Внутри петропавловской крепости находится какой собор
Перейти к содержимому

Внутри петропавловской крепости находится какой собор

  • автор:

Петропавловская крепость. Достопримечательности

Петропавловская крепость – это не самый настоящий центр Санкт-Петербурга. Географически достопримечательность расположена на так называемом Заячьем острове и по сути является первым сооружением в Петербурге. В 1703 году Петр I заложил крепость с целью защиты от шведов во время войны со Швецией. Однако, за всю свою историю крепость так и не была использована в целях обороны, а стала началом строительства нового для Российской империи города.

Сегодня Петропавловская крепость – объект культурного наследия, популярный среди туристов. Если вы в Петербурге впервые, обратите внимание на классическую обзорную экскурсию по городу с Петропавловской крепостью. Любители квестов оценят необычные экскурсии по крепости: интерактивы для школьников и программы для взрослых с участием Петра Первого. А если вы хотите познакомиться с достопримечательностью в составе небольшой группы экскурсантов, то рекомендуем посетить VIP-экскурсию по Петропавловской крепости.

Среди большого количества музеев, экспозиций и выставок в Петропавловской крепости особое внимание обратите на следующие:

Петропавловский собор

До 2012 года собор был самой высокой точкой в Санкт-Петербурге, а до 1952 в России не было зданий выше Петропавловского собора. Достопримечательность является православным собором и усыпальницей русских императоров и великих князей. Здесь погребены императоры и императрицы от Петра I до Александра III (за исключением Петра II и Ивана VI), брат Николая I Константин Павлович. В 1998 году в Петропавловском соборе преданы земле останки, принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Федоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии. А в 2006 году здесь была перезахоронена мать Николая II, императрица Мария Федоровна.

Соборная площадь

Площадь расположена в самом центре Петропавловской крепости. Именно на Соборной площади можно насладиться восхитительным видом её ансамбля, а также побывать на концертах карильонной музыки, которые проводятся по воскресеньям. Кстати, именно здесь проводится знаменитый фестиваль «Опера всем», на котором лучшие артисты Мариинского театра исполняют оперные произведения на открытом воздухе.

Памятник Петру I

После знаменитого Медного всадника памятник Петру I в Петропавловской крепости является вторым по популярности монументом великому императору. Скульптор Михаил Шемякин изобразил Петра I сидящим на троне. Сам памятник очень необычный: его высота составляет почти 2 метра, при этом скульптор намеренно исказил пропорции тела императора, увеличив их в 1,5 раза, но оставив при этом голову Петра маленькой. Такой необычный вид царя, конечно, не всем пришелся по душе, но ,тем не менее, очередь из желающих сфотографироваться со скульптурой выстраивается всегда.

Комендантский дом

В период, когда Петропавловская крепость несла защитные функции, здесь был комендант, который жил в отдельном здании. Нынешний облик Комендантского дома – это перестройка 1893 года. Комендантский дом сейчас является частью Музея истории Петербурга. Здесь расположена интересная экспозиция, посвященная истории Северной Венеции 18-нач.20 веков. Каждый зал в Комендантском доме представлен отдельной тематикой: коммерческая торговля, банки, транспортная инфраструктура, городская мода, интерьеры, петербургская кухня. Хотите узнать, как жили петербуржцы в 18 веке? Отправляйтесь на экскурсию в Комендантский дом.

Тюрьма Трубецкого бастиона

Функционально с самого своего начала Петропавловская крепость была также и тюрьмой, а её первым заключенным стал цесаревич Алексей. Тюрьма Трубецкого бастиона была построена в период с 1870 по 1872 г.г. и являла собой следственную политическую тюрьму. Среди знаменитых узников тюрьмы: Петр Кропоткин, Вера Фигнер, Николай Бауман, Максим Горький. Экспозиция тюрьмы рассказывает об ее истории, о судьбах заключенных, в том числе об узниках советского периода. Побывав здесь, вы воочию увидите, как содержались заключенные, и ощутите себя одним из них – впечатления непередаваемые.

Режим работы Петропавловской крепости в 2022 году

  • Территория Заячьего острова открыта для посещения ежедневно с 06:00 до 22:00.
  • Территория Петропавловской крепости (в границах крепостных стен) открыта для посещения ежедневно с 10:00 до 21:00.
  • Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница:
    понедельник – пятница – 10.00-19.00,
    суббота – 10.00-17.45 (касса заканчивает продажу билетов в 17.30),
    воскресенье – 11.00-19.00.

  • Экспозиции и выставочные залы:
    четверг – понедельник – 11.00-19.00,
    вторник – 11.00-18.00,
    среда – выходной день «История Санкт-Петербурга – Петрограда. 1830 — 1918» (Комендантский дом),
    «История Петропавловской крепости»
    Музей науки и техники
    Музей архитектурной художественной керамики
    «Предметный мир модерна» Выставочные залы: в Инженерном доме, в Иоанновском равелине, Невской куртине
    Выставочные залы: в Потерне и каземате Государева бастиона (временно закрыты)
    Образовательно-выставочный комплекс «Музей космонавтики и ракетной техники».
  • Открытые фонды:
    Коллекция фарфора и стекла XVIII-ХХ веков (Фонд фарфора, керамики и стекла)
    понедельник, пятница – сеанс в 15:00.
  • Маршрут «Невская панорама»:
    10.30-19.00 – ежедневно, без выходных.
  • «Колокольня Петропавловского собора»:
    с 1 мая по 1 октября: ежедневно по сеансам 13.00 и 14.30 (кроме среды),
    круглогодично (кроме среды): по заявкам по тел.: (812) 498-07-20, 230-03-29. Примечания:
    1. Вход на экспозиции заканчивается за 30 мин. до указанного времени закрытия.
    2. Во вторник работа касс и экспозиций завершается на час раньше указанного времени закрытия.
    3. В среду часть экспозиций закрыта.
    4. В воскресенье Петропавловский собор открывается на час позже.
    5. В дни богослужений часы работы Петропавловского собора могут быть изменены.
    6. Касса безналичного расчета (для договорных организаций) на Соборной площади работает ежедневно с 10:00 до 18:40 без выходных.

Стоимость посещения Петропавловской крепости и музеев
(взрослые / учащиеся / пенсионеры)

– вход на территорию Петропавловской крепости – бесплатно;
– Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница (не входит посещение колокольни Петропавловского собора): 550 руб. /300 руб. /250 руб.;
– Тюрьма Трубецкого бастиона: 250 руб. /150 руб. /150 руб.;
– Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко*: 250 руб. /200 руб. /200 руб.;
– Экспозиция «Музей архитектурной керамики»: 200 руб. /120 руб. /120 руб. (закрыт до 15.01.2021);
– Экспозиция «История Санкт-Петербурга – Петрограда. 1703-1918»*: 200 руб. /120 руб. /120 руб.
(в связи с ремонтными работами залы №№ 1-13 закрыты для посещения);
– Экспозиция «История Петропавловской крепости»*: 100 руб.;
– Экспозиция «Предметный мир модерна»: 250 руб. /150 руб. /150 руб.

* Держателям единой карты петербуржца (ЕКП) на данный объект предоставляется скидка 20 руб.

Стоимость других экскурсий музея, квестов, мастер-классов и программ – на сайте музея.

Контакты Музея истории Санкт-Петербурга

Адрес:
ст. метро «Горьковская», Петропавловская крепость, 3

Телефон:
+7 (812) 230-64-31
+7 (812) 498-19-85

Петропавловский собор

Петропавловский собор

Один из символов Санкт-Петербурга –Петропавловский собор, «видевший» всех российских императоров от Петра Великого до Николая Второго,самый старый храм из сохранившихся в северной столице. Он сразу задумывался не только как культовое сооружение, но и наблюдательный пункт, память славным победам русского воинства,усыпальница императоров и членов их семьи.

Факты о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге короткой строкой:

  • Длина главного здания: 61 м.
  • Ширина: 27,5 м.
  • Высота стен: 15 м.
  • Высота иконостаса: 20 м.
  • Размеры ангела (четвертого по счету): крест – 6,5 м, высота фигуры – 3,2 м, размах крыльев – 3,8 м.
  • Высота купола с крестом: 72 м.
  • Первоначальная высота колокольни со шпилем: 106 м.
  • Наивысшая точка собора после реконструкции 1858 года: 122,5 м.
  • Период строительства: 21 год.

Петропавловский собор оставался высочайшим зданием Санкт-Петербурга до введения в эксплуатацию башни «Лидер» в 2013 году.

Читать еще: Цена билета и режим работы собора и Петропавловской крепости в 2021 году

История Петропавловского собора

Крепость, заложенная на берегу Невы близ ее устья 16 мая 1703 года*, форпост на только что отвоеванных землях, знаменовала основание новой столицы, абез храма на Руси городов не строили.

Закладка

Начало возведения церкви в самом центре укреплений приурочили к именинам государя 29 июня 1703 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла. От нее официальное названиеполучила и крепость – Петропавловская.

*Даты в статье приведены по Юлианскому календарю. В XVIII веке он отставал от Грегорианского на 11 дней.

Первый храм был деревянным, построенным в русских традициях, но уже имевшим высокую башню вместо куполов.Она служила наблюдательным пунктом: война со шведами была в разгаре. Появление вражеской эскадры ждали в любой момент. Освящение церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра XVIII век.

Новый, каменный собор потребовался, когда Санкт-Петербург уже стал полноправной столицей государства, а угроза нападения шведов непосредственно на город ослабла. Он символизировал мощь и силу российского государства, осваивающего новые земли и одерживающего победы в Северной войне.

Закладка каменного собора состоялась в день рождения Петра I 30 мая 1712 года. Царь повелел начать стройку с колокольни, он же стал и автором эскиза всего храма. По задумке высота нового шпиля должна была превышать звонницу Ивана Великого в Кремле (81 м) и Меншикову башню (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах в Москве – 84 м).

Государь сразу предполагал использовать колокольню как наблюдательную площадку и место приема иностранных гостей, чтобы с высоты удивлять их развитием новой столицы, фортами Кронштадта и новым парком с дворцами Петергофа.

Особенности строительства

Фасад и план Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Главным архитектором Петропавловского собора стал Доменико Трезини, уже с 1703 года пребывавший в Санкт-Петербурге. За период жизни в новой столице под руководством мастера было построено около 40 объектов. Из них до наших дней сохранились не более десяти. Почти все они претерпели значительные изменения и далеки от первоначального вида.

Колокольню достроили только к 1724 году: установили куранты и корильон (голландский музыкальный инструмент из колоколов), деревянный шпиль покрыли золоченой медью, а обычный крест заменили на флюгер в виде ангела, держащегося за главную ось. Здание собора при жизни Петра Великого едва успели подвести под крышу.

Интересно: первоначальную церковь, вокруг которой велось строительство, разобрали только перед возведением кровли и поставили на Васильевском острове, освятив ее в честь апостола Матфея.

Освящение иконостаса состоялось в 1731 году при императрице Анне Иоанновне. Годом постройки Петропавловского собора считается 1733, когда в престольный праздник храм был освящен целиком. Архитектор Трезини скончался спустя 7 месяцев после окончания строительства.

Назло всем стихиям

В конце апреля 1756 года в шпиль Петропавловского собора ударила молния. Металлическая обшивка не спасла от пожара. Конструкции развалились и рухнули на крышу храма и входной портик. В пожаре расплавилась часть колоколов курантов и корильона. Иконостас удалось вынести наружу благодаря быстрой разборке силами солдат голицынского полка, квартировавшего в крепости.

При императрице Елизавете удалось только возвратить иконостас на прежнее место и восстановить кровлю. Сложную конструкцию «с переломами» упростили до обычной двускатной.

Перестройка колокольни пришлась на царствование Екатерины II и длилась почти 20 лет. В результате укрепили фундамент звонницы, увеличили ее каменную часть, установили новые куранты работы мастера Оорта Краса, заменили портик на западной стене и пристроили к южной. Абсолютно новой деталью собора стал придел во имя святой Екатерины.

Длина нового шпиля выросла сначала до 112, затем до 117 м. Каркас при этом остался деревянным. Екатерина повелела установить и громоотвод во избежание новой катастрофы. Фигуру ангела возродили по чертежам Трезини.

К сожалению, практически сразу после установки ангел оказался сломан ураганом 1778 года. Архитектор Антонио Ринальди принципиально изменил конструкцию. Во-первых, он исключил функцию флюгера. Во-вторых, совместил центры тяжести скульптуры и креста. Ангел как будто обнимает основание креста одной рукой. Движение механизма стало направлено на снижение парусности.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

Сильные ветра не пощадили и более крепкое сооружение. В 1828 году они снесли одно из крыльев ангела. Вернуть его на место взялся ярославский кровельщик Петр Телушкин. На высоту он забрался без установки лесов с помощью веревочных приспособлений.

Генеральную реконструкцию шпиля провели в 1857-1858 годах. Деревянные конструкции заменили металлическими, придали восьмигранную форму. Позолотили не только шпиль, но и купола колокольни и собора. Ангела опять заменили, но сохранили формы, созданные Ринальди. Общая высота Петропавловского собора в Санкт-Петербурге увеличилась до 122,5 м.

На курантах добавили минутную стрелку, корильон убрали, а бой курантов настроили на две мелодии: «Боже, царя храни!» и «Коль славен наш Господь в Сионе».

Петропавловский Собор в XX веке

После революции 1917 года за исполнение «царских» мелодий куранты обстреливали восставшие, а в 1919 году культовое здание закрыли. Часть сокровищ оказалась разграбленной. С введением музейного статуса оставшиеся ценности передали в Эрмитаж.

Летом 1941 года золоченые части храма были прекрасной мишенью для немецких самолетов. Чтобы предотвратить его полное разрушение, провели маскировочные работы. Группа альпинистов повторила подвиг Петра Телушкина и с помощью веревочных конструкций перекрасила золото в серый цвет ленинградского неба. Фигуру ангела спрятали под мешковиной.

Снятие маскировочного чехла с купола Петропавловского собора 1944 год

Реставрация

Послевоенные реставрационные работы длились с перерывами более 50 лет. В 1952 году восстановили разрушения снаружи, к концу десятилетия –основные повреждения внутри. Работу продолжили в 80-е годы, но в Перестройку не хватило денег для объекта культуры. Завершили ее уже в XXI веке – восстановили корильон, сусальное золото иконостаса, фреску на алтарной стене, освежили картины под сводами Петропавловского собора.

Необычная архитектура Петропавловского собора

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Архитектурный стиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге специалисты относят к петровскому барокко. Фактически это смешение разных европейских направлений: ренессанса, классического барокко, маньеризма, классицизма и даже некоторых элементов готики.

Очертания Петропавловского собора мало походили на традиционный православный храм, как снаружи, так и внутри. На ленточном фундаменте глубиной 2 метра возвели базилику в виде строгого прямоугольника. Такая форма храма характерна для католических и лютеранских культовых зданий.Единственный купол расположен прямо над иконостасом.

Снаружи ее украшают пилястры (плоские полуколонны) и головки херувимов над окнами. Только в алтарной части была установлена большая картина «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом», позднее замененная фреской в православных традициях.

Окончательный вид колокольни

Куранты Петропавловского собора

Три четырехгранных яруса плавно переходят в восьмискатную крышу, под которой спрятан механизм курантов. Над ней поочередно расположены барабан с куполом-короной, маленькая башенка-основание и сорока метровый шпиль. Все эти детали восьмигранные, их металлические части позолочены. Этот каркас крепко держит ангела с крестом, вес сложной фигуры составляет 250 кг.

Несмотря на нехарактерные для православия внешние формы и интерьеры собора, его благословил сподвижник Петра архиепископ Феофан Прокопович. Храмы, копирующие очертания Петропавловского собора, позднее строились по всей России почти до конца XVIII века.

Внутреннее убранство Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Интерьтер Петропавловского собора

Единый зал Петропавловского собора в Санкт-Петербурге разделен двумя рядами пилонов (колонн) на 3 нефа. Его оформление больше напоминает парадный зал дворца. К этому и стремился Петр I. В период строительства завершилась Северная война, Россия превратилась в империю. Новый храм должен был стать главным памятником победы.

Для украшения интерьеров использованы различные виды мрамора, яшма, родонит. Своды оформлены лепниной, звездными и цветочными орнаментами. Чуть ниже по стенам расположены не иконы, а картины с библейскими сюжетами. Собор освещается пятью огромными паникадилами (люстрами) из венецианского стекла и горного хрусталя. Из них только ближнее к алтарю – подлинное, XVIII века. Остальные – копии, восстановленные в послевоенное время.

Царское место перед иконостасом Петропавловского собора

При оформлении собора использованы не только иконы, но и многочисленные скульптуры, что тоже относится к традициям католической церкви:

  • архангелы Михаил и Гавриил по бокам царских врат;
  • Давид и Соломон:
  • Ангелы и Господь Саваоф;
  • Святой дух в виде голубя;
  • Апостолы в иконостасе и украшении кафедры.

Царское место перед иконостасом у южной стены – возвышение, покрытое пурпурным бархатом под золотой сенью в виде короны, – кресла не предполагало. Императоры и императрицы молились стоя, как обычные прихожане.

Кафедра в Петропавловском соборе

Кафедра для проповедей напротив царского места по северной стене –из католических традиций (православные священники обычно проповедуют с амвона). Она выполнена в виде лестницы. В ее ограждении – картины на тему «Сначала было слово».

Особенности иконостаса Петропавловского собора

Царские врата иконостаса Петропавловского собора

Иконостас высотой 20 м выполнен в форме триумфальной арки. Он не закрывает алтарь от молящихся, как это принято в православии. Его легкие, ажурные контуры устремляют взгляды вперед и вверх. Царские врата скопированы с входной группы в Версальский парк.

Изготовление иконостаса было заказано мастерам Грановитой палаты. Каркас его деревянный. В покрытии использовано матовое и глянцевое сусальное золото, что при солнечном свете создает фееричное мерцание. При реставрации 2011 года этот эффект сохранен.
Иконы выполнены русскими мастерами, но в западных традициях. Богородица изображена Всецарицей: на троне, в торжественном облачении, с короной Екатерины I. Говорили, что и лицом она похожа на супругу Петра.Иисус – в облачении царей допетровского времени, в митре московских патриархов. Обе главные иконы символизируют не только мир горний, но и величие российских правителей.

Храм славы

В Петропавловском соборе хранились захваченные шведские знамена и штандарты. После Октябрьской революции их передали в Эрмитаж. В настоящее время восстановлены их копии.

Императорская усыпальница

Императорская усыпальница в Петропавловском соборе в Петербурге

Погребать представителей императорской династии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга начали еще в процессе строительства. В подлестничном помещении колокольни захоронили сестру Петра I Марию, его сына – царевича Алексея и его жену Шарлотту, в самом храме – нескольких детей императора, умерших в младенчестве, у северной стены — вдову царя Федора Алексеевича – Марфу (на месте будущего Екатерининского придела).

Для погребения самого императора пришлось срочно внутри возвести часовню, где и поместили саркофаг с телом. Два года спустя там же временно положили и гроб императрицы Екатерины I. Их торжественные похороны состоялись после освящения иконостаса в 1731 году.

Могилы находятся под полом собора на глубине двух метров. Первоначально места погребения обозначались плитами. Саркофаги белого мрамора установлены в 1865 году. При новых захоронениях их копировали.

Цветные надгробия выполнены по заказу императора Александра III для своих родителей – Александра II (зеленой яшмы) и Марии Александровны (розового орлеца). Их установили в 1887 и 1906 годах соответственно.

Последним захоронением в соборе стало перенесение праха матери Николая II Марии Федоровны из Копенгагена. Ее положили рядом с мужем императором Александром III. Надгробие заметно по свежему блеску золоченого надгробного креста.

Великокняжеская усыпальница

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора

К концу XIX века мест для захоронений императорских особ, великих князей и княгинь дома Романовых не осталось. В 1908 году для этих целей построили великокняжескую усыпальницу. С Петропавловским собором она соединена торжественной галереей. В нее из собора перенесли 8 захоронений нецарствующих особ, а до 1917 года погребли еще 5 человек.

В советское время здание посчитали не представляющим исторической ценности, убранство было изъято или разграблено. В годы войны усыпальница пострадала от обстрелов. Реставрация велась периодами до 2016 года. Сейчас она доступна для осмотра.

В постсоветское время произведены захоронения великого князя Кирилла, его сына Владимира и их жен Виктории и Леониды.

Захоронение императора Николая II и его семьи

Захоронение императора Николая II и его семьи в Екатерининском приделе Петропавловского собора

Останки императора и его близких, обнаруженные под Екатеринбургом в июле 1991 года (кроме цесаревича Алексея и его сестры Марии), торжественно погребены 17 июля 1998 года по распоряжению Президента РФ Бориса Ельцина в Екатерининском приделе Петропавловского собора.

Предварительно была проведена полная реставрация придела. На стенах установлены памятные плиты всех погребенным. Впервые рядом с представителями императорской семьи были похоронены простые граждане – слуги и врач, расстрелянные вместе с ними.

На плитах уже написаны имена Алексея и Марии, но их останки, найденные в 2007 году, до сих пор не упокоены. Результаты следственных действий, проведенных СК РФ, и однозначно подтвердивших в 2018 году подлинность всех останков, не признаны РПЦ. Ближайшее рассмотрение этого вопроса назначено на Архиерейский собор в ноябре 2021 года.

Интересные факты и легенды Петропавловского собора

Грандиозные сооружения обычно обрастают мифами и домыслами. Не обошелся без них и собор Петра и Павла в Петропавловской крепости.

  1. При закладке собора в крепость будто бы прилетел орел и остался жить. Якобы сам император с руки кормил гордую птицу, считая ее доброй приметой успешных начинаний.
  2. Императрицу Екатерину II и ее убитого супруга Петра III их наследник Павел захоронил одновременно. Для этого провели вскрытие могилы его отца, траурную церемонию по переносу гроба и посмертное сокоронование. Из единой даты 18 декабря 1796 года на обоих надгробиях кажется, что пара будто бы правила долго и счастливо и умерла в один день.
  3. Много сплетен было о вскрытии захоронений императоров в советское время. В действительности в 1939 году извлекли прах великой княгини Александры Георгиевны, дочери греческого короля, супруги младшего сына Александра II и передали на историческую родину по просьбе царственных родственников. Прах императоров не беспокоили. Это подтверждено исследованиями мраморных плит у надгробий.
  4. После установки рубиновых звезд на башни московского Кремля, возникла аналогичная идея и в отношении Петропавловского собора. Планам помешала война.

Петропавловский собор

Это самый старый и самый известный собор в Санкт-Петербурге.

Даже Исаакиевский, намного более величественный с архитектурной, и сложнейший с инженерной точки зрения, все равно в умах горожан и туристов остается на втором месте.

Шпиль Петропавловского собора — это настоящий «бренд» и символ города.

Когда Петербурга еще не было, и только начиналась строиться Петропавловская крепость, на ее территории одной из первых построек стала деревянная церковь. Освятили её в честь Святых Петра и Павла.

В 1712 году прямо вокруг стен старой церкви, начал возводить новую, каменную. Разумеется работами руководил самый успешный придворный архитектор — Доменико Трезини.

Петр Первый велел начинать строительство с колокольни.

Почему собор начали строить с колокольни, а не с алтаря и кассы для пожертвований — ответ прост: царю прежде всего были нужны не молитвы, а смотровая площадка для контроля за подступами к крепости. Напомним, Северная война еще была очень далека от завершения.

Но, колокольня отличалась не только этим.

Во время своих европейских турне царю понравились куранты. Они были закуплены и установлены на еще не достроенную колокольню Петропавловского собора. Главным же её украшением стал шпиль, высотой 112 метров.

Шпиль был сделан по проекту архитектора Ван Болеса. Это была деревянная конструкция, обшитая золочеными медными листами, а Трезини установил на вершине флюгер, выполненный виде ангела.

Собор стал не только первым в Петербурге, он еще и послужил примером строительства церквей по всей России до середины 18 века.

Традиционно на Руси их строили пятиглавыми, тонкостенными, темными. Теперь стало по-другому.

Постройку венчает один купол, стены его гораздо толще обычных, а окна – большие и светлые.

Внутри стены, опять же вопреки традициям, расписаны не только библейскими, но и светскими сюжетами.

Кафедра и царское место выполнены из резного позолоченного дерева, обитого бархатом.

Символом победы России в Северной войне служит уникальный иконостас, выполненный в форме триумфальной арки. Изготовили его в Москве, в мастерской Ивана Запрудного, по чертежам Доменико Трезини.

Так как Запрудный внес много корректив в первоначальный проект, авторство приписывают обоим архитекторам.

Привезли иконостас в Петербург по частям и покрыли позолотой уже на месте. Кстати, и некоторые иконы, дошедшие до нас с 18 века, очень необычны по своей форме.

Строили его 21 год.

Не смогли закончить ни при Петре, ни при его наследнице — Екатерине, и даже не при внуке — Петре Третьем. Только во время правления Анны Иоанновны, в 1733 году он был освящен 29 июня 1733 года, в праздник Святых апостолов Петра и Павла.

В конце апреля 1756 года в шпиль ударила молния, он загорелся, упал на основную кровлю и повредил её. Колокольня тогда полностью сгорела, само здание сильно пострадало, но благодаря разборной конструкции, иконостас удалось спасти.

В авральном режиме собрали рабочих практически со всех строек города, и в кратчайшие сроки собор был отремонтирован.

А вот колокольню восстанавливали целых 20 лет. Так как решено было сделать ее каменной, пришлось вбивать в фундамент дополнительные сваи. Шпиль вырос до 117 метров. На нем установили нового ангела, а на башне – новые куранты, голландской работы.

Позднее механизм потребовал ремонта, который выполняли уже русского мастера гатчинского завода Лаврова. Сегодня на четырех уровнях башни установлены 103 колокола, 31 их которых относятся ко второму голландскому карильону 1757 года.

История часов Петропавловского собора началась в 1720 году, когда в Голландии был куплен механизм и комплект карильона в 35 колоколов.

Но, что примечательно, на главной колокольне города не было православной звонницы. Мелкий штрих, но он один из многих, показывающий тайное противостояние светских и религиозных властей.

Правда, сразу после смерти Петра, когда на трон взошла ограниченная в правах Екатерина (кстати, немка!), в 1725 году на втором ярусе была устроена русская православная звонница, которая стала служить сигналом к началу перезвона всех петербургских церквей.

Забавно, но в тридцатых годах после революции карильон пытались перестроить на исполнение «Интернационала», из чего, к счастью, ничего не вышло.

Ангела на шпиле не щадили ветра, постоянно гулявшие по Северной столице. Особенно сильно его повредили ураганы 1778 и 1830 годов. Его восстановление после урагана 1830 года – пример удивительной находчивости и смелости одного человека.

История и правда, уникальна: отремонтировать флюгер вызвался кровельщик Петр Телушкин. Он взобрался на шпиль без страховки, при помощи веревки и одних рук. Постепенно перекидывая веревку выше и выше, цепляясь за двухсантиметровые фальцы, кровельщик взобрался на самый верх и сумел починить Ангела.

Последний раз пику реконструировали в середине 19 века. Он снова вырос, теперь его высота вместе с ангелом составляет 122,5 метра. Таким он дошел до наших дней, до сих пор это самое высокое сооружение в городе.

Так как высота зданий исторической застройки определялась по Зимнему дворцу, с колокольни отлично видна вся панорама города, от Здания 12 коллегий до Смольного монастыря и даже до Александро-Невской Лары.

Высота шпиля такова, что туристу практически невозможно сфотографироваться на фоне колокольни. Или она не попадет в кадр, или фотографу придется отойти так далеко, что человек — объект съемки на фотографии, окажется неразличимой «букашкой».

С самого начала Петропавловский собор стал служить усыпальницей для членов царской семьи. Сам Петр и его жена также упокоились в стенах собора, перед алтарем. Когда же в самом храме не осталось места для надгробий, рядом была сделана пристройка на 30 склепов. Оба здания соединили коридором.

Став императорской усыпальницей, принявшей в себя первого представителя дома Романовых больше 300 лет назад, Петропавловский собор сыграл заметную роль и в формировании идеологического цемента современной России. Сюда были перевезены и официально захоронены останки последнего русского Императора и его семьи.

Таким образом в российской истории разом поставили очень много «точек»…

Адрес:

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь, дом 1

Официальный сайт
Как добраться:

Ближайшая станция метро: Горьковская.

Петропавловский собор

Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года [2, с. 20]. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.

Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина). Первое описание появилось в 1710 году:

«Посреди крепости, вплотную у этого канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют как прелюдию гармоничный колокольный звон на голландский манер, и на которых человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время» [Цит. по: 2, с. 20, 21].

8 июня 1712 Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент. Там её назвали храмом Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.

В первую очередь несколько сотен человек выкопали глубокие рвы, выложили фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной два метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал «колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь«.

Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. 1 мая Доменико Трезини пригласил для работ над этим сложным инженерным сооружением голландца Германа ван Болеса, который создал проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимался его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко. В мае 1719 года Канцелярия городовых дел заключила с рижским мастером Ф. Цимерсом договор, согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года — договор с рижскими мастерами И. П. Штейнбейсом и И. В. Эберхардом на золочение этих листов.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году — сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году — царевич Алексей.

В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:

«7 [августа 1721 года] большое общество их тех, что остались дома, поднялись в полдень на башню крепости, отчасти чтобы посмотреть на куранты, потому что в этот час должны были играть на колоколах, отчасти чтобы увидеть полностью Санкт-Петербург, потому что она является самой высокой башней в городе. Большой часовой механизм самостоятельно играет каждые четверть- и полчаса. Когда мы поднялись на самый верх башни к колоколам, «колокольный игратель» дал нам большую подзорную трубу, в которую мы могли видеть Петергоф, Кроншлот и Ораниенбаум. Сам Санкт-Петербург имеет форму овала и необычайно большую протяжённость, однако во многих местах только редко застроен, но если царь ещё некоторое время поживёт, он будет застроен полностью» [Цит. по: 2, с. 101, 102].

Запись из того же дневника за 1721 год:

«Крепостная церковь, как я уже упомянул, самая красивая и самая большая во всём Санкт-Петербурге и имеет очень высокую и красивую новомодную колокольню, крытую медными, ярко вызолоченными через огонь листами, которые при солнечном освещении производят необыкновенно красивое впечатление; но внутри эта церковь ещё не полностью отстроена. Куранты этой церкви очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того каждые пол часа и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом. «

Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан. Но по неизвестным причинам его либо очень быстро демонтировали, либо вообще никогда не запускали [2, с. 102, 103].

Ещё в мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Золочение медных листов было завершено к ноябрю 1723 года. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.

Зал Петропавловского собора

После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

Уникален иконостас Петропавловского собора. Он имеет форму триумфальной арки — символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы в 1727 году разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Ещё два года создавались иконы, которые писали Андрей Меркульев «с товарищи». Часть из этих икон сохранилась до настоящего времени, необычны их формы. В центре иконостаса Петропавловского собора — царские врата со скульптурами апостолов.

В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними — четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.

В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю — подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.

В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора. Он стал самым большим зданием Санкт-Петербурга. Стены храма были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз — в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол — в тёмно-синий.

Иконостас Петропавловского собора

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.

При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку.

Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770-х годов.

Захоронения Александра II и Марии Александровны

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не «летела» держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.

В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на коменданта крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика.

Предложение Телушкина обсуждали полтора года. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу, за которой у стен Петропавловской собора наблюдала толпа любопытствующих. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебряную медаль «За усердие» на Аннинской ленте.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес — 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее — выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция рассчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий («Коль славен наш Господь» и «Боже царя храни»).

Место захоронения семьи Николая II

Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Когда в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада. В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

Театральный художник М. А. Григорьев в начале ХХ века вспоминал:

«В соборе стены и пилоны были увешаны серебряными и золотыми венками, которые различные организации и учреждения посылали на царские гробницы. Некоторые из венков были усыпаны драгоценностями. У гробниц находились цветы, лежали венки с памятными лентами, горели бесчисленные лампады, из которых многие представляли собою подлинные произведения искусства. Стояли серебряные подсвечники с зажжёнными свечами. На гробницах лежали шпаги царей, по углам окружавших могилы решёток размещались знамёна. Собор производил мрачное, но очень величественное впечатление. Лучи света, пробиваясь сквозь окна, зажигали тысячи бликов на серебре и золоте и соперничали с огоньками лампад и свечей.» [Цит. по: 4, с. 119]

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. После закрытия храма в 1919 году ценности из него были вывезены, здание отдано Музею истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи.

Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были перенесены сюда из Дании.

Поделиться

Источники

1 Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 — 632 стр.

2 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 — 576 стр.

3 Жигало М. В., Тукиянен И. А.: «Самые известные храмы Санкт-Петербурга». Издательство «Олимп: Астрель: АСТ», 2007 — 285 стр.

4 Григорьев М. А.: «Петербург начала ХХ века // Невский архив. — 2001. — Вып. V. — С. 101-137». Издательство «», — стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *