Как попасть в особняк берга в москве
Перейти к содержимому

Как попасть в особняк берга в москве

  • автор:

Лекция И. Левиной «Особняк Берга, или Тур по посольству Италии»

Лекция И. Левиной «Особняк Берга, или Тур по посольству Италии»

4 июня 2020 года краевед Ирина Левина прочла онлайн-лекцию «Особняк Берга, или Тур по посольству Италии», посвященную истории особняка в Денежном переулке.

В дни Наследия в Москве есть определенный рейтинг посольств, куда рвутся попасть любознательные краеведы. И вот посольство Италии всегда занимает одну из первых его строк. Там невероятно красивые интерьеры, которые в свое время поразили не только московский бомонд, Гиляровского, но даже Ленина с Крупской.

Архитектор Петр Бойцов с помощью коллеги Акселя Флодина создали для семьи богатого промышленника Сергея Берга невероятно красивый и изысканный особняк в барочном стиле с элементами модерна. Чего там только нет – и итальянская прихожая, и готический холл, и столовая мадам Пуатье! А сколько всего он видел на своем веку, этот дом в Денежном переулке, но при этом остался таким же красивым и притягательным, как и был.

Мы приглашаем вас прогуляться по особняку с Ириной Левиной и таким образом отпраздновать итальянский День Республики, который отмечается в Италии ежегодно 2 июня.

После трансляции мы делаем запись лекции. И если вы хотели бы посмотреть и послушать, но не успели на трансляцию, вы можете купить запись. Теперь такая возможность есть.

Как ей воспользоваться?

1. Оплатить лекцию на сайте. 500 рублей — это цена одной лекции, будьте внимательны! При выборе доставки не смущайтесь, ставьте самовывоз, т.к. это стандартная форма, а далее смотрите пункты ниже.
2. В течение суток после оплаты мы присылаем вам индивидуальную ссылку. Ссылка не предназначена для распространения.
3. Смотрите, наслаждайтесь. Увы, вы не сможете получить ответы на вопросы, т.к. это можно сделать только очно на лекции. Но посмотреть сам материал лекции — пожалуйста.
4. О любых проблемах с записью всегда можно написать на project@kotoroy.net , разберемся и поможем!

Городская усадьба Берга. Часть I

Приходите к месту встречи

За тот век, что предшествовал постройке особняка, участок много раз переходил от одного владельца к другому. Дом с флигелями и конюшнями, принадлежавший Зотовым, погиб в пожаре 1812 года – уцелел только сад. Коллежский советник граф Александр Иванович Зотов вскоре после войны с французами умер, и вдова Екатерина Петровна продала так и не восстановленную усадьбу Ефимовским. Граф Петр Андреевич Ефимовский к 1818 году отстроил большой деревянный дом с двумя флигелями – в соответствии с тогдашней модой, в стиле ампир. После его кончины вдова Аграфена Федоровна владела усадьбой до ее продажи Михаилу Николаевичу Загоскину в 1831 году.

1. Особняк Берга. Современная фотография.jpg

Покупатель состоял при московском военном генерал-губернаторе чиновником особых поручений – и был к тому же литератором, причем настолько известным, что его роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» чуть было не присвоил Хлестаков, когда вошел в раж, изображая из себя важную птицу. Весьма вероятно, что гонорар за изданный в конце 1829 года роман был потрачен на покупку дома, в котором писатель остался жить до конца своих дней. Будучи добрым и любезным человеком, Михаил Николаевич не лукавил, говоря: «одно из величайших моих наслаждений состоит в том, чтоб показывать проезжим все диковины и редкости города». В 1850 году, завершая творческий путь, он напечатал четыре выпуска очерков-зарисовок под общим названием «Москва и Москвичи» – и в этот раз уже не Хлестаков, а Гиляровский позаимствовал у Загоскина если не успех книги, то ее название.

2. Тропинин В.А. Портрет М.Н. Загоскина. 1840-е годы

В 1858 году усадьба стала собственностью генерал-майора Федора Петровича Полтынина, три года спустя участком владел уже купец 2 гильдии Андрей Максимович Козаков, затем хозяева менялись каждые 7–8 лет, а с деревянным домом ничего не происходило, пока в 1884 году вдова гвардейского капитана Агафья Александровна Козлова не надумала облагородить фасад. В соответствии с ее желанием академик архитектуры Федор Карлович Мелгрен, оставив без изменений центральную часть дома и слегка перестроив оба флигеля, декорировал их в едином стиле, украсив фасады колоннами, а фронтоны – гербами дворянского семейства Козловых.

3. Денежный переулок. Фотография 1913 года

В 1897 году усадьбу приобрел потомственный дворянин Сергей Павлович Берг и сразу же распорядился все переделать. Архитектор Иван Аввакумович Гевенов построил вдоль тротуара одноэтажный каменный дом, а в саду поставил деревянные беседки – две в русском стиле и две в восточном. Результат заказчика не удовлетворил. Быть может, смотрелось недостаточно солидно для резиденции миллионера, владельца текстильных мануфактур и сахарорафинадного производства, литейных заводов и золотых приисков, или же восточный колорит не пришелся по вкусу человеку, ориентированному на западную культуру. Как бы то ни было, для новой перестройки дома Берг пригласил архитектора Бойцова, к тому времени уже более 15 лет работавшего в Москве и снискавшего репутацию мастера, способного создать хоть замок, хоть дворец.

4. С.П. Берг. Фотография 1900-х годов

Биографической информации о Бойцове сохранилось так мало, что в различных источниках он именуется то Петром Семеновичем, то Петром Самойловичем; год смерти его неизвестен, годом рождения можно предположительно считать 1849-й. Появился он на свет, вероятно, в Нижнем Новгороде (по крайней мере, первые заказы Бойцовым были получены и выполнены именно в этом городе). Где он учился, неизвестно – во всяком случае, его фамилия не обнаружена в списках выпускников учебных заведений, готовивших архитекторов и строителей. По тому, с какой легкостью он играл различными стилями, какие изумительные создавал интерьеры и орнаменты для них, вполне можно предположить, что Бойцов вышел из стен Строгановского училища технического рисования. Звание ученого рисовальщика позволяло заниматься орнаментальной живописью (эскизы принтов для тканей, обоев и тому подобного), создавать образцы мебели и украшений – но не давало права заниматься архитектурой и строительством. Впрочем, в XIX веке Нижний Новгород мог уступить в чем бы то ни было разве что столицам – Санкт-Петербургу и Москве, – поэтому заказов, на которых можно было проявить себя с блеском, Бойцову хватало.

5. Особняк Берга. Современная фотография

Сотрудничество с московской мебельной фабрикой Александра Шмита не только приносило хороший заработок, но и привело в итоге к переезду в Москву: дочь Шмита стала женой Бойцова, а сын и наследник мебельного фабриканта – надежным деловым партнером. В 1885 году Шмиты построили для себя на Пресне, рядом с фабрикой, новый дом по проекту зятя. Кто подписал чертежи, неизвестно, но авторство Бойцова не вызывает сомнений, поскольку его архитектурная карьера в Москве началась именно с этого. Павел Шмит и Петр Бойцов были одногодками и сдружились, жены их тоже между собой хорошо ладили, а надо сказать, что женат был Павел Александрович Шмит на Вере Викуловне Морозовой, дочери одного из текстильных магнатов Российской империи. Побывав в гостях у Веры и Павла, Викула Елисеевич оценил по достоинству их новое жилище и пригласил Бойцова для постройки загородного дома. Вслед за Морозовым к Бойцову начали обращаться и другие очень состоятельные клиенты, желавшие получить такую резиденцию, чтобы захватывало дух – и не от роскоши, а от красоты. Петр Бойцов выполнял заказы князей Вяземских, Святополк-Четвертинских, Щербатовых, и некоторые из построенных им домов можно без преувеличения назвать дворцами или замками.

6. Дом Б. В. Святополк-Четвертинского – одно из первых москвоских произведений Бойцова. Фотография 1890 года

Отсутствие диплома архитектора совершенно не влияло на творчество Бойцова – для городского дома чертежи мог подписать коллега, который затем руководил строительными работами (обычно это был Алексей Флодин или Николай Мемнонов), а для загородной усадьбы соблюдения таких формальностей даже и не требовалось. Во всяком случае, Бойцов работал много и зарабатывал хорошо – мог даже позволить себе на безвозмездной основе выполнить декоративное оформление нескольких залов Исторического музея. Кто рекомендовал Бергу Бойцова, неизвестно – да не так уж это и важно. Главное, что эта постройка стала одним из лучших его творений и одним из красивейших домов нашего города. Отделенный от тротуара изящной, но строгой кованой оградой, облицованный серым песчаником, украшенный каменной резьбой, особняк приковывает к себе взгляд сразу и надолго. Фасад решен в стилистике ренессанса, интерьеры же оформлены Бойцовым с использованием готики, барокко, неогреческого и других стилей, любимых зодчими периода эклектики, – и даже элементы модерна вплетаются в общую гармонию, подобно первым росткам, стремящимся занять свое место под солнцем.

7. Особняк Берга. Современная фотография

Частной жизни отводился второй этаж, там располагался будуар хозяйки и комнаты, предназначенные для детей. На первом был кабинет Сергея Павловича, столовая, зимний сад и парадные помещения для приема гостей, где каждая деталь производила нужный эффект. Еще только поднимаясь по ступеням крыльца, визитер осознавал, «кто есть кто»: кованый готический фонарь над дубовой дверью освещал высеченный из камня герб владельцев дома; в вестибюле парусом над головой раскрывался расписной потолок, опиравшийся на четыре пары полированных белых колонн; мраморные драконы под балками балюстрады застыли, как часовые, не удостаивая взглядом входящего… Бронзовые львиные морды вцепились клыками в штанги, прижимающие к ступеням ковровую дорожку… а ты осторожно приближаешься по лестнице к зеркалу в строгой раме, где в глазах у своего отражения невольно прочтешь вопрос: «А достоин ли я быть принятым в этом доме?»

8. Особняк Берга. Фотография 1910 года

Парадный холл в тюдоровском стиле – небольшой по размеру, зато высотой в два этажа и величественный, словно храм – был обшит темными дубовыми панелями и украшен гобеленами. В зал, не имеющий наружных окон, солнечный свет падал сверху, через застекленный проем, опиравшийся на деревянные готические своды. Ажурная лестница с множеством поворотов вела на второй этаж, в жилые покои, а вход в кабинет хозяина располагался в глубине холла, за нижним маршем лестницы. Дубовые двери в противоположной стене холла не распахивались, а разъезжались в стороны, неслышно скользя на роликах, и гость попадал в бальную залу – светлое и роскошное помещение, очаровательное в своей эклектичности. У Бойцова гипсовые амуры и вызолоченные лица младенцев-путти с люстрами и светильниками в духе раннего модерна и лепниной в стиле ренессанс соседствуют настолько естественно и непринужденно, что даже не возникает желания воспринимать и рассматривать их по отдельности.

9. Интерьеры особняка Берга. Современная фотография

Особого внимания достойна художественная роспись потолка. Резвящиеся в небе купидоны осыпают дарами пару влюбленных, украшают их головы цветочными венками, оберегают от опасности, которая совсем рядом – это Ангел смерти. Надев третий венок на седую голову Ангела, купидоны отвлекли его и похитили орудия смерти – косу и песочные часы. Сюжет, словно взятый из эпохи барокко, модным живописцем конца XIX века Клавдием Степановым разработан с легкостью почти акварельной. Живописец не имитирует творения мастеров XVII века, он не скрывает, что знаком с творениями импрессионистов и прерафаэлитов – а попавший на край композиции цветок чертополоха (излюбленный декоративный мотив модернистов) намекает, что и это художественное направление автору не чуждо.

10. Интерьеры особняка Берга. Современная фотография

По окончании работ заказчик мог гордиться – теперь он владел одним из лучших домов в Москве, на строительство и отделку которого ушло всего два года. Сергей Павлович был человеком передовых взглядов – сторонником парламентаризма и любителем технических новаций. Оснастив принадлежавшие ему предприятия самым современным оборудованием, не мог же он собственное жилище оставить без новейших достижений цивилизации? Поэтому в особняке, разумеется, был телефон и все прочие удобства. Горячую воду и подачу теплого воздуха в помещения обеспечивала размещенная в подвале котельная, а в люстрах под потолками и настенных светильниках сияли электрические лампочки.

11. Семья Берг на даче в Быкове. Фотография 1907 года

Существует мнение, что особняк С.П. Берга стал первым в Москве частным домом с электрическим освещением. Скорее всего, это не так. Когда строился особняк в Денежном переулке, первая в Москве электростанция успешно функционировала уже лет десять. Она вырабатывала постоянный ток напряжением сто двадцать вольт, который по подземным кабелям поступал к абонентам: телеграфу, телефонным станциям, государственным учреждениям – а также и частным лицам при условии достаточной их платежеспособности. Так что перестраивавшийся пятью годами раньше дом конкурента-сахарозаводчика Харитоненко, весьма вероятно, к электрической сети был подключен тогда же.

12. Особняк Харитоненко на Софийской набережной. Современная фотография

Так или иначе, но именно к дому в Денежном переулке приклеилась история про «электрический бал», пересказанная Гиляровским – хотя сам-то Владимир Алексеевич ни единым словом Бергов не упомянул, у него дело происходило в доме некой молодой вдовы-миллионерши. Согласно этой легенде, собиравшиеся на прием по случаю новоселья дамы делали себе макияж, сидя перед зеркалами, освещенными газовыми рожками или керосиновыми лампами, – и рассчитывая на столь же тусклое освещение. Но особняк преподнес приглашенным неприятный сюрприз. В ярком электрическом свете хозяйка дома была непередаваемо хороша, чего о других представительницах прекрасного пола сказать не смог бы даже самый закоренелый льстец. Наверное, каждая гостья при взгляде на других дам сначала с трудом сдерживала смех, потом ее настигала страшная догадка, толкавшая к зеркалу – и отшатнувшись от грубо размалеванной куклы, гостья судорожно прощалась, сославшись на внезапно разыгравшуюся мигрень.

13. Малютин С.В. Портрет журналиста В.А. Гиляровского. 1915 год

Почти двадцать лет жизнь в этом доме текла счастливо и безмятежно. Ольга Леопольдовна родила Сергею Павловичу семерых сыновей и дочку, всеобщую любимицу Лелю. Благополучия Бергов не пошатнула даже начавшаяся Мировая война – хотя и непросто под немецкой фамилией жить в России, когда Германию все воспринимают как заклятого врага, но какие могут быть претензии к человеку, чьи заводы и фабрики успешно выполняют заказы военного ведомства. Не стало катастрофой и падение монархии, полностью исчерпавшей свои способности управлять страной. Сергея Павловича не зря считали поборником прогресса – после февральской революции Арбатский избирательный участок по выборам в Учредительное собрание разместился в Денежном переулке, в особняке Берга.

14. Ольга Леопольдовна Берг. Фотография 1915 года

Но вообще 1917-й год оказался неустойчивым во всех смыслах. Повзрослевшей дочери гувернантка была уже не нужна – зато Сергей Павлович вошел в тот мужской возраст, когда неумолимо тикающее время заставляет остро ценить уходящую молодость. Дать расчет гувернантке он оказался не в силах, слишком привлекательной была эта молодая особа. После нелегкого объяснения с супругой он в сопровождении фройляйн отбыл в Анапу, оставив дом и детей на попечение Ольги Леопольдовны, так что именно ей пришлось встречать представителей советской власти, появившихся здесь весной 18-го, вскоре после переезда Совнаркома из Петрограда в Москву.

15. Украшения особняка Берга. Современная фотография

Из воспоминаний Татьяны Леонидовны Берг: «Особняк посетил Лев Карахан – один из верхушек нового правительства – и предложил его покинуть. Особняк предназначался для посланника Мирбаха. Нам дали помещение в Неопалимовском переулке. Дом раньше принадлежал семье Шнейдер. Они в свою очередь были переселены в другое помещение». Взять с собой разрешили только личные вещи, поэтому все предметы обстановки остались на своих местах. Фамильные драгоценности тоже упокоились в запертом сейфе. Оставить их под замком в доме, предоставляемом иностранным дипломатам, Ольге Леопольдовне представлялось более надежным вариантом, нежели пытаться увезти куда бы то ни было, – тем более что с Мирбахом она была знакома еще с довоенных времен. Расчет оказался верным: не успели Берги обжиться в Неопалимовском, как туда явились чекисты с мандатом на обыск.

16. Вильгельм фон Мирбах. Фотография 1917 года

При взгляде из наших дней кажется непостижимой беспечностью то, что представители высших слоев общества не хлынули в эмиграцию сразу же после октябрьского переворота. Но, во-первых, шла Мировая война, и уехать за границу было не так-то просто. Кроме того, большевики поначалу многими воспринимались как жалкая кучка фанатиков и демагогов, дорвавшаяся до власти случайно и ненадолго (на что они способны пойти ради удержания власти, никто тогда и вообразить не мог, да и сами участники революционных событий не ведали, чем дело кончится). Куда сильнее, чем власть красных комиссаров, людей страшил надвигавшийся голод. Чем сложнее становилось выживать в столицах, тем больше людей потянулось на юг – в Крым, например, где у многих были дачи и где с продовольствием дела обстояли не столь плачевно. Однако и туда было нелегко добраться в условиях коллапса транспортной системы и разгула бандитизма. Ходили разговоры, что грабители убивают не только тех, кто сопротивляется, но и тех, кого уже обчистили – просто чтобы никому не жаловались. Берги по дороге в Крым тоже однажды попали в такой переплет, когда не миновать было экспроприации, и выбрали из двух зол меньшее – бросили в колодец бриллиантовое ожерелье. Много лет спустя они вспоминали с грустью: эх, найти бы тот колодец…

17. Интерьеры особняка Берга. Современная фотография

Ольга Леопольдовна Берг долго не решалась покинуть Москву: сначала надеялась, что со дня на день вернутся с фронта старшие сыновья Павел и Сергей, потом был арестован Василий, и чтобы вытащить его из Бутырки, ей пришлось потратить много времени (да и денег, вероятно, тоже). А самое главное – ехать к покинувшему ее мужу не позволяла гордость. Все переменилось, когда «Известия» опубликовали Постановление от 5 сентября 1918 года «О красном терроре»: «…необходимо обезпечить Совѣтскую Республику от классовыхъ враговъ путем изолированія ихъ въ концентраціонныхъ лагеряхъ. Подлежатъ разстрѣлу всѣ лица, прикосновенныя къ бѣлогвардейскимъ организаціямъ, заговорамъ и мятежамъ». Теперь оставаться в Москве стало равносильно самоубийству – все знали, что в число заложников можно попасть не на основании вины или хотя бы подозрений, а за одно лишь социальное происхождение. Но как ехать? Тем более что семья большая, и кроме достаточно взрослых сыновей, включает в себя и невестку с маленькой дочерью… Пробираться в Крым семье Бергов пришлось, разделившись на группы и действуя по обстановке.

Особняк Берга, или тур по посольству Италии

берг1.jpg

Ирина Левина покажет нам интерьеры посольства Италии и расскажет, кем был заказчик этого особняка Сергей Берг.

В Дни Наследия в Москве есть определенный рейтинг посольств, куда рвутся попасть любознательные краеведы. И вот посольство Италии всегда занимает одну из первых его строк. Там невероятно красивые интерьеры, которые в свое время поразили не только московский бомонд, Гиляровского, но даже Ленина с Крупской.

Архитектор Петр Бойцов с помощью коллеги Акселя Флодина создали для семьи богатого промышленника Сергея Берга невероятно красивый и изысканный особняк в барочном стиле с элементами модерна. Чего там только нет – и итальянская прихожая, и готический холл, и столовая мадам Пуатье! А сколько всего он видел на своем веку, этот дом в Денежном переулке, но при этом остался таким же красивым и притягательным, как и был.

Мы приглашаем вас прогуляться по особняку с Ириной Левиной и таким образом отпраздновать итальянский День Республики, который отмечается в Италии ежегодно 2 июня.

ЛЕКЦИЯ ПРОХОДИТ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН. ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПРИДЕТ ВАМ НА ПОЧТУ В ДЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ ОПЛАТЫ.

ВНИМАНИЕ! Если у вас нет финансовой возможности оплатить участие, напишите нам и узнайте о наличии «подвешенных» мест.

Начало лекции в 19.30 по московскому времени. Если вы не успеваете на трансляцию, позже мы выложим запись и ее можно будет приобрести в разделе «Видеолекции» в нашей Книжной лавке.

Берга особняк. Посольство Италии.

Особняк Берга, известный как посольство Италии, находится в Денежном переулке, рядом с Арбатом. Постройка, в чем-то, пожалуй, «итальянская», представляет собой синтез архитектурных стилей, отражающих историю московского зодчества.

На протяжении своего более чем векового существования особняк Берга был свидетелем многих важных событий, оставивших след в недавней истории. В его стенах было совершено покушение на посланника фон Мирбаха, здесь начинал свою работу Коминтерн, а затем здание было передано Посольству Италии в Москве.

Адрес особняка: Денежный переулок, д.5.
Попасть в особняк можно исключительно в дни наследия в апреле и мае.

posolstvo italii19

posolstvo italii18

posolstvo italii17

Строение представляет собой противоречивое смешение архитектурных стилей с различными изобразительными формами, варьирующимися от неоклассицизма до «второго ампира», от Венского сецессиона до русского модерна. Первые документы, относящиеся к истории этого землевладения, датируются 1806 г. В них имеется план четырех деревянных домов, составлявших усадьбу графини Катерины Петровны Зотовой. Усадьба сгорела 1812 г. во время сильнейшего пожара в Москве и была восстановлена в 1824 г. Дом неоднократно менял своих владельцев и в 1897 г. был приобретен богатым и образованным «потомственным дворянином» Сергеем Павловичем Бергом. Берг решил снести старое строение и возвести на его месте каменный особняк. Новое здание было построено по проекту архитектора Бойцова в стиле неоклассицизма и необарокко.

posolstvo italii16

Роспиь потолка в холле.

posolstvo italii26

posolstvo italii14

posolstvo italii13

Светильник в холле.

posolstvo italii15

В росписи холла встречаются рыбы, птицы и диковинные драконы.

Отделка интерьера, над которым работали архитекторы Флодини, Адамович и Дулин, завершилась за несколько лет до революции. Особняк Берга был одним из первых московских домов, где был установлен дверной звонок и проведено электричество. Празднование новоселья вошло в анналы истории как первый «электрический прием» в Москве, который преподнес неожиданность московским дамам: они впервые увидели свои лица при электрическом освещении. После отъезда Берга в Швейцарию в 1918 г. в его особняке разместилась немецкая миссия во главе с посланником фон Мирбахом, который был убит в Красном зале двумя чекистами из числа левых эсеров. В том же 1918 г. особняк становится штаб-квартирой Исполкома Коммунистического Интернационала, а с 1920 г. местом самого настоящего паломничества делегаций социалистических партий и рабочих организаций Западной Европы. Здесь работали известные деятели, такие как Зиновьев, Троцкий, Радек, Бухарин. Часто приходила сюда и жена Ленина Надежда Крупская, а по особо важным случаям особняк посещал сам Ленин. В числе многочисленных европейских делегаций в особняке Берга побывала и итальянская делегация, участвовавшая во 2ом Конгрессе Интернационала. В ее состав входили Серрати от руководства СПИ, Бомбаччи и Грациадей от парламентской группы, Д’Арагона и Коломбо от Всеобщей Конфедерации Труда. После установления дипломатических отношений между Италией и Советским Союзом в 1924 г. особняк Берга был передан дипломатической миссии Италии.

posolstvo italii27

Гобелены в готическом зале.

posolstvo italii39

posolstvo italii8

posolstvo italii20

posolstvo italii24

Фрагмент отделки кресла.

posolstvo italii10

posolstvo italii9

posolstvo italii22

posolstvo italii11

posolstvo italii23

posolstvo italii1

posolstvo italii40

Камин в столовой.

posolstvo italii25

posolstvo italii32

Плафон в Красной гостиной.

posolstvo italii30

posolstvo italii33

posolstvo italii5

posolstvo italii38

posolstvo italii31

Еще одна небольшая комната.

posolstvo italii28

posolstvo italii29

posolstvo italii12

posolstvo italii2

posolstvo italii

posolstvo italii37

posolstvo italii35

posolstvo italii42

posolstvo italii36

posolstvo italii41

posolstvo italii34

posolstvo italii3

posolstvo italii4

posolstvo italii6

Плафон бальной залы.

posolstvo italii7

Фрагмент паркета в бальной зале.

Фрагмент текста взят с официального сайта посольства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *