Сколько жд вокзалов в москве
Перейти к содержимому

Сколько жд вокзалов в москве

  • автор:

9 вокзалов Москвы.

В Москве имеется 9 действующих железнодорожных вокзалов. Почти все вокзалы являются начально-конечными тупиковыми пунктами железнодорожных линий-направлений от Москвы (не являются тупиковыми Белорусский и Курский, и, отчасти, Савеловский, через который проходит одна не тупиковая линия — через нее проходит поезд дальнего следования с Белорусского вокзала до Рыбинска). Названия большинства из вокзалов (за исключением Ленинградского, Белорусского, Савёловского) совпадают с названиями их железнодорожных станций.

По материалам проекта «Фотографии старой Москвы» представляю вам подборку фотографий московских вокзалов.

Белорусский вокзал (Смоленский, Брестский).

Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы, началось во второй половине 1860-х гг. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 г. Вокзал стал шестым по счёту в Москве. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В начале 1890-х гг. движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский.

Но самое важное его имя — Вокзал Победы. Это отсюда в 1941 году отправлялись эшелоны на линию фронта, и здесь же в 1945 встречали солдат-победителей, возвратившихся из Берлина. Именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война». Каждый год 9 мая на Белорусском вокзале проходит празднование Дня Победы. В этот день с вокзала отправляется «Поезд памяти». В здании вокзала, в Воинском зале, открыт музей, где отражена жизнь Белорусского в военные и послевоенные годы.

Казанский вокзал (Рязанский).

Здание вокзала построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Казанского вокзала 20 июля 1862 года. Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым, создателем гостиницы «Москва», Мавзолея В.И. Ленина и станции «Комсомольская». Использовался принцип «хоромной» композиции, принятой в древнерусской архитектуре. В здании вокзала сочетаются несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. Объединяет их все угловая башня, напоминающая башню Сююмбеки в Казанском кремле. Башня увенчана шпилем с драконом Зеланом, изображавшимся на древнем гербе Казани. На одном из фасадов здания расположены часы со знаками зодиака.

В 1950-х гг. был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 гг. здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами. На сегодняшний день вокзал является одним из крупнейших вокзалов Европы.

Рязанское направление — единственная московская железная дорога с левосторонним движением поездов. Так, на большинстве станций электрички подходят к платформе с непривычной левой стороны. А все потому, что изначально в строительстве участвовали английские инженеры. Менять все «слева направо» оказалось слишком дорого и хлопотно — так и оставили. Запретят ли вместе с левосторонними автомобилями и левостороннюю железную дорогу — вопрос сложный:

Киевский вокзал.

В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание конторы сохранилось до наших дней). К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом».

Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление его временности, быть может оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичные вокзал. Но «временное пассажирские помещение» простояло полтора десятка лет, пока правление Московско-Киево-Воронежской железной дороги не решило возвести самый большой вокзал Москвы.

29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым.

В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Все пространство до берега в то время было тесно застроено небольшими домиками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. Перекрытие над железнодорожными перронами создано по проекту архитектора В.Г. Шухова. Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году.

В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово. 10 июля 1935 года был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. В плане реконструкции Москвы было записано: «Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки».

Вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса». Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые в ручную переводятся на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.

Курский вокзал (Нижегородский).

Первоначально вокзал (в то время называвшийся Нижегородским) был построен в 1860-х годах совсем в другом месте: у Покровской заставы (по левой стороне нынешней Нижегородской улицы), вне тогдашней городской черты. Это был отдельный деревянный вокзал, имевший статус временного. Объем перевозок рос, а постоянное место вокзалу все не могли подобрать. Пришлось вмешаться правительству — оно выкупило дорогу в казну, сделав ее государственной. После этого Курское и Нижегородское направления расположились под крышей одного здания, строящегося тогда на Садовом кольце.

Строительство велось по проекту архитектора Н.Орлова и закончилось в 1896 году. На вокзальной площади появилось изящное здание с белыми колоннами. И по сей день правое крыло Курского вокзала отдано нижегородскому (Горьковскому) направлению, левое — Курскому. Реконструировали Курский вокзал в 1938 году, но коренные изменения ждали его в 70-х.

Из-за большого пассажиропотока было возведено новое здание длиной 200 м, обращенное стеклянным фасадом на привокзальную площадь. Ритм складчатой кровли, уходящей в перспективу, должен был ассоциироваться с движением поезда, а большой козырек, выступающий на 9 м, — с крытым перроном. У Курского вокзала две части — надземная, с залами ожидания и кассами, и подземная — с камерами хранения, проходами к поездам и станциям метро. Проект создавался по принципу рациональности и позволял вместить большое число пассажиров. До постройки на привокзальной площади торгового комплекса «Атриум» внутри было всегда светло. По вечерам же иллюминация вокзала освещала привокзальную площадь.

Ленинградский вокзал (Николаевский).

Здание вокзала построено в 1844—1849 по проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Железевича для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851. Является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. С 1856 по 1924 носил название Николаевского вокзала, с 1924 — Октябрьского.

Вокзалы Москвы, Московская область

Список железнодорожных и автовокзалов Москвы с адресами, телефонами и просмотром ближайших объектов на карте.

Городские объекты загружаются.
Пожалуйста, подождите.

Казанский вокзал

Москва, пл. Комсомольская, д. 2 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 266-23-00

Казанский вокзал — один из самых крупных вокзалов столицы. Располагается он на Комсомольской площади, ранее Каланчевской, ее называют «площадь трех вокзалов». Изначально, вокзал назывался Рязанский, потому что первый поезд, отправившийся 20 июля 1862 года, следовал именно на Рязань. Строительство вокзального комплекса, возводимого в несколько этапов, закончилось в 1940 году. Осуществлялось оно по проекту А.В. Щусева, основной идеей которого было не только в том, чтобы здание выполняло функции вокзала, но и было достопримечательностью, украшающей площадь и город. Казанский вокзал построен с соблюдением архитектурных традиций Москвы XVII века.

Ярославский вокзал

Москва, пл. Комсомольская, д. 5 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 266-63-93

Ярославский вокзал — один из крупнейших вокзалов Москвы, третий вокзал Комсомольской площади. Идея строительства появилась в середине XIX века. В июле 1958 года императором Александром II было разрешено строительство железной дороги. Возведение здания вокзала проходило по проекту петербургского архитектора Р.И. Кузьмина и мастера архитектуры С.Л. Шустова. В 1862 году было построено изящное двухэтажное белое здание. 18 августа 1862 года было открыто ежедневное движение поездов. Это была первая железная дорога, в которой не участвовал иностранный капитал.

Курский вокзал

Москва, ул. Земляной вал, д. 29 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 266-53-10

Курский вокзал — крупнейший вокзал в Москве, является универсальным, т. к. здесь многие поезда имеют конечную точку следования, а также через этот вокзал проходят транзитные поезда, следующие в направлении с севера на юг. В 1860-х гг. был построен пассажирский вокзал для Курской железной дороги. Его особенностью было то, что это единственный из вокзалов Москвы, находящийся за чертой города, за Камер-коллежским валом. С середины XVIII века этот вал был признан официальной чертой города. Это было сделано, отчасти, по экономическим критериям. Земли стоили недорого, налогов меньше, а также минимальные требования по части санитарии и охраны труда.

Киевский вокзал

Москва, пл. Киевского вокзала, д. 2 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 240-04-15

Киевский вокзал, ранее Брянский, существует с 1899 года, первый почтово-пассажирский поезд с которого направлялся в Брянск. Он был построен на средства частной железнодорожной компании, и расположилось на окраине столицы. Здание было одноэтажным, тесным и не соответствовало облику Москвы. По этой причине в 1912 году были выделены средства на постройку нового здания вокзала. Главным архитектором и инженером был назначен И.И. Регберг. Здание, построенное в стиле неоклассицизма, стало одним из самых красивых архитектурных творений Москвы. Фасад здания выходит на Москву-реку, а 51-метровую башню украшают огромные часы.

Ленинградский вокзал

Москва, пл. Комсомольская, д. 3 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495)262-91-43

Ленинградский вокзал называют воротами на северо-запад России. В шумной столице он напоминает о спокойствии и элегантности Северной столицы. Это старейший вокзал Москвы, он единственный не принадлежит Московской железной дороге. В 1842 году Николаем I был подписан указ о строительстве железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. Также он указал, чтобы здания вокзалов в этих городах были одинаковыми. Архитектором был назначен Константин Тон, который уже показал свое мастерство. Он был автором таких сооружений как Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. 1 ноября 1851 года состоялось официальное открытие железной дороги. В этот день первый поезд отправился из Санкт-Петербурга.

Павелецкий вокзал

Москва, пл. Павелецкая, д. 1 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 235-12-14

Павелецкий расположен недалеко от центра Москвы, что позволяет с легкостью добраться до него со всех уголков столицы. Павелецкий вокзал является одним из самых первых вокзалов столицы. Он был сдан в эксплуатацию 19 января 1900 года. Первым названием вокзала было — Саратовский. Нынешнее название он получил после Великой Отечественной войны, по названию поселка Павелец, который находится в Рязанской области. Здание вокзала строилось по проекту архитектора А. Красовского было высотой в два этажа. На первом этаже располагался операционный зал, разделяющий помещения первого и второго класса от помещения третьего класса пассажиров.

Рижский вокзал

Москва, пл. Рижского вокзала, д. 2 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 631-15-88

Здание Рижского вокзала было построено в 1897-1901 годах в связи с строительством Виндавской железной дороги. Строительство проходило по проекту петербургского архитектора Станислав Бржозовский, он же была автором Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Руководил строительством архитектор Ю.Ф. Дидерихс. Здание вокзала построено в «русском стиле» XVII века. Он состоит из трех теремов, которые соединены на первом этаже друг с другом переходами. В 1995 году была проведена реконструкция здания. Внешний вид вокзала не был изменен, была восстановлена лепнина потолков и отреставрированы люстры.

Белорусский вокзал

Москва, пл. Тверской заставы, д. 7 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 266-03-00

За историю своего существования Белорусский вокзал несколько раз менял свое название. Первоначально, с 1870 года, название было Смоленский, по направлению поездов, курсировавших до Смоленска. Спустя год маршрут был продлен до Бреста, вокзал был переименован в Брестский. В результате переименования железной дороги в Александровскую, вокзал получил соответствующее название — Александровский. В 1922 году название сменилось на Белорусско-Балтийский вокзал. Нынешнее название — Белорусский — вокзалу присвоили в 1936 году. От перронов Белорусского вокзала в 1941 году первые эшелоны отправлялись на фронт, именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война».

Савеловский вокзал

Москва, пл. Савеловского вокзала, д. 2 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 266-89-01

Савеловский вокзал является самым молодым вокзалом столицы. Он принял первых пассажиров весной 1902 года Строительство в 1897 году началось по инициативе С.И. Мамонтова, председателя Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. Имя автора проекта вокзала неизвестно. Для вокзала было выбрано место на границе города, у Бутырской заставы. Здание было простым и строгим, одноэтажным. Только в центрально части имелся второй этаж, используемый для служебных квартир. В 1900 году Московская городская дума, предполагая, что цены на прилегающие земли увеличатся, изменила границы Москвы, вокзал вошел в состав города.

Москва, Щёлковское ш., д. 1, стр. 5 посмотреть карту
0 м до центра города

Открытие Восточного вокзала состоялось 29 мая 2021 года. Он располагается в Восточном административном округе, между районами Гольяново и Преображенское. Это десятый по счету вокзал в столице. При его строительстве учитывались современные требования и технологии. В целях обеспечения безопасности и комфорта пассажиров, внутри оборудован зал ожидания, камеры хранения, онлайн-табло, общедоступная сеть Wi-Fi, медпункт, зона фуд-корта, туалеты. Здание связано надземным переходом со станцией метро «Черкизовская», это позволяет делать пересадки без необходимости выхода на улицу.

Автостанция Казанский вокзал

Москва, Рязанский пер., д. 13/1 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 507-78-88

В шаговой доступности от станции метро «Комсомольская», на Рязанском проспекте, расположена автостанция «Казанский вокзал». Это автостанция небольшая и существует относительно недавно. Тем не менее, здесь проходят самые популярные автобусные направления. С этой автостанции можно доехать напрямую до Санкт-Петербурга, Самары, Ростов-на-Дону, Пензы, Казани и других больших городов.

Автостанция Павелецкий вокзал

Москва, ул. Дубининская, д. 11/17, стр. 1 посмотреть карту
0 м до центра города

На улице Дубининской, в непосредственной близости от Павелецкого железнодорожного вокзала, находится автостанция с одноименным названием. Ежедневно сюда прибывают автобусы из Волгограда, Воронежа, Волжского, Липецка, Саратова, Пензы и других городов. Эта станция является конечной точки в пути следования этих маршрутов. Автовокзал работает ежедневно, с 8 утра до 11 вечера. Все это время работают билетные кассы. На площади перед автостанцией есть парковка.

Автостанция Черкизовская

Москва, пр-д Окружной, влад., д. 2а, стр. 1 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 517-37-27

Автостанция «Черкизовская» расположена возле станции метро Черкизовская. Отправление происходит у торгового центра «Черкизовский пассаж». Автостанция работает ежедневно с 7:30 до 20:30. Отправление с этой автостанции проходит практически ежечасно. Отсюда можно доехать до основных городов Подмосковья. Также, можно добраться до Чебоксар, У автостанции есть собственное здание с залом ожидания и телевизором. Здесь Вы сможете провести время в ожидании своего рейса.

Автостанция Кантемировская

Москва, пр. Пролетарский, д. 20, стр. 2 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (926) 019-08-08

Автостанция «Кантемировская» расположена на одноименном Кантемировском проспекте. Кантемировская станция обслуживает Южный округ Москвы и является самой южной автостанцией. Сюда можно добраться на нескольких станциях метро, необходимо будет выйти либо на Кантемировской, либо на станции «Царицыно», либо на Каширской. Пешая прогулка займет не более 10 минут, с любой из вышеперечисленных станций. Автостанция работает ежедневно, с 7:00 до 23:00.

Автостанция Тушинская

Москва, пр-д Стратонавтов, д. 9 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (499) 940-08-43

Автостанция «Тушинская» начала свою деятельность в 2012 году. Ежедневно, с этой автостанции отходит до 60 рейсов, которыми пользуются около 1000 пассажиров. В здании небольшой тушинской автостанции есть комфортный зал ожидания, круглосуточная камера хранения багажа, платежный банкомат, терминал и Wi-Fi. Вдобавок, за отдельную плату можно заказать себе дополнительные услуги, например, предварительное бронирование билетов. Автостанция находится на проезде Стратонавтов, в шаговой доступности от одноименной станции метро. От станции метро сюда легко добраться пешком, подробные схемы представлены в Интернете. Средняя продолжительность пешей прогулки сюда от станции метро – 3 минуты.

Автостанция Красногвардейская

Москва, б-р Ореховый, д. 24г посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (499) 940-08-43

Автостанция «Красногвардейская» была открыта в 2003 году и работает до сих пор. Автостанция расположена по адресу: бульвар Ореховый, владение 24, недалеко от одноименной станции метро «Красногвардейская». Для пассажиров этой автостанции здесь имеется зал ожидания, билетные кассы, автоматы со снэками, охрана, платежные терминалы для оплаты мобильной связи, банкоматы, беспроводной Интернет и другие сервисы. С полным перечнем предоставляемых услуг можно ознакомиться на самом автовокзале. Некоторые из услуг являются платными.

Автовокзал Щелковский

Москва, ул. Уральская, д. 2 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (499) 748-80-29

Щелковский автовокзал является центральным автовокзалом в Москве. Автовокзал расположен возле станции метро «Щелковская». У Щелковского автовокзала есть несколько названий, например, Центральный или просто Московский. На сегодняшний день – это крупнейший автовокзал России. С Щелковского автовокзала регулярно отправляются рейсы по пригодным и междугородним маршрутам. Автовокзал находится в восточной части Москвы, на территории района Гольяново.

Автостанция Орехово

Москва, пр. Шипиловский, влад. 3 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (499) 940-08-43

Автостанция «Орехово» была открыта в 2009 году. На сегодняшний день деятельность этой автостанции поддерживают 7 перевозчиков. Сегодня автостанция обслуживает 5 направлений, по ним ходят 36 рейсов. Средняя посещаемость автостанции «Орехово» в сутки – 380 человек. За весь 2013 год услугами автостанции «Орехово» воспользовались двести тысяч человек. Самые популярные направления здесь – это Ростов-на-Дону, Кисловодск и Элиста. Так же, отсюда можно доехать до Тирасполя и Узловой.

Автостанция Теплый Стан

Москва, пр. Новоясеневский, вл. 4 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (499) 940-08-43

Автостанция «Теплый Стан» существует с 2003 года, это одна из самых первых московских автостанции. Автостанция обслуживает 37 направлений, по которым следует 100 рейсов в сутки. Деятельность автостанции «Теплый Стан» поддерживают несколько транспортных компаний. Свои услуги предлагают 34 перевозчика. Каждодневно автостанция «Теплый Стан» обслуживает около тысячи человек. Во время «час пика» максимальное количество пассажиров, прибывающих на автовокзал составляет 2000 людей. Исходя из статистических данных, ежегодно станцией пользуются 600 тысяч пассажиров.

Автостанция Новоясеневская

Москва, ул. Новоясеневский тупик, влад. 4 посмотреть карту
0 м до центра города
Телефон: +7 (495) 426-87-51

Автостанция «Новоясеневская» расположена на Новоясеневском проспекте. Автостанция работает ежедневно, с 6:00 до 23:59. Сюда можно доехать на метро, необходимо будет выйти на станции «Битцевский парк». Автостанция ведет свою деятельность с 2011 и является немаловажным объектом в социальной сфере. Здание автостанции – это одноэтажное строение, оборудованное всем необходимым. В здании есть зал ожидания, круглосуточная камера хранения, охрана, кофейный аппарат, терминалы для оплаты сотовой связи, кафе и комната матери и ребенка.

Хроники московских вокзалов: 9 известных и 1 невидимый

Каждый железнодорожный вокзал в Москве – уникален. Каждый – памятник архитектуры. Каждый менял имена и облик. Имена – по разным, случалось, политическим или идеологическим причинам. Облик – по мере увеличения пассажиропотоков и веяний времени.

«Вокзал, несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук…» – такую поэтическую формулу одного из самых прозаичных мест городского быта вывел Борис Пастернак. Россия – страна огромная. И потому – кочевая. Оттого в любые времена транспорт в ней – востребованный «продукт потребления», сродни еде и воде. Этот постулат ярко подтверждает загруженность московских железнодорожных вокзалов. Каждый из них каждый час принимает от пятисот до полутора тысяч пассажиров.

Русское существительное «вокзал», утверждают лингвисты, связано с английским понятием vauxhall, т.е. воксхолл. Так в XVIII веке называлось популярное в Лондоне злачное место – парк развлечений. В Российской империи привнесенное слово «вокзал» произносили как «фоксал». Большое питейное заведение с полным меню утех представлял собой вокзал станции Павловск самой первой в России Царскосельской железной дороги, открытой 180 лет назад. Как бы то ни было, в конечном итоге, русский железнодорожный вокзал стал тем, чем он есть сейчас: зданием, к которому примыкают платформы, а к ним по рельсам отбывают и прибывают поезда. Обязательные атрибуты таких зданий – залы ожидания, билетные кассы, камеры хранения, общественные туалеты, а также буфеты и ресторации. Помимо пассажиров, на всех вокзалах непременно есть стражи порядка, носильщики, уборщики, извозчики, прочие работники. И, конечно же, встречающие и провожающие. Железнодорожные вокзалы – самые загруженные. В Москве их насчитывается девять: Ленинградский, Ярославский, Казанский, Курский, Павелецкий, Белорусский, Савеловский, Киевский, Рижский. Есть и десятый, малоизвестный и малоиспользуемый. В узких кругах его зовут правительственным, Центральным.

НА ПЛОЩАДИ ТРЕХ ВОКЗАЛОВ

Ленинградский

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Де-юре в России всегда одна столица. Издревле – Москва. Позже – Санкт-Петербург. Сейчас – опять Москва. Но де-факто столиц в стране две. В этом контексте главными вокзалами обоснованно считают: в Москве – Ленинградский, в Питере – Московский. Оба долгое время были Николаевскими, оставаясь по архитектурному облику зеркальным отражением друг друга. Нынче Ленинградский вокзал каждые сутки пропускает по 23-25 пар поездов дальнего следования, в том числе и по паре зарубежных – в Хельсинки и Таллин.

Русский император Николай I издал Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва и вокзалов в этих городах 13 февраля 1842 года. Вокзал в Москве под именем Петербургский построили спустя 7 лет по проекту архитектора Константина Тона (автор проектов Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский Дворец).

Изначально Петербургский вокзал был 50 метров в длину и 25 метров в ширину. На его первом этаже разместили роскошные императорские палаты и залы ожидания для пассажиров. Второй этаж отдали под жилье руководству и инженерам Петербурго-Московской «чугунки». Дуб и мрамор – основные материалы отделки. Из дуба выложили паркетные полы, вырезали массивные двери, огромные шкафы, перила лестниц, что подчеркивало имперскую монументальность всего здания. Его роскошь дополняли шведские печи, каждая из которых была облицована мрамором, а также исполненные в мраморе ватер-клозеты с индивидуальными кабинами. Комфортные отхожие места отапливались каминами. В зале ожидания перед посадкой в поезд или по прибытию в Москву пассажиры могли поглядеть на себя в огромные зеркала. Венцом первого в Москве железнодорожного вокзала стал вантовый дебаркадер перрона.

Пробное движение поездов из Петербурга в Москву началось 155 лет назад – 13 августа 1861 года. Император Николай I с семьей совершил поездку 30 августа, а регулярное железнодорожное сообщение между первопрестольной и столицей империи открылось в ноябре того же года. Царский состав расстояние в 604 версты (645 км) преодолел за 19 часов. Первый регулярный поезд вышел из Питера в 11 часов 15 минут 13 ноября и прибыл в Москву на следующий день в 9 утра, через 21 час 45 минут. Состав состоял из 6 вагонов. В них в первом классе прокатились 17 пассажиров, во втором – 63, в третьем – 112. Билеты каждому обошлись соответственно в 19, 13 и 7 рублей. До «чугунки» путь на дилижансе между главными городами империи занимал от трех до пяти суток. Билет стоил 95 рублей для всех. Первых пассажиров Петербургского вокзала в Москве бесплатно угостили водкой, солеными огурцами из еловых кадушек и копченым свиным окороком на ломте ржаного хлеба.

Император Александр II (Освободитель), начав царствовать в марте 1855 года, тут же сменил названия железной дороги и вокзалов ее конечных станций. Они стали Николаевскими. Тем самым самодержец (кстати, единственный с 1725 года уроженец Москвы) увековечил память Николая I, усилиями которого появились и дорога, и вокзал.

При советской власти царские названия продержались 5 лет. В 1923 году, вступив в должность наркома путей сообщения, Феликс Дзержинский повелел немедленно сменить чуждые новой власти имена. Николаевская стала Октябрьской железной дорогой. Октябрьским назвали и вокзал в Москве. С революционным именем дорога прожила до 2003 года, т.е. до преобразования МПС в ОАО РЖД, а вот вокзал удержал новое наречение меньше года. 21 января 1924 года в подмосковных Горках почил вождь и учитель Владимир Ульянов (Ленин). Петроград стал Ленинградом. Ленинградским сделался и вокзал в Москве. С тех пор он претерпел 5 реконструкций и расширений, 3 капитальных ремонта. И сейчас представляет собой современный европейского уровня комплекс обслуживания пассажиров. Время от времени поступают предложения вернуть вокзалу имя Николаевский или назвать его Санкт-Петербургским, но он так и остается Ленинградским.

В исторических хрониках каждого вокзала столицы, кроме событий, прославивших их на века, есть и свои малоизвестные страницы. О выбранных местах из путевого листа Ленинградского вокзала – пунктирно.

Именно здесь в 1927 году открылась первая в стране Депутатская комната с набором полноценного отдыха. Ее помещение было устлано коврами, уставлено диванами, креслами, шкафами для посуды и одежды. Круглосуточно работал закрытый буфет, в обязательное меню которого входили бутерброды с осетриной, красной и паюсной (черной) икрой, сардельки с зеленым горошком, котлета «Московская» с картофельным пюре и другие блюда. Из напитков в числе обязательных были чай черный с лимоном, лимонад, сок яблочный, коньяк, водка, портвейн двух и сухое вино трех сортов.

С особым комфортом

10 июня 1931 года с Ленинградского вокзала отправился первый в СССР курьерский поезд, получивший название «Красная стрела». Именно в этом экспрессе, ставшим одним из символов социализма, в 1962 году появились первые в стране вагоны класса СВ (спальный вагон) – с двухместными купе, в которых установили мягкие, увеличенные в ширину, нижние полки. Стоимость проезда в таких вагонах была на полтора рубля выше, нежели в четырехместных мягких и на три рубля дороже, чем в жестких купейных вагонах. Обычно в СВ ездили крупные чиновники, известные артисты, руководящие работники торговли, высшие военные чины.

Но в конце 70-х-начале 80- х годов неожиданно для МПС возник круглогодичный бум спроса на такие места. Причем, не только в «Красную стрелу», а и на все без исключения поезда в Ленинград. Заполучить билеты в СВ было практически невозможно – их скупали в первый час начала предварительной продажи, т.е. за 30 дней до отправления поездов. Наскоро подсуетились перекупщики, которые при общем стабильном дефиците билетов на поезда, наравне с копченой колбасой, растворимым кофе и импортными шмотками скупали преимущественно места в купейных и плацкартных вагонах. Именно спекулянты первыми заметили: места в СВ пользуются особой популярностью у молодежи. И начали перепродавать их втридорога. Особенно в сезон питерских белых ночей. Причину ажиотажа в МПС установили быстро – по докладным запискам вагонных проводников. СВ молодые люди использовали для любовных утех, хотя секса, как известно, в СССР не было. Но оставался вечным квартирный вопрос, который москвичей портил. У ленинградцев проблема озабоченности решалась проще. На Московском вокзале города на Неве тети и дяди прямо на перроне предлагали комнаты и квартиры не только на сутки – двое, а и на два-три часа. И таких мест стремительного найма жилья от полутора до пяти рублей в сутки в городе Ленина было немало.

В советские времена механика спекуляции железнодорожными билетами на всех вокзалах столицы была одинакова: к огромным очередям в кассы подходил малый и громко кричал: «Кому четыре билета до…». Для того, чтобы сбыть все свои припасы спекулянту требовалось потолкаться у разных касс в разное время три-четыре, от силы, пять раз на дню. Обычная сумма сверху – 50 процентов, на популярные направления – 75, а то и все 100 процентов стоимости билета. Продавать места в поездах строго по паспорту стали только в 1997 году, до этого билеты не были именными, и потому спекуляция ими, а позже и создание их искусственного дефицита процветали. Каждый перекупщик жил, как мог. И только на Ленинградском вокзале все было расписано по нотам. Там к кассам с криком: «Кому два билета до Питера» подбегали только те, кто и впрямь в этот день по каким-то причинам не мог отправиться в путь и не хотел терять деньги на сдаче билетов через официальный возврат. Те же, кому нужно было уехать непременно и не стоять без толку в очереди, шли на второй этаж к окошечку с надписью «Возврат билетов» или к аптечному киоску в левой стороне здания первого этажа. Там дежурили посредники. Заглянув в помятую, исписанную вдоль и поперек, бумажку, а то и наизусть, они извещали о наличии нужного билета и называли его цену. Получив согласие покупателя, вели его к тому, у кого под полой была богатейшая коллекция заветных прокомпостированных, как надо, картонных и бумажных корешков. ОБХСС линейных ОВД оценивал дневные заработки спекулянтов железнодорожными билетами от 200 до 250 рублей – примерно две месячные зарплаты советских инженеров.

Еще одна страница уникальной хроники Ленинградского вокзала советских времен. Только на нем (четырьмя месяцами позже – в зданиях городского аэровокзала и аэропортов Шереметьево-1 и 2) в ноябре 1979 года, накануне года Московской Олимпиады-80, появился первый в стране киоск, в котором разливали чудной, но приятный для неискушенного вкусами советского человека напиток – фанту. Попробовать его москвичи, как правило, с детьми, ехали на вокзал со всей столицы. После фанты такой же массовый интерес вызвал первый в СССР «Макдоналс», открывшийся 31 января 1990 года в районе Пушки – на Большой Бронной, 29. А в 1979-м по столице стремительно пронесся слух: фанта избавляет от похмелья. И по утрам у вокзального киоска, на щитах которого красовались надписи «Фанта», стали выстраиваться очереди прилично одетых мужчин. Меньше двух стаканчиков холодного желтого напитка они не брали. Стражи порядка решительно пресекали отдельные попытки влить в него водку. Тех, кому это удавалось, с позором выдворяли из вокзала.

Впрочем, верной приметой Ленинградского вокзала всегда были чистота и ухоженность. В советские времена и особенно в лихие 90-е это особенно бросалось в глаза в сравнении с соседним, в ста шагах от него, Ярославским вокзалом. Там даже на перронах и у билетных касс воняло сортирами – назвать их туалетами не поворачивался язык. Всюду шатался неумытый, небритый, в мятой одежде народец. На вокзале чуть ли не каждый час крали все, что плохо лежит. И в любое время суток он был под завязку набит лежащими на дубовых скамьях и полу людьми, фибровыми чемоданами, немыслимого размера коробками, холщовыми мешками.

Ярославский

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Историки считают: Ярославский – вокзал простого люда. Тоже не раз менял имена, хотя в отличие от Ленинградского, движение его топонимики не было слишком политизировано. Поначалу назывался Троицким. Его возвели в 1862 году, через 11 лет после сдачи имперского Николаевского вокзала, рядом с ним.

Новый, второй по счету железнодорожный вокзал в Москве, являл собой двухэтажное здание из кирпича, окрашенного на манер православных храмов в белоснежный цвет. Такой облик отвечал задачам небольшой, протяженностью в 64 версты, железной дороги до Сергиева Посада. Ее построили для того, чтобы москвичи без хлопот могли добраться до центра русского православия. Но рельсы, упирающиеся в тупик, сильно раздражали видных русских промышленников, ученых и образованных царских чиновников. За тупиком, который венчал большой православный дубовый крест, они видели великие пути на Север и в Сибирь. На территории, где много железной руды, угля, золота, драгоценных камней, леса, пушнины и рыбы. Тупик снесли, и проложили «чугунку» дальше – на Александров и Ярославль. А Троицкий вокзал в Москве получил новое имя – Ярославский.

Финансировал работы частный капитал. Значительные суммы потратили купцы, которых по праву считают организаторами русского железнодорожного дела, – Иван Мамонтов, отец знаменитого мецената и «кошелька» русских революционеров Саввы Мамонтова, и Федор Чижов, известный в России славянофил – республиканец, издатель, душеприказчик Николая Гоголя и один из признанных первопроходцев северных территорий империи. В 1870 году дорогу довели до Ярославля, а в 1872 – до Вологды. Одновременно при участии крупных владельцев пароходов, лесопилен, соляных промыслов и торговых домов начали строить «чугунку» на Архангельск. В короткие сроки проложили «плечи»: Александров – Иваново-Вознесенск – Шуя, Ярославль – Кострома, Ярославль – Рыбинск. Все это в несколько раз увеличило пассажиропоток и потребовало укрупнения Ярославского вокзала в Москве. МПС, к которому отошли все эти некогда частные дороги, в 1900 году поручило разработать проект известному архитектору Федору Шехтелю. Его работу высоко оценил сам Николай II, последний император России. Ярославский вокзал, что нынче видят тысячи москвичей и гостей столицы, и есть реализация замыслов Шехтеля. В числе впечатляющих особенностей здания – огромная входная арка, киль козырька над ней и пилоны в виде стилизованных крепостных башен.

Ярославский вокзал пережил две реконструкции, одну реставрацию и один капитальный ремонт. 50 лет назад, в 1966 году, получил стеклянную пристройку со стороны перронов. В 1995 – значительное расширение площадей, что позволило в два раза увеличить число пассажиров и ликвидировать чрезмерную загруженность залов и перронов. В 2005 году вокзал реставрировали, но, вопреки проекту вернуть двуглавого орла, сохранили в кованом гребне крыши советский серп и молот.

Целых 33 года (с 1922 по 1955) Ярославский был Северным вокзалом. Ряд документов показывает: переименовали его только потому, что у большевистского руководства страны олицетворение «ярославский» вызывало несварение желудка, ибо невольно напоминало о большом крестьянском восстании в Ярославской губернии. Там в отдельных селах даже после того, как мятеж утопили в крови, а по Волге «плыли тела людей, словно плоты», советскую власть удалось восстановить только в 1921 году. Однако в обиходе вокзал продолжал именоваться Ярославским. Глашатай революции Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!», написанной в 1927 году, тоже проигнорировал новое название вокзала. «Куда идешь? В уборную иду, на Ярославский», – гордо изрек поэт в строках своего произведения, посвященного 10-й годовщине Октября.

Посещать отхожие места вокзалов было традицией не только революционных, военных или послевоенных времен. Вокзальные туалеты, при очевидном дефиците городских, в 20-90-х годах использовали и приезжие, и москвичи. В 50- 60-х справить нужду на вокзале входило в ежедневный ритуал обитателей перенаселенных коммуналок, рабочих казарм и бараков. Ярославский был в этом смысле самым посещаемым местом – целых 7 туалетов. Ни на одном другом вокзале столицы такого числа общественных уборных не было.

Вокзалы Москвы

Москва — Третий Рим. Эта идея звучала в работах многих видных философов, среди которых Владимир Соловьев и Николай Бердяев. Но сколько же дорог ведут сюда?

3584

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+

Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.

Найди свою любовь

  • Самые необычные свидания в Москве
  • Игровые знакомства Speed Dating № 1 в Москве
  • Вечеринка «Большой Speed Dating»
  • Вечер настольных игр от FastLife
  • Японские свидания GOKON
Ярославский вокзал

В этих стенах царит старинный дух русского севера, что совсем не мешает вокзалу функционировать в современном ритме, обеспечивая пассажирам комфортабельное обслуживание.

Комсомольская пл., д. 5

Савёловский вокзал

По путям, которые начинаются с Савеловского вокзала, поезда следуют к самым глухим и прекрасным местам Московской и смежных областей.

пл. Савёловского вокзала, д. 2

Рижский вокзал

Перед отправлением в страны далекой Балтии можно и в хостеле комфортно отдохнуть, и Музей истории железнодорожной техники посетить.

Рижская пл., д. 1

Павелецкий вокзал

Один из самых загруженных вокзалов Москвы объединил в себе надёжность, удобство и практичность.

Павелецкая пл., д. 1

Ленинградский вокзал

Ленинградский вокзал — аксакал и дедушка всех столичных вокзалов. Проще говоря, это самый старый вокзал Москвы. Он был построен в 1849 году по проекту архитекторов Константина Тона и Рудольфа Желязевича.

пл. Комсомольская, д. 3

Курский вокзал

Самый универсальный московский вокзал, который позволяет добраться как к морским берегам Юга, так и далеко на Север.

ул. Земляной вал, д. 29

Киевский вокзал

«Московский Биг Бен» и уникальное сочетание современных комфортабельных условий с оригинальным историческим обликом.

пл. Киевского Вокзала, д. 1

Казанский вокзал

Огромный поток пассажиров, экзотичное для России левостороннее железнодорожное движение и неорусская архитектура вокзала стали его отличительными чертами.

Комсомольская пл., д. 2

Белорусский вокзал 0+

В Париж, Ниццу, Варшаву — отсюда. Снимать фильмы — тут. Учиться находить элементы классицизма и готики — тоже тут.

пл. Тверская застава, д. 7

Северный речной вокзал 0+

Северный речной вокзал (известный также как Химкинский) находится рядом с Химкинским водохранилищем. Вокзал является одним из символов столицы и памятником сталинской архитектуры.

ш. Ленинградское, д. 51

Железнодорожный вокзал «Восточный»

Новый вокзал стал важным транспортным узлом как для москвичей, так и для гостей столицы.

Окружной пр-д, д. 7, стр. 1

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Опубликовано 17 января 2014 22:09 ID519

Комментарии к вокзалам Москвы

Гороскоп на март: куда идти и чем заняться знакам зодиака?
Как провести 8 Марта с мамой, сестрой или подругой
А также с бабушкой, тётей или коллегой
Необычные музеи Москвы
Двойные лица, двойные стандарты: рецензия на фильм «Май декабрь»
Бесплатные события марта
Зона комфортного кино: 10 фильмов, которые помогут справиться с тревогой
Места в Москве для веганов
Топ-50 лучших фильмов 2023 года
по версии KudaGo
Куда пойти в плохом настроении, чтобы оно улучшилось?
Рецепты от меланхолии
Главные кинособытия месяца в Москве
Рекомендации
Не пропустите
И это ещё не всё
Загрузить ещё

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в

Санкт-Петербург
Выберите рассылку:

Даю согласие на обработку моих персональных данных для получения информационных и рекламных материалов.

Нажимая на кнопку «Подписаться», я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с условиями Пользовательского соглашения.

KudaGo в соцсетях:
Праздничные события и места
Выбор KudaGo

Рекомендации
По версии редакции KudaGo
Гид по вашей идеальной поездке
Места и события со свободным входом
Знакомства в Москве

  • Куда сходить в Москве ,
  • Куда сходить в Санкт-Петербурге ,
  • Куда сходить в Екатеринбурге ,
  • Куда сходить в Казани ,
  • Куда сходить в Нижнем Новгороде ,
  • Куда сходить в Новосибирске

© 2012 — 2024 KudaGo.com — сервис по поиску и продвижению событий. Применяются рекомендательные технологии .

Сетевое издание KUDAGO (КУДАГО) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 марта 2021 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-80500 Учредитель: ООО «Реван». Права на текстовые и другие материалы, размещенные на сайте, охраняются законом.
При цитировании обязательна прямая ссылка на KudaGo.com .

✆ +7 (499) 645-95-95

  • Реклама на сайте
  • Контакты
  • Мобильная версия
  • Пользовательское соглашение
  • API
  • Email редакции
  • Отзывы и предложения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *