Агора что это такое в древней греции
Перейти к содержимому

Агора что это такое в древней греции

  • автор:

Агора

Агора́ (др.-греч. ἀγορά ) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города.

Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой. Однако в классический период положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры — полностью обособленный, с регулярной планировкой — сообщался с городом лишь посредством ворот (наибольшее количество примеров агор такого типа можно найти в Малой Азии). Планировка агоры оказала влияние на архитектуру форумов в Древнем Риме.

Вид на остатки строений древней агоры

Одна из крупнейших и известнейших агор — Афинская агора с развалинами многочисленных торговых и общественных построек VI—I веков до н. э. (является центром Нижнего города под холмом Акрополя). Широко известны также агоры в Спарте и Коринфе.

Для контроля за соблюдением порядка на площади назначались специальные должностные лица — агораномы (метраномы, обязанностью которых было следить за правильностью употребляемых мер), ситофилаки (наблюдавшие за хлебной торговлей) и др.

См. также

  • Архитектура Древней Греции

Wikimedia Foundation . 2010 .

АГОРА

АГОРА
рыночная площадь в городах Древней Греции, центр общественной и деловой жизни. Агора находилась под открытым небом и, как правило, была окружена общественными зданиями и главными святилищами города, а также торговыми рядами. В древнейших греческих городах рыночные площади складывались бессистемно, в городах же, заложенных в эпоху эллинизма, они планировались как единое целое. При детальном рассмотрении агоры в Афинах выясняется, что в ней сочетаются оба типа, так как древний рынок, возникший, по-видимому, без плана, был во 2 в. до н.э. обновлен в соответствии с принципами городской планировки той эпохи. Общественные здания, окружавшие афинскую агору, хорошо известны, поскольку описаны путешественником Павсанием, жившим в правление императоров Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия (середина 2 в. н.э.). В ходе раскопок, начатых в Афинах в 1931 Американской школой классических исследований, удалось обнаружить развалины большинства упоминаемых Павсанием зданий.

Агора в Ассосе (реконструкция)

Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали ее с юга и запада. Находки керамических фрагментов свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н.э. Древнейшим общественным зданием, возведенным в этой части города, был Булевтерий, т.е. здание заседаний Совета. С юга к Булевтерию примыкало здание с двором, окруженным колоннадой (перистилем). Там имелись колодцы, трубы, по которым подводилась питьевая вода, и кухня. К северу от Булевтерия с глубокой древности располагались святилища Матери Богов, Аполлона Патрооса (Отчего) и Зевса Элевтерия (Освободителя). Возникшие здесь позднейшие сооружения размещались почти точно на месте древних. В самом северном, святилище Зевса, были алтарь и постамент — по-видимому, для культовой статуи; далее к югу находился имевший апсиду храм Аполлона с небольшой архаической статуей бога, отлитой из бронзы непосредственно на месте. Еще дальше к югу размещались храм Матери Богов, Булевтерий и его кухонная пристройка. В конце 6 в. до н.э., когда в правление Писистрата и его сыновей Афины переживали подъем, здесь были предприняты значительные общественные работы: встроен каменный сток для отвода воды и нечистот; рядом с Булевтерием, там, где из-под земли у подошвы Ареопага пробивались источники, был возведен девятиструйный фонтан, названный Эннеакрунос («Девять ключей»); к северу, рядом со святилищем Зевса, сооружен и обнесен оградой алтарь Двенадцати Богов. Впрочем, о местонахождении Эннеакруноса на агоре упоминает лишь Павсаний, традиционно же его принято помещать на берегу Илисса, на юго-востоке древних Афин. Вероятно, со свержением тирании и установлением демократии в ходе реформ Клисфена в конце века связано строительство нового здания Совета на месте первоначального Булевтерия, что отражало восстановление значимости Совета («буле»). В результате реформ Клисфена все граждане Афин были разделены на десять фил, каждая из которых получила имя одного из героев. К востоку от Булевтерия, прямо перед ним, были воздвигнуты статуи этих десяти героев, окруженные оградой, называемой Перифрагмой. Ограда эта играла роль доски для объявлений: главы фил прикрепляли на нее различные сообщения для сведения граждан. Наконец, на исходе века оформилась южная граница агоры, на которой был установлен пограничный камень с надписью: «Я — пограничный камень агоры». Все эти древние постройки, за исключением Булевтерия, были сильно повреждены или разрушены во время разграбления Афин персами в 480-479 до н.э. После ухода персов афинянам пришлось в первую очередь заниматься восстановлением своих домов, городских укреплений, а также знаменитых святынь Акрополя, развернуть же широкое строительство на агоре возможности не было. Здесь были наспех восстановлены или временно отремонтированы небольшие храмы и святилища. Из всех сооружений агоры для повседневных общественных дел был необходим лишь Булевтерий, а он, возможно, оказался среди упомянутых Фукидидом строений, которыми пользовались персы, и потому, по-видимому, уцелел. Во всяком случае, в самом здании не обнаруживается никаких следов разрушений, относящихся ко времени персидского нашествия. Наиболее настоятельной была необходимость восстановить хозяйственные службы при Булевтерии, что было исполнено ок. 470 до н.э., когда на месте прежней кухни рядом с Булевтерием был построен толос. Толос представлял собой круглое здание с расписной черепичной крышей, покоившейся на шести внутренних колоннах. К толосу примыкала кухонная пристройка и небольшой фонтан, а также резервуары для воды и колодцы. Толос был не только местом отправления различных малых культов и хранилищем образцов официальных единиц мер и весов, но служил также столовой и спальней для пританов (членов исполнительного комитета Совета). В конце 30-х годов 5 в. на месте святилища Зевса началось строительство длинной двойной стои (галереи) Зевса Элевтерия с выступающими вперед украшенными фронтонами крыльями по обеим сторонам. Наружные колонны были дорического ордера, внутренние — ионического. Перед стоей, между ее крыльями стояла статуя Зевса, по которому и называлась стоя. Павсаний упоминает еще Царскую стою, где находился архонт-басилевс (член коллегии 9 архонтов, ведавший вопросами религии). Однако описание Павсания довольно неясное, так что топографы не пришли к единому мнению, были ли в Афинах две различные стои, Зевса Элевтерия и Царская, или это одно и то же сооружение. В самом конце 5 в. было начато строительство нового Булевтерия. Старое здание стали использовать как хранилище государственных архивов, а западнее было возведено новое, соединенное с самой агорой короткими пропилеями и проулком. На расположенных полукругом рядах скамей в зале нового Булевтерия могли разместиться все пятьсот членов Совета. Позднее с южной стороны к Булевтерию была пристроена галерея с колоннами, выходившая во двор, где были установлены мраморные стелы с вырезанными на них постановлениями, касающимися Совета и членов его различных комитетов. В 4 в. вместо старого храма Аполлона был возведен новый, ионического ордера, со статуей Аполлона работы скульптора Эвфранора. Между колонн, на которых покоился фронтон, были установлены статуи Аполлона, выполненные Каламидом и Леохаром. Все эти здания были обращены фасадом на восток и располагались у подножия Колона, на вершине которого стоит храм Гефеста, известный ныне в Афинах как Тесейон («храм Тесея»). С севера агору ограничивала Расписная стоя, стены которой покрывали изображения знаменитых побед, одержанных афинянами, в том числе в Марафонской битве. Здесь же хранились щиты, отнятые у спартанцев, которые были разбиты при Пилосе в 424 до н.э. Стоя находится за пределами раскопанной территории, поэтому ее местоположение точно не определено. Неизвестны и восточные границы агоры классического периода. По-видимому, в течение 2 в. до н.э. агора расширялась, отчасти благодаря пожертвованиям меценатов, таких, как богатый царь Пергама Аттал II, выстроивший вдоль восточной стороны агоры огромную стою, известную как стоя Аттала. Во вновь построенных зданиях размещались торговые ряды. Некоторые здания на западной стороне агоры были перестроены, чтобы соответствовать требованиям симметрии. Старый Булевтерий и храм Матери Богов были объединены в одно большое здание с четырьмя помещениями, перед которыми возвели длинную колоннаду, смотревшую на площадь. Последние античные постройки на агоре относятся ко времени Августа. При нем был построен Одеон, небольшой крытый театр. В ту же эпоху посреди агоры возвели перенесенный сюда с другого места храм Ареса, относящийся к 5 в. до н.э. Кроме того, к толосу был пристроен опирающийся на колонны фронтон. При Адриане и его современнике Ироде Аттике, щедром покровителе Афин, никаких значительных построек на агоре возведено не было. Войдя в состав Римской империи, Афины превратились в тихий город, центр образования, и политическая жизнь здесь практически замерла. Оборонительные сооружения города пришли в упадок, а население было слишком малочисленно, чтобы их защищать. Афины стали легкой добычей пришедших с севера готов, которые обрушились на них в 267 н.э. Во время этого нашествия город был разграблен, а здания и памятники агоры снесены. После ухода варваров разрушение довершили сами жители, использовавшие части снесенных сооружений для постройки новой городской стены, которая охватывала гораздо меньшую территорию. Поскольку на агоре продолжали жить и в византийскую эпоху, и во времена турецкого владычества, разрушение ее продолжалось. Тем не менее тщательно проведенные раскопки дали замечательные результаты, уточняющие топографию Афин и проливающие свет на их искусство, быт, развитие государственных институтов и историю в античную эпоху.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

АГОРА

АГОРА (от гр. «агиро» – складываю) – рыночная площадь античного города, центр общественной, экономической, судебной, политической жизни. Традиционное месторасположение – центр города под открытым небом, была окружена зданиями святилищ города, торговыми рядами.

Также по теме:
АКРОПОЛЬ В АФИНАХ

Самой знаменитой является Агора Афин, расположенная недалеко от Акрополя. С юга она граничит со скалой Ареопага, с запада – с холмом Агоры и храмом Гефеста. Ее называют древней или греческой Агорой, восточнее расположена римская Агора.

Греческая Агора – прямоугольная площадь (40 га). В центральной части Агоры находился храм Леокория, жертвенник Двенадцати Богов, храм и алтарь Ареса. Здесь же располагался сооруженный Агриппой (конец 1 в. до н.э.) Одеон, который сначала использовался для театральных представлений, а потом стал местом проведения дискуссий и лекций.

Также по теме:
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

В западной части Агоры были построены административные сооружения. Круглое в плане здание Пританей (470 до н.э.) использовалось для заседаний пританов, руководивших повседневной жизнью города. Недалеко был храм Матери богов, Метроон (нач. 2 в. до н.э.), в котором хранился государственный архив. Галерея Зевса Элевфериу (5 в. до н.э), использовавшаяся для политических и философских бесед, была украшена по фасаду дорической колоннадой, а внутри – ионической. Рядом были возведены Храм Аполлона Патрооса (Отчего) (4 в. до н.э), Храм Зевса Фратрия и Афины Фратрии. Недалеко располагался Булевтерий (конец 5 в. до н.э.) – городской совет, построенный на месте старого здания (6 в. до н.э.). Булевтерий – прямоугольный зал с расположенными амфитеатром местами, имел крышу и портик, где были установлены высеченные на камне законы государства. Разрушен в 267.

В восточной части Агоры находился Юго-восточный Портик и библиотека. Крупным сооружением была стоя Аттала (галерея), названная в честь царя Пергама Аттала II (159–138 до н.э.). Стоя Аттала представляла собой двухэтажное здание (ширина 19,5 м). Первый этаж был двухнефным, второй – однонефным. Имела двойную колоннаду: по фасаду шли дорические колонны, внутри – ионические.

В южной части Агоры находились Средняя стоя (2 в. до н.э.), здание Гелиеи (от имени бога Гелиоса) – народного суда (4 в. до н.э.), т.н. юго-западный фонтан.

Храм бога Гефеста – наиболее сохранившееся сооружение Агоры (440–430 до н.э.). Долгое время его отождествляли с храмом Тесея, поэтому имеет двойное название: Тесейон или Гефестейон. Монументальный дорический периптер (6 × 13 колонн), построенный из пентелийского мрамора (длина – 31,77 м, ширина – 13,72 м, высота колонн – 5,88 м). На восточном фронтоне изображался апофеоз Геракла, на метопах – подвиги Геракла и Тесея. Внутри храм разделен дорическими колоннами на три нефа, в глубине стояли бронзовые статуи Гефеста и Афины Эрганы (Работницы) (421–415 до н.э.). В 5 в. храм был преобразован в церковь св. Георгия.

В 1 в. до н.э восточнее греческой Агоры была построена римская Агора. Центральный прямоугольный двор (112 м × 96 м) был окружен мраморной ионической колоннадой. В портиках располагались лавки, в центре южной колоннады – фонтан. На западе Агоры находились Пропилеи, оформленные 4 дорическими колоннами и фронтоном. При императоре Адриане в восточной части Агоры были построены Пропилеи с ионическими колоннами.

Башня ветров на римской Агоре была построена сирийским торговцем и астрономом Андроником из Кирры (сер. 1 в. до н.э.). Восьмиугольная мраморная башня использовалась как метеорологическая станция и часы: солнечные и водные (клепсидра). Высота здания 12,1 м, имеет мраморную крышу в виде пирамиды, на вершине которой был флюгер в виде медной фигуры Тритона. Грани башни ориентированы по сторонам света. Фриз башни декорирован изображениями восьми ветров.

Среди известных агор Древнего мира можно упомянуть Агору в Ассосе, расположенную на террасе трапециевидной формы. Площадь с продольных сторон была оформлена портиками, двумя стоями (двухнефная и трехнефная). Узкая, западная часть площади была украшена зданием Булевтерия и Пропилей. В восточной части Агоры находился архаический простильный храм.

Агора в Коринфе – огромная площадь (255 × 127 м), застроенная (4–3 вв. до н.э) комплексом зданий. По продольным сторонам стояли портики дорического и ионического ордера. Над всей площадью господствовало здание архаического храма Аполлона, рядом с которым находились Пропилеи.

Также по теме:
Литература:

Всеобщая история архитектуры. М., «Издательство литературы по строительству», 1973
Сидорова Н.А. Афины. М., «Искусство», 1984
Афины. Город духа и демократии. – Афины, Издательство МИХАЛИС ТУБИС А.Е., 1997
Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»

Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

Древняя Агора

Древняя Агора

Древняя Агора города Афин располагается у подножия Акрополя, недалеко от станции метро «Фиси́он». Центральный вход на территорию археологической зоны находится на Монастираки, со стороны улицы Адриану́.

В древности Агора, помимо торгового центра, представляла собой главный политический, культурный и религиозный центр города. Практически здесь бился пульс Афин классического периода.

В период античности на территории Агоры находились административные здания, монетный двор, галереи, храмы, общественные службы и суд. Сюда ежедневно со всех уголков города стекались жители Афин, причем не только для купли-продажи продуктов или товаров, но и для того, чтобы перемолвиться словом, обменяться идеями, получить информацию или даже покритиковать правительство и, наконец, просто побеседовать.

Древняя Агора

Экскурс в историю

История этого места восходит к эпохе неолита, в то время как его памятники относятся к разным историческим периодам, начиная от классических времен до XI века нашей эры, ярким образцом которого является храм Святых Апостолов, расположенный рядом с городской стеной позднеримского периода.

Храм Гефеста (Гефестион)

Храм Гефеста часто ошибочно называют Фисион (Тесейон), несмотря на то, что он был посвящен не Тесею, а покровителю кузнечного дела Гефесту и богине Афине Эрга́ни, являвшейся покровительницей керамики и ремесел, при этом в храме возвышались статуи обоих богов, изваянные одним из талантливейших древнегреческих скульпторов Алкаменисом (Алкамен).

Здесь необходимо заметить, что название Тесейон возникло не так уж и случайно. Дело в том, что метопы храма украшены сценами, изображающими подвиги Тесея.

В целом, речь идет о дорическом храме-периптере, то есть обрамленном со всех сторон колоннадой, который был возведен в 460-415 гг. до н. э. в западной части Агоры на небольшом холме Агоре́ос Колоно́с (Колон Агорайос). На сегодняшний день он представляет собой один из наиболее хорошо сохранившихся храмов античности. Кстати, начало строительных работ относится к 449 г. до н.э., что на два года позже начала строительства Парфенона.

Древняя Агора

Благодаря своему расположению на возвышенном месте, храм Гефеста виден издалека. Особенно хорошо он просматривается с Акропольсокго холма и даже при восхождении на него. В свою очередь, с холма Агоре́оса Колоно́са открывается завораживающий вид не только на всю территорию археологической зоны с величественной галереей Аттала, но и на Ликабет (Ликавитто́с), и на Священную скалу Акрополя.

Васи́лиос стоа́ — галерея архонта-басилевса

Эта галерея находилась у подножия Тесейона. Датируется 500/479 г. до н.э., являясь самой древней галерей Афин.

Наименование своё она получила по размещению здесь резиденции архонта-царя (архонт-басилевс) и совета Верховного суда (А́риос Па́гос). Сочетание это совсем не случайно, поскольку в древности архонт-царь был, по сути, верховным жрецом, который, в случае святотатства или убийства, председательствовал в суде.

Древняя Агора

Сегодня на этом месте стоят столбы с основными законами Афинского государства, в том числе и законов Солона — известного афинского законодателя, поэта и философа, входящего в число семи мудрецов Древней Греции, самым главным из которых была сисахтия (сисахфия): закон о единовременной отмене поземельной задолженности, который был направлен против знати и заимодавцев (ростовщиков). Практически речь шла об аннулировании всех долговых обязательств, позволившем гражданам Афин свободно вздохнуть.

Галерея Зевса Элевтерия — защитника свободы

Слева от Васи́лиос стоа сегодня можно увидеть останки другой галереи 430 г. до н.э. — галереи Зевса Элевтерия, защитника свободы и независимости, в которой, помимо художественных композиций и решений народного собрания, размещались щиты граждан, погибших за свободу Афин. Считается, что сюда часто «наведывались» Сократ и Диоген.

Галерея получила свое наименованию по ранее стоявшему здесь храму Зевса, который был разрушен персами. Перед храмом находилось святилище Отца богов и людей.

Древняя Агора

Интересно, что атрибутами Зевса Элевтерия были дуб, орел, скипетр и, конечно же, пучок молний и щит (эгида), выкованные для него Гефестом. Согласно басне древнегреческого поэта-баснописца Вавриоса (Бабрий, II в. н.э.) «Бочка Зевса», Зевс дал человеку бочку, с запечатанным в ней людским счастьем. Нетерпеливый от природы человек тут же открыл крышку, и счастье, вырвавшись из неё, унеслось на небо.

Митро́о — храм Матери богов

Вслед за галереей Зевса Элевтерия находится Митро́о — храм, посвященный Матери богов, в котором хранились государственные документы, в том числе и акты гражданского состояния. Кстати, сегодня слово «митро́о» в Греции используется для обозначения гражданского реестра.

Древняя Агора

Фолос — резиденция пританов

Фо́лос (460 г. до н.э.)очень легко узнать по его круглой форме. Здесь находилась резиденция прита́нов — 50 избиравшихся членов государственного совета Афин (по 5 от каждой филы), правивших в течение 35-36 дней в году, то есть 1/10 часть года. Кроме этого, в их обязанности входил созыв Вули́ — Совета пятисот и Экклиси́и — народного собрания, а также определение темы для обсуждения.

В Фолосе, помимо резиденции пританов, где они обедали и спали, хранились эталоны длины и массы, столь необходимые при торговых операциях.

Булевтерий (Вулевтирий) — совет булевтов

Рядом с Фолосом — руины Вулевти́рия, где некогда заседал Совет пятисот булевтов (вулевти́сы), являвшийся одним из высших органов власти, в обязанности которого входила подготовка законопроектов, подаваемых затем в Экклиси́ю ди́моса (народное собрание демоса Афин).

Монумент родоначальникам десяти колен Аттики

В этом месте стояли статуи десяти героев, по именам которых были названы десять колен Аттики (IV в. до н.э.). Интересно, что на пьедесталах этих статуй размещали все публичные объявления.

Древняя Агора

Одеон Агриппы

Одеон римского государственного деятеля и полководца Марка Випсания Агриппы (63 — 12 гг. до н.э.) был построен в 15 году до нашей эры. Сооружение Одеона с двухэтажной галереей было рассчитано на 1000 зрителей. В 267 г. н.э. его разрушили герулы (эрулы) — германское племя, возможно, скрывавшее в себе скифо-сарматские элементы, согласно афинскому историку III века — Публию Гереннию Дексиппу.

Много позже, в 400 году нашей эры, здесь был построен гимнасий, в северной части которого возвышались четыре огромнейшие статуи гигантов и тритонов, стоящих на постаментах, три из которых сохранились до наших дней.

Пики́ли стоа́ — многоцветная галерея

Надо сказать, что на Агоре было много галерей, одной из которых являлась Пики́ли стоа́ (460 г. до н.э.). Считается, что галерея была названа так в связи с полихромной настенной росписью, украшавшей её стены.

Примечательно, что именно здесь Зенон Китийский, известный и как Зенон-стоик (334 — 262 гг. до н. э.) обучал стоической философии, получившей свое наименование от слова «стоа́», то есть галерея.

Древняя Агора

Галерея Аттала

Двухэтажная галерея, подаренная царем Пергама Атталом II (159-138 гг. до н.э.) городу Афины, представляла собой Торговый центр древности (в полном смысле этого слова), в котором располагалось по 21 магазину и ремесленных мастерских на каждом этаже.

Сегодня здесь размещается Музей Древней Агоры. Экспозиция музея включает в себя предметы быта, найденные на территории Агоры в ходе проводимых здесь археологических раскопок. Кроме этого, в галерее представлены прекрасные работы греческих и римских скульпторов древности.

Священная дорога Панафиней

Вся атмосфера Древней Агоры способствует духовному подъему и ощущению значимости и величия неувядающего в веках творения человека — в абсолютной гармонии с окружающим его миром и природной красотой.

Поэтому не удивляет тот факт, что по широкой грунтовой дороге археологической зоны во времена античности проходило торжественное шествие Панафиней, то есть Панафинейских игр — крупнейших религиозно-политических празднеств античных Афин, которые проводились в честь покровительницы города, богини Афины. Праздник этот был для всех афинян без исключения, независимо от пола, возраста и прав, будь то полноправные, либо пораженные в правах или неполноправные граждане, какими, к примеру, считались метеки/метойки, то есть переселенцы, чужестранцы. Отсюда и название игр — «Пан+афи́неа».

Древняя Агора

Завершалась эта процессия у Парфенона, куда на панафинейском корабле в виде специальной повозки доставляли для богини Афины пеплос (верхняя одежда без рукавов, выполненная из легкой ткани, со складками) шафранового цвета, расшитый молодыми девушками Аттики. Эта праздничная процессия так и называлась «Шествие пеплоса».

Древняя Агора — интерактивное путешествие

Для того, чтобы более четко представить себе весь древний комплекс Афинской Агоры, можно посмотреть видеофильм, совершив интерактивное путешествие по Древней Агоре.

Примечательно, что начинается фильм с амфоры, у которой, при развороте — устьем к зрителю — на дне виднеется увеличивающееся с каждым мгновением отверстие, которое символизирует собой магический вход в прошлое.

Символика эта не случайна. Такие амфоры использовались древними греками в качестве надгробных сосудов — для размещения на могилах, в них вливали мед, вино и другие дары, предназначенные для умершего. Приношения эти поступали через отверстие в землю, связывая настоящий мир с потусторонним. Таким образом, отверстие это служило вратами в вечное…

Мария Шонус-Афанасиади, специально для Грекомании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *