Перевал дятлова где находится гора
Перейти к содержимому

Перевал дятлова где находится гора

  • автор:

Где находится перевал Дятлова?

Перевал Дятлова — одно из самых загадочных и известных мест на Северном Урале. Знаменитым на весь мир этот безымянный перевал на склоне горы Холатчахль стал в 1959 году, когда здесь произошла трагическая и таинственная гибель лыжной группы Игоря Дятлова. С того времени на перевал Дятлова приезжают ученые и туристы со всего мира, чтобы разгадать причины одной из самых загадочных трагедий XX века. Отправиться туда мы предлагаем и вам! А для этого рассказываем, где же находится перевал Дятлова, как до него удобнее всего добираться и чем еще можно заняться по дороге.

Что случилось на перевале Дятлова?

В 20-х числах января 1959 года группа лыжников во главе с Игорем Дятловым отправилась в экспедицию по Северному Уралу. Их походу была присуждена наивысшая третья категории сложности. Мероприятие посвятили XXI съезду КПСС, который как раз в это время проходил в Москве. Группа Игоря Дятлова состояла из студентов и выпускников Уральского политеха, расположенного в Екатеринбурге (тогда Свердловске). Всего их было 10 человек, но через несколько дней экспедиции один из заболевших участников отправился домой. В итоге к злополучному перевалу Дятлова дошли только 9 человек — 7 парней и 2 девушки.

Поход начался от поселка Вижай Ивдельского района Свердловской области, а закончиться должен был на вершине священной для народа манси горы Отортен. Маршрут проходил вдоль реки Ауспия. Через 5 дней после начала экспедиции группа Игоря Дятлова добралась до горы Холатчахль, которая находится в 14 км южнее вершины Отортен. В переводе с языка народа манси «Холатчахль» значит «мертвая гора» или «гора мертвецов». Дважды группа предпринимала попытки подняться на Холатчахль, но им мешала метель. Поэтому молодые люди решили разбить лагерь на восточном склоне горы в месте пригодном для ночевки.

В ночь с 1 на 2 февраля на перевале Дятлова произошло что-то страшное. Как позже выяснили спасатели, прибывшие на место в середине февраля, молодые люди прорезали стенки палатки изнутри и неодетые, босиком по снегу с 30-градусный мороз двинулись вниз по склону горы. Там-то у глубокого оврага их тела и обнаружили весной. Часть группы Игоря Дятлова умерла от переохлаждения, другие получили необъяснимые травмы.

Причину такого странного поведения группы Игоря Дятлова больше полувека пытались определить следователи и ученые. Среди возможных причин трагедии выдвигались:

  • стихийное бедствие. Например, сход лавины, от которого и убегала группа Дятлова;
  • убийство членов группы охотниками манси, сбежавшими из ИвдельЛАГа заключенными или представителями спецслужб тоже не находит подтверждения. Манси обходили стороной эту проклятую по их поверьям гору. Заключенные из лагерей в указанный период не сбегали, к тому же вещи, деньги и ценности в палатке остались на своих местах. Да и в принципе сторонних следов в окрестностях перевала не было обнаружено;
  • мистический вариант — снежный человек (увечья молодым людям нанесли с небывалой силой, их вряд ли мог сделать обычный человек) или НЛО (охотники манси видели ночью над перевалом Дятлова непонятные огненные шары в небе).

В июле 2020 года Генпрокуратура заявила, что гибель группы все-таки вызвал сход лавины — к такому выводу пришел замначальник управления Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе Андрей Курьяков, который проводил официальную проверку. По его словам из-за снега и плохой видимости молодые люди не смогли найти свою палатку после того, как покинули ее. Все телесные повреждения у участников похода характерны для людей, попавших в лавину. Чтобы установить причину гибели туристов, специалисты провели несколько экспертиз, а также эксперименты на местности.

Сход лавины стал официальной версией гибели группы студентов на перевале Дятлова

Однако, даже после такой проверки у многих ученых, следователей и тех, кто просто интересуется историей и путешествиями, остаются вопросы и сомнения о том, что же произошло в ту трагическую ночь. Чтобы разгадать эту тайну и увидеть место своими глазами ежегодно к перевалу Дятлова отправляются сотни туристов. Тоже хотите побывать на этом таинственном перевале? Не боитесь необъяснимых явлений или неожиданных открытий? Тогда самое время приступить к планированию экспедиции!

Узнайте больше о походе группы Игоря Дятлова и расследовании произошедшей на перевале трагедии

Где находится перевал Дятлова?

Перевал Дятлова расположен в Ивдельском районе — самом северном районе Свердловской области. Недалеко отсюда проходит граница с Пермским краем, Республикой Коми и Ханты-Мансийским автономным округом. Перевал соединяет уже известную нам гору Холатчахль (1096 метров) с еще одной, на этот раз безымянной, вершиной. Обе горы расположены немного в стороне от Главного Уральского хребта. По долине у их подножия протекают две реки — Ауспия и Лозьва.

Ближайший крупный населенный пункт к перевалу Дятлова — город Ивдель (128 км). Чуть ближе к нему также находятся поселки Вижай (90 км) и Ушма (25 км). Правда, в последнем проживает всего 30 человек. Дальше до самого перевала встречаются только заброшенные рабочие поселения и бараки ИвдельЛАГа. В общем, места здесь не самые заселенные. Как же доехать до перевала, каким транспортом воспользоваться и где переночевать на маршруте? Рассказываем дальше!

Как добраться до перевала Дятлова?

Большинство экспедиций к перевалу Дятлова включает также посещение плато Маньпупунёр на границе Республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа, где высятся знаменитые Столбы выветривания. Поэтому начинать маршрут можно как в ХМАО или в Республике Коми, если вначале вы хотите съездить на плато Маньпупунёр, так и в Екатеринбурге, если экспедиция начнется с поездки на перевал Дятлова.

При этом, из Екатеринбурга маршрут будет составным. Сначала вам нужно добраться из столицы до города Ивдель. Сделать это можно на автомобиле или поезде. Далее из Ивдели до поселков Вижай и Ушма доехать получится уже только на автотранспорте. И затем по лесным дорогам нужно будет добраться до реки Ауспия или до стоянки на лесной поляне, называемой «базой Ильича». Непосредственно отсюда начинаются тропы и грунтовая дорога на сам перевал Дятлова.

Когда маршрут экспедиции определен, давайте перейдем к выбору наиболее подходящего транспорта на перевал Дятлова:

  • вертолет — самый удобный способ для путешествия по Северному Уралу. С его помощью вы не только быстро и с комфортом доберетесь на перевал Дятлова, но и сможете включить в маршрут все самые интересные достопримечательности Северного Урала.
  • внедорожники и квадроциклы — в летнее время на этом транспорте можно доехать почти до самого перевала, а ведет к нему грунтовая дорога от уже упомянутой поляны «база Ильича» (25 км);
  • снегоходы — отличный вариант для зимней экспедиции. Маршрут этот один из самых живописных, так как вам придется не просто ехать по узким лесным дорогам, а пересекать замерзшие озера и заснеженные долины рек;
  • лыжи или пеший поход — опять же в зависимости от времени года. Маршруты на перевал Дятлова на своих двоих начинаются от стоянки на реке Ауспия. Отсюда к перевалу ведет тропа длиной 28 км. Кстати, именно по этому пути и шла печально известная группа Игоря Дятлова.

На снегоходах к перевалу Дятлова

На наш взгляд, лучший вариант добраться в холодное время года на перевал Дятлова — поехать туда на снегоходах. Поэтому мы и разработали зимнюю программу в эти края с логичным названием — «Тайна перевала Дятлова». Снегоходная часть маршрута начинается в поселке Вижай, куда вас привезут на автомобиле из Екатеринбурга. На следующий день после ночевки в поселке на снегоходах нужно будет проехать 65 км до еще одного поселка Ушма. На базе отдыха в окрестностях Ушмы мы и остановимся на ночь. И уже на следующий день опять же на снегоходах доберемся к перевалу Дятлова. Общая протяженность маршрута в этот день составит 150 км.

Однако перевал Дятлова и гора Холатчахль — не единственные загадочные и интересные места, которые мы посетим в рамках экспедиции. При желании можно съездить в Мансийский аномальный треугольник — на горный хребет Чистоп. Место это находится на границе Свердловской области и Пермского края. Манси считали этот район священным местом, где открываются ворота в иной мир. Ученые же частенько отмечали здесь необъяснимые природные явления, а уфологи наблюдали НЛО.

На вертолете к перевалу Дятлова

Экспедиции на перевал Дятлова с заброской на вертолетах доступны в течение всего года. Однако непредсказуемая погода, снег и метель в зимние месяцы может привести к запрещению полетов. Да и ночевать зимой в палатках не самое большое удовольствие. Поэтому, чтобы не рисковать, предлагаем исследовать все самые интересные места Северного Урала во время летнего путешествия с RussiaDiscovery — «Загадки дикого края».

Во время этой экспедиции вы посетите не только перевал Дятлова и гору Холатчахль, но и увидите другие таинственные и необычные места Урала:

  • столбы выветривания на плато Маньпупунёр — одно из семи чудес России и природный памятник всемирного значения, охраняемый ЮНЕСКО;
  • золотую (Царскую) арку недалеко от поселка Вижай — место религиозного культа народа манси и удивительный памятник природы;
  • затерянный в тайге поселок манси Тресколье, где нет связи, дорог и других атрибутов цивилизации;
  • устрашающие своим видом заброшенные бараки огромной империи ГУЛАГ и первую в Советском Союзе колонию-поселение Ушма.

Несмотря на то, что в качестве транспорта для этого путешествия мы выбрали вертолет, по маршруту вас ждет множество активностей — сплав по реке Лозьва, трекинг в долине реки Ауспия, спелеологические экскурсии в подземные пещеры и гроты. Также экспедиция предполагает проживание в палаточных лагерях вдали от населенных пунктов. Так что если вы хотели как следует отдохнуть от цивилизации и зарядиться энергией в проверенных временем местах силы, то этот маршрут просто создан для вас!

Смотрите еще больше путешествий на Урал. Если понадобится помощь с выбором, звоните по тел. +7 (495) 104-64-36 или пишите на [email protected]

Перевал Дятлова

Северный Урал — край сурового безмолвия и сдержанной северной красоты. Он изолирован от «материка» горной тундрой, темнохвойной тайгой, непроходимыми лесами и суровым климатом. В этих горах находится печально известный перевал Дятлова — один из самых таинственных и загадочных, который связан с трагедией, произошедшей в конце зимы 1959 года. До той роковой ночи один из перевалов на горе Холат-Сяхыл был безымянным. Но трагическая гибель девяти человек, среди которых были студенты и выпускники Уральского политехнического института, немного изменила топонимику местности.

  1. Перевал Дятлова
    1. Их было девять…
    2. Так что же случилось на склоне горы в роковую ночь?
    3. Где находится перевал Дятлова?
    4. Как добраться до перевала Дятлова?
    5. На снегоходах или вертолетом

    Перевал Дятлова

    Северный Урал — край сурового безмолвия и сдержанной северной красоты. Он изолирован от «материка» горной тундрой, темнохвойной тайгой, непроходимыми лесами и суровым климатом. В этих горах находится печально известный перевал Дятлова — один из самых таинственных и загадочных, который связан с трагедией, произошедшей в конце зимы 1959 года.

    До той роковой ночи один из перевалов на горе Холат-Сяхыл был безымянным. Но трагическая гибель девяти человек, среди которых были студенты и выпускники Уральского политехнического института, немного изменила топонимику местности.

    Все началось с того, что студент 5 курса радиотехнического факультета УПИ Игорь Дятлов собрал группу из девяти человек и отправился в лыжный поход. Команда разработала подробный маршрут, согласно которому нужно было преодолеть на лыжах 350 км и совершить восхождение на горы Отортен (1234 м) и Ойко-Чакур (1322 м).

    Выйдя из поселка 2-ой Северный по течению реки Лозьвы, группе предстояло добраться до верховий реки Ауспии, разбить базовый лагерь и выйти в 3-дневный радиальный поход к горе Отортен.

    В первый день предполагалось дойти до долины Лозьвы, на следующий — подойти к подножью горы Отортен, а на третий день нужно было совершить восхождение на вершину и выйти в обратный путь к базовому лагерю на ночевку.

    Из долины реки Ауспии дятловцы собирались дойти до долины реки Унья, и по реке Вишере спуститься к горе Ойко-Чакур в южном направлении. Один день должно было занять восхождение на Ойко-Чакур. После этого группа намеревалась выйти к поселку Вижай по реке Северной Тошемке.

    Походу был присвоен максимальный уровень сложности — III, и он приурочивался к 21 съезду компартии, который проходил в это время в Москве. На преодоление всего маршрута отводилось 3 недели. Об окончании экспедиции руководитель группы должен был отправить телеграмму 12 февраля 1959 года.

    Их было девять…

    25 января команда Игоря Дятлова в составе 8 мужчин и двух девушек прибыла в город Ивдель, а оттуда на автобусе поехала до поселка Вижай и осталась на ночь в общежитии. На следующий день на грузовике туристы добрались до поселка «41 квартал» и заночевали.

    27 января около 16 часов дятловцы покинули 41 квартал и двинулись на лыжах в сторону заброшенного геологического поселка 2-й Северный на ночевку. Утром 28 января выяснилось, что один из участников не сможет продолжить путь, поскольку он сильно простыл, у него воспалился седалищный нерв и разболелась нога. Он решил вернуться домой, оставив друзьям весь провиант, теплые вещи и туристический инвентарь. Это решение спасло ему жизнь.

    Остальные девять человек направились к горе Холат-Сяхыл, откуда начиналась активная часть похода.

    Итак, 28 января группа лыжников Игоря Дятлова направилась вверх по течению реки Лозьвы, около 18 остановились на привал и поставили палатки для ночевки. Утром 29 января они продолжили поход и дошли до места впадения Лозьвы в реку Ауспию. Дальше они свернули и двинулись вверх по ее течению.

    30 и 31 января группа все еще продвигалась к верховьям Ауспии, затем спустилась в долину реки, заложила лабаз и остановилась на ночь.

    Записи в дневниках путешественников заканчиваются 1 февраля. В тот день поход начался поздно, лыжникам удалось преодолеть всего около 2,5 км. Медленное передвижение было обусловлено излишне тяжелой ношей снаряжения после отъезда Юдина и плохой видимостью из- за погодных условий. В какой-то момент туристы сбросили лишнее снаряжение на базовом лагере у лабаза, прежде чем продолжить восхождение на Холат-Сяхыл.

    Утром 1 февраля лыжники вышли на маршрут и предприняли подъем на Холат-Сяхыл. Ближе к пяти часам вечера участники, уже преодолев перевал, разбили палаточный лагерь для ночевки на восточном склоне горы. Такое решение было принято, возможно, потому, что не хотели терять пройденную территорию и дневной свет. Группа поужинала около 7 часов вечера и, судя по личным дневникам, участники похода были в хорошем настроении.

    Больше никто не видел ребят живыми…

    Так что же случилось на склоне горы в роковую ночь?

    Ороним Холат-Сяхыл с языка манси интерпретируется как «Гора мертвецов», и этому есть прямое объяснение.

    Эта гора лидирует в списке опасных зон и необъяснимых смертей в России. За последние 100 лет в разное время при загадочных обстоятельствах на склонах горы погибло множество людей, несмотря на то, что тут нет каньонов, глубоких трещин и сложных переходов. Но число «девять» для этой местности приобрело мистическое значение. Помимо трагедии дятловцев, еще девять человек погибли в 1960 году в трех отдельных авиакатастрофах с участием пилотов и геологов. В 1961 году были обнаружены тела девяти туристов из Ленинграда. Позднее у горы Холат-Сяхыл разбился вертолет с девятью людьми на борту, хотя, тогда обошлось без жертв, что тоже удивительно.

    По плану к 12 февраля экспедиция завершалась, о чем должна была быть отправлена соответствующая телеграмма в туристический клуб института. Но никаких сообщений о судьбе группы не поступило…

    21 февраля по маршруту дятловцев выдвинулась поисковая группа, которая через несколько дней обнаружила палатку на склоне Холат-Сяхыла. Но находка вызвала больше вопросов, чем ответов.

    Палатка с вещами туристов стояла была обращена выходом на юг и покрыта 15-20 см снега. Снег надуло ветром, а не лавиной. Вход оставался закрытым изнутри, а путешественникам пришлось выбираться, вскрыв ножом палатку сбоку.

    Из палатки под гору вели следы людей в носках или босых, без обуви. Под кедровым деревом были обнаружены остатки небольшого костра.

    Трупы участников похода находили на разных участках, на расстоянии 300–600 м от стоянки, а четверых обнаружили только 5 марта, после таяния снега. Судмедэксперты констатировали, что шестеро членов группы погибли от переохлаждения, а трое — от физических травм, не совместимых с жизнью, нанесенных тупым предметом. На одежде троих туристов были найдены радиоактивные частички.

    Трагедия на перевале, который назвали в честь руководителя экспедиции — Игоря Дятлова, стала одной из самых печально известных «холодных катастроф» в России.

    Но что заставило туристов бежать без обуви из своей палатки при температуре –25 градусов? До сих пор остается тайной, даже теперь, спустя 62 года после событий.

    Где находится перевал Дятлова?

    Среди путешественников и искателей приключений не уменьшается интерес к походам по горам Северного Урала. Туроператорами разработано несколько маршрутов для желающих пройти к месту трагедии группы Дятлова и совершить увлекательные походы по живописным ландшафтам.

    Перевал Дятлова расположен на самом севере Свердловской области — в Ивдельском районе. Он соединяет Холат-Сяхыл с безымянной возвышенностью. Обе горы стоят несколько в стороне от Главного Уральского хребта. У их подножий начинаются долины двух рек — Лозьвы и Ауспии.

    Город Ивдель — крупнейший и самый близкий к перевалу Дятлова населенный пункт, расположенный в 128 км. Поселок Вижай находится в 90 км, а село Ушма — в 25 км. Далее разбросаны покинутые и забытые людьми рабочие поселки и полуразрушенные бараки ИвдельЛАГа. Сейчас в этих местах легче встретить диких животных, чем людей.

    Как добраться до перевала Дятлова?

    Маршруты к печально известному перевалу предусматривают посещение мест, куда не так просто попасть. Например, одно из семи чудес России — плато Маньпупунер со знаменитыми каменными столбами. Этот природный объект занесен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется государством.

    Плато расположено на границе Республики Коми и Ханты-Мансийского округа. Маршрут начинается в городе Ивдель, куда группы приезжают на поезде или автотранспортом. Далее переход до реки Ауспия или до «базы Ильича», как тут называют лесную стоянку. Отсюда до перевала Дятлова ведут туристские тропы.

    В теплое время года активные туристы выбирают внедорожники с высокой проходимостью или квадроциклы для поездок по интересным местам. По грунтовым дорогам на таком транспорте можно вполне комфортно добраться до перевала.

    Настоящие путешественники отдают предпочтение пешим и лыжным походам, в зависимости от сезона. 28-километровый маршрут до перевала Дятлова, по которому шла погибшая группа, начинается на стоянке у реки Ауспия.

    На снегоходах или вертолетом

    Самые живописные и популярные зимние экспедиции предпринимают на снегоходах. Преодолевая снежную целину, замерзшие реки и озера, можно увидеть настоящую северную красоту в зимнем наряде.

    По прибытии и после ночевки в поселке Вижай начинается маршрут на снегоходах. Нужно будет преодолеть 65 км до мансийского поселка Ушма, где постоянно проживает 20 человек народности манси. В окрестностях поселка есть база отдыха, где туристы останавливаются на ночной отдых, а утром совершают переход до перевала Дятлова на снегоходах. Общая протяженность снегоходного тура составляет около 250 км.

    Помимо горы Холат-Сяхыл и перевала Дятлова можно посетить другие загадочные места Северного Урала. Например, Мансийский аномальный треугольник на хребте Чистоп. Эту местность манси считают священной, полагая, что тут открывается портал в иное измерение.

    Кроме того, ученые наблюдали тут природные аномалии, которые не имеют объяснения, а уфологи частенько видят в небе НЛО. По мнению уфологов, город Ивдель считается эпицентром активности неопознанных летательных объектов.

    Самый быстрый и удобный транспорт для знакомства с достопримечательностями Северного Урала — вертолет. Экскурсии с вертолетной заброской актуальны круглый год, при хороших погодных условиях. За одну поездку можно побывать не только на перевале Дятлова и плато Маньпупунер, но и увидеть самые труднодоступные участки и красивейшие уголки региона:

    • Золотую Арку — сакральное место манси и потрясающий памятник природы в окрестностях поселка Вижай.
    • Урочище Поритайтсори с живописным каскадом водопадов.
    • Озеро Лунтхусаптур.
    • Гору Отортен (1234 м).

    Кому-то интересно будет оказаться в таежном мансийском поселке Тресколье, оторванном от цивилизации в прямом смысле слова. Тут нет дорог и какой-либо связи с внешним миром.

    Любители отечественной истории могут соприкоснуться с ушедшей навсегда империей ГУЛАГ, увидев заброшенные зловещие бараки первой колонии-поселения мансийского поселка Ушма.

    Для путешествующих на вертолете предложены и другие виды активности. Желающие могут сплавиться по реке Лозьва, совершить треккинг по долине Ауспии, предпринять спелеологические походы в гроты и подземные пещеры. Погружение в дикую природу позволит полностью разгрузиться и полноценно отдохнуть от каменных джунглей.

    Гора мертвецов. Загадка перевала Дятлова

    Палатка группы Игоря Дятлова. Фото спасателя Вадима Брусницына (26 или 28 февраля 1959 г.) Слева — поисковик Юрий Коптёлов. Архивное фото

    Несколько дней назад в полицию города Ивделя сообщили об обнаружении тела взрослого мужчины на перевале Дятлова. Перевал приобрел дурную славу после того, как в 1959 году на нем при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов.

    МОСКВА, 11 янв — РИА Новости. Недавнее трагическое событие в районе перевала Дятлова вновь привлекло всеобщее внимание к этому суровому и загадочному краю.

    Снежные склоны. Архивное фото

    Специалисты назвали версию смерти мужчины на перевале Дятлова
    11 января 2016, 05:13

    Восьмого января 2016 года группа туристов сообщила в полицию города Ивделя Свердловской области, что за перевалом Дятлова найдено тело мужчины в возрасте примерно 50 лет. Следователи намерены отправиться к месту обнаружения тела, однако, не раньше 12 января из-за сильного ветра и снега.

    Сам перевал получил дурную славу после инцидента 1959 года. Тогда при невыясненных до сих пор обстоятельствах там погибла группа туристов под руководством пятикурсника радиотехнического факультета Уральского политехнического института (УПИ) Игоря Дятлова.

    После этого инцидента появилось множество версий о том, что там произошло на самом деле. Некоторые из них кажутся вполне логичными, другие же поражают свой фантастичностью.

    Гибель группы Дятлова: что известно

    Группа из девяти туристов с Дятловым во главе отправилась в лыжный поход по горам 23 января 1959 года. Поход был посвящен 21 съезду КПСС. Согласно принятой в 1949 году классификации спортивных турпоходов, он относился к 3-й — высшей —категории сложности. Путь туристов лежал на североуральские горы Отортен и Холатчахль. Один из туристов — Юрий Юдин — перед самым началом наиболее активной части похода заболел, и ему пришлось вернуться в Свердловск (ныне Екатеринбург). В итоге он — единственный из группы, кто тогда выжил (умер в 2013 году).

    Группа Дятлова (поначалу вдесятером) выехала поездом из Свердловска в Серов 23 января.

    Добралась до станции Ивдель, далее (утром 25 января) — автобусом до поселка Вижай, а вечером 26 января — попутным грузовиком до поселка 41-го квартала.

    Утром 27 января, встав на лыжи, налегке продолжила маршрут. Налегке — поскольку начальник лесоучастка выделил дятловцам расконвоированного заключенного с лошадью — свои неподъемные рюкзаки они сложили в сани. Так группа добралась до Второго Северного рудника, уже нежилого к тому времени поселка, входившего некогда в состав Ивдельлага. Здесь дятловцы заночевали в одной из уцелевших изб. Утром 28 января было решено, что Юдин, которого продуло в кузове грузовика, вернется на лошади назад, а группа продолжит маршрут без него. Он попрощался с группой и вернулся назад. Далее туристы продолжали путь вдевятером.

    О событиях, произошедших в дальнейшем, можно судить только по дневниковым записям туристов из группы Дятлова и фотографиям.

    За 16 дней туристам предстояло пройти на лыжах более 300 километров, совершить два радиальных восхождения — на Отортен и Ойко-Чакур (Ойка-Сяхыл) — и к 12 февраля вернуться в Вижай. Оттуда Дятлов собирался отправить телеграмму о завершении похода. Впрочем, уже при прощании с Юдиным Дятлов сомневался, что уложится в сроки, и попросил Юрия предупредить турклуб, что они могут задержаться на маршруте до 14 февраля.

    12 февраля группа в конечной точке маршрута так и не объявилась и не вышла на связь в последующие дни.

    Обнаружение группы и следствие

    22 февраля в УПИ из студентов-туристов были сформированы три поисковые группы (руководители — Борис Слобцов, Олег Гребенник и Моисей Аксельрод), которые забросили на разные участки маршрута Дятлова. К поискам подключили военных, оперативников с розыскными собаками, геологов и охотников-манси.

    Охотники сообщили, что видели в районе реки Ауспия следы лыж. 26 февраля группа Слобцова обнаружила на склоне горы Холотчахль разрезанную изнутри палатку. Согласно протоколу места обнаружения стоянки из уголовного дела, в ней обнаружили девять рюкзаков с личными вещами, одежду и другие вещи, в том числе план маршрута и записные книжки, а также продукты.

    На следующий день на спуске в сторону реки Лозьва, в 1,5 километрах от палатки, нашли первых погибших — Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко. Оба были в одном нижнем белье. Позже примерно в 300 метрах от них был обнаружен мертвый Дятлов, затем, в 330 метрах от него, мертвая Зина Колмогорова. В отличие от Дорошенко и Кривонищенко, она была в теплой одежде, но босая.

    В марте в 180 метрах от Колмогоровой под слоем снега нашли тело Рустема Слободина.

    Остальных членов группы сумели найти лишь в мае, когда начал сходить снег. Оттаявшие обрывки одежды привели в ложбину ручья. С помощью зондов под снегом нащупали и раскопали настил из 15 тонких деревьев, однако людей на нем не оказалось. Их нашли еще ниже, почти у самого ручья. Судмедэкспертиза впоследствии установила, что они погибли от переохлаждения, однако у Люды Дубининой и Семена Золотарева оказались сломаны ребра, а у Тибо Бриньоля — перелом черепа. На их телах, а также рядом с ними была обнаружена одежда Кривонищенко и Дорошенко, которая, по всей видимости, была снята уже с трупов.

    Похороны погибшей группы в Свердловске (ныне Екатеринбург) прошли с марта по май. 28 мая уголовное дело было закрыто с формулировкой: «Следует считать, что причиной их гибели явилась стихийная сила, преодолеть которую люди были не в состоянии».

    Версия гибели: ошибки группы Дятлова

    Многое в этой истории было и остается без ответа. Зачем, например, туристы разрезали палатку, выбрались на мороз (по сводкам, в те дни в этом районе было около —30 градусов), оставив рюкзаки в палатке, и двинулись по склону горы вниз, к лесу?

    Следователи предположили, что в трагедии виновата лавина, впоследствии в ней обвиняли диких зверей, беглых заключенных из окрестных колоний, солдат, принявших туристов за беглых заключенных, местных жителей из племени манси, для которых Холатчахль имеет ритуальное значение, военных, якобы испытывавших в отдаленной местности какое-то новое оружие, и даже космических пришельцев.

    Гибель дятловцев попытался раскрыть петербургский ученый и мастер спорта по туризму Евгений Буянов. Его исследование «Тайна гибели группы Дятлова» было издано в Екатеринбурге. В 2013 году Буянов снял по мотивам своей книги документальный фильм «Неоконченный маршрут».

    Суть теории Буянова заключается в том, что к гибели группы Дятлова привели не какие-то внешние «фантастические» или «криминальные» факторы, а ошибки группы, в которой лишь у Дятлова был опыт порядка 10 походов, у остальных — по лишь по пять-шесть незимних походов. Стратегической ошибкой группы стало решение организовать ночевку на склоне горы — туристы всегда стараются ночевать в зоне леса, где есть защита от ветра и дрова.

    Главной тактической ошибкой стала постановка палатки на склоне горы, представляющим собой многослойную «доску» — днем на солнце снег подтаивает, ночью замерзает, превращаясь в лед, затем сверху падает свежий снег. Если такая доска находится под углом, то не съезжает лишь потому, что верхний ее край опирается на нижний. Внешние факторы (сильный ветер, удар) могут вызвать сход снега на склоне, и чем он круче, тем выше лавинная опасность.

    Выравнивая место под палатку (ее ставили по-штормовому — с заглублением в снег), дятловцы подрезали основание пласта и сами создали аварийную ситуацию — спровоцировали сход мини-лавины. Лавина придавила палатку и причинила характерные травмы — переломы ребер вследствие сдавливания. Требовалось освободиться, прежде чем кто-либо задохнется от навалившейся тяжести, поэтому палатку разрезали изнутри. Через дыры извлекли раненых: Тибо, Дубинину и Золотарева.

    Где находится перевал Дятлова?

    перевал Дятлова

    Урочище Перевал Дятлова находится в Ивдельском районе Свердловской области, на Северном Урале. Окрестности перевала являются самым северным районом Свердловской области, граничащим с Пермским краем, Республикой Коми и Ханты-Мансийским Автономным Округом. Перевал Дятлова является самым популярным и востребованным туристическим местом Северного Урала, манящим к себе многочисленных туристов со всей России и не только. Свою известность это, в целом ничем не примечательное место, получило из-за загадочной гибели девяти свердловских туристов в феврале 1959 года, но об этом вы и так уже всё знаете.

    В середине июня 2016 года я осуществил свою поездку на урочище Перевал Дятлова. Я был один, но по дороге знакомился с различными людьми, которые так или иначе составляли мне компанию. Изначально я не планировал посетить это место, я направлялся погулять в районе среднего течения Вижая, однако за пределами поселка Полуночное меня подобрал попутный уазик с геологами, которые шли на базу Ильича. До Полуночки я добрался на автобусе от ивдельской автостанции, а дальше, в сторону поселка Северный, автобусов нет, поэтому я планировал поймать попутку. Но я даже и не ожидал, что мужики в попутном уазе предложат мне съездить аж до самой базы Ильича, от которой уже и до Перевала рукой подать. Конечно едем! — ответил я.

    Как добраться до перевала Дятлова?

    • От Екатеринбурга следует доехать до города Ивдель (521 км). Сделать это можно на машине/автобусе или поезде Екатеринбург — Приобье (сид. билет около 700 р.);
    • от Ивделя следует ехать на север, через следующие поселки (в скобках расстояние от Ивделя): Полуночное (25 км), Вижай (90 км), Ушма (135 км), до реки Ауспия (180 км), или «базы Ильича» (188 км). Можно заказать заброску, стоимость в среднем 15 тыс. руб. в одну сторону;
    • от стоянки на реке Ауспия ведет тропа до перевала, по оригинальному маршруту группы Игоря Дятлова — примерно 28 км;
    • от «базы Ильича» — грунтовая дорога, пригодная для внедорожников/квадроциклов, проезжая вплоть до самого перевала — 25 км.

    Скажу честно — я обрадовался! Собирался просто съездить на Вижай, покидать спиннинг в воду, но тут приключилась такая авантюра. Однако, я бы не сказал, что я был таким фанатом всей этой истории. Нет, безусловно, меня, как уральского туриста-путешественника, она, разумеется, привлекала и интересовала, однако, я никогда не рвался попасть на перевал. Я посетил уже многие интересные места в своём родном краю, бывал за границей, но до перевала Дятлова ноги дошли только сейчас, и то случайно. А всё оттого, что я имел представление о том, что в целом местность хребта Поясовый камень, на котором расположена гора Отортен и перевал Дятлова, ничем особым не привлекательна. Тундра — скудная, рельеф — обычный сопочный.

    Гораздо интереснее на Конжаковском камне или плато Маньпупунёр. Отсюда и перевод горы Холатчахль, как «Гора Мертвецов» я считаю надуманным и некорректным, более точным переводом с мансийского был бы «Мёртвая гора». Из-за особенностей рельефа горная тундра там довольно скудная, обилие курумов, а растительность — минимальна. К примеру, на Главном Уральском Хребте, на Кваркуше или Конжаке тундра куда более разнообразная и интересная. А Холатчахль — мёртвая гора, и какие-либо мертвецы тут совсем не причем.

    село полуночное

    Вижай

    Указатель возле своротки на Вижай

    брод вижай

    Проезд через Вижай

    путь на перевал дятлова

    Чистейшая горная вода

    северная-тошемка

    Проходя через многочисленные таёжные броды таких рек, как Вижай, Северная Тошемка, Витим-Ятия, Тосамья и Ушма, мы наконец преодолели отметку 135 км и добрались до таёжного посёлка Ушма (ударение на «а»). Ушма — это мансийский поселок, раньше здесь, как и во многих других таёжных населенных пунктах, была колония-поселения системы ГУЛАГ. Сейчас там проживают манси. По рассказам ивдельчан, Ушма сейчас остался практически единственным мансийским поселком, во всех остальных населенных пунктах Свердловской области манси уже не живут. Либо переехали в более крупные города и села, либо скончались от тех или иных причин, главная из которых — пьянство.

    стелла-ушма-поселок

    Стелла возле поселка Ушма

    После Ушмы таёжная грунтовка была уже плохого качества. До Ушмы дорогу обслуживают ивдельские власти, а после Ушмы населенных пунктов в Свердловской области больше нет. т.е. поселок Ушма — это самый северный поселок Свердловской области. Поэтому следить за состоянием грунтовки будут те, кто сам пожелает это, т.е., грубо говоря, энтузиасты. Такими энтузиастами являются мужики из золотодобывающей артели, у которых перевалочная база расположена в районе «базы Ильича». Вот как раз с ними я и ехал.

    По дороге они обсуждали различные вопросы, ругали дорогу и водителей грейдеров, которые следят за состоянием грунтовки. В целом, дорога проезжая для всех уазов, не говоря уже про «Уралы», «Камазы» и «Шишиги». На легковом автомобиле доехать, вероятнее всего, не получится, но если в салоне имеются рабочие руки для выталкивания, то это, думаю, осуществимо. Однако большую опасность представляют лужи, которые могут быть очень глубокими, важно иметь блокировку и полный привод, а также высокую посадку. Если застрянете, то подождете кого-то — и они вас вытащат. По дороге часто ездят различные грузовики геологов, готовые зацепить ваше ведро на буксир. Не паникуйте!

    проезд лужи на уазе

    Проезжаем глубокую лужу

    luzha-na-uaze

    Глубина по колесо

    дорога на перевал дятлова

    Техника в тайге

    А вот и долгожданная Ауспия — небольшая речушка, впадающая в Лозьву. Ауспия течет прямо с подножий перевала Дятлова и знаменита тем, что именно вдоль неё, в далеком 1959 году, группа Игоря Дятлова шли в сторону хребта Поясовый камень, ко своей лютой погибели.

    Ауспия

    Брод через Ауспию

    перекат-ауспия-рука

    стоянка на ауспии

    Стоянка на Ауспии

    От Ауспии до базы Ильича примерно 8 километров. Мы преодолели их быстро, а в целом, ехали, наверно, часов 6. Стоянка на базе Ильича расположена на берегу реки Лозьва. Здесь у Лозьвы еще верховья, однако, по сравнению с Ауспией, Лозьва подходит для сплавов и пользуется спросом у любителей водных походов.

    лозьва у базы ильича

    лозьва-база-ильича

    Лозьва в районе «базы Ильича»

    lozva reka

    лозьва перевал дятлова

    Олег Приходько путешественник

    Я на фоне Лозьвы

    уральская тайга

    На базе Ильича стоит рубленое зимовье, в котором сейчас живут геологи. Вместе с ними обитает различная техника, гусеничный вездеход, а также набросаны тяжелые ковшы для драги. Основная база геологов расположена в районе Трёхречья, где сливаются три реки: Луцоулья, Котлия и Большая Сосьва. Это уже ХМАО. Там они собирают драгу прямо на месте, а все материалы привозят по земле, не гусеничном вездеходе. Чуть дальше по Лозьве работают китайцы — они строят мост через Лозьву. Эта артель — это совместная русско-китайская фирма.

    на базе ильича геологи

    изба на базе ильича

    на базе ильича

    баланда

    белые ночи

    После утомительной дороги и сытного ужина я улегся в свою палатку. Мужики звали в зимовье, но я испугался комаров, которых в это время года — тьма. Однако, в палатку они всё равно попадали. Кстати, вечером, во время моей трапезы, на стоянку приехал «Камаз» со спасателями. Я сначала подумал, МЧС-никами, но потом они мне объяснили, что это другая служба. Поисково-спасательный отряд — сугубо областная организация, не федеральная, как МЧС. Отсюда и соответствующее низкое финансирование.

    Это новое знакомство оказалось мне на руку, ибо я не имел никаких напарников для похода на перевал Дятлова, а идти в одиночку туда опасно — в округе обитает много медведей. Поэтому я планировал сидеть на базе Ильича до тех пор, пока не встретил бы какую-то группу. На мою удачу, вот я и встретил группу, с которой я завтра отправлюсь на перевал Дятлова. Да не просто туристы, а настоящие спасатели, считай — телохранители! Они выехали на поиски пропавшей туристки, которая зарегистрировалась всего на 2 дня, за которые собиралась пройти маршрут до перевала и обратно.

    Я, словно матёрый шпион, быстро вошёл в круг доверия спасателей, а утром мы вместе с ними, налегке, пешком, отправились на легендарный перевал Дятлова. Один из них остался охранять «Камаз» и наши вещи, а мы вовсе не предполагали оставаться там на ночь — хотели пройти весь маршрут (туда-обратно) за один день. Т.е. протопать 50 км. Не сказать, что я был очень доволен от такого расклада, но выбора у меня не было — оставаться там одному рискованно — много медведей.

    ивдельские спасатели перевал дятлова

    тропа на перевал дятлова

    Тропа на перевал Дятлова, в районе хребта Чарка-Нур

    след медведя перевал дятлова

    горная тайга

    тропа на перевал дятлова

    Тропа в предгорье Поясового камня

    перевал дятлова тропа в предгорье

    Тайга переходит в криволесье

    лесотундра

    Лес становится все реже.

    криволесье поясовый камень

    уральская лесотундра

    А здесь уже не тайга, а лесотундра

    Так подошёл момент, когда мы забрели в лесотундру, а до самого перевала Дятлова оставались считанные километры. Вот уже появились первые снежники, питающие истоки ручьев и рек, впадающих в Лозьву. Где-то тут находится исток Ауспии.

    снежники

    поясовый камень

    poyasovyi kamen

    Перед самим перевалом растительность стала совсем скудной, тундра — минимальная и ненасыщенная. Короче говоря, Мёртвые пейзажи Мёртвого хребта Мёртвой горы.

    Урочище Перевал Дятлова

    Перевал Дятлова и гора Холатчахль (1096 м)

    их было 9 перевал дятлова

    Памятная табличка «Их было 9»

    Возле камня с табличкой обитала группа московских туристов, вместе с которой была замечена пропавшая туристка. Однако спасатели не поднимались на сам перевал вместе со мной, я это делал в одиночку, и, стало быть, спас туристку именно я.

    Олег Приходько на перевале Дятлова 2016

    Я не задержался долго на самом урочище, потому что чуть ниже меня ожидали спасатели, с которыми мне еще вниз идти. Одному идти опасно и поэтому нужно быстро пофоткать здесь и бежать назад, сообщив при этом им благостную весть о том, что я нашёл туристку, живую да здоровую.

    кривые березы в тундре урал

    По дороге мы натыкались на медвежьи следы, и чем больше я их видел, тем больше понимал, что я правильно сделал, что пошёл со спасателями, а не в одиночку. Геологи говорили, что медведи подходят даже в их лагерь, несмотря на то, что там присутствуют люди, и даже не боятся костра. Туристов в тех краях очень много бывает, и поэтому медведи, привыкшие к людскому присутствию, могут позволять себе наглость и любопытство. И вообще, они у себя дома!

    следы медведя на тропе

    след лапы медведя

    Дорога назад была сложной, так как мне пришлось пробежаться порядка 2-3 км в сторону спаателей, чтобы они не ушли без меня, то я потратил свои калории. Поэтому большую часть пути идти было тяжело. Однако у одного спасателя оказался припасенный пакетик сахара, буквально 14 грамм, из армейского сух пайка. Приняв вожделенную сахарозу внутрь,буквально минут через 15 я почувствовал облегчение и прилив сил. Идти стало нормально и даже можно было идти побыстрее, учитывая еще то, что шёл дождь. Часам у 9 вечера мы дошли до базы Ильича, где нас ожидала походная баланда. Недолго думая, парни предложили мне поехать сейчас в Ивдель, не дожидаясь утра. Я подумал и решил поехать с ними. Тем более шёл дождь, а перевал Дятлова я уже посетил.

    база ильича ивдельский район

    Камаз спасателей на базе Ильича

    Проливной дождь неплохо наполнил лужи, а одна лужа оказалась с глубокой ямой, которую оставил после себя трактор. В эту яму, вопреки советам водителей «Уралов», наш «Камаз» угодил по переднее колеса. Ни туда и ни сюда: несмотря на полный привод и блокировку дифференциала, «Камаз» не смог вырваться из ямы. Засадили! Парням пришлось бежать обратно на базу Ильича за помощью. Туда как раз приехали два Урала. За бортом слякоть, без сапог делать нечего. Дело было уже в районе Ауспии, и парням пришлось топать туда еще 8 км. Незавидное окончание дня.

    камаз застрял

    Часа через два приехал Урал и вытянул татарина из ямы. Мы продолжили путь. Сон в кузове был ужасным, кузов постоянно трясло и поспать толком не удалось. К утру мы подъехали к Ушме, в которой стоит телефонная будка. Так как из-за облаков спутниковый телефон не ловил, а сообщить о нашедшей туристке необходимо, то пришлось заехать в Ушму.

    спутниковый телефон ушма

    Звонит сообщить, что всё нормально

    ушма северный урал

    Местный манси встречает гостей-рыбаков

    Ушма ивдель

    мясо лося сахатина

    Напоследок отведать копчёной сохатинки (мясо лося)

    Видеоотчет о поездке

    Приехав в Ивдель, в поисково-спасательный отряд, я еще сутки провёл у них. Отсыпался, отъедался, попробовал копчёного лося и прочих таёжных даров. В целом, мой поход на перевал Дятлова прошёл успешно, учитывая, что я даже не планировал там побывать. Туристка нашлась, все живы и здоровы, а больше всех доволен оказался я!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *