Версаль или петергоф что красивее
Перейти к содержимому

Версаль или петергоф что красивее

  • автор:

Версаль и Петергоф. Легенды и история

Зиновьев, И. С. Версаль и Петергоф. Легенды и история / И. С. Зиновьев, Е. В. Мартемьянова, В. Н. Токарева, В. А. Зендлер. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/13/1038/ (дата обращения: 06.03.2024).

Петергоф (Россия)Версаль (Франция)

Если сравнивать стили Петергофа и Версаля, то можно заметить, что во многом они очень схожи. Поскольку Петергоф был по большей части скопирован с Версаля, то соответственно и архитектурные стили у них были примерно одинаковые. В Версале главным образом присутствовали стили классицизма и позже (в основном в парковой зоне) абсолютизма. Поскольку классицизм — это изображение мифологических сюжетов, то на фасаде здания можно увидеть различные сюжеты из истории Древней Греции. В Петергофе (частично скопированном с Версаля) были использованы несколько другие стили. Нельзя отрицать, что большая часть зданий выполнена в стиле классицизма, но также присутствует более практичный, но менее дорогой стиль — неоготика, а так же барокко и необарокко.

Версаль — это величественный дворец, который был построен с головокружительной роскошью. Над его созданием трудились архитекторы Луи Лево (1612–1670), Жюль Ардуэн-Монсар (1646–1748), Андре Ленотр (1613–1700) и др. Первое упоминание о Версале, как о местности, относится к 1037 году. Версаль заложил (если можно так сказать) Людовик XIII. Изначально Версаль представлял собой небольшой охотничий домик (на самом деле это был небольшой скромный замок) в котором можно было отдохнуть после одного из главных развлечений королевского двора — охоты. Этот замок был настолько мал, что в нём не было даже спальни для матери-королевы и жены-королевы.

Людовику XIV очень понравилось это место, но, разумеется, слишком скромный, по королевским меркам, охотничий домик, его не устроил. Король солнце, как называли Людовика XIV, затеял на его месте грандиозное строительство и превратил этот скромный замок в величественный дворец. Позднее, в 1664 году он перенес из Парижа в Версаль свою королевскую резиденцию. Идеалы государственности во Франции потребовали такие художественные формы при строительстве Версаля, чтобы они были сходны по своему величию с дворцами правителей Древнего Рима и Греции. Так как строгий стиль классицизма казался недостаточно пышным для Людовика XIV, было решено обратиться к стилю барокко. В результате получился «Большой королевский стиль», в котором сочетаются классические формы в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко. В результате загородная резиденция короля стала воплощением «великого царства и синонимом абсолютизма».

Тем же целям служила солнечная символика, которая связывала образ короля солнца Людовика XIV с богом солнца Аполлоном. Эта аналогия прослеживается в убранстве внутренних интерьеров. Особый интерес представляют центральная часть версальского дворца, где находятся королевские покои, и знаменита Версальская галерея, выходящая на террасу. В Большие королевские покои вводит зал Геркулеса — главная придворная бальная зала. Огромная картина в потолке изображает «Апофеоз Геркулеса». Это полотно считается одним из самых грандиозных в мире: оно достигает 18 метром в высоту и 17 метров в ширину.

Но начинается анфилада королевских покоев с салона Изобилия. Свое название он получил из-за того, что являлся буфетной комнатой. На столах в этой комнате всегда стояли самые дорогие вина и экзотические фрукты. Также этот салон являлся салоном Медалей, в нем хранились всякие редкости, которые собирал король Людовик XIV. Дальше шел салон Дианы, названный так в честь римской богини охоты — Дианы. Салон бы довольно скромный и, как ни странно, являлся бильярдной короля (Людовику XIV очень любил этот вид развлечений). После салона Дианы шел салон Меркурия. Этот салон являлся спальней короля и олицетворял собой абсолютное богатство и величие. Посередине, под пурпурным бархатным пологом, стояла кровать. Сам полог, а также все одеяла и подушки были вышиты золотыми нитями. На их вышивку уходило 12 килограмм золота. И это лишь маленькая деталь, маленький штрих к портрету короля Людовик XIV. Все в этой комнате говорило о богатстве её владельца, все было из серебра и золота, начиная от столовых приборов и заканчивая чеканкой на кровати.

Самое удивительное помещение всего дворца — Зеркальная галерея. Зеркальную галерею проектировал знаменитый французский архитектор того времени — Жюль Ардуэн-Мансар. Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart, урождённый Жюль Ардуэн; 1646–1708) — французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре.

Петергоф Легенда гласит, что место для этого города выбрал сам Петр I. В 1705 году небольшое судно «Мюнкер» пристало к берегу Финского залива в 40 км от строящегося Санкт-Петербурга. Отсюда хорошо просматривались горизонты Балтийского моря и обширный остров, где в то время велось строительство грозной крепости — Кронштадта. В 1710 году были предприняты первые действия по преобразованию «хоромцев» в роскошный дворцовый ансамбль — Петергоф. История рассказывает, что Петр I после победы над Швецией (в Северной войне) совершил путешествие во Францию. Там он изучил планировки блистательных французских королевских резиденций — Шуази, Трианона, Версаля. При этом особое внимание уделялось разнообразным техническим решениям и деталям устройства парков и фонтанов

В 1716 году Петр I выписал из Франции известного архитектора Александра Леблона, назначив его генерал-архитектором будущего Петергофа. Многие идеи воплотили в жизнь итальянские архитекторы — Бартоломео Карло Растрелли, Николо Микетти, мастера фонтанов — венецианцы Джулиано и Джованни Бараттини. Работы по возведению Петергофа велись со сказочной быстротой, и уже в августе 1725 года состоялось его торжественное открытие.

В годы правления Екатерины I и Анны Иоанновны в Петергофе претворялись в жизнь задумки и архитектурные усовершенствования Петра I. Когда на трон взошла Елизавета Петровна, она пригласила сына знаменитого Карло Растрелли, который к тому времени уже зарекомендовал себя, как блестящий архитектор. Франческо Растрелли возглавил работы по переустройству Петергофа. При нем были преобразованы Верхние палаты, оформлен Верхний сад. Также был возведен новый Елизаветинский корпус, который органично вошел в уже обустроенный Петергоф.

К началу 19 века в Петергофской слободе имелось полсотни домов обывателей и различные нежилые строения — конюшни, сараи и прочее. Александр I велел перестроить наиболее некрасивые постройки. Проекты для новых домов были разработаны В. П. Стасовым и другими. Преображенные здания послужили казармами для нескольких кавалерийских полков. При Николае I территория Петергофа были расширена за счет покупки земель к востоку от Нижнего парка. С 1826 года строения Петергофа дополняются двухэтажным Коттеджем, который принадлежал жене Николая I — Александре Федоровне. Позднее был выстроен Фермерский дворец и разбит Пейзажный парк. Воцарение Александра II ознаменовалось открытием железной дороги, которая соединила Петербург и Петергоф. История дворцового комплекса до 1917 года — это блестящая жизнь блестящих дам и кавалеров, членов царской фамилии и петербургских вельмож.

Интересные факты. Версаль.

1) Итальянцы во Франции. Расходы на строительства Версаля (пожалуй, самой дорогой стройки своего времени) буквально опустошали государственную казну, а идеи Людовика XIV лишь ширились. Для сокращения расходов министр финансов Кольбер решил использовать только “отечественные” материалы. Но возникла проблема: в XVII веке монополия на изготовление зеркал принадлежала венецианцам и ревностно охранялась. Для Версаля требовалось множество зеркал. Тогда Кольбер переманил итальянских мастеров для работы во Франции. Узнав об этом, венецианцы пришли в бешенство и наняли наёмных убийц — чтобы те покончили с перебежчиками. Но остановить распространение технологии уже не удалось, во Франции благополучно наладилось собственное производство.

2) Страна или дворец? Вот в чем вопрос. Печально, но сегодня зеркальная галерея уже не так красива (или, по крайней мере — пышна), как была некогда. Почему? Многие украшения переплавили! И сделали это не какие-то беспощадные вандалы, а сам Людовик XIV, идейный вдохновитель первоначальной роскоши. Серебряная мебель и бесчисленное множество других украшений, годами истощающих бюджет Франции, пали жертвой военных амбиций короля — их “переделали” в серебреные монеты для содержания армии. Такова была эпоха: щедро тратить, не думая о завтрашнем дне!

3) Дипломатия и дворец. Людовик XIV использовал Зеркальную галерею для приёма послов с самого её завершения. И это было весьма ловким ходом — невероятный интерьер потрясал послов и, конечно, заставлял их испытывать уважение к владельцу дворца. Но, по-настоящему знаковые события в Зеркальной галерее произошли много позже, когда Версаль давно уже перестал быть королевским дворцом.

4) Где мрамор? Большинство декоративных панелей и колонн, украшающих дворец, выглядят мраморными или выполненными из других ценных пород отделочных камней. Так изначально было задумано самим королем и его архитектором. Однако денег на это великолепие не хватило. Панели и колонны на самом деле вырезаны из дерева и покрыты искусной росписью. Их даже вблизи зрительно крайне сложно отличить от настоящих мраморных колонн.

5) Версаль — бывшая резиденция французских королей, дворец, парк с фонтанами, Большой Канал, дворцы Большой и Малый Трианон и парк Марии-Антуанетты с селом в миниатюре.

6) Версаль был самым большим дворцом в Европе, где могли одновременно разместиться 20 тысяч человек.

7) На территории Версаля 50 фонтанов, 52 000 квадратных метров зданий (2 153 окон, 700 комнат, 67 лестниц, 350 каминов, 6 000 полотен, 1 500 рисунков, 15 000 гравюр, 2 100 скульптур), 20 километров дорог, 200 000 деревьев и 210 000 цветов. Большой Канал занимает 23 гектара. Вокруг дворца 20 километров ограждающих стен.

8) Идея строительства Версаля возникла у короля из зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов Виконта Фуке в Во-ле-Виконт. Король Солнце отравил Фуке и отобрал его владения.

9) Парк Версаля, на площади в 101 гектар, был создан на низком болотистом месте. Все было сделано заново, включая перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения.

10) Первый охотничий домик с прилегающим садом был построен по воле Людовика XIII в тридцатых годах XVIII века. Строительство Версаля началось при Людовике XIV.

11) В Салоне войны стены увешаны монументальными полотнами, которые восхваляют самые значительные военные победы Франции. Под огромными полотнами битв зрителям представлены черно-белые фотографии, показывающие всю страшную правду о горестях, смертях, голоде и разрухи.

12) После поражения Франции во франко-прусской войне Версальский дворец с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I.

13) В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор с побежденной Германией. Последствия Версальского договора были основой для возникновения нацизма в Германии и Второй мировой войны.

14) После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения.

15) Многие дворцы Европы были построены под влиянием Версаля: Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине и др.

16) Во времена Короля Солнце вся мебель зала, включая кадки для растений и статуи, были отлиты из серебра.

17) Рядом со спальней короля находился зал «Бычий глаз», где собирались придворные в ожидании пробуждения короля.

18) Цветы в Версальском саду цветут круглый год. Чтобы Людовик ХIV не видел увядающих цветов, их выращивали в горшках. 2 млн. горшечных цветов позволяли быстро проводить замены «цветочных сцен».

19) В северо-западной части парка расположены два загородных дворца: Большой Трианон и малый Трианон. Большой Трианон был возведен для Людовика XIV, а Малый Трианон создавался для фаворитки Людовика XV, мадам Помпадур.

20) Система водоснабжения фонтанов разрабатывалась во времена Людовика XIV, и действует до сегодняшнего дня. Фонтаны действуют с апреля по начало октября по субботам и воскресениям 1–2 часа. На зиму фонтаны закрываются, вода откачивается.

21) В Версале есть свой Большой канал, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией».

22) Сады Версаля использовались для празднеств, во время которых ставили оперы Люлли и пьесы Расина и Мольера. Дворцово-парковый ансамбль был огромной сценой.

23) Мария Антуанетта построила в Версале свой собственный театр и играла роли в пасторалях — представлениях, имитирующих крестьянскую жизнь.

24) Строительство Версаля продолжалось в течение всего XVIII века.

25) На строительстве Версаля работали 20 тысяч рабочих и 6 тысяч лошадей.

26) Король-солнце Людовик XIV поместил в Версале символ солнца: аллеи Версаля расходятся из центра подобно лучам солнца, Аполлон — фонтан, из которого встает солнце и др.

27) На первом этапе строительства дворца самым большим новшеством стала плоская крыша, созданная по желанию короля Людовика XIV. Плоские крыши были крайне неудобны, за ними нужно было постоянно следить, сливая воду, после дождя.

28) 9 парадных залов Версаля названы именами мифологических героев: залы Геркулеса, Венеры, Меркурия, Аполлона, Марса, Дианы и др.

29) Зеркальный зал Версаля длиной 73 метра, шириной 10 метров и высотой (12,8 м) с пятиэтажный дом.

30) Вдоль галереи расположены 17 окон, напротив каждого — зеркало.

Петергоф. Здесь расположен дворец — коттедж. Этот дворец был очень интересным и в каком-то смысле даже мистическим местом. Петергоф известен большинству туристов по пышному дворцу и фонтанам. Мало кто знает об уютном красивом парке Александрия, в котором расположился дворец-коттедж — резиденция, где император Николай I и его супруга Александра Федоровна проводили лето. Существуют «призраки места», которые иногда возвращаются в любимые края. Говорят, Александра Федоровна любит посетить свой летний дворец. Дворец-коттедж построен в 1829 году в готическом стиле, который особенно любила императрица, увлекающаяся чтением английских готических романов.

Александра Федоровна интересовалась мистицизмом. Фрейлина Анна Тютчева вспоминала о моде на спиритические сеансы при дворе: «…по возвращении двора в Царское все здесь очень заняты вертящимися и пишущими столами. С ними производится множество опытов даже на вечерах у императрицы…. К одной из трех ножек стола привязан карандаш… весь вздор вертящихся столов занимает меня как игра…» «…Вечер у императрицы. Опять вертящиеся столы» Александра Федоровна получила прозвище Лалла-Рук, в честь героини романтической поэмы Томаса Мура. Молодые Александра и Николай играли в придворной постановке этой истории. По сюжету героиню-принцессу насильно выдают замуж за богатого принца, а она влюблена в простого певца. Но все заканчивается хорошо: певец и принц — один и тот же человек.

Пушкин, восхищавшийся императрицей, посвятил ей эти строки:

Когда в умолкший, тесный круг

Подобна лилии крылатой,

Колеблясь входит Лалла-Рук

И над поникшею толпою

Сияет царственной главою

И тихо вьется и скользит

Звезда-Харита меж Харит

И взор смущённых поколений

Стремится ревностью горя

То на нее, то на царя…»

Возможно, призрак императрицы иногда возвращается в его комнаты, проверяет всё ли в порядке. К счастью, дворец не пострадал. Даже его интерьеры удалось сохранить. Может, сама душа императрицы смогла защитить свой любимый коттедж?

Беды и потрясения. Версаль самым серьезным образом пострадал во время французской революции 1789 года. Буря Великой революции не обошла стороной великий дворец. Свой отпечаток, хотя и менее разрушительный оставила Вторая мировая война. Петергоф также серьезно пострадал во время революции 1917 года, а потом пережил очень серьезные разрушения во время Великой отечественной войны. С 1941 по 1944 годы он был оккупирован фашистской армией. Были сильно повреждены не только сооружения, но и парковый ансамбль и фонтаны. Оккупанты сожгли Большой дворец, похитили скульптурный ансамбль большого каскада, разорили и вывезли более 30 тысяч предметов искусства. несмотря на нанесенный урон, реставрация началась уже в 1944 году. Реставрационные работы закончились в 2000 году, после чего Петергоф предстал во всем великолепии.

В настоящее время и Версаль, и Петергоф является национальным музеями-заповедниками. Франция и Россия считают их своими национальными достояниями, берегут и охраняют не только дворцы, но и парковые ансамбли. Петергоф и Версаль — наивеличайшие дворцы за всю историю человечества. Эти дворцы очень разные, но оба дворца играли одну роль. Их можно смело назвать гимнами абсолютной монархии. Они были созданы, чтобы показать величие и великолепие двух стран. И по сей день туристы приезжают со всего света, чтобы посмотреть на эти шедевры архитектуры. Мы должны беречь историю, чтобы она не превратилась в легенды. Берегите и любите историю. Она не должна стать мифом.

  1. Путеводитель «Версаль» серия «Золотая книга» французский язык. Изд. Бонечи 2012 г. Италия
  2. «Версаль и его история» Даниэль Мэйер французский язык. Изд. Арт Лис 2015 г. Италия
  3. Путеводитель «Петергоф» на русском языке изд. «Золотой лев» 2015 г.
  4. «Прогулки по Петергофу и Стрельне XIX века» Е. Юхнева изд. Паритет 2015 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Версаль, петергоф, Зеркальная галерея, дворец, строительство Версаля, Версальский дворец, мировая война, быль, время, король.

Версаль и Петергоф, в чем отличие?

Петергоф называют русским Версалем, копией Версаля. Это не совсем верно: у этих резиденций действительно много общего, но много и отличий. Давайте разберёмся.

Когда Пётр I наконец-то попал во Францию в 1717 году уже после смерти Людовика XIV, и дорвался до Версаля, Петергоф уже существовал. Его начали строить в 1714 году. Более того, не очень-то он ему и понравился, Версаль этот. Дворец для Петра был слишком большим, с его боязнью пространства он и в своём Петергофском дворце-то и не жил, если кто не знает, жил он в маленьком скромном павильоне Monplaisir («Мое удовольствие» по-французски) на самом берегу залива.

Петергоф - Большой Каскад - Фото: Bernard Poty

Петергоф — Большой Каскад — Фото: Bernard Poty

Большой же Дворец был построен «для гостей», знай наших, как говорится. А вот фонтаны-шутихи (не сохранились в Версале) настолько поразили его воображение, что скуповатый русский царь даже щедрые чаевые оставил слуге, который облил его водой, не считаясь с высоким рангом гостя.

Проект Нижнего парка в Петергофе по образцу Версальского «à la française» был поручен Жану-Батисту Леблону, французу, ученику знаменитого создателя версальских садов Андрэ Ленотра. Был бы жив Ленотр, Пётр бы и его пригласил, за ценой не постоял.

О фонтанах

Особое внимание Пётр уделял фонтанам, в Петергофе не использовали насосы, в этом его уникальность. Вода, питающая фонтаны, идёт самотеком, вот она, передовая по тем временам идея русских инженеров. В этом заключается, пожалуй, главное отличие Петергофа от Версаля. Задача, над которой бились французские инженеры в XVII веке, блестяще была решена русскими (и не только русскими, так как любил Пётр заграничных мастеров) инженерами XVIII века.

Фонтан - Версаль - Фото: Kira Poty

Фонтан — Версаль — Фото: Kira Poty

Так что нет, копию Петр не создавал, но идеей был вдохновлён (а кто, спрашивается, не был). Очень хотелось ему стать обладателем своего собственного Версаля. Архитекторам было приказано работать по «версальскому» образцу. Вот только ещё больше позолоты, ещё больше украшений, ещё больше фонтанов, чтобы ослепли иностранные послы, чтобы французский парк был ещё более французским, чем у самих французов. Затмить Версаль, затмить. Кстати, кто-то считает, что и удалось. Дело вкуса, как говорится.

Кстати, и посыл у этих двух резиденций совершенно разный: в Версале прославляется бог солнца Аполлон, недаром Людовика называют Король-Солнце, в Петергофе же основная идея — морская стихия. При Петре Россия становится морской державой.

О значении дворцов

Теперь несколько слов о значении дворцов, их важности не только в жизни их коронованных обитателей, но и в истории.

Версаль был олицетворением власти, это не летняя резиденция, на пару недель в году, там живет король, там двор, оттуда он правит Францией, там подписываются важнейшие договора. Больше ста лет вплоть до Великой Французской революции Версаль будет неофициальной столицей Франции. Позднее, там будет подписан мир после Франко-Прусской войны и знаменитый Версальский договор, результат Первой Мировой. А Петергоф с его уникальными фонтанами, если можно так выразиться, был все-таки летней резиденцией, делил и по сей день делит свою славу со Екатерининским дворцом.

Так что Версаль — это все-таки не о фонтанах. Версаль — это прообраз, матрица, первоисточник.

Версаль - Фонтан - Фото: Kira Poty

Версаль — Фонтан — Фото: Kira Poty

Ну, и напоследок несколько цифр:

  • Количество туристов в год: 7,7 млн в Версале / 5 млн в Петергофе
  • Длина фасада: 415 м Версаль. / 260 м Большой Дворец Петергофа
  • Площадь Зеркальной Галереи 770 м 2 / Площадь Тронного Зала 320 м 2
  • Площадь парка в Версале 815 га / в Петергофе 102 га.

Советы по посещению Версаля

И, в заключение, несколько советов по посещению Версаля:

  • Фонтаны Версаля работают в период с конца марта до конца октября.
  • По возможности, посещайте дворец с лицензированным гидом. С ним и во дворец войдёте гораздо быстрее и экскурсию он имеет право там проводить. Проверяют во дворце лицензии очень строго, так что не поленитесь, поинтересуйтесь ее наличием у Вашего гида.
  • Если все-таки поедете в Версаль сами по себе, без гида, будьте очень внимательны, посмотрите на официальном сайте дворца время работы фонтанов. Они работают не каждый день и по особому расписанию. Чтобы не было разочарования.

А про мою экскурсию по Версалю можно посмотреть на сайте: Экскурсия в Версаль (без очереди)

Петергоф vs Версаль

Посетив в прошлом году Версаль, мне очень захотелось сравнить его с Петергофом. К тому же супруга очень настаивала. Свои воспоминания 1981 года я никак не мог извлечь из памяти, поэтому пришлось ехать. Давайте с дороги и начнём сравнивать.

В Петергоф можно попасть на маршрутке, скоростной «Ракете» по Финскому заливу, автобусе или на машине, как сделали это мы. Парковка стоит 200 рублей. Кстати, тут же предлагают карту Петергофского дворца и парка за 100 рублей. Покупайте, потому что на территории она стоит уже 150.

В Версаль добраться также можно без проблем. Самый оптимальный вариант — электричка RER. От вокзала 5 минут, и вы перед дворцом. Так что 1:1.

Затем нужно купить билеты. Так как в Петергофе все обычно идут в нижний парк (250 руб), то разница в цене билетов может показаться значительной. Но для того, чтобы посетить все музеи, корпуса, дворцы-гроты, придётся выложить около 3000 рублей, а это уже значительная сумма. И она выше 27 евро, которые нужно отдать за Версаль с дворцом и Марией-Антуанеттой. Но средняя цена приблизительно одинакова. Поэтому 2:2.

Дворец. Тут, мне кажется, Версаль выигрывает. Посолиднее он, архитектура впечатляет. 2:3.

Петергоф: затмить Версаль

В этом году отмечается 300-летие визита во Францию Петра Великого. Именно эта поездка привела к установлению регулярных дипломатических отношений между нашими странами. Петр побывал в Дюнкерке, Кале, Париже и, конечно, в Версале. Будущий император стал первым главой Российского государства, посетившим знаменитую загородную резиденцию французских монархов. Версальские дворцы и парки впечатляли царя весной 1717 года, а спустя шесть лет на берегу Финского залива вырос знаменитый Петергоф. Вдохновленный замками Короля-солнце, Петр при строительстве ставил цель сравняться с Версалем. Но у русской «столицы фонтанов» получилось даже превзойти свой иностранный образец.

Символ величия будущей империи

Единственная приморская резиденция российских правителей должна была символизировать величие России, которой удалось в Северной войне со Швеции пробить себе выход к Балтике. Строительные работы на берегу Финского залива начались еще до посещения Петром Версаля, в 1714 году. Причем царь лично участвовал в проектировке — сохранились его собственноручные рисунки, а также поправленные монаршей рукой чертежи.

Особое внимание Петр уделял фонтанам. В Петергофе не подразумевалось использование насосов, и в этом его уникальность. Обеспечивать фонтаны водой планировалось за счет родников Ропшинских высот и перепадов рельефа. Благодаря передовым для того времени инженерным решениям этот проект удалось воплотить в жизнь.

Петру принадлежала идея символа Петергофа — центрального Большого каскада с гротами у его подножия. Царь присутствовал при первом пробном пуске воды в систему фонтана в 1721 году. Спустя два месяца Петр принял новый титул и открывал свою резиденцию в 1723- м уже будучи первым императором Всероссийским. К торжествам в Петергофе действовала часть фонтанов, были готовы Верхние палаты, построены дворцы: любимый Петром Монплезир, Менажери, Марли. Но работы еще продолжались и велись и при других правителях, вплоть до середины XIX века.

Как известно, петергофская резиденция состоит из Верхнего сада и Нижнего парка. Причем, изначально Верхний сад имел сугубо практическое назначение и использовался для хозяйственных нужд. В нем был разбит в прямом смысле слова огород, в прудах разводили рыбу. Первый фонтан — «Дубовый» — появился там уже после смерти Петра, в 1734 году. Другое дело Нижний парк – он изначально создавался как парадная картинка по «версальскому» образцу. Тогда был в моде французский стиль – симметричные дорожки с тщательно продуманной планировкой, благодаря которой значение имеет каждая открывающаяся взгляду гостей деталь. А основой парка служат две системы лучевых аллей, заканчивающиеся дворцом или фонтаном.

Самые суровые испытания выпали на долю детища Петра в годы Великой Отечественной войны. Фашисты стояли в Петергофе до 1944 года и практически уничтожили резиденцию, которая когда-то поражала гостей своим великолепием. Перед приходом гитлеровцев многие ценности из заповедника спешно эвакуировали, но спасти удалось далеко не все. Так, был сожжен и взорван Большой Петергофский дворец, дворец Марли, в груду руин превратился Большой каскад. Пришлось заново по довоенным фотографиям и архивным документам воссоздавать некоторые статуи, в том числе и знаменитого «Самсона». Послевоенная реставрация парка продолжалась вплоть до 2000-го года.

150 фонтанов и пять миллионов туристов в год

Сегодня Государственный заповедник Петергоф – это более 150 фонтанов, 400 с лишним гектаров садов и парков, 32 музея и свыше 300 тысяч музейных предметов. Петергоф занимает первое место по популярности среди российских достопримечательностей. В прошлом году комплекс посетили около 5,2 млн отечественных и иностранных туристов, но, как ожидается, в 2017-м этот рекорд будет побит.

Самые важные праздники в резиденции – церемонии открытия (в мае) и закрытия фонтанов (в сентябре). В эти дни в парке проводят яркие мультимедийные шоу со всевозможными спецэффектами. Ближайшее такое событие, в этом году названное «Хождение за три моря», состоится 15 и 16 сентября. Темой представления выбраны подвиги русских первопроходцев. Кроме того, на территории парка регулярно устраивают концерты, балетные спектакли.

И это не говоря уже о многочисленных музеях заповедника. Как функционируют петергофские фонтаны, можно узнать в Музее фонтанного дела. А во дворце Монплезир хранится первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков, причем приобретены эти произведения искусства были самим Петром во время заграничных вояжей. Здесь же можно посетить и рабочий кабинет императора, из окон которого он видел Кронштадт и Санкт-Петербург. В аскетично обставленной комнате до сих пор хранятся личные вещи Петра Великого. В «Банном корпусе» расскажут, чем лечились российские монархи, а о придворных праздниках даст представление интерактивный проект «Государевы потехи». И, конечно, в резиденции на берегу залива не могло не возникнуть собрания по «морской теме». Всем интересующимся ей обязательно нужно побывать в музее «Императорские яхты».

Архангельское – хранилище раритетов

В Подмосковье тоже есть свой «Версаль» — так часто называют усадьбу Архангельское в Красногорском районе на берегу Москвы-реки. Создавал загородный дворец и парк с античными статуями князь Голицын в конце XVIII века. Кстати, в качестве образца для подражания был взят Верхний сад в Петергофе, ну и тот же Версаль с его строгой сеткой аллей.

А в начале века XIX имение приобрел сказочно богатый высокопоставленный дипломат, известный коллекционер и тоже князь Николай Юсупов, прапрадед одного из убийц Григория Распутина Феликса Юсупова. Собиратель искусств решил, что Архангельское – «не есть доходная деревня, а расходная и для веселья» и продолжил в усадьбе строительство, стараясь, «чтобы все было лучше, нежели у других». Причем жить в загородном доме князь не собирался – имение было нужно исключительно в качестве личного «Мусейона», хранилища принадлежащих ему произведений живописи, скульптур и других раритетов. Это был тот случай, когда не картина приобретается под интерьер, а все внутреннее убранство дворца продумывается с тем, чтобы шедевры смотрелись как можно эффектнее.

В Архангельском в разные годы бывали русские монархи – начиная с Александра I и заканчивая Николаем II, имение входило в программу коронационных торжеств императора Николая I. Посещали усадьбу и люди искусства – писатели Карамзин, Пушкин, Герцен, художники Серов, Бенуа, Коровин.

Сегодня в Архангельском можно увидеть картины живописцев с мировыми именами, которых при этом нет больше ни в одном другом российском музее. В юсуповскую коллекцию также входят подлинные античные скульптуры, фарфор, огромная библиотека с книгами XVI-XVIII веков. В усадьбе постоянно проходят различные выставки. Например, до конца года гости имения могут увидеть экспозицию «Десерт князя Юсупова» — накрытый в соответствии с этикетом начала XIX века стол со сладостями. Причем, все угощения приготовлены вручную из натуральных ингредиентов по тем самым рецептам, которые использовали княжеские повара. Сохранять десерты на весь срок показа экспозиции позволяет специальная технология консервации.

Несвижский замок – жемчужина Беларуси

Свой уникальный дворцово-парковый комплекс есть и неподалеку от белорусской столицы. Несвижский замок – имение князей Радзивиллов, одного из богатейших дворянских родов в Европе. Сегодня этот дворцово-парковый комплекс называют настоящей жемчужиной Беларуси, а когда-то замок считался одним из первых и наиболее укрепленных бастионных сооружений в стране.

Дворец в Несвиже начал строить еще в конце XVI века Николай Христофор Радзивилл по прозвищу Сиротка, а своего расцвета резиденция достигла в XVIII веке. О богатствах древнего рода, хранящихся в Несвижском замке, ходили легенды. Живопись, оружие, драгоценности, но самое главное – Радзивиллы могли похвастаться самой обширной на землях Речи Посполитой библиотекой.

На территории дворцово-паркового комплекса Несвижа можно увидеть смешение различных архитектурных стилей, здесь работают более 30 выставочных залов. Разбитый вокруг замка парк – пример английского стиля, для которого характерно подражание естественной природе. В отличие от садов Петергофа и Архангельского, здесь строгих геометрических форм и четкой симметрии не подразумевалось.

Сегодня в замке проводятся многочисленные экскурсии, исторические реконструкции, рыцарские турниры и концерты.

Александра Егорова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *