Великая китайская стена за сколько можно пройти пешком
Перейти к содержимому

Великая китайская стена за сколько можно пройти пешком

  • автор:

Интересные факты о Великой Китайской стене

Интересные факты о Великой Китайской стене

Великая Китайская стена – одно из величайших достижений человечества и одно из самых больших сооружений на планете. Хотите узнать больше о Великой Китайской стене? Вот 10 интересных фактов о знаменитом фортификационном сооружении, о которых, держу пари, вы даже не догадывались!

  1. Великую Китайскую стену нельзя увидеть из космоса. Большинство людей верят в миф, быстро распространившийся по всему земному шару, о том, что астронавты могут видеть стену из космоса невооруженным глазом. Но это неправда, без телескопа она не видна из космоса.
  2. Большая часть строения была восстановлена во времена династии Мин. По оценкам экспертов, участки, датируемые этим периодом, охватывают 8851,8 км (5500 миль). Именно династия Мин занималась укреплением стены. Для обеспечения лучшей защиты деревянные секции заменили каменными.
  3. Официальная длина Великой Китайской стены составляет 21196,18 км (13170,7 мили). Фактически, это самое длинное искусственное сооружение в мире. На полный проход по ней потребуется более 18 месяцев.
  4. Большая часть стены построена из кирпича, однако вместо песка и цемента в качестве связующего материала были использованы известковый раствор и клейкая рисовая мука.
  5. Бадалин – самая посещаемая часть стены. Это один из наиболее сохранившихся участков, который был полностью отреставрирован. Это также первая секция, которую правительство Китая открыло для туристов. Бадалин был построен во времена династии Мин, в начале 1500-х годов. Он популярен еще и потому, что до него легко добраться из Пекина. Этот участок стены ежедневно посещает более 20000 человек! Это на 5000 посетителей больше, чем ежедневно принимает парижский Лувр.
  6. Средняя высота стен варьируется от 6 до 7 метров (от 20 до 23 футов). Самая высокая точка достигает 8 метров (30 футов).
  7. Великую Китайскую стену частично разрушил Чингисхан. Большинству туристов может показаться, что такая мощная стена обязательно остановит захватчиков. Но на протяжении всей истории Китая многим завоевателям удавалось преодолевать стены в некоторых ее секциях. Самым известным из захватчиков был Чингисхан, который разрушил часть стены и оккупировал близлежащие территории Китая.
  8. Великой Китайской стене около 2700 лет. Первые упоминания о ее строительстве датируются 7 веком. Однако большинство секций, которые все еще сохранились, были возведены во времена династии Мин. Изначально стены были построены в основном из дерева, земли и других простых материалов. Позже начали использовать камень для укрепления стен.
  9. Название «Великая Китайская стена» вводит людей в заблуждение, поскольку это не просто одна сплошная стена, а скорее совокупность стен, которые соединялись между собой на протяжении веков.
  10. Треть стены уже исчезла. Из-за ненадлежащего ухода и негативного влияния окружающей среды многие части фортификационного сооружения обсыпались и разрушились. Эрозия, вероятно, продолжит наносить серьезный урон строению в ближайшие годы. Часть сооружения была также разрушена во время Культурной революции. Великую Китайскую стену объявили символом деспотизма. Противники режима разрешили местным жителям разобрать древнее сооружение на стройматериалы.

Приглашаем Вас в четырехзвездочный отель Астрал, где каждый номер — отдельная страна. Кстати, есть и номер Китай. Состоит он из двух комплексов А и В, которые находятся в разных частях города. Комплекс А — в исторической, где до главных исторических достопримечательностей 10-15 минут идти пешком, а В — в современной. Каждый номер — уникален и соответствует определенной стране мира. Помимо дополнительных услуг, в стоимость проживания включено посещение аквацентра, одного из лучших в Ленинградской области.

Великая Китайская стена

Мао Цзэдун и Великая Китайская стена — это, наверное, самые частые ассоциации к слову Китай. И если на Мао Цзэдуна уже 40 с лишним лет как не посмотришь (ну, разве что в мавзолей сходить), то на Стену съездить можно запросто. И очень нужно! Это прямо-таки мастхэв для туриста в Китае. Так что при первой возможности я понеслась туда.

万里长城 — название Стены на китайском языке. Дословный перевод — «Длинная Стена в 10000 ли» (ли — китайская мера длины, равная половине километра). Не знаю, сколько в ней на самом деле ли, но она очень длинная, это точно). Поэтому под осмотром Китайской Стены подразумевается то, что вы поедете на один из многих ее участков, открытых для посещения. Можно посетить и закрытый, но это уже для совсем тру-туристов). Как и большинство людей, в первый раз я отправилась на участок Бадалин (八达岭长城).

Как добраться

Добраться до Бадалина довольно просто по сравнению с другими участками Стены. Итак, мы можем:

  • Сесть на такси. Сразу можно сказать — это дорого, а если торговаться на китайском вы не умеете, то еще дороже. В лучшем случае, вам скажут 500 юаней, в худшем — и 1000 могут заломить (примерно 150 долларов). Лично я спорить с таксистами не умею, это одна из причин, почему я не пользуюсь их услугами. Вторая: такси в путешествии — только для слабаков! :)))

    Сесть на электричку. Когда я ехала на стену первый раз, я даже не знала про электрички. Это тоже хороший и бюджетный способ, но него есть большое «но». — очереди. Очереди, чтобы купить билет, и очереди, чтобы сесть в поезд, а скорее всего, в поезд придется встать 🙂 Видели бы вы эти толпы на вокзалах. Чтобы сесть на поезд до Бадалина, сперва нужно добраться до Северного Пекинского вокзала (у вокзалов адрес состоит только из названия района и улицы (北京北站)., это проще всего сделать на метро. Нужная нам станция — Xi Zhi Men (西直门), она располагается на второй кольцевой ветке.

  • Самые удобные выходы А1 или E2. Обычно, если станция метро вокзальная, то везде есть указатели, следуя которым вы никак не заблудитесь и найдете вокзал. Как правило, расписание пригородных поездов висит на стене. Выбираем нужный поезд, запоминаем его номер и идем в кассу. Для покупки билетов вам понадобятся загранпаспорта и деньги. Здесь вторая трудность — не рассчитывайте, что тетеньки в кассах говорят хоть немного по-английски. Если заговорит, знайте —вам очень повезло. Поэтому, если вы не знаете китайского, советую номер поезда написать на бумажке и еще показать название пункта назначения, в нашем случае, 八达岭站. Можно, думаю, написать и латиницей — Badaling. А все остальное они поймут. Благо, туристов через них каждый день проходит масса. Если вдруг билетов на тот самый поезд не будет, придется потанцевать перед окошком, но обычно кассир разворачивает к вам монитор, на котором выведен список поездов, и можно просто ткнуть в тот, который вам подходит. Это электрички S2XX, то есть, например, S201, S203, S2087 и т.д. Время в пути примерно 1 час 20 минут. Стоимость билета — всего 6 юаней! Это меньше доллара 🙂 Кстати, если вы человек впечатлительный, чистоплотный и никогда не ездили до этого на китайских поездах, мой вам совет: отложите этот эксперимент до лучших времен. Вот расписание поездов в обе стороны, но оно может меняться.
    • Сесть на автобус. Этим способом воспользовались и я. Это, на мой взгляд, лучше, чем на электричке. Сперва нужно добраться до станции Jishuitan ( 积水潭) на той же второй линии метро. Удобный выход — B2 (на картинке его не видно).
    • В десяти минутах ходьбы от нее располагается автобусная остановка Deshengmen (德胜门), от которой отправляются автобусы на Бадалин и не только.
    • Нам нужны номера автобусов 919 или 877. Обычно там, где останавливаются автобусы на Бадалин, помечено табличкой. И на самих автобусах написано 八达岭长城. Автобус 877 удобнее, с ним вы точно не заблудитесь, так как конечный пункт — Стена. А вот 919 идет дальше, так что если сядете на него, следите за дорогой, вам нужна остановка 八达岭. И будьте внимательны: есть маршрут 919快, который не останавливается на Бадалине. Автобусы отходят каждые минут 15-20. Учтите время: из Пекина рейсы начинаются с 6:00 до 12:00, а обратно — с 10:30 до 17:00. Надписи обычно продублированы на английском языке. Спрашивать у людей рядом лучше не стоит, если вы не уверены, что перед вами обычный турист, как и вы, а не таксист или его подельник — эти вам ничего не скажут, или скажут, что беда-беда-автобусов-нет-давай-увезу-за100500юаней. Будьте осторожны — вы должны сесть в большой автобус, а не в маленькую маршрутку. Время в пути — примерно 1,5 часа. Стоимость билета примерно 12 юаней. Это однозначно выгоднее такси: 2 юаня на метро плюс 12 юаней на автобус, умножить на два (обратная дорога) — 28 юаней. Это всего 4,3 доллара.
    • Сесть на экскурсионный автобус. Такие автобусы отправляются от площади Тяньаньмэнь. По сути вы присоединяетесь к экскурсионной группе. Обычно в их программу включена еще куча всяких вещей, например, посещение сувенирных магазинов. А это отнимает лишнее время и деньги. Если вы не уверены, надо ли оно вам, лучше не использовать этот вариант.

    По прибытии к пункту назначения идите за большой-большой толпой и не ошибетесь. В этом месте основная масса людей идет именно к Стене) Если сомневаетесь, можно выловить иностранцев и спросить у них. Дойдя до касс, покупаете билет.

    График работы и стоимость

    Время работы касс: с апреля по октябрь с 6:30 до 19:00, с ноября по март с 07:00 до 18:00. Входные билеты разные: просто входной и билет, в стоимость которого включен фуникулер. Ориентироваться достаточно легко: самый дешевый в 45 юаней — это входной для пешей прогулки. Те, что дороже — с фуникулером. На кассах все просто, там и надписи на английском есть. Так что если вы не знаете китайского, а кассир английского (что очень вероятно), то надо будет только показать пальцем, что именно вам нужно. Не переживайте, эти люди уже давно наловчились обслуживать туристов без знания иностранного языка. До входных ворот есть куча магазинов, в которых цены уже накручены, есть банкоматы, если вдруг вам не хватило денег. Правда, какая там комиссия, вам никто не скажет)

    На самой стене

    А там ничего и нет, кроме толпы людей и, собственно, Стены 🙂 Шутка. Там много всего: перед тем, как дойти до самой Стены, на пути будет куча магазинчиков, ресторанов и даже гостиниц. Цен не знаю, но представить страшно) Проходя прямо мимо них попадаем, наконец, к Стене.

    Учтите, что от входа до Стены идти довольно долго, плюс прогулка по Стене тоже не самая легкая. Так что, возможно, решение приобрести билет на фуникулер будет правильным. Я, как суровый пешеход, решила пройти все пешком) Лично мне кажется, что сам вход на стену расположен неудобно: прямо посередине участка. Тем, кто любит ходить, как я, одну половину придется пройти два раза. Те, кто едут на фуникулере, просто начинают спускаться по Стене к выходу. Необязательно проходить весь участок: можно пройти от входа до фуникулера и на нем спуститься вниз. Можно прогуляться по одной половине и выйти там же, где зашли. Все на ваше усмотрение.

    Прогулка по Стене — это постоянные спуски и подъемы вверх-вниз. В августе там было неимоверно жарко. Хотя, если в бойницу высунуться, то почувствуете прохладный горный ветерок) Сама Стена, конечно, впечатляет. Даже при том, что на Бадалине толпы народа круглый год и он очень сильно отреставрирован. Мы прошли весь участок от и до.

    Идя по участку, можно увидеть, как Стена вьется вдаль по холмам. В голове только два вопроса: зачем и как? Зачем они ее строили и как они это сделали. Я, конечно, читала исторические справочники, но на самой Стене эти вопросы только усиливаются.

    Наверху стены могут быть редкие продавцы с водой, мороженым и мелкими закусками. Цены ломят — мама не горюй. Морально готовьтесь к тому, что Бадалин — это самый популярный участок. Там всегда толпы людей, да такие, что сфотографироваться так, чтобы на фотографии не было никого, кроме вас, будет непросто, если совсем невозможно. Все потому что этот участок ближе всех к Пекину, и до него легче всего добраться. Если вы не сильны в китайском языке или побаиваетесь, что самостоятельно не доберетесь до других участков, советую начинать с Бадалина — и вдохновляет, и добавляет храбрости)

    Куча людей.

    О чем нужно позаботиться заранее

    Есть оочень крутые спуски!

    1. Если вы не знаете китайского языка, вам могут пригодиться карточки с нужными надписями. Продумайте, какие вам нужны, и распечатайте заранее. Одни мои знакомые ездили так в Пекин, и у них все получилось.
    2. Подумайте о еде и напитках. На стену уходит несколько часов, поэтому позаботьтесь о перекусе, если не планируете обедать в ресторане на территории парка. Еда и вода на Стене в три раза, а то и больше, дороже. Как вам: бутылочка воды за 5 юаней, когда в городе ее можно купить за 1? Если вы не против потратить в два раза больше денег на еду, чем в городе, то можно забыть об этом пункте. Но лично я дорогие рестораны, а тем более, в известных туристических местах, сознательно обхожу за триста метров. Как турист-дикарь обошлась водой, потому что по глупости не захватила ничего съестного. Кстати, большинство китайцев, даже богатых на вид, лезут на Стену с рюкзаками, полными всяких закусок. Чистоты стене это не прибавляет, конечно.
    3. Убедитесь, что ваша обувь удобная и не скользкая. Это очень важно, потому что некоторые участки на Бадалине настолько затерты ногами туристов, что ни них сложно удержаться и не катиться. Камни там реально блестят. В опасных и крутых местах есть перила.
    4. Определитесь со временем. Лучше всего выходить рано утром, чтобы часам к 9 добраться до Стены. Автобусы начинают ходить примерно с 6 утра. Приблизительно 2-3 часа на обход Стены, и тогда вторая половина дня будет свободна для других приключений. Но можно уделить Стене и весь день.
    5. Если вы едете не в разгар лета, то возьмите с собой хотя бы одну теплую вещь. Это все-таки горы.

    Кстати, к вопросу о том, видна ли Великая Китайская стена из космоса. Разные источники утверждают разное. Но если подумать, то, скорее всего, нет. Это сооружение не тех размеров: в среднем, ширина стены около 6-8 метров, а высота — 8-10. И даже ее длина ситуацию не спасает. Вы, например, сможете разглядеть нитку с десятого этажа, будь она хоть с километр длиной?) К тому же, время оставляет свои следы. И во многих местах Стену уже на земле то не разглядишь, куда там из космоса. Хотя, возможно, если точно знать, где она находится, и можно что-то увидеть. Если доведется сгонять на МКС, расскажу)

    После этого я была еще на трех участках, один из которых — начало Великой Китайской Стены. Бывать на Стене в разных местах — это не скучно: она везде разная с разным настроением. У меня навязчивая идея побывать на всех участках, до которых смогу добраться. Может быть, и получится осуществить)

    Читайте также:

    • Цены в южном Гоа
    • Дворцы Праги
    • Рестораны и кафе Паттайи
    • 5 отелей в Египте с хорошим заходом в море

    Go! Go to Tour!

    Нет смысла ехать в Китай и не планировать посещение Великой китайской стены. Тем более что от Пекина до ближайшей экскурсионной точки восьмого чуда света буквально рукой подать – 75 км.

    Открыта для посещений не вся китайская стена. Стену начали реконструировать в далеком 1957 г. по приказу великого кормчего Мао Дзэдуна. Стену реконструируют до наших дней, открывая все новые участки.

    The Great Wall of China

    1. Бадалин (Badaling).

    Если Ваша задача просто увидеть стену своими глазами, постоять на ней и зафиксировать свое «Я» на фоне великого строения, то достаточно будет добраться до Бадалина, купить входной билет (летом 6:00-22:00, зимой 7:00-18:00), купить билет на фуникулер (дешевле сразу в оба конца), подняться на стену и наслаждаться видами. В стоимость билета входит просмотр кинофильма о строительстве стены в реконструированном амфитеатре Circle Vision Theatre (9:00-17:45) и посещение Музея Великой стены (9:00-16:00). Бадалин — самая посещаемая часть, поскольку длина ее всего 7.6 км пологого движения – т.е. легким прогулочным шагом можно пройти весь участок за пару часов. Однако, минусом такой «доступности» являются полчища туристов, с которыми Вам придется делить ограниченное пространство. Помедитировать точно не получится, но зато этот участок значительно «обжит» в смысле мест для приема пищи и отдыха.

    2. Дзянькоу (Jiankou).

    Если хотите избежать полчищ туристов, то достаточно тихий участок – это Дзянькоу. Участок достаточно длинный, разнонаправленный, потому вид открывается настолько могущественный, что оставляет неизгладимое впечатление величия. Этот маршрут также имеет пологий участок, однако часть маршрута все же доставляет трудность уклоном и ступенями. Плюс в том, что 20 км этого участка позволят Вам найти отрезок, где Вас не будут толкать и отвлекать незнакомой речью – только Вы и ветер и захватывающее дух величие творения рук человеческих.

    3. Мутяньюй (Mutianyu).

    Пологий маршрут 2.2 км. Смотреть там особо нечего, если Вы, конечно, не тонкий ценитель различий в методах постройки и архитектуре царствующих династий Китая. Потому частенько народ плавно перетекает с этого участка на менее пологий участок Губейкоу. Проблема этого участка – стоянка в 300 м от самой стены с непростой каменистой поверхностью и для людей с ограниченными возможностями этот участок не приспособлен абсолютно.

    4. Губейкоу (Gubeikou).

    Маршрут умеренной сложности на 6 км. Проблема этого участка довольно неожиданна – это зона, подвластная военным, потому не рекомендуется переходить пешком из Губейкоу до Цзиньшаньлина.

    5. Цзиньшаньлин (Jinshanling).

    Маршрут для фанатиков. Очень сложный, каменистый и постоянно вверх. Хотя тут как посмотреть – если Вы хотите побыть наедине с великим творением, то такой участок именно то место – народ сюда практически не доезжает – без специальной подготовки горного туризма здесь делать просто нечего.

    Мы представили Вам пункты пекинской части Великой китайской стены. Другие маршруты абсолютно неинтересны и могут быть рекомендованы только тем, кто решил для себя пройти всю доступную часть Великой китайской стены и развалины.

    Советы тем, кто решил посетить Великую китайскую стену:

    1. Лучше берите оплаченный тур или индивидуальное такси (естественно, все деньги после возвращения в Пекин).

    Игры в «дикарей» испортят настроение и грозят потерей денег:

    — Водители автобусов проплачены местными торговцами и без посещения всех лавочек и лачуг с поделками Вы до стены не доедете, потому на прогулку по стене у Вас останется совсем мало времени и придется бежать обратно, чтобы не опоздать на автобус.

    — Кондукторы рейсовых автобусов проплачены местными таксистами и с «детской наивностью» помогают Вам высаживаться на остановках, где до стены пешком не дойдешь, следующий рейсовый автобус нескоро и Вам останется только взять такси буквально за безумные деньги.

    — Автобусные маршруты построены по странной схеме, когда один и тот же номер идет в разные города, потому надо четко знать в какой город едет маршрут из Пекина, и какой от стены в Пекин.

    — Не все кассиры в ж/д кассах знают английский. Конечно, Вам может повезти, и билет вы купите, но опять же надо помнить, что номер электрички к стене нечетный, а обратно – четный. Да, и расписание поездов с китайскими иероглифами понять будет сложно. Плюс, до вокзала и от вокзала придется добираться на автобусах, о сложностях движения которыми мы говорили выше.

    — Не всегда известно расписание работы комплексов, потому можно приехать и никуда не попасть.

    2. Обувь должна иметь нескользящую подошву. Трекинговые кроссовки для туризма с фиксацией голеностопного сустава и супинатором будут идеальны. Не забывайте, что Вы – в Китае, где можно задешево купить отличную реплику известной марки и даже хорошего качества. Потому позаботьтесь о своих ногах, и они позаботятся о Вашем настроении.

    3. Воду надо покупать из расчета, что двигаться Вы будете много. Покупайте воду бутылками по 0.5 л – без газа, несладкую, несоленую. Бутылка в 0.5 л не требует каких-то приспособлений, чтобы пить, потому 2-3 бутылки будет достаточно.

    4. Даже если на улице лето, теплая кофта или ветровка потребуются однозначно. Временами высота стены достигает под 8 м, сама стена извивается по гористой местности и вершинам, потому неожиданные порывы холодного ветра из низин делают некоторые участки некомфортными.

    5. Не лезьте на стену в желании зафиксировать себя выше толпы туристов, не становитесь на 1 ногу и не принимайте позы, которые, возможно, и вызовут улыбку у Ваших друзей, но вообще-то просто опасны для жизни. Стена восстанавливалась, неясно как хорошо зафиксированы камни стены и падать с высоты 3-5-го этажа на каменистый склон ради эдакого кадра не стоит.

    6. Не крадите камень на память, потому что это не те камни, из которых изначально была построена стена. Запомните! Великая китайская стена была практически полностью разрушена в период смуты и войн различных династий, потому то, по чему Вы ходите – это реконструкция того, как возможно выглядела стена сразу после постройки, кирпичи – также реплика по технологии эпохи, к которой относилось строительство. Конечно, реплика выдающаяся и захватывающая дух, но тянуть тяжеленный камень домой не имеет смысла – весьма возможно, что он не старше 1957 года.

    7. Не покупайте сувениры. Самое главное для Вас – впечатления, фото на память и входной билет на открытке. Это то, что останется с Вами навсегда. Сувениры возле китайской стены производятся на тех же заводах, что и сувениры в Пекине, однако, в Пекине эти сувениры стоят дешевле на порядок (или даже на 2). Потому не переплачивайте – подарки родным и знакомым купите в столице Китая.

    8. Торгуйтесь! Торгуйтесь яростно и самозабвенно. Скинуть цену в половину реально возможно.

    9. Ехать можно в любой период года, хотя, несомненно, летом стена выглядит более привлекательно на фоне зелени лесов. Постарайтесь также не попасть в праздники китайского календаря, когда все будет закрыто на каникулы.

    В заключение отметим, что Великая китайская стена стоит того, чтобы Вы приехали на нее посмотреть. И, однозначно стоит того, чтобы Вы опять вернулись в Китай через время. Не так много мест в мире, где дух захватывает от величия необыкновенности, исторической ценности и значимости архитектурного сооружения.

    Великая Китайская стена: история создания, особенности, интересные факты

    Великая Китайская стена: история создания, особенности, интересные факты

    В Азии, в самом сердце величайшего континента Земли, страну, что зовут Поднебесной, прорезает с Востока на Запад Великая Китайская стена. Ее соорудили на скалистых гребнях высотой свыше 1000 метров.

    Великая Китайская стена

    По длине, массе и площади это самое большое и выдающееся сооружение, построенное человеком. Жемчужину древнего мира построили почти из 4 миллиардов кирпичей. 16 млн туристам, которые ее ежегодно посещают, хорошо известен лишь 80-километровый участок возле Пекина. Но если смотреть со спутника, то можно увидеть, что эта стена пересекает не менее 15 провинций Китая.

    Чтобы пройти из одного конца до другого, потребуется два года. Бесконечная стена. Человеческий глаз не может охватить весь масштаб этого невероятного сооружения.

    Новые технологии раскрывают методы строительства, демонстрирующие гений древних рабочих. Технологии, которые, по сути, преобразуют землю в камень.

    Это настоящий архитектурный подвиг – построить огромную стену на такой высоте. Какие революционные технологии позволили китайцам возвести тысячи километров стены менее чем за 70 лет на таком крутом ландшафте? И что за секретный компонент, обнаруженный исследователями, объясняет ее невероятную долговечность?

    История, наука и строительство Великой стены

    Великая Китайская стена обрела всемирную славу во многом из-за уникальной формы. Она вьется через горы Северного Китая. Это невероятное сооружение построили, чтобы защищать Китайское срединное государство от атак монголов.

    Великая китайская стена у моря

    Это самое длинное сооружение, возведенное людьми. Через пустыни и горы оно проходит к морю.

    Свыше ста лет археологи и исследователи путешествовали через Азию и шли по стене пешком, чтобы составить карту этого шедевра. Сегодня исследователи используют технологии вроде космических снимков, чтобы увидеть истинный масштаб строительства.

    Стена пересекает дикие равнины Запада, пустыню Гоби, извивается через горы на севере страны и, наконец, упирается в Желтое море на северо-востоке Китая. Стена столь огромна, что на ее восточном конце солнце поднимается на 1 час 20 минут раньше, чем на западном.

    В 2012 году объявили, что ее длина 6 700 км. Сегодня благодаря новым технологиям вроде дронов и радарных систем на спутниках у археологов есть инструменты для проверки новой гипотезы – стена гораздо длиннее.

    Исследователи считают, что многие отрезки Китайской Великой стены не видны невооруженным глазом, они спрятаны под землей или разрушились в течение веков. Их не учли при расчетах длины. Эта гипотеза подтверждается изучением древних текстов.

    Какова длина Китайской стены?

    В 2007 году Китай обратился к отечественным экспертам, чтобы с помощью новейших технологий перемерить длину памятника. Это военное укрепление, чья история началась свыше 2000 лет назад, в течение столетий постоянно ремонтировалось и перестраивалось.

    разрушенные участки Великой Китайской стены

    Чтобы точно определить длину стены, нужно сосредоточиться на поиске отсутствующих участков, которые были уничтожены или лежат под землей. Цифровые технологии помогли обнаружить видимые руины и с помощью GPS ученые воссоздали разрушенные фрагменты.

    Затем они применили удаленное зондирование с воздуха. При облете районов установленные археологами радары прочесывали землю, чтобы определить точное местоположение каждого сантиметра найденной стены. Для этого на землю излучаются электромагнитные волны, они отражаются на приемник.

    В отдаленных районах пустыни Гоби открываются руины, невидимые человеческому глазу. Так было обнаружено несколько новых участков стены, о которых раньше не знали. Благодаря этому была установлена новая начальная точка стены. Она находилась гораздо дальше, чем та, что отмечена в архивных документах.

    Это не одна стена, а множество, и они расположены по всему Китаю. Согласно исследованию, более 40 тысяч участков. Участки разных эпох, которые сложили вместе в 2012 году, раскрыли подлинные размеры стены. По оценке общая длина составила 21 196 км. Это в четыре раза больше прежней оценки – 6 700 км.

    Великая Китайская стена легко становится самым длинным сооружением на планете. Чтобы пройти стену пешком, человеку потребуется шагать по 8 часов в день в течение двух лет.

    Если сравнить с окружностью нашей планеты – около 40 тыс. км, то стена простирается на половину длины окружности.

    Китайские секреты

    Зондирование раскрывает не только невероятную длину стены. Оно выявило участки, построенные не менее чем за 16 веков до возведения тех секций возле Пекина, которые хорошо известные туристам.

    зондирование Китайской стены

    Как же выглядели те, совсем неизвестные тысячелетние части Великой стены? Какие материалы и технологии использовали для их постройки первые строители?

    Чтобы обнаружить таинственные руины, нужно проехать 2 500 км на северо-запад от Пекина, к воротам Монголии в пустыню Гоби. Тут археологи с помощью спутникового зондирования заново открыли древнейшие руины Великой Китайской стены.

    Высота укреплений составляла 9 метров. По результатам исследований было открыто не менее 168 км новых отрезков стены. Интересно то, что треть все еще в хорошем состоянии.

    Чтобы лучше понять, в чем тут секрет, нужно перейти в микроскопический масштаб. Они сделаны из прессованной земли и песка. Мы представляем себе стену из камня и кирпича, большая часть здешней стены строилась из прессованной земли с добавками, которые, между прочим, остаются тайной.

    В чем же первый секрет строительных технологий, который позволил этим сооружениям выстоять 22 века войн, ветровой эрозии и экстремальных температур в пустыне?

    часть Великой Китайской стены в пустыне Гоби

    Прежде именно традиционные раскопки позволили археологам проанализировать древние стены. Но сейчас, благодаря трехмерному моделированию, можно как никогда раньше, наглядно представить стену.

    Метод строительства древних частей Китайской стены

    Стена состояла из разных слоев местных материалов. Слои спрессованной земли, перемежающиеся сухим тростником. Чтобы построить стену, сначала в деревянную опалубку засыпали землю, затем клали слои тростника и, наконец, утрамбовывали ее.

    как строили Китайскую древнюю стену

    Очень простая технология. Чтобы сформировать стену, на месте перемешивали землю, песок, добавляли воду. Каждый слой утрамбовывался. Прессование придает материалам прочность. В микроскопическом масштабе, таким образом, удаляются пузырьки воздуха. Материал становится более плотным и прочным.

    Но ученым все же непонятно, как эта методика, известная как глинобитное строительство, обеспечивала прочность стен. Как земля превратилась в материал, прочный, как камень и выстояла более 2 тысяч лет?

    Руины обнаружены на расстоянии 100 км от Лессового плато, название которого происходит от очень мелкого песка на его поверхности. При изучении под микроскопом ученые обнаружили, что он на 20% состоит из глины, но есть кое-что еще. На молекулярном уровне они обнаружили молекулы карбоната кальция.

    Карбонат кальция, существующий на Земле в виде известняка, мела, морских раковин, раковин улиток, если его измельчить, он станет цементом для строительных растворов. Видно, что в пустыне Гоби раковины измельчали и добавляли в раствор, чтобы придать ему прочности.

    Уникальный состав Лессового плато, его глинистая почва с мелкими ракушками – один из секретов строителей. При измельчении из раковин получали карбонат кальция – связующее вещество, которое смешивают с водой. При застывании стены необычайно прочны и сравнимы с цементными.

    Тростник-арматура

    Обнаружение под микроскопом молекул карбоната кальция из лессового песка, раскрывает один из секретов прочности стен. Но эксперты при раскопках на местности обнаружили еще одну подсказку, объясняющую долговечность сооружения.

    тростник в глиняной Китайской стене

    Слои раствора, как бетон, заливались вокруг длинных рядов тростника. Но почему китайцы выбрали именно это растение? Для чего?

    Тростник строители использовали для усиления стен, он служит стальной арматурой, которую сегодня применяют бетонщики. Слой камыша является частью фундамента стены, он не только ее усиливал, но и делал более упругой. Основная функция камыша – сделать стены прочными, но его вторая функция не менее важна – это вентиляция стен.

    tajna_gibeli_majya.jpg

    У глинобитных стен есть недостаток – они впитывают влагу. Это полое растение усиливает стены и обеспечивает их вентиляцию. Чередующиеся слои тростника обеспечивали жесткость, стены были крепкими. Если стена намокала – она не впитывала влагу, воздух высушивал тростник, иначе он бы сгнил.

    Наблюдения выявили гений древних строителей. Без современных технологий они обнаружили в пустыне глинистый песок, чтобы успешно построить плотное армированное сооружение, которое само себя высушивает. Невероятно прочная стена, выдерживающая войны и непогоду.

    Одна из восхитительных черт стены в том, что при ее строительстве использовали климатоустойчивые материалы. Тростник гибкий и вентилируемый, он поглощает движение почвы и влияние времен года. Гораздо более устойчивый материал, чем современные жесткие сооружения.

    Новейшие технологии пролили свет на скрытый облик Великой стены. Свыше 10 тысяч км стены состоят из земляных сооружений невероятной прочности, которая понадобилась, когда Срединное царство столкнулось с постоянными атаками с севера.

    Династия Мин

    Несмотря на ландшафт, будь это пустыни, равнины или горы, китайцам нужно было строить с беспрецедентной скоростью. Самый поразительный пример можно увидеть возле Пекина.

    Китайская стена у Пекина

    Здесь с XV века династия Мин построила не менее 8 500 км стены всего за 70 лет. В то время царство столкнулось с самыми опасными врагами в своей истории – с монголами.

    В результате строителям нужно было срочно придумать прорывные технологии, чтобы с молниеносной скоростью возводить тысячи километров стены.

    При династии Мин все были в нетерпении, было крайне важно быстро построить стену. Стройка такой стены с такой скоростью – это настоящий архитектурный подвиг.

    Как же строители династии Мин сумели возвести стену всего за несколько десятилетий?

    Важность новейших технологий для исследований сложно переоценить. Идея в том, чтобы адаптировать строительство к местным условиям – горным гребням. Из-за головокружительных высот на нее трудно взобраться, она покрыта растительностью, многие обрушившиеся секции стены почти невозможно исследовать.

    Из каких материалов сделана Китайская стена эпохи Мин?

    Невооруженному глазу кажется, что строения из-за его серо-синего цвета словно вырастают из горы, но при сканировании стены обнаруживается ее подлинная природа и материалы, из которых ее строили. Если на стены эпохи Мин посмотреть издалека, кажется, что они из камня. Если присмотреться, можно увидеть, что она разбита на составные части.

    материалы использованные при строительстве Китайской стены

    Строители эпохи Мин выбрали гранит, но только для фундамента. Поверх него для ускорения строительства и постройки огромного фасада они решили использовать кирпичи. Это их главная технология, чтобы быстро строить огромные участки стены.

    Природный камень в избытке. Стена в основном проходит по горам. Они могли бы вырезать каменные блоки. Однако пришлось бы попотеть, чтобы придать им квадратную или прямоугольную форму. Поэтому строители предпочли кирпичи, потому что из них легче строить. У кирпича есть и другое достоинство – строители могли делать крупные кирпичи, чтобы ускорить темпы стройки.

    stroitelstvo_piramid_v_drevnem_egipte.png

    Если сравнить китайский кирпич из Великой стены с обычным современным кирпичом, то первый в четыре раза больше. То есть производство строительного материала ускорялось в 4 раза. Такой кирпич весил до 10 кг, а значит секции стены строились быстрее.

    Этот простой, но хитроумный ход позволил построить внушительные 8 500 км стены всего за 70 лет. По скромным подсчетам, для постройки Великой Китайской стены понадобилось 4 миллиарда таких кирпичей. Если их сложить торцами друг к другу, они два-три раза обогнут всю планету.

    Под микроскопом видно, что кирпичи на 75% состоят из глины, пластичный материал, с которым легко работать. Где строители добыли миллионы тонн глины для строительства стены?

    Стена Мин, проходящая по скалистым гребням, находится всего в считанных километрах от узких долин с крутыми склонами. У подножия гор, изучая профиль земли, можно обнаружить большие запасы глины, расположенные между землей и скалистой породой на глубине одного метра. Но на этом ландшафте есть растительность, китайцы выдирали ее и брались за слой глины.

    Подземные печи для обжига кирпича

    Как они обожгли миллиарды кирпичей за столь рекордный срок? Во время предварительных раскопок было сделано замечательное открытие – множество печей под землей.

    подземные печи для обжига кирпича

    Печи под землей они особенной – круглой формы, так называемые «печи-подковы». Согласно летописям, на одну печь приходилось 20 рабочих, а было таких – 271 печь.

    Сотни печей по всей долине прямо возле глины. Близость к сырью сокращала время изготовления и ускоряла транспортировку к месту строительства. Древние кирпичные заводы всегда располагались близко к стене, это экономило силы. Ведь на вершину кирпичи несли люди.

    В печи одновременно обжигали от 5 до 10 тысяч кирпичей. Это как промышленная революция.

    Поместив производство материалов у подножия горы, китайцы поступили очень мудро. Но они также разработали революционный метод обжига, чтобы ускорить поставку кирпича. Кирпичи две недели сохли на солнце, а затем обжигались в печи не менее 48 часов.

    Чтобы ускорить производство, строители нашли хитроумный способ сэкономить время на последней стадии изготовления, когда кирпичи охлаждались. Когда работает печь, кирпичи обжигаются, потом надо два-три дня, чтоб они достаточно остыли для использования.

    Вот что придумали инженеры: если раскопать отверстие на потолке печи и залить внутрь воду, кирпичи остывают быстрее и не трескаются. Эффективная технология охлаждения, придуманная в эпоху Мин, неожиданно повлияла на цвет кирпичей – кирпичи из Великой стены однообразного серого цвета. Это необычно для местности, где при обжиге керамика становится красной. Необычный цвет появляется из-за охлаждения горячей печи холодной водой.

    В результате физической реакции при ускоренном остывании печей строители эпохи Мин навсегда изменили облик Великой стены.

    Непреодолимые стены

    Но когда стену построили, инженеры столкнулись с новым вызовом. Как отразить нападение монголов, чье вооружение становилось все лучше?

    осада монголами Великой Китайской стены

    Монголы пытались порохом разбивать камни и сносить стены, но все было напрасно, стены были крайне прочными. Они стали почти непробиваемы, даже для огнестрельного оружия, пушек, которые использовали, начиная с XVI века.

    Как же строители эпохи Мин придали укреплению необычную прочность? Что за секретные компоненты, обеспечившие невероятную долговечность, хранит в своих недрах стена?

    Если верить специалистам, секрет прочности Великой стены скрывается внутри ее кирпичей. Они крайне твердые – эти кирпичи особенные. Анализ древних текстов вкупе с открытием сотен печей для обжига пролили свет на здешнюю техническую революцию XVI века.

    Управление огнем, температурой – самая сложная вещь при работе с печью. Если обжигать кирпич на открытом огне, он может лопнуть. Строители должны были обеспечивать непрерывный и постоянный жар в печи.

    После высушивания на солнце кирпичи клали друг на друга, оставляя достаточно места для прохождения жара. Но как же кирпичи обжигали, не подвергая огню?

    обжиг кирпича в печи реконструкция

    Раскопки археологов вкупе с трехмерным изображением позволяют лучше понять управление температурой в печи в форме подковы. А также определить роль этой странной круглой земляной крыши.

    Огонь был не под кирпичами, а рядом с ними в тоннеле, который подавал горячий воздух кирпичам. Форма печи нагнетала жар между кирпичами, который выходил через дымоход. Поэтому обжиг при температуре свыше 1000 градусов был особенно равномерным.

    Таким образом, получались особенные кирпичи, их можно было использовать снова и снова. Другими словами, люди эпохи Мин довели обжиг кирпича до совершенства. Технология даже стала военной тайной, а кирпичные заводы круглосуточно охранялись армией.

    Чтобы поставлять тысячи особо прочных кирпичей весом до десяти килограммов каждый, кипела непрерывная работа. Для строительства стены люди подняли в горы почти 4 миллиона кирпичей.

    Какие новаторства скрывают стены?

    Внутри кирпича рабочие скрыли компонент, невидимый невооруженным глазом. Ключевой элемент, который придает кирпичу невероятную прочность.

    раствор используемый для связки кирпичей

    Под микроскопом можно обнаружить камень, в частности, гранит. Очень плотный и твердый материал. Почему же строители не строили из кирпича по всей длине стены?

    Они не использовали лучшие материалы там, где не было необходимости. Кирпичи и камни создают облик – фасад, а внутри был мусор: обрезки камня после создания фундамента, земля, которую отбрасывали, докапываясь до глины. Использовались абсолютно все материалы.

    На гранитные глыбы строители эпохи Мин сбрасывали отходы из гранита и земли, а затем, чтобы утрамбовать конструкцию, ставились каменные блоки.

    Чтобы построить стену невероятных размеров – высотой до 7 метров, даже до 12, на сторожевых башнях, люди применяли искусную технологию. Крутые стены невероятной крепости – их необычайная твердость зависит от последнего компонента, который обнаружили недавно.

    Гиперспектральный датчик позволяет определить химические компоненты стены, например, если в стене цемент. Благодаря таким данным ученые смогли сравнить каждый состав секции стены.

    Они заметили, что раствор, используемый для связки кирпичей в эпоху Мин свыше 600 лет назад, имеет необычный химический состав. Этот уникальный раствор сочетает неорганические компоненты, такие как камни и песок с загадочной органической составляющей.

    Секретный элемент

    Династия Мин не только строила из красивых кирпичей стены, у нее был секретный компонент для скрепления кирпичей. Кирпичи скреплялись раствором, который делает их неприступными не только для людей, но и для природных явлений.

    Великая Китайская стена зимой

    В горах температура падает до минус 30 — 40 по Цельсию. Нужен гораздо более прочный раствор. Что за секретный компонент использовали строители для придания стене невероятной прочности?

    В стене археологи обнаружили странный белый материал. Цвет, который по поверью делает раствор непробиваемым, породил мрачную легенду. Археологи предполагали, что в стену замуровывали умерших строителей.

    Некоторые свидетельства того времени говорят о том, что в стенах хоронили людей. Кости перемалывали на строительный раствор, но пока в самой стене не нашли ни одного фрагмента человеческих останков, лишь останки животных, употребленных в пищу.

    Анализ образцов под микроскопом показал, что строительная смесь состояла из песка, камней и извести, состоящей из карбоната кальция. Но с первого взгляда не видно органический элемент, который обнаружил инфракрасный датчик.

    Образцы раствора были изучены в лаборатории. При помощи йодно-химического теста ученые выяснили происхождение органической молекулы в составе раствора.

    Научный тест показывает, что в образце есть крахмал – органическое вещество, которое обычно вырабатывают растения. Дальнейшее исследование показало, что образец содержит клейкий рис. Чтобы создать один из самых необычных строительных растворов, они использовали компоненты ежедневного рациона – клейкий рис.

    Рис выделяет воду, в которой обнаруживается крахмал. При реакции с известью крахмал усиливает прочность материала. Крахмал содержит молекулы амилопектина. У нее длинные участки, которые захватывают молекулы карбоната кальция из извести и не дают им кристаллизоваться. Они схватываются гораздо прочнее и придают материалу необычайную крепость.

    По результатам тестов было выяснено, что раствор с содержанием от 2 до 5% клейкого риса более устойчив к сжатию – воздействию силы, а его поверхность лучше сопротивляется воздействию воды и воздуха.

    Эти необычные свойства помогли стене в течение столетий выдерживать экстремальные температуры, а также землетрясения и даже пушечный огонь.

    Добавляя раствору прочность, крахмал также защищает молекулы извести, ограничивая их контакт с воздухом внутри раствора. Когда твердая известь выветривается, мягкий известняк внутри затвердевает, и стены становятся невероятно долговечными.

    Эпилог

    Если верить ученым, раствор с клейким рисом – одно из величайших изобретений китайской цивилизации – это первая известная композитная строительная смесь. В ней неорганические компоненты типа камней и песка, а также органический компонент – рисовая мука. Цемент со временем разлагается, а раствор с клейким рисом только твердеет.

    Многие десятилетия новейшие технологии раскрывали тайны Великой стены. Например, ее подлинную длину – 21 196 км. Ее большая часть простояла тысячелетиями благодаря глинобитной кладке и слоям тростника.

    Научный анализ показал, как глиняные кирпичи и композитный раствор обеспечивают прочность самого известного участка стены. Но исследователи считают, что они знают еще не все.

    Это памятник, живущий в гармонии с природой, извивающийся через пересеченную местность и заставляющий специалистов строить догадки о технических и человеческих возможностях для его постройки. Даже сегодня в некоторых местах невозможно взобраться на стену. Исследователи понятия не имеют, как строителям удалось построить некоторые башни…

    23.11.2022 18:30

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *