Богоявленский собор в томске где находится
Перейти к содержимому

Богоявленский собор в томске где находится

  • автор:

Богоявленский Кафедральный собор

Заложен в 1777 году, построен в 1784 году, полностью завершен в 1901 году, закрыт в 1930 году, восстановлен в 2003 году.

Собор расположен в центральной части города Томска в историко-культурном заповедном районе «Пески». Площадь, на которой расположен собор, является одним из главных планировочных элементов города. В настоящее время в соборе полностью завершились реставрационные работы. Восстановлен не только ценный памятник архитектуры, яркий представитель стиля барокко, ранее утраченная композиционная доминанта, но и одна из главных святынь города Томска.

История строительства храма.

Богоявленская церковь — одна из древнейших в городе Томске. На месте, где стоит церковь, в начале XVIII века располагалось кладбище, которое занимало значительное пространство между подножьем Воскресенской горы, речкой Ушайкой и берегом реки Томи. Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году и стоявшей метров на семьдесят юго-восточнее нынешнего каменного собора. Первая церковь называлась Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Феодоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина).

Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет в 1737 году в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. За сто лет придел преподобного Михаила Малеина трансформировался в придел Архангела Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.

Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. В 1770 году 15 апреля на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила.

Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную.

Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню).

Храм имеет особое значение для истории Томской Земли. Несмотря на незавершенность строительства именно Богоявленскую приходскую церковь выбрал первый Томский губернатор, действительный статский советник Василий Семенович Хвостов в качестве главного храма города, в котором предстояло в праздник Преображения Господня 6 августа 1804 года всенародно огласить торжественное открытие Томской губернии.

Поскольку храм был посвящен празднику Богоявления или Крещения Господня, то ежегодно 6 января на Крещение Господне из этого храма устраивался крестный ход на реку Томь для совершения обряда Великого водоосвящения, такой же крестный ход устраивался в день Преполовения Пятидесятницы и 1 августа в праздник Всемилостивому Спасу (Первый Спас).

Освящение собора состоялось сразу же по окончании всех реставрационных работ в январе 2003 года.

18 января 2003 года, в Крещенский сочельник, Владыка Ростислав освятил Ильинский придел на первом этаже.

26 января 2003 года (воскресенье) Преосвященный Ростислав с собором епархиального духовенства, в присутствии многочисленных гостей, представителей областных и городских властей, благотворителей, строителей, большого стечения людей совершил торжественное освящение Богоявленского и Пантелеимоновского приделов на втором этаже храма.

Богослужение в храме совершается ежедневно: начало Божественной Литургии — в 8.30., вечернего богослужения — в 17.00. Настоятель Богоявленского собора — Епископ Томский и Асиновский Ростислав.

Адрес Богоявленского собора: г. Томск, пл. Ленина, 8.

Богоявленский собор в томске где находится

г. Томск, пл. Ленина, 7

Центральный иконостас Богоявленского собора. (Написан в Иконописной школе Московской духовной академии).

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной на этом месте еще в 1630 году. После учреждения в 1666 году томской кафедры именно эта церковь получила статус собора, хотя тогда епископ так и не был назначен в Томск. Храм не однократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. В 1777 году возле уже обветшавшего деревянного храма был заложен нынешний каменный, а 23 ноября 1784 года он был освящен. Позже к храму стали пристраиваться приделы — пророка Илии, Спаса Нерукотворного и архангела Михаила. Храм имеет особое значение для истории Томской земли: именно в Богоявленском соборе на праздник преображения Господня в 1804 году было все народно объявлено о создании Томской губернии. С 1892 года при соборе существовало попечительство о бедных, с 1898 года — церковноприходская школа. При храме работала библиотека, насчитывавшая 400 томов книг. Поскольку храм был посвящен Богоявлению (Крещению Господню), его иногда называли Христокрещенским. Ежегодно на престольный праздник 6/19 января отсюда совершался общегородской Крестный Ход «на Иордань» для Великого освящения воды в реке Томи. После революции, в 1930-е годы, храм был закрыт. С 1941 по 1989 год в нем размещался завод резиновой обуви. В 1997 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращен Русской православной Церкви. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения. В настоящее время попечением губернатора Томской области В.М.Кресса собор полностью восстановлен. 26 января 2003 года состоялось его великое освящение. В настоящее время собор является Кафедральным.

Ковчег с мощами и икона святого великомученика и целителя Пантелеимона

Главной святыней Богоявленского собора является частица мощей святого Beликомученика и целителя Пантелеимона, жившего в 3-м веке. Ему Господь даровал особую благодать — исцелять человеческие болезни и немощи. Каждую среду после вечернего богослужения эта святыня в особом ковчеге выносится из алтаря на середину храма и перед ней совершается Акафист святому угоднику Божию, по окончании которого каждый человек может приложится к святым мощам и вознести перед ними молитву о себе и своих близких.

В алтаре собора висит Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частицу того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. На Крестопоклонной неделе (третье воскресенье Великого Поста) и в праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) Распятие выносится на середину храма для общего поклонения.

| Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты |
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru

ТОМСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР

Расположен в центральной части города Томска в историко-культурном заповедном районе «Пески».

Деревянная церковь

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина).

Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила.

В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.

Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии.

15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила.

Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную.

Томский Богоявленский храм. Рис. конца XIX (?) в.
Томский Богоявленский храм. Рис. конца XIX (?) в.

Каменный храм

Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню).

Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году.

С 1857 по 1860 год на средства Елабужского купца П.В. Михайлова и С.П. Петрова был устроен на нижнем этаже Михаило-Архангельский придел, освященный Епископом Томским Парфением (Поповым).

18 июня 1900 года был освящен отремонтированный Ильинский придел с новым иконостасом (ремонт велся с 1868 года).

19 августа 1901 года на втором этаже храма был освящен придел в честь Нерукотворного образа Спасителя.

4 марта 1892 года при храме было открыто церковно-приходское попечительство, 5 октября 1898 года — одноклассная церковно-приходская школа [1] (учащихся в школе на 1911 год было 87 человек обоего пола, на 1914 — 84 человека). В церковной библиотеке, по сведениям 1911 года, насчитывалось до 400 книг, по сведениям 1914 года — до 850 книг. [2] На попечении храма находилась Губернская мужская гимназия. По штату в причте было положено состоять священнику, диакону и псаломщику.

Здание Томского Богоявленского храма в советский период
Здание Томского Богоявленского храма в советский период

В советский период

В апреле 1920 года храм был национализирован и 2 августа передан по договору в бесплатное бессрочное пользование зарегистрированной приходской общине.

В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы настоятель Богоявленской церкви протоиерей Константин Лебедев и староста П. Нестеров.

В произошедшем следом церковном расколе приходская община Богоявленской церкви, как и общины других храмов, оказалась под властью Томского Епархиального Обновленческого управления.

С появлением в 1924 году в Томске архиепископа Димитрия (Беликова), сторонника Патриарха Тихона, общиной было принято решение 15 октября 1925 года вернуться в каноническую церковь под начало канонического священноначалия.

Президиум Сибкрайисполкома города Новосибирска на заседании 4 ноября 1929 года постановил:

«Принимая во внимание массовые требования трудящихся г. Томска о ликвидации Богоявленской церкви с обращением здание на культнужды, незначительное число пользующихся церковью верующих, наличие других церковных зданий и отсутствие в рабочем районе Томска (где стоит Богоявленская церковь) помещений под рабочий клуб, решение Томского Окрисполкома и Горсовета о ликвидации Богоявленской церкви и передаче ее под клуб транспортников утвердить. Поручить ОИК объявить о постановлении верующим и впредь до истечения 2-недельного срока, а при обжаловании до рассмотрения дела ВЦИКом церковь оставить в пользовании верующих».

Богослужения в храме продолжались до января 1930 года, затем в здании храма разместились курсы «Сибжелдорстроя».

В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода «Красный Богатырь», который размещался здесь до 1946 года.

В 1947 — 1994 годах [3] здание храма занимал Томский завод резиновой обуви.

За время эксплуатации заводами здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двух этажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон.

Томский Богоявленский собор
Томский Богоявленский собор

Восстановление храма

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 446 «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества, относящегося к федеральной собственности», распоряжением Комитета госимущества администрации Томской области от 22 августа 1995 года № 201 «О передаче имущества религиозного назначения в бессрочное безвозмездное пользование» Богоявленская церковь была передана Русской Православной Церкви (в лице Томского благочиния) в бессрочное безвозмездное пользование.

6 февраля 1997 года Актом экспертной комиссии церковь была взята на государственный учет как вновь выявленный памятник истории и культуры.

Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек. Несколько лет ушло на то, чтобы убрать тонны обломков кирпича и мусора. Финансирование восстановления храма взяла на себя Томская областная администрация. Губернатор области В. М. Кресс объявил, что власть, санкционировавшая уничтожение десятков храмов обязана восстановить и вернуть в надлежащем виде верующим хотя бы те церкви, которые не были полностью уничтожены. К участию в реставрационных работах были приглашены государственные и частные предприятия города и области. Из-за нерегулярного финансирования работа двигалась с переменной интенсивностью, иногда почти замирая, но никогда полностью не останавливаясь. Согласно проекту, рядом с Богоявленским собором сооружались учебные и жилые корпуса Томской духовной семинарии и церковно-административные помещения.

8 января 2000 года епископом Томским Ростиславом (Девятовым) был освящен первый восстановленный придел архангела Михаила и совершено первое богослужение.

В последнюю неделю июня 2001 года на колокольню собора были подняты и установлены 11 колоколов.

Иконы для иконостасов второго этажа храма по заказу преосвященного Ростислава были изготовлены в иконописной мастерской Московской духовной академии, причем в качестве образца для них были выбраны иконы кисти преподобного Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

По окончании всех реставрационных работ, в январе 2003 года состоялось освящение собора: 18 января — Ильинского придела на первом этаже, 26 января — Богоявленского и Пантелеимоновского приделов на втором этаже.

В 2006 году при соборе была открыта воскресная школа.

Архитектура

Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, построенное в стиле сибирского барокко, имеет традиционную трехчастную схему (храм с апсидой — трапезная — колокольня). Апсида обладает простым абрисом плана, представляет собой полуциркульную форму, пристроенную к прямоугольному в плане храму.

В объемно-пространственной структуре собора выделяются два вертикальных композиционных акцента — храм и колокольня, объединенные расположенным между ними более низким объемом трапезной. Высокий четверик храма завершается восьмигранным барабаном с главкой, поставленной на восьмигранный световой фонарь.

Апсида значительно ниже четверика. Восьмигранный барабан с главой, венчающий апсиду, служит в композиционном отношении как бы переходным элементом от ее низкого объема к более высокому четверику. Двухъярусная колокольня увенчана шатром, имеющим форму восьмигранной призмы. Переходным элементом от верхнего яруса к шпилю служит низкий восьмигранный постамент.

Южный и северный фасады церкви имеют цельную композицию. Архитектурное убранство фасадов создают часто расположенные стройные вертикальные оконные проемы и нарядные завершения в форме лучковых кокошников, опирающихся на выступающие из стены фасада тонкие ажурные пилястры. По вертикали фасады членятся пилястрами на четыре равнозначных прясла, в каждом из которых помещено по три оси оконных проемов. Цельность и стройность северного и южного фасадов достигнута слабовыраженным горизонтальным междуэтажным поясом и удивительной гармонией всех членений и элементов.

Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан, из окон которого льется мягкий свет. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто цилиндрическим сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами.

Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая мраморная лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора.

В помещении паперти расположена крестильная с большой купелью, с возможностью полного погружения в ней при крещении взрослого человека.

От убранства интерьеров осталась штуковая отделка сводов. Последние украшены лепными розетками, а вдоль усов сводов проходят профилированные штукатурные тяги.

Статистика

  • 1797 — 201 двор, 1689 душ [4]
  • 1886 — 141 прихожанин (61 м.п., 80 ж.п.) [5]
  • 1899 — 79 прихожан (39 м.п., 40 ж.п.) [6]
  • 1903 — 63 прихожанина (29 м.п., 34 ж.п.) [7]
  • 1911 — 128 прихожан [8]
  • 1914 — 187 прихожан [9]
  • 1929 — 215 прихожан [10]

Святыни

  • частица св. мощей вмч. Пантелеимона Целителя в серебрянном ковчежце. Привезена в 2001 году епископом Томским Ростиславом из Московской Патриархии.
  • частицы св. мощей апостолов Андрея Первозванного и Филиппа, мчч. Иоанна воина и Трифона, свтт. Григория Богослова, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского, Петра, Ионы, Филиппа, Иннокентия и Тихона Московских, Варсонофия Тверского, прп. Сергия Радонежского и Иова Почаевского, вмчч. Варвары и Анастасии Узорешительницы, блгвв. кнн. Александра Невского и Димитрия Угличского.
  • Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частичку того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос (находится в алтаре собора ).
  • архиерейский посох святителя Феодосия Черниговского. Принесен в Томск преосвященным Агапитом (Вознесенским), первым Томским архиереем. Более 70-ти лет хранился в запасниках Томского краеведческого музея. 26 мая 2002 года возвращен Церкви.
  • иконы св. мученика Иоанна Воина, св. Василия Блаженного, прп. Афанасия, прп. Серафима Саровского с частицами их св. мощей.
  • почитаемый список образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Привезен из Серпуховской Высоцкой обители
  • точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы. Написана для собора и привезена 14 июня 2003 года.

Настоятели

  • Михаил Германов (1850-е [11])
  • Евфимий Закоурцев (1862 — 25 октября 1891)
  • Иоанн Васильков (1891 — 1903)
  • Андрей Горизонтов (1904 — 15 сентября 1915)
  • Василий Макаров (28 октября 1915 — ?)
  • Константин Лебедев (? — 1922)

1922 — 15 октября 1925 — обновленческий

  • 3D-экскурсия по Богоявленскому кафедральному собору города Томска
    • http://www.3dhram.ru/

    Использованные материалы

    • Безруких Олег, прот. История Богоявленского кафедрального собора города Томска
      • http://www.3dhram.ru/sobor_history.htm

      [1] Справочная книга по Томской епархии за 1898 — 99 год. — Томск: Типография епархиального братства. 1900. С. 108.

      [2] Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священн-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. — Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С. 148.; Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе — марте месяцах 1914 г. — Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». 1914. С. 118.

      [3] По данным сайта Томской епархии — до 1989 года — http://pravoslavie.tomsk.ru/temples/5/

      [4] ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д.4, Л.1-4.

      [5] Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии / Сост. Г. Меншагин. — Томск. — Октябрь 1886. С. 3.

      [6] Справочная книга по Томской епархии за 1898 — 99 год. — Томск: Типография епархиального братства. 1900. С. 107.

      [7] Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / Сост. по ред. Д.Е. Березова. — Томск: Типография епархиального братства. 1903. С. 99.

      [8] Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священн-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. — Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С. 148.

      [9] Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе — марте месяцах 1914 г. — Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». 1914. С. 118.

      [10] Статья прот. Олега Безруких.

      [11] Никольский П.В., История Воронежской духовной семинарии. — Воронеж: Изд-во ВПДС «Образ жизни», 2011, сс. 317, 625.

      Редакция текста от: 09.07.2016 14:07:05

      Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

      «ТОМСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР» еще можно поискать:

      полнотекстовый поиск в Древе: Google
      в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
      в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

      Богоявленский кафедральный собор г. Томска

      Богоявленский кафедральный собор г. Томска

      Богоявленский собор — один из древнейших в городе Томске. Это самое старинное каменное здание в Томске. На месте, где стоит церковь, в начале XVIII века располагалось древнее кладбище. Храм берет свое начало от небольшой церкви Крещения Господня, построенной в 1633 году. Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. 31 декабря 1776 года было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню).

      Храм имеет особое значение для истории Томской земли. Несмотря на незавершенность строительства именно Богоявленскую приходскую церковь выбрал первый Томский губернатор, действительный статский советник Василий Семенович Хвостов в качестве главного храма города, в котором предстояло в праздник Преображения Господня 6 августа 1804 года всенародно огласить торжественное открытие Томской губернии.

      В 1929 году храм был закрыт. Еще некоторое время богослужение в храме продолжалось, но недолго, до января 1930 года. В здании храма разместились курсы «Сибжелдорстроя».

      В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода «Красный богатырь». С 1947 по 1994 гг. здесь размещались корпуса Томского завода резиновой обуви.

      За это время здание храма было практически уничтожено: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон.

      В 1994 году Богоявленский храм был передан Русской Православной Церкви. Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек, которые продолжались несколько лет. Собор буквально был восстановлен из руин.

      8 января 2000 года, епископ (ныне — митрополит) Томский и Асиновский Ростислав совершил освящение первого восстановленного придела собора — Архангела Михаила, и после более чем 50-летнего перерыва здесь было совершено первое богослужение. Все реставрационные работы закончились к 2003 году.

      Рядом с Богоявленским собором были сооружены учебные и жилые корпуса Томской духовной семинарии и церковно-административные помещения. В 2009 году были начаты росписи верхних приделов храма, которые завершились к 2011 году.

      В том же году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Томской епархии была передана часть святых мощей святителя Макария (Невского) — его честная десница. Местом постоянного пребывания святыни стал Богоявленский кафедральный собор г. Томска. Перед святыми мощами ежедневно по окончании Божественной литургии совершается краткий молебен святителю Макарию.

      При соборе осуществляют свою деятельность воскресная школа для детей, воскресная школа для взрослых, православный молодежный клуб.

      • десница святителя Макария (Невского), митрополита Московского, Томского чудотворца;
      • образ Живоначальной Троицы. В 1604 году повелением царя Бориса Годунова казацким головою Писемским и боярским сыном Тырковым основывается город-крепость Томск. В крепости воздвигается первый деревянный храм во имя Святой Троицы. В церкви помещается и икона Троицы, присланная самим Борисом Годуновым в благословение новому городу. Таким образом, город Томск был посвящен Пресвятой Троице. На протяжении веков икона Троицы бережно хранилась томичами и благоговейно почиталась как святыня. Икона была безвозвратно утрачена в годы революции. К празднованию 400-летия Томска было принято решение о восстановлении образа. В качестве образца для копирования была взята прославленная чудотворная икона Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублева. Епископ Ростислав вместе с губернатором Томской области В.М. Крессом обратились с письмом к директору Государственной Третьяковской галереи с просьбой разрешить работу иконописцам-копиистам со всемирно известным оригиналом иконы. Разрешение было получено. К работе были привлечены специалисты Всероссийского научно-реставрационного центра им. академика Грабаря в Москве, в частности, иконописец-реставратор высшей категории М.Н. Скутте. Икона прибыла в Томск к празднику Святой Троицы в 2003 году.

      22 сентября 2013 года Божественную литургию в Богоявленском соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *