Усадьба в кузьминках кому принадлежала
Перейти к содержимому

Усадьба в кузьминках кому принадлежала

  • автор:

Усадьба «Влахернское-Кузьминки»: история и современность «Русского Версаля»

Сегодняшний пост — продолжение рассказа о природно-историческом парке «Кузьминки». В прошлый раз я рассказала о великолепных прудах, вокруг которых раскинулся парк. Сегодня я приглашаю вас познакомиться со старинной московской усадьбой «Влахернское-Кузьминки», являющейся частью современного культурного комплекса.
Для того, чтобы дать некоторое представление об этом уникальном месте, расскажу вам коротко историю усадьбы.

Краткая история усадьбы

Земля, получившая название «Кузьминки», и стоявшая здесь одинокая мельница, изначально принадлежали Симонову монастырю. В 1702 г. Петр I землю у монастыря отобрал и подарил Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714), который, собственно, ничего здесь и не менял за время своего владения. Строительство началось уже после смерти Строганова, когда земли перешли его вдове и детям.
В 1716 году в Кузьминках построили церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери. Вот в честь нее имение и назвали Влахернским. Вот откуда столь необычное название усадьбы.
Петр I любил эти места за красоту, бывал здесь, останавливался в маленьком деревянном домике, построенном для него. К этому времени усадебный комплекс уже был построен.
Следующим официальным владельцем усадьбы стал один из сыновей Строганова — Александр Григорьевич. Именно он создал на реке плотины и изменил форму прудов, после чего они стали похожи на реку.
Следующей хозяйкой усадьбы стала дочь А.Г. Строганова — Анна Александровна (1739-1816).
В 1757 г. она вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731-1804). Усадьба досталась Голицыну в приданное. Начался «золотой век» (даже полтора века!) усадьбы «Влахернское-Кузьминки».

Голицын разбил в усадьбе французский и английский парки. Английский (ландшафтный) парк Кузьминок был одним из первых в Москве. Французский парк создавался по подобию парка в Павловске по 12-ти лучевой системе. Так же Голицын перестроил все имеющиеся постройки — дворец, церковь, конный двор, пристани и пр.
Вот так впечатляюще выглядела усадьба той поры на плане-схеме.

Но максимального расцвета Кузьминки достигли в 19 веке при Сергее Михайловиче Голицыне (1774 — 1859).

Глядя на старые фотографии и гравюры усадьбы поражаешься ее красоте, удивляешься величию и размаху, с которым творили наши предки. Не меньше поражаешься и той безалаберности и равнодушию, с которым другие предки все уничтожали и рушили.

Чтобы вы немного поняли, что такое усадьба «Кузьминки», назову несколько фактов.

Строили усадьбу величайшие зодчие — Баженов, Казаков, Жилярди, Росси, Витали, Воронихин и др.
Благодаря им усадьбу «Влахернское-Кузьминки» называли и «Подмосковным Версалем» и «Русским Версалем», потому что она действительно соответствовала уровню самых роскошных образцов архитектурного и садово-паркового искусства.
На литейных заводах Голицыных были отлиты из чугуна несколько шедевров усадьбы, например, фигуры грифонов и львов на главных воротах, скульптурные композиции Клодта «Укрощение коней» (копии в Петербурге на Аничковом мосту) и много-много других уникальных предметов.

Кузьминки были любимы во все времена. Их посещали императоры, полководцы, поэты, писатели, художники. Да и сейчас старая усадьба привлекает огромное количество людей, а парк является одним из самых нежно любимых москвичами и гостями города.
Еще до революции все постройки усадьбы, кроме главного дома, стали сдаваться под дачи. Уже тогда Кузьминки были популярным местом отдыха.
В 1912 году в главном доме разместился госпиталь. Спустя четыре года весь дворец и один из флигелей сгорели и восстановлены уже не были. В тридцатых годах 20-го века здесь построили новое здание, которое прежней ценности уже не представляло.

В 1918 г. на территории Кузьминок разместился Институт экспериментальной ветеринарии, который просуществовал 83 года (до 2001 г.) Что наворотили эти граждане-ветеринары трудно перечислить. Рубили под корень, в прямом и переносном смысле слова, уникальные предметы паркового ансамбля, различные постройки, парковые деревья и пр.

Кузьминки сегодня

Сегодняшний день усадьбы вселяет надежду. Даже в своем современном состоянии усадьба «Влахернское-Кузьминки» остается самой большой среди усадеб Москвы и Подмосковья по количеству находящихся здесь объектов — их двадцать. К сожалению, в основном это новоделы.
Восстановлено здание Конюшенного двора с Музыкальным павильоном — уникальный образец архитектуры в стиле ампир. Также восстановлена церковь, Львиная пристань, Дом на плотине. Читала, что в планах стоит восстановление и главного дворца. Как бы это было замечательно!
На территории Кузьминок располагается три музея: Музей русской усадебной культуры, Музей старинных автомобилей и экипажей и Музей Константина Паустовского. В этом плане Кузьминки идеальное место для отдыха — и в музей сходить можно, и просто прогуляться, отдохнуть.

Прогулка в «Кузьминках». Продолжение

Мы в поисках интересного энергично шли по тропинке Кузьминского парка, как вдруг за деревьями появилось нечто. То был мостик, горбатый каменный мостик. Стало понятно, что самое «вкусное» только начинается. С этого момента от симпатичных старинных сооружений (настоящих и восстановленных) меня было не оторвать.

Усадьба в кузьминках кому принадлежала

Слабовидящим
Парк Кузьминки
Презентацияя парка
Выбрать другой парк
Музей-усадьба Люблино
Презентацияя парка
Выбрать другой парк
Московская Усадьба Деда Мороза
Презентацияя парка
Выбрать другой парк
Парк имени Юрия Лужкова
Презентацияя парка
Выбрать другой парк
ГАУК г. Москвы, Государственный музей-заповедник «Кузьминки-Люблино»
Парк Кузьминки

История парка
Вот это история!

Историю парка рассказывает Мария Борисова, научный сотрудник музея-заповедника «Кузьминки-Люблино»
Музей архитектуры под открытым небом, сохранивший практически все усадебные постройки и планировку.

Усадьба «Кузьминки», возникшая в XVIII веке на бывших землях Симонова и Николо-Угрешского монастырей, в течение двух столетий принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным.

Прекрасный летний день, высокое голубое небо. Приятная зелень подстриженных лужаек. Спокойная гладь живописных прудов. На берегу — огромный дом с колоннами, рядом — изящная белоснежная церковь. Ухоженные песчаные дорожки, по которым прогуливаются гости из города. Здесь чувствуется размах, соединённый с безупречным вкусом и образцовым порядком. Такой предстаёт усадьба Кузьминки на гравюрах XIX века.

Тем, кто посещал великолепную вотчину князя Голицына на протяжении тридцати лет с конца 1820-х до конца 1850-х годов, вероятно, казалось, что таким прекрасным это место будет всегда.

За свою долгую жизнь самый известный хозяин Кузьминок, Сергей Михайлович Голицын (1774-1859), действительно сумел превратить любимую подмосковную усадьбу в выдающийся образец архитектурного и ландшафтно-паркового искусства. Талантливые зодчие династии Жилярди создали здесь свои шедевры. Несмотря на то, что позже Кузьминкам пришлось пережить немало трагических периодов, одно из желаний князя Голицына сбылось: его усадьба полностью сохранилась в своих исторических границах.

Чугунные ворота Господского двора

К началу ХХI века в Москве осталось крайне мало подобных территорий. На площади около 500 га, то есть 5-ти квадратных километров, остались практически неизменными: планировка дорог, каскад прудов, регулярный и пейзажный парки, расположение архитектурных комплексов.

Среди самых известных ансамблей Кузьминок можно назвать Господский и Хозяйственный дворы, Конный двор, Слободку, Скотный двор, Птичник, Садоводство. Интересны сохранившиеся чугунные скульптуры, ворота и решётки оград. Всё это позволяет рассматривать Кузьминки как ценный памятник русского усадебного строительства первой половины XIX столетия.

В наши дни Кузьминки — это своеобразный музей архитектуры и скульптуры под открытым небом. Здесь расположено около тридцати различных построек, входящих в архитектурно-планировочные комплексы. Одним из самых масштабных и гармоничных сооружений Кузьминок является Конный двор с Музыкальным павильоном, построенный по проекту архитектора Доменико Жилярди в 20-е годы XIX века.

Усадьба в кузьминках кому принадлежала

Топонимика местности. Существует три наиболее употребительных названия местности, на которой расположена усадьба. Самое древнее — Мельница, по наименованию строения (или нескольких строений), находившейся на р. Голедянке (она же Голядянка, Голядь, Голяда, Чурилиха). Второе название — Кузьминки, происхождение которого, по одной из версий, связано с церковным праздником св. Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна), по другой — с особым видом мельницы «Козьминка-Тожь». Третье название — село Влахернское закрепилось в XIX в. и отражает связь с названием храма во имя Влахернской иконы Божьей Матери, построенного в начале XVIII в. владельцами усадьбы.

Григорий Дмитриевич Строганов (1656-1715) — первый владелец усадьбы Кузьминки. Именитый человек, один из богатейших людей России XVII-XVIII вв. В 1704 г. (по некоторым данным 1702 г.) Петр I подарил Строганову земли, именовавшиеся Мельницей и принадлежавшие до этого Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. С этого момента началось усадебное строительство: при Строганове или чуть позже появился дубовый господский дом и хозяйственные строения. Строганов был крупным землевладельцем (более 10 млн. десятин), владел солеварнями и металлолитейными заводами, торговал пушниной. Большая часть его владений находилась на Урале и в Сибири, поскольку род Строгановых издавна помогал Русскому государству осваивать эти земли. Известно, что Григорий Дмитриевич построил на собственные средства несколько военных кораблей и преподнес в дар Петру I, а по случаю победы в Полтавской битве на деньги Строганова были установлены одни из семи триумфальных ворот на пути к Кремлю. Строганов покровительствовал живописи (мастерские иконописи), был владельцем хора, собирал старинные рукописи.

Получение Строгановыми дворянского титула. Сыновья Г. Д. Строганова Александр (старший брат, ставший владельцем усадьбы), Николай и Сергей Григорьевичи 6 марта 1722 г. были возведены Петром I в баронское достоинство. Первый из баронов Строгановых, получивший графское достоинство, был Александр Сергеевич, возведенный в графское достоинство Римской империи императором Францем I 29 июня (9 июля) 1761 г. в Вене.

Влахернская икона Божьей Матери. Находилась во Влахернском храме, выстроенном вдовой Г. Д. Строганова Марией Яковлевной. В 1716 г. она подала прошение о разрешении построить деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы Влахернской в Московском уезде, на р. Голяде при Мельнице Кузьминки. Согласно данным священника Влахернского храма Н А. Порецкого, в 1653 г. царю Алексею Михайловичу из Константинополя были привезены две иконы Влахернской Богоматери. Одна из них была оставлена в Успенском соборе Московского Кремля, другую подарили Строгановым. Первоначально считалось, что более старая икона находилась в Кремле, однако экспертиза, проведенная уже в XX в. сотрудниками Третьяковской галереи, показала, что икона из Кузьминок более древняя и относится предположительно к VII в. Название иконы происходит от местечка близ Константинополя — Влахерны. Икона издавна считалась чудотворной и была известна как реликварий. Современные исследования показали, что в ней содержатся частицы черной шерстяной материи. По легенде внутри иконы находились частицы одеяния Богородицы. Интересна техника выполнения иконы — воскомастика. Мастика готовилась из минералов-наполнителей и связующих ладана и камеди. Благодаря этим ароматным смолам, поверхность иконы источает приятный аромат даже при небольшом повышении температуры. В 1806 г. икона «ко 2 Июля, дню святой восточной церковью, ей празднуемому, поновлена и украшена видимой на ней богатой ризою, усердием ея сиятельства княгини Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой, ордена святой великомученицы Екатерины кавалерственной дамы». В 1826 г. императрица Мария Федоровна пожертвовала иконе брошь.

В настоящее время икона находится в Государственной Третьяковской галерее.

Владельцы усадьбы во второй половине XVIII века. М. М. Голицын (1731 — 1804) и А. А. Голицына (1739 — 1816). В 1757 г. внучка Г. Д. Строганова Анна Александровна вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына. В этом браке соединились род богатейших предпринимателей и промышленников баронов Строгановых и древний и знатный род князей Голицыных. В приданом невесты было село Влахернское. За почти полвека владения Кузьминками супруги многое сделали, благоустраивая усадьбу.

В 1750 — 1770-х гг. под руководством архитектора И. П. Жеребцова были перестроены усадебные сооружения: мельница, барский дом с флигелями, пристани, беседки. Во второй половине XVIII в. был разбит Французский регулярный парк (либо под руководством садовника И. Д. Шнейдера, либо архитектора Р. Р. Казакова). Тогда же была реконструирована Слободка, создан комплекс Садоводство, выкопан канал, соединивший Щучий пруд с Нижним Кузьминским прудом. Восточнее усадьбы Михаил Михайлович построил деревню Аннино, названную в честь жены.

Михаил Михайлович и Анна Александровна не оставляли без внимания Влахернскую церковь. В 1759 г. Голицын обратился с прошением к митрополиту Тимофею дозволить выстроить вместо сгоревшего деревянного храма каменный. В 1774 г. каменная церковь была закончена. Владельцы усадьбы делали пожертвования Влахернскому храму: Михаил Михайлович — дарохранительницу, серебряные вызолоченные сосуды; Анна Александровна — большой напрестольный серебряный крест, ризу для Влахернской иконы Божьей Матери и проч.
По всей видимости, семейная жизнь Голицыных сложилась удачно. Анна Александровна родила мужу десятерых детей. Некоторые исторические данные позволяют предположить, что супруги были людьми добрыми, помогавшими окружающим и пользовавшимися их уважением. Так, на дарохранительнице, находившейся во Влахернском храме, была выгравирована надпись: «Сия дарохранительница сооружена декабря дня 1781 года тщанием генерала-поручика ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА действительного камергера польского белого орла кавалера Князя Михаила Михайловича Голицына и приложена в селе Влахернском в церковь Пресвятой Богородицы Влахернской в вечную память, по завещанию в Бозе почивающего секунд-майора Василия Ивановича Павлова, который в добродетели и благочестии пожив до глубокой старости, преставился 22 апреля 1774 года и при сей церкви тело его погребено». Также в 1783 г. священник Влахернского Фёдор Иванов обращался к Михаилу Михайловичу с просьбой об увеличении содержания и получил удовлетворение.
Михаил Михайлович умер в 1804 г. Анна Александровна прожила ещё 12 лет. Она пережила войну 1812 года. Сыновья Голицыных Александр и Сергей Михайловичи отправили на дело обороны отечества сто тысяч рублей. Узнав об этом, Александр I сказал: «Пожертвование велико, но я их знаю и не удивляюсь». Во время войны французы заняли усадьбу Кузьминки. После войны Анна Александровна доносила предводителю Московского дворянства А.А. Арсеньеву о разграблении в усадьбе.
В 1813 г. Анна Александровна открыла богадельню для 12 женщин. «Вероятно, большинство их лишилось в год войны, кто мужа, кто сыновей, опоры жизни, и сердобольная Княгиня спешит утереть горькие слёзы несчастных». Богадельня разместилась на нижнем этаже дома причта, впоследствии была переведена князем С.М. Голицыным II в Дубровицы.
Михаил Михайлович и Анна Александровна погребены на кладбище Донского монастыря в Москве.

Усадьба при князе С. М. Голицыне (1774 — 1859)

После Михаила Михайловича и Анны Александровны Голицыных усадьбу унаследовали их сыновья Александр Михайлович (1772-1821) и Сергей Михайлович (1774-1859). Поскольку Александр Михайлович жил за границей, то фактически (а после его смерти и формально) хозяином Кузьминок являлся Сергей Михайлович Голицын. Он был высоким сановником, придворным, занимался благотворительной деятельностью, был награжден всеми гражданскими орденами Российской империи.
Большинство современников писали о нем, как о добром и честном, но ограниченном и лишенном дарований человеке. «Князь Сергей Михайлович оставил в памяти людей, знавших его, образ человека честного и доброго, но ограниченного, не развитого и узких понятий» (С.В. Энгельгардт, здесь и далее цит. по кн. Е.В. Олейниченко «Князь С.М.Голицын-хозяин усадьбы Кузьминки»).
«Это был человек ограниченный, самолюбивый, привыкший с ранней молодости играть первенствующую роль по своим связям и богатству, но вместе с тем очень добрый, набожный нелицемерно, имевший в себе истинно аристократические свойства» (С.М.Соловьев).
«Общественное мнение было таково, что князь не блистал ни умом, ни образованием, но был честен, добр, прямодушен, обладал «рыцарско-барским духом» (Д.И. Никифоров).
При С.М.Голицыне усадьба была окончательно восстановлена после войны 1812 г. и перестроена в 20-30 гг. XIX в. Для строительства Голицын пригласил семью знаменитых архитекторов Жилярди. По проектам Доменико Жилярди были построены Музыкальный павильон Конного двора, Львиная пристань, перестроен Господский дом и ряд других сооружений. К 30-40-м гг. XIX в. Кузьминки стали прекрасным архитектурно-парковым ансамблем, гармонично соединившим в себе русский ампир, романтизм, бидермайер. Сохранились рисунки и литографии по рисункам И.-Н. Рауха с видами Кузьминок того периода.
Сергей Михайлович любил усадьбу и проводил в ней много времени. У него не было законных детей, поскольку с женой Евдокией Ивановной Голицыной (знаменитой «Ночной княгиней») отношения не сложились и супруги жили отдельно. Усадьба стала своеобразным «детищем» Голицына. Он вместе с незамужними сестрами жил в Кузьминках в теплое время года. «На лето Голицыны переезжали в свою подмосковную Кузьминки и принимали по воскресеньям. Я нигде не видывала такого изобилия цветов. Не только парк был ими усеян, но в одной из комнат вся стена была убрана цветами»,-писала С.В. Энгельгардт.
При Голицыне усадебное хозяйство поддерживалось на высоком уровне и в большом порядке. «Во время прогулок по Москве князь Абамелик завез нас, между прочим, и к последнему из бояр, более чем восьмидесятилетнему громадно богатому князю Сергию Михайловичу Голицыну, жившему в собственном дворце, поблизости от столицы. Одному из своих племянников он поручил показать нам свои хозяйственные заведения. Скотный двор был полон превосходными коровами йокширской породы, нарочно привезёнными из Англии. Проводник наш заметил, что наследники князя навряд ли будут в состоянии продолжать подобную роскошь. » (К.Ф. Фицтум фон Экштедт, цит. по: Е.В.Олейниченко «Князь С.М.Голицын — хозяин усадьбы Кузьминки»). В тот период многие посетители Кузьминок обращали внимание на ухоженное состояние усадебных парков и прекрасные оранжереи.
В Кузьминки приезжали гости: члены императорской фамилии, бывали иностранцы. Здесь князь С.М. Голицын принимал императрицу Марию Федоровну (1826), Вел. князя Михаила Павловича (1830), императора Николая I (1835). Усадьба была одним из любимых мест прогулок москвичей. Ежегодно 2 июля устраивался Влахернский праздник.
Интересно, что хотя многие современники Сергея Михайловича называли усадьбу «Кузьминки», сам хозяин не любил это название и предпочитал «село Влахернское». В разговоре с А.Я. Булгаковым Голицын заметил «А, милый мой, это только крестьяне называют так: село Кузминки; следует говорить село Влахернское или, если вам больше нравится — Мельница»» (Цит. по: С.Шумихин «Мадригал с двойным дном», журнал «Наше наследие»).

Усадьба во второй половине XIX века.

После смерти князя Сергея Михайловича Голицына в 1859 г. владельцем усадьбы стал его племянник Михаил Александрович Голицын (1760-1804). Будучи дипломатом, Михаил Александрович большую часть времени проводил за границей. Известно, что во время приездов в Россию, он бывал в Кузьминках у своего дяди, однако так и не успел стать полноправным хозяином. В 1860 г. М.А. Голицын умер в Монпелье. Усадьба перешла во владение его сыну Сергею Михайловичу Голицыну II (1843-1915). Родившийся и воспитывавшийся во Франции, Сергей Михайлович был лишен многих предрассудков, присущих русскому дворянскому сословию. Так, в начале 1860-х гг. он женился на цыганской певице Александре Осиповне Гладковой. В 1870-е гг. князь записался в московские купцы 1-й гильдии и торговал железом, солью и сельскохозяйственными продуктами (М.Ю.Коробко). При этом Голицын демонстрировал патриотизм и любовь к России: поступил на службу в гусарский полк; исполнял поручение министра внутренних дел по анализу состояния продовольственного снабжения Москвы; в 1865 г. открыл музей в московском доме на Волхонке; на собственные средства установил в Швейцарии памятник в честь русских войск, перешедших через Альпы под командованием Суворова в 1799 г.; оказывал денежную и организационную помощь при строительстве русских церквей и храмов за границей, в частности — церкви в честь святителя Николая в Ницце.
Сергей Михайлович жил в Кузьминках до 1873 г. После развода с первой женой Александрой Осиповной он окончательно переехал в усадьбу Дубровицы. Во второй половине XIX в. Кузьминки стали дачным местом. Здесь жили купцы и их семьи, а также интеллигенция. В усадьбе отдыхали архитектор И.Е. Бондаренко, искусствовед И.Э. Грабарь, художник В.Г. Перов. В московском журнале «Искры» о Кузьминках писали: «. Вы смело можете отправляться гулять в парк, не надевая шикарных туалетов, и можете быть вполне уверены, что вас никто не встретит; наоборот, желаете общество — вам стоит отправиться в места для прогулок, наиболее излюбленные кузьминскими дачниками. Ко всему этому присоединяется отсутствие пыли, грязи, громыхающих поездов с ужасными ревунами-свистками, граммофонов и прочей прелести» (Цит. по М.Ю. Коробко. Москва усадебная. М., 2005. — с.141-142). Н.Н. Врангель писал об усадьбе Кузьминки в начале ХХ века: «В окрестностях Москвы больше помещичьих усадеб. Родовые традиции бережливее сохранялись в старых подмосковных, и красивы до сих пор пригородные имения. Конечно, эта сохранность только относительная. Ведь от Кузьминок, отдаваемых под дачи. сохранялись только стены. » (Н.Н. Врангель. Помещичья Россия//Старые годы. 1910. Июль-сентябрь. — с. 142).

Кузьминки в ХХ веке

В первые годы ХХ столетия Кузьминки ценились не только как дачная местность, подходящая для спокойного и комфортабельного летнего отдыха, но были признаны историками, искусствоведами, архитекторами того времени как один из превосходных усадебных архитектурно-парковых ансамблей. Ю. И. Шамурин писал о Кузьминках: «…Как архитектурный памятник они ценнее всех подмосковных. Вся усадьба, начиная от церкви, барского дома и кончая „Конным двором“ и декоративными сооружениями в парке, создана одним художником. Это придает им выдержанность и цельность, которых нет ни в одной подмосковной, исключая, пожалуй, Архангельское». После революции территория усадьбы была национализирована. Началась новая эпоха, связанная с деятельностью Института экспериментальной ветеринарии, разместившегося в Кузьминках. Более семидесяти лет ВИЭВ являлся организацией, определявшей использование и назначение бывшей усадьбы князей Голицыных. За время существования Института были внесены изменения в архитектурный и садово-парковый облик Кузьминок. Однако именно благодаря ВИЭВ, обширная историческая территория (более 250 га) в целом сохранила свою планировку, каскад прудов и парки, практически не подвергнувшись массовой застройке в послевоенное и более позднее время. С середины ХХ века часть огромного Кузьминского парка воспринималась местными жителями как «отличное место для здорового и эстетического отдыха». В то же время подчеркивалось значение как разрушенных и искаженных перестройками, так и сохранившихся памятников. Представление о Кузьминках как о парке культуры и отдыха соседствовало, а иногда, соперничало с пониманием необходимости сохранения архитектурно-паркового ансамбля и создания музея-заповедника. С 1960-х годов в газетах, издаваемых Ветеринарной академией, стали появляться статьи, посвященные дореволюционному прошлому Кузьминок. В это время среди сотрудников ВИЭВ и местных жителей возникло краеведческое направление, интерес которого все более обращался к изучению исторического прошлого усадьбы как владения двух известных русских родов: Строгановых и Голицыных.

Архитектурные памятники усадьбы Кузьминки

Египетский павильон (Кухня)

Одно из усадебных зданий, предназначавшихся для хранения и приготовления пищи. Построено в 1813-1815 гг. на территории так называемого Красного двора неподалеку от Господского дома. Архитектор неизвестен. Предположительно автором проекта здания мог быть А.Н. Воронихин, а завершил строительство Д.И. Жилярди. Представляет собой превосходный образец архитектуры конца XVIII — первой четверти XIX века с использованием древнеегипетской тематики. На фронтоне с северной стороны изображена львиная голова с двумя сфингами по бокам; на архитраве — крылатый египетский диск; капители колонн украшены стилизованными изображениями пальмовых листьев и лотосов. Интересна форма окон, суживающихся кверху. По свидетельству историка М.Ю. Коробко, Египетский павильон, а также Померанцевая оранжерея в Кузьминках — единственные здания «египетского» стиля данного периода в Москве. В 2004 г. мэром Москвы Ю.М. Лужковым было подписано распоряжение о реставрации Египетского павильона и Померанцевой оранжереи. Однако на протяжении более чем десяти лет уникальные здания остаются неотреставрированными и продолжают разрушаться.

Померанцевая оранжерея

Несмотря на позднейшие перестройки, здание и по сей день представляет собой выдающийся образец русского ампира первой четверти XIX в. Авторами оранжереи могли быть И. Д. Жилярди, Д. И. Жилярди или А. Н. Воронихин. В 1836 г. возведен бельведер. Во внутренней отделке центральной части здания использованы древнеегипетские мотивы, которые сохранялись до начала 2000-х годов, а сейчас частично или полностью утрачены. Потолок зала украшали изображения древнеегипетских иероглифов и символов. Потолочная люстра с двенадцатью подсвечниками в виде цветов лотоса по окружности и шестью подсвечниками в центре повторяла общую стилистику зала. Название оранжереи «померанцевая», вероятно, появилось во второй половине XIX в. Связано с цитрусовыми деревьями померанцами, популярными в XVIII–XIX вв., которые содержали в кадках и выставляли на улицу в теплое время года. На рисунках и литографиях по рисункам И.-Н. Рауха здание называется просто «оранжереей». Ко второй половине позапрошлого столетия относится также наименование «Оранжевая дача». Здесь, как и во многих других усадебных сооружениях, жили дачники. В советское время в здании разместилась научная библиотека ВИЭВ и лаборатории. С конца ХХ в. сооружение находится в аварийном состоянии. До настоящего времени не реставрировалось и не использовалось. В 2014-15 гг. обвалилась крыша портика северного фасада оранжереи, что, безусловно, ускорит гибель здания. Оценивая состояние архитектурных памятников Москвы в конце 2016 г. С. С. Собянин отметил: «Мы в 6,5 раз сократили количество памятников, которые находятся в ненадлежащем состоянии». Когда Померанцевая оранжерея окончательно разрушится, действительно, количество объектов культурного наследия сократится еще на один.

16 октября 2018 года. Из интервью с руководителем Департамента культурного наследия города Москвы А. А. Емельяновым:

В усадьбе «Кузьминки» разрушаются исторические постройки — Египетский павильон и Померанцевая оранжерея. Почему их не реставрируют?

— Надо сказать, что у этих интересных объектов и правда непростая судьба. Правообладатель долгое время бездействовал, в результате чего они сейчас находятся в неудовлетворительном состоянии. Мосгорнаследие регулярно судилось с владельцем, возбуждались административные дела, назначались серьезные штрафы, однако все это игнорировалось. Сейчас, наконец, вопрос удалось решить: памятники на основании решения суда переданы из федеральной собственности в городскую, чтобы Москва смогла найти для них нового правообладателя. Далее начнутся реставрационные работы.

2023 год — разрушение памятников продолжается.

Померанцевая оранжерея. Центральная часть. Южный фасад. Фото 2023 г. Померанцевая оранжерея. Южный фасад. Фото 2023 г. Египетский павильон. Фото 2023 г. Египетский лев на пристани. Фото 2023 г. Египетский лев на пристани. Фрагмент. Фото 2023 г.

Все права защищены © 2009 — 2020 г. Усадьба Кузьминки.
Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены только с согласия авторов.
С вопросами и пожеланиями обращайтесь по адресу mail@kuzminki-msk.ru

Усадьба в кузьминках кому принадлежала

The service you’ve requested couldn’t be identified

No matches have been found between requested website and protected IP address

If you are trying to visit this site, please try again later.

If you are a target website owner please make sure that:
— DNS A record points to the protected IP address for the requested website
— The DDoS protection and optimization service is active for the requested website

Protection and Acceleration by DDoS-Guard

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *