в наш магазин на свой e-mail. Подробнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *