Тридевятое царство где находится в реальной
Перейти к содержимому

Тридевятое царство где находится в реальной

  • автор:

ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО, ТРИДЕСЯТОЕ ГОСУДАРСТВО, ИЛИ КАК СЧИТАЛИ НАШИ ПРЕДКИ

Кандидат биологических наук Б. КАЗАЧЕНКО (НИИ и Музей антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова).

Наука и жизнь // Иллюстрации
Братья Лимбурги. “Грехопадение и изгнание из рая”, 1415 — 1416.
Изображение числа 30.
Так изображалось число 100.
Европейский (древнеегипетский) пальцевой счет дюжинами по фалангам.
Старорусский счет сибирских звероловов по суставам пальцев.
Самая сложная — китайская пальцевая система счета.
Древнерусский способ умножения на пальцах рук.
Абак — древнейшее счетное устройство, пришедшее на смену пальцевому счету.

Самым первым инструментом счета у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. Сама природа предоставила человеку сей универсальный счетный инструмент. У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счетного устройства. Для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало.

К счету по пальцам рук восходят многие системы счисления, например пятеричная (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног), сорокаричная (суммарное число пальцев рук и ног у покупателя и продавца). У многих народов пальцы рук долгое время оставались инструментом счета и на наиболее высоких ступенях развития.

У нас в быту до сих пор используется счет мелких предметов “пятка ми”: пуговиц, шурупов, крупных семян, огурцов, яиц, чеснока и т.д. В царской России чеканились золотые монеты номиналом в 5, 10 и 15 рублей (империал).

Однако в разных странах и в разные времена считали по-разному.

Несмотря на то что у многих народов кисть руки является синонимом и фактической основой числительного “пять”, у различных народов при пальцевом счете от одного до пяти указательный и большой пальцы могут иметь разные значения.

Например, у итальянцев при счете на пальцах рук большой палец обозначает цифру 1, а указательный — метит цифру 2; когда же считают американцы и англичане, указательный палец означает цифру 1, а средний — 2, в этом случае большой палец представляет цифру 5. А русские начинают счет на пальцах, первым загибая мизинец, и заканчивают большим пальцем, обозначающим цифру 5, при этом указательный палец сопоставлялся с цифрой 4. Но когда показывают количество, выставляют указательный палец, затем средний и безымянный.

Когда же совершался магический счет у древних египтян, они держали открытые ладони перед лицом, ведя счет от большого пальца правой руки до большого пальца левой руки.

Североевропейский пальцевой счет позволял показывать пальцами одной руки, складываемыми в различные комбинации, все числа от 1 до 100. Причем большим и указательным пальцами изображались десятки, остальными тремя — единицы.

Например, число 30 получалось, когда большой и указательный пальцы левой руки были соединены в кольцо. Для того чтобы изобразить число 60, большой палец нужно согнуть и как бы склонить его перед указательным, нависающим над ним. Чтобы показать число 100, нужно было прижать выпрямленный большой палец снизу к указательному и отвести остальные три пальца в сторону.

По свидетельству древнеримского историка Плиния-старшего, на главной римской площади — Форуме была воздвигнута гигантская фигура двуликого бога Януса. Пальцами правой руки он изображал принятое в то время обозначение в Риме числа 300 (соединение большого и указательного в кольцо), пальцами левой руки — 55 (загнут большой и средний). Вместе это составляло число дней в году в римском календаре.

То обстоятельство, что в Англии первые десять чисел в Средние века называли общим именем — “пальцы”, подтверждает распространенность счета на пальцах и у англичан. Видимо, неслучайно и то, что в древнерусской нумерации единицы назывались “перстами”, десятки — “суставами”, а все остальные числа — “сочислениями”.

Счет парами вплоть до середины XVIII века всегда занимал важное место в жизни россиян, поскольку имел качественное происхождение — пара рук, ног, глаз и пр. Недаром говорили: “два сапога — пара”, “двугривенный” и т.д.

Обычно счет па рами велся во всех торговых сделках, при продаже мелким оптом яиц, яблок или галантерейных изделий. Индивидуальная мера потребления порционного чая в трактире называлась “парой чая”, а торговая мера необходимого и достаточного количества молока для городской семьи, проживавшей в XIX столетии в Москве, составляла “пару (крынок) молока”. Естественной мерой расстояния, связанной с землемерием и ножными промерами русских землепроходцев, являлся сдвоенный или “парный шаг” (равный одной маховой сажени). В торговых операциях с шелковой тканью, привозимой из Турции, всегда использовался так называемый русский локоть (именуемый также парным или “большим локтем”). Дело в том, что в те времена материя приготавливалась в виде узких полос, которые удобно было отмеривать, наматывая на руку, — начиная со сгиба большого пальца, — оборачивая ее вокруг локтя и снова натягивая ее до большого пальца. Длина полного оборота материи вокруг “локтя” давала особую единицу меры — “двойной локоть”, который вошел у нас в употребление с XV века и получил название “русский локоть” или “аршин”.

Счет тройками появился на Руси в результате ее контактов с Византией, Золотой Ордой и Древним Китаем (происходя от личных местоимений “я”, “ты”, “он”). Этот счет у нас не прижился, за исключением, пожалуй, традиции запрягать лошадей в тройку да православного обычая креститься тремя перстами. Правда, напоминанием об этой эпохе еще могут служить пятиалтынные монеты достоинством в 15 копеек (выпускавшиеся и в Советском Союзе), шестиденежный алтын (трехкопеечные монеты, равные шести деньгам московским или трем медным копейкам новгородским) и червонцы в виде трехрублевых монет, выпускаемых в России с 1701 года.

Счет четверками произошел от древнего — двоичного счета. Остатки этой системы счисления прослеживаются в музыкальной нотации (например, октава делится на два тетрахорда), в названии русской меры жидкостей — “четверть”, в делении года на четыре сезона и т. п.

Четверичная система счета основана на “перстах” руки, не считая большого пальца. Большой — вовсе не “перст”, он “палесъ”! — в этой системе счисления означал конец счета, то есть являлся эквивалентом нуля. Кстати, и в английском языке те же четыре пальца называются словом “fingers”, а большой палец — “thumb”, что соответствует русскому “дыбъ” или “дыба” (дословно: “стоящий позади” палец).

Система счисления первобытных людей, рисовавших палочки на стенах пещеры или делавших зарубки на костях животных и ветках деревьев, не забыта и в наши дни. Об этом свидетельствуют сержантские полоски в армии или количество нашивных полосок на рукаве курсантского мундира, соответствующих курсу обучения в военном вузе.

Пальцевой счет шестерками на Руси практически не использовался. Однако с шестеричной системой счисления Древняя Русь познакомилась в XI—XIII веках в северном Причерноморье через так называемый византийский счет, в котором число “шесть” почему-то являлось ключевым. Нам же о тех временах на память остались несколько слов: “шестерик” или “шестак” (полдюжины или шесть штук), “шестидланный локоть” (54 см) да девичья коса длиною в шесть кулаков (“шестидланная” или “шес-тиручная” коса), одним словом “шестиручка” в 12 вершков (то есть “верхов перста”).

Счет восьмерками также основан на пальцевом счете и, по сути, является сочетанием двоичной и четверичной систем. Элементы восьмеричной системы существовали на Руси еще в начале XX столетия. Это и восьмиконечный крест, который использовали староверы, и восьмиголосное церковное пение, и название русской питейной меры — “осьмушки”, получаемой в результате последовательного троекратного деления пополам. В русской народной метрологии — это вообще деление какой-либо учетной нераздельной меры (например, куска пахотной земли, сажени или ведра вина) на части, соответствующие 1 / 2 , 1 / 4 и 1 / 8 долям.

Восьмеричная система счисления лежит в основе всех натуральных музыкальных ладов (октава) и была единственной до появления в XVIII веке хроматической гаммы. Переход от восьмеричной к десятеричной системе на Руси оставил след и в слове “девяносто” — попытке комбинации восьми- и десятеричной систем.

Пальцевой счет девятками является, пожалуй, самым распространенным русским народным способом умножения на пальцах с помощью так называемых девятериц — своеобразной таблицы умножения, обозначающей девятилетние сроки человеческой жизни. Наши предки в древности какое-то время считали девятками (впрочем, похоже, что они все-таки считали восьмерками, а с девяти начинался уже новый отрезок счета). С тех пор прошло не менее семи — девяти столетий, но мы до сих пор трепещем перед грозным “девятым валом” или устраиваем поминки по усопшему на девятый день после кончины.

Кстати, “девяносто” до 1398 года порой писалось как “девятьдесятъ”. Вспомним также популярный сказочный адрес, по которому традиционно отправлялись на подвиги герои: тридевятое царство, тридесятое государство.

Счет десятками возник около 3—2,5 тысячи лет до нашей эры в Древнем Египте. Претерпев небольшие изменения, древнеегипетская десятеричная система сначала обосновалась на Востоке (в Индии примерно к VI веку нашей эры, более известная как индийский счет), а затем через весьма активную торговлю в XI—XIII веках достигла пределов Древней Руси. От Орды Русь переняла десятичную систему счисления для весовых измерений и денежного счета, опередив в этом даже Европу, которая познакомилась с десятеричной системой счисления через арабов только в XIII веке, а усвоила ее и того позже.

Однако окончательно эта система счисления прижилась в России вместе с реформами Петра I, пришедшими к нам из Европы.

Древнерусский способ умножения на пальцах является одним из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. При этом достаточно было владеть начальными навыками пальцевого счета “единицами”, “парами”, “тройками”, “четверками”, “пятерками” и “десятками”. Пальцы рук здесь служили вспомогательным вычислительным устройством.

Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. Потом бралось число (суммарное) вытянутых пальцев и умножалось на 10, далее перемножались числа, показывавшие, сколько загнуто пальцев на руках, а результаты складывались.

Счет дюжинами ведет свое начало от счета по фалангам пальцев рук. При этом большой палец играл роль счетчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца. Причем у разных европейских народов в торговле укоренился счет дюжиной дюжин (“гроссом”), пятеркой дюжин, то есть “шестидесятками”, и даже дюжиной гросса, то есть “массой”.

Двенадцатеричная система счисления была когда-то широко распространена у многих европейских народов. Узаконить счет дюжинами и гроссами пытался еще шведский король Карл XII (тот самый, которого русские войска разгромили под Полтавой в 1709 году).

До недавнего времени у нас, в России, некоторые предметы (например, носовые платки, перья, карандаши, школьные тетрадки) принято было считать дюжинами. До сих пор вилки, ножи, ложки продают дюжинами, а посудные сервизы (чайные и столовые) по традиции все еще составляют из 12 комплектов. В наборы мебели до недавнего времени непременно входило 12 стульев или кресел. Год мы делим на 12 месяцев, а сутки — на 24 часа, которые в повседневной жизни предпочитаем все же считать по 12 дневных и ночных.

Счет шестидесятками также был связан со счетом на пальцах. Впервые он появился еще у шумеров в III тысячелетии до н.э. в Месопотамии (Междуречье) и затем был перенят вавилонянами, отчего и вошел в историю как вавилонская система счисления. Такой способ счета присутствовал и в древнерусских мерах длины (об этом, например, свидетельствует деление новгородского мерного “локтя” на 60 зарубок).

В Древней Руси (особенно в Новгородской республике XII—XV веков) был широко распространен счет, основанный на счислении числа фаланг на руке “счетовода”. Счет начинался с верхней фаланги “перстка ” (мизинца) левой руки, а заканчивался нижней фалангой (“низ перста”) указательного пальца. Большой, или “палесъ великий”, левой руки при этом последовательно осуществлял “подсчет” суставов на растопыренной пятерне. Досчитав до двенадцати, “счетовод” обращался к своей правой руке и загибал на ней один палец. Так продолжалось до тех пор, пока все пальцы правой руки не оказывались сжатыми в кулак (поскольку число фаланг на четырех пальцах было равно 12, получалось 12 пятерок, то есть 60). Кулак в данном случае символизировал пятерку дюжин, то есть “шестьдесят”.

Отголоски древней шестидесятеричной системы счисления до сих пор остаются у нас в виде деления окружности на 360 градусов (1 градус равен 60 минутам, минута — 60 секундам). Следуя примеру вавилонян в счислении времени, мы до сих пор и час делим на 60 минут, а минуты — на 60 секунд.

Но самое удивительное то, что следы пальцевого счета шестидесятками сохранились почти до наших дней. Еще несколько десятилетий тому назад на рынках Украины, Польши, Прибалтики и Германии можно было встретить продавцов яиц, яблок, груш, грибов и т.д., раскладывавших свой товар на копы — кучи, по 60 штук в каждой.

Счет сороками (или “сороковицами”) имел преимущественное распространение в Древней Руси. Число 40 (четыре десятка) долгое время называли “четыредцать” или “четыредесят”. Но восемьсот лет тому назад для обозначения этого множества на святой и православной Руси впервые появилось название “сорок”. До сих пор ученые спорят, откуда взялось это слово. Одни полагают, что его истоки находятся в греческом названии числа 40 — “тессаконта”, другие утверждают, что оно появилось, когда Русь платила дань “сороковинами” (ежегодная ордынская подать, равная сороковой части наличного имущества). Третья группа исследователей убеждена, что это слово произошло от так называемых меховых денег и названия “сорочка ”. Поэтому наши предки, например, на Русском Севере считали “сорока ми”, а их собратья — сибирские звероловы вели счет “сорочками”, то есть мешками для пушнины, в которых хранились звериные шкуры (преимущественно по 40 штук беличьих шкурок или по 40 собольих хвостов, шедших в XVI веке на пошив одной боярской шубы, именовавшейся “сорочкой”).

Число 40 обладало у нас особым значением, например, сорокадневные периоды, упоминаемые в Священном Писании, в пуде содержалось 40 фунтов, в мерной бочке — 40 ведер, в указном ведре — 40 косушек и т.д.

О том, что число 40 на Руси когда-то играло особую роль при пальцевом счете, говорят и некоторые связанные с ним поверья. Так, сорок первый медведь считался роковым для российского охотника, убить паука — означало избавиться от сорока грехов и т.д. Все то количество, которое превышало некое множество (например, “сорок”), превосходящее всякое воображение (“сорок

сороков”) и не умещавшееся в голове российского землепашца из-за своей ничем не ограниченной величины, называлось одним словом — “тьма”.

Строго говоря, в Древней Руси тьмой называли, кроме того, еще и число 10 000 и “великое” число 1 000 000. Не вызывает сомнений, что предки наши были знакомы и с большими числами, для которых использовались специальные названия: число “тьма тем” (то есть миллион миллионов) называлось “легион”, число “легион легионов” называли “леодр”, “леодр леодров” называли “вороном”, а число 10 49 —“колодой”. И лишь “более сего несть человеческому уму разумевати”, то есть лишь для больших чисел у россиян в XVII веке не существовало названий.

Это вычисление ведет свое начало от счета по суставам пальцев сибирских звероловов, которые таким манером вели учет общего количества звериных шкур (“сороков”), подлежащих бартеру (мене) на другие товары. Большим пальцем правой руки, используемым в качестве счетчика, сибирский охотник пересчитывал каждую пару суставов на четырех оставшихся пальцах и, насчитав таким образом восемь единиц, загибал один палец левой руки. Очевидно, что операция счета кончалась, когда были загнуты все пять пальцев левой руки, что давало пять восьмерок, одну “сорочку” или число “сорок”. В соответствии с русскими народными представлениями об “устройстве” тела человеческого первые две фаланги указательного пальца назывались “верхом перста” (или “вершком”), среднего — “кутыркой”, а мизинец получил название “персток”. Сама же нижняя фаланга пальца именовалась “низом перста”, “корневой”, “корнем перста” или “коренным суставом”, реже — “долOвым суставом”.

К слову сказать, в таможенной грамоте 1586 года “сороками”, например, были считаны шкурки соболей и куниц, преподнесенные австрийскому цесарю Рудольфу от царя Федора Ивановича в счет платы за ведение войны с турками.

По-видимому, число 40 долгое время ассоциировалось с понятием “конец счета” и порой служило названием неопределенно большого множества. Неслучайно в русском языке слово “сороконожка” всегда имело смысл “многоножки”. Московские церкви считались также “сороками”. Еще в XVII веке говорили, что в Москве “сорок сороков церквей”, хотя на самом деле их было всего порядка ста.

Тело человека как живая счетная машина настолько тесно оказалось связанным со счетом, что на древнегреческом языке само понятие “считать” выражалось словом “пятерить”. Да и в русском языке слово “пятерить” прежде означало способность к “увеличению”, “приумножению” или счету пятерками, другими словами — умению осуществлять счет по пальцам рук.

Пальцевой счет, унаследованный от далеких предков, сохранился вплоть до настоящего времени и активно используется, например, судьей на боксерском ринге при отсчете секунд во время нокаута или на товарно-сырьевой бирже где-нибудь в Чикаго или Токио. Да и в быту он не забыт. И сегодня мы сгибаем (а американцы, наоборот, разгибают) пальцы, в споре показывая оппоненту ради большей убедительности количество аргументов в пользу своей позиции.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. — М.: Прогресс-академия, 1992.

Гарднер М. Математические новеллы / Пер. с англ.— М.: Мир, 1974. Зорина З. А., Полетаева И. И. зоопсихология.— М., 2001.

История математики с древнейших времен до начала ХIХ столетия: В 3 т. / Под ред. А. П. Юшкевича. — М.: Наука, 1970. — Т. 1.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление.— М., 1983.

Кольман Э. История математики в древности.— М., 1961.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1999.

Маккьюсик В. А. наследственные признаки человека.— М.: Медицина, 1976.

Миклухо-Маклай Н. Н. Путешествия.— М.; Л., 1940. — Т. 1.

Розин В. М. Введение в культурологию.— М., 1994.

Где находится тридевятое царство?

Древние люди не умели считать. Да и считать им было нечего, потому что предметов, которыми они пользовались – орудий труда, – было совсем немного: один топор, одно копье… Постепенно количество вещей увеличивалось, обмен ими всё усложнялся и возникала потребность в счете. Издавна числа казались людям чем-то таинственным. Любой предмет можно было увидеть и потрогать. Число потрогать нельзя, и вместе с тем числа реально существуют, поскольку все предметы можно посчитать. Эта странность заставила людей приписывать числам сверхъестественные свойства. В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда cчитали “один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало “всё”.

Числа – это выражение определённого количества. У всех народов существовал только ручной счет: тройку показывали тремя пальцами. А если надо было записать числа, пальцы заменялись палочками. Какое число, столько и палочек. Иногда их располагали лёжа, порой – стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной палочный счет, так и писались – стоя: I, II, III. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.
Три богатыря земли русской, трехглавый дракон, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. А где оно? Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли. Идем дальше: 3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями. Вот вам и указание на то, где находится “Тридевятое царство, Тридесятое государство” – на расстоянии, равном месяцу пути.

Остальные ответы
рядом с тридесятым государством
в тридесятом государстве
в тридесятом государстве
За тридевять земель!
ага! в тредисятом государстве

За тридевять земель. Предположу, что это двадцать восьмое от нас государство, хотя почему-то пишут, что тридцатое (тридесятое) . примчём одно из этих государств, как явствует из текста — не царство. Интересно, какое в нём государственное устройство.. . Вообще не всё ясно с этой сказочной арифметикой (или геометрией?).

Герой, который отправляется «за тридевять земель» , должен в своих странствиях пересечь соответствующее количество достаточно больших территорий и находящихся между ними государственных границ.
3 х 9 = 27 — это и есть тридевять.

тридевятое царство это три раза по девять значит 27, следовательно некое дватцатьседьмое царство, а что это значило в поняти русского народа — никто не знает.)))

Где-то на Луне, ведь до нее примерно 39х10000км, что равно примерно 30 диаметрам Земли (тридесятое государство).

Источник: имхо

Тридевятое царство в русском фольклоре всегда считалось Царством Мёртвых, потусторонним миром.

Так, образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство) . В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых. Там, в «тридевятом царстве» (загробном мире) , куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

Ну, все бросились высчитывать. ) )
Тридевятое — трижды девять — тройка (и девятка, то есть три в квадрате) считалась сакральным числом у всех европейских (и не только) народов. «Тридевятый», «тридесятый» — значит «трижды священный», т. к. умножение само по себе воспринималось как усиление магических свойств числа, тем более — возведение его в куб (3х3х3 = 27) или увеличение в десять раз. А про то, что, мол, древние люди считать не умели — это, извините, бред. Сказки создавались не в такой уж глубокой древности — уж точно не раньше индоевропейской эпохи, а учёные восстанавливают, скажем, общеиндоевропейский корень со значением «сто» (на пальцах до ста, согласитесь, не посчитаешь) . Правда, у некоторых племён в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании счёт ведётся только до трёх, вернее — 1, 2, «много».

Это царство находится на Луне. Сказано же три по девять Земли. Умножаем на диаметр Земли. И выходит расстояние до Луны в перигее, а три десятое в аппогее.
Такой вопрос был в «Что? Где? Когда ?» в первой игре зимней серии 1991 года.

Это же в сказках так рассказывается. А значит такого царства не существует. Хотя не исключено.

Раньше при царе был знающий муж при государственной службе которые «Сказку молвил» ,а сейчас Песок статист-блогер

О чем говорят русские сказки

О чем говорят русские сказки

А кто слушал, молодец: где находится тридевятое царство, или о чем говорят русские сказки

Русский филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» развивал теорию о том, что структура, например, сказки русской народной удивительным образом повторяет инициационные обряды разных народов, и не обязательно индоевропейских. Пропп последовательно объясняет подспудные (и зачастую жестокие) смыслы сюжетов знакомых нам с детства и некогда являвшихся эталоном морали и доброты русских сказок. Расскажем об их основных сюжетных моментах в свете теории Проппа.

Избушка на курьих ножках

Красавица в башне

Многие сказки начинаются с родительского запрета сыновьям или дочерям выходить на улицу. Часто (и не только в русских сказках) красавицу заключают в высокой башне, с которой она тоскливо любуется окружающим пейзажем до тех пор, пока ее оттуда не освободят. Эти сюжеты, как полагает Пропп, могут отсылать нас к исторической действительности: когда-то действительно был обычай изолировать царских детей или молодых девушек предбрачного возраста от окружающего мира. Джеймс Фрэзер в своей «Золотой ветви» подробно исследовал сотни обрядов «примитивных» культур, в которых царям или царским детям запрещается покидать дворец или видеть других людей, дневной свет и даже касаться земли (отсюда обычай строить башни для заключения царственных особ). Подавать пищу царям во многих культурах было принято через окошко, не прикасаясь к ним, и связано это было с сакральной природой царя как чего-то божественного, а оттого и одновременно опасного для простых смертных. Тщательно охраняя царя, народ охранял и свое благополучие. Если царь сбегал из заточения, его могли попросту убить.

«Велел он построить высокий столб, посадил на него Ивана-царевича и Елену Прекрасную и провизии им поклал туда на пять лет»

Другой важный для сказки сюжет — длинноволосая красавица, тоскующая в башне. Запрет стричь волосы в сочетании с изоляцией отсылает к древнему обряду, который применялся по отношению к впервые менструирующим девушкам. Девушки, входившие в брачный возраст (около 12 лет), подлежали изоляции и действию многочисленных табу — запрету стричься или расчесываться. Поэтому неслучайно за заключением сказочной царевны почти всегда следует ее скорое замужество.

Иван Билибин

«Перепугался отец, не велел свой любимой дочери даже на крыльцо выходить»

Избушка на курьих ножках

Сборы героя

Характерный для русской сказки момент — сборы героя, например Иванушки-дурачка, который должен спасти царевну, попасть в тридевятое царство или совершить другой подвиг. Где же находится это таинственное тридевятое царство? Чтобы прояснить значение этого сказочного топоса, Пропп предлагает обратить внимание на предметы, которые вручаются герою перед отправлением. Как правило, в его поклажу входят хлеб, посох и обувь, внешне, конечно, имеющие связь с предстоящим путешествием. Однако ровно эти же предметы опускали в могилу умершим людям, что отсылает нас к идее о символическом путешествии героя в загробный мир.

Иван Билибин

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

Герой сказки часто попадает в дремучий темный лес. Таинственный лес в мифе и литературе непременно является местом, в котором находится вход в иной мир: подобные упоминания можно найти в «Энеиде» Вергилия или «Божественной комедии» Данте. Однако в русской сказке герой находит в лесу избушку на курьих ножках (или, реже, избу, подпертую пирогом и крытую блинами). Избушка часто обнесена забором с черепами, а сама она обладает зооморфными или антропоморфными чертами. Происхождение образа избы на курьих ногах до сих пор обсуждается фольклористами и культурными антропологами. К примеру, Пропп думает, что птичьи ноги — это рудимент реальных зооморфных столбов, на которые ставили избу. Он считает, что такое здание могли выстраивать в лесу для специального обряда посвящения, при котором неофит, посвящаемый, символически умирал и возрождался в новом статусе. Так мы видим, как сходятся две линии сказки, обычно подспудно повествующей или о символическом путешествии на тот свет, или о походе туда же с возвращением (в случае посвящения, при котором происходят смерть и воскрешение героя).

Николай Рерих, «Изба смерти»

Николай Рерих, «Изба смерти»

«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами»

Избушка на курьих ножках

Встреча с Бабой-ягой

Избушку на курьих ножках стережет Баба-яга, которой не положено туда никого пускать. Избушку, по Проппу, можно рассматривать как границу двух миров, потустороннего и мира живых, а Бабу-ягу считать ее стражем, царицей мертвых. То, что Баба-яга имеет отчетливую связь с миром мертвых, доказывает, во-первых, то, что чаще всего в избушке она лежит, во-вторых, что у нее есть костяная нога (одной ногой она стоит в мире живых, другой — мертвых, пограничное существо). Наконец, необычно то, что обычно Баба-яга занимает почти всю площадь избушки, ведь известно, что она не была великаншей, а домик при этом подчеркнуто небольших размеров. «Следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу», — пишет Пропп, отсылая читателей к сравнению избы с гробами-домовинами, возможно располагаемых в древности над землей.

Баба Яга

«На печке лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос»

Избушка на курьих ножках

Испытания Бабы-яги

Обыкновенный для русской сказки возглас Бабы-яги «Фу-фу-фу, русским духом пахнет» означает, что существу из мира мертвых неприятно слышать запах живых. Живой не должен переступить через границу царства мертвых без соответствующих испытаний, и Баба-яга сперва топит баню (ритуальное омовение тела), а затем кормит героя (вот почему в русских сказках домик «ведьмы» часто подперт пирогом, а в европейских может быть полностью съедобным). Известно, что во многих мифах с помощью еды, которую человек ест в мире мертвых, он приобщается к жизни на том свете. Пища мертвецов в мифах Древнего Египта «отверзает уста умершего», в древнегреческих — мешает Персефоне вернуться из Аида, а Одиссею — уйти от Калипсо. Далее часто следует испытание героя сном, и это тоже имеет определенный смысл, ведь мертвые не спят.

«Фу-фу-фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится»

Избушка на курьих ножках

Смерть и возрождение

За приобщением героя к миру мертвых часто следует его ритуальное убийство. Иногда это зашивание в шкуру животного (такой обряд действительно существовал и был похоронным) или его долгий путь на корабле (мертвых часто хоронили в деревянных ладьях, что связано с представлением о реках загробного мира). Герою сказки иногда отрубают палец, героя могут варить, разрубать на части, сжигать в печи или вынимать у него внутренности. Ритуалы с имитацией таких действий проводились у многих народов мира при инициации неофита. Таким образом, Пропп приходит к выводу, что Баба-яга — это одновременно и страж потустороннего мира, и жрица, символически убивающая инициируемого неофита. Аллегория убийства посвящаемого в ритуале перехода означала его смерть в старом статусе и рождение в новом, более высоком. Как мы видим, во многих сказках этот процесс остался в редуцированном виде — в представлении о том, что погружение живого или разрубленного тела в кипяток или огонь дает омолаживающий эффект. Следы смертной природы человека уничтожаются огнем, подобно тому, как это происходит в древнегреческом мифе о Деметре и Демофонте, которого она кладет на ночь в печь в стремлении сделать человеческого сына бессмертным, или в аналогичном сюжете про Фетиду и Ахилла.

Иван Билибин

В некоторых сказках все вышеперечисленные ритуалы оцениваются положительно, но чаще всего они представляются как мучения, на которые Баба-яга пытается обречь главного героя. Согласно Проппу, из-за постепенного вытеснения охотничьих представлений землевладельческими вся «лесная магия» начинает ассоциироваться с чем-то недобрым, а значит, архаичные ритуалы инициации становятся табу. Так жрица превращается в злую колдунью, а символическая смерть, необходимая для посвящения мальчика в охотники, — в коварную казнь. Герой, попадающий к вратам смерти, теперь должен бороться со стражем врат, а не получать дары жрицы, что отражается в различных русских сказках, в которых Баба-яга предстает то помощником героя, то его заклятым врагом.

Избушка на курьих ножках

Лесной дом

В некоторых сказках приключения героя на этом не заканчиваются. После ритуала посвящения герой попадает в так называемый «мужской дом», помещение невиданных размеров в лесу. Герой часто оказывается в нем, когда там никого нет, иногда ему открывает дверь «сестрица», «мать» или «отец» всех мужчин (животных, разбойников, богатырей), которые непременно должны вскоре вернуться. Пропп видит в данном сюжете редукцию представлений о том, что после инициации новоиспеченный охотник должен был некоторое пожить вместе с себе подобными в специальном «мужском доме». Он обладал удивительными для молодого человека, который прежде жил с родителями в небольшой избе, размерами, так как должен был вмещать в себя большое количество воинственно настроенных юношей и их снаряжение. Часто в сказке такой дом или его забор украшены черепами, что также может свидетельствовать в пользу теории об охотничьих/военных целях живших в нем мужчин. Отсюда же и Серый Волк — частый спутник героя в его приключениях. Волк (пес) мог являться помощником охотников или их тотемом.

серый-волк

Далее герой может обнаружить внутри дома большой накрытый стол с равными порциями, что также приводит его в изумление: он «видит здесь иную подачу еды, чем та, к которой он привык. Здесь каждый имеет свою долю, и доли эти равны». С богатырями или разбойниками, как правило, живет их «сестрица», образ которой Пропп интерпретирует как своего рода общую полевую жену, или «мать» / «отец», которые также не являются родственниками, а выполняют определенные бытовые функции. В целом пребывание женщин, кроме «сестриц», в таких домах было строго запрещено: в секретных комнатах хранились воинские артефакты и реликвии, о чем повествует множество сказочных сюжетов, где герой может их наблюдать или похищать.

Избушка на курьих ножках

Спящая красавица

Иногда в сказке девушка, которая проживает вместе с богатырями или разбойниками (гномами, медведями и т. п.), умирает. Это может случиться из-за отравления, укола веретеном или по другим причинам. Тогда какое-то время она пребывает в гробу посреди леса, а потом внезапно воскресает и вступает в брак с героем сказки. Возможно, такой сюжет является отголоском обряда женского посвящения, происходившего перед замужеством.

Так, проанализировав набор сюжетных ходов, характерных для большинства русских народных сказок, Пропп конструирует их всеобъемлющее толкование. Цикл инициации, отраженный в русских сказках, по его мнению, является самой древней основой почти любой сказки или мифа. Другой цикл, цикл смерти и жизни, — параллельный, но в то же время связанный с идеей инициации. Ее ритуальный смысл, имеющий отношение к миру мертвых, в большинстве случаев остался в тех сказках, которые мы все так или иначе читали в детстве.

base_88392226a6

itemprop=»articleBody»> —> itemscope itemtype=»http://schema.org/Article»> —>

Книжный каталог
  • Young-adult
    • Фэнтези
    • Криминальные боевики
    • Зарубежные детективы
    • Полицейские детективы
    • Психологический триллер
    • Современные детективы
    • Детская проза
    • Детские книги на английском языке
    • Детские книги на немецком языке
    • Детские книги на украинском языке
    • Детские приключения
    • Детские стихи
    • Познавательная литература для детей
    • Сказка в стихах
    • Сказки
    • Фэнтези
    • Историческая литература
    • Исторические любовные романы
    • Исторические приключения
    • Книги о войне
    • Книги на английском языке
    • Остросюжетные любовные романы
    • Современные любовные романы
    • Бизнес книги
    • Биографии и мемуары
    • Изучение иностранных языков
    • Культура и искусство
    • Научная и учебная литература
    • Научно-популярная литература
    • Психология
    • Руководства
    • Самосовершенствование
    • Учебная литература на иностранных языках
    • Повести
    • Рассказы
    • Роман
    • Антиутопия
    • Историческая фантастика
    • Космическая фантастика
    • Любовно-фантастические романы
    • Научная фантастика
    • Попаданцы
    • Юмористическая фантастика
    • Героическое фэнтези
    • Городское фэнтези
    • Историческое фэнтези
    • Книги про волшебников
    • Научное фэнтези
    • Попаданцы
    • Романтическое фэнтези
    • Русское фэнтези
    • Фэнтези про драконов
    • Юмористическое фэнтези
    • Юмор и сатира
    • Юмористическая проза
    Книги

    Оценка 4.40 из 5

    Рубрики
    • Вакансии
    • Интервью
    • Интересные факты о книгах и литературе
    • Интернет-торговля
    • Книги в России и мире
    • Книжные анонсы
    • Книжные подборки
    • Новости книжного рынка
    • Новости сайта
    • Памятные литературные даты
    • Писательское мастерство
    • Полезные советы
    • Поэзия в инфографике
    • Рецензии
    • Современная литература
    • Сотрудничество с авторами
    • Фотоальбомы
    • Читалки
    • Эссе писателей

    РОССИЙСКОЕ ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО — КАЛИНИНГРАДЩИНА

    Самый западный наш край, Калининградская область, представляет России важнейшую опору на Балтике, туристам — свидетельства богатой истории: от слома тысячелетнего «Дранг нах Остен» до периода гостеприимного обустройства городов Калининградщины XXI века.

    Текст: Игорь Шумейко
    Фото из личного архива автора

    Споры об именах и терминах
    Кому-то покажутся шутливыми, вызывающими, неуместными вынесенные в заголовок названия нашего самого западного региона, но за этим вызовом есть определённый смысл. Калининградская область в фольклоре местных жителей зовётся «Тридевятым царством». Почему? Потому, что 39 — номер этого региона, который красуется на всех автомобильных номерах. Что касается Калининградщины — то это вполне уместное продолжение Полтавщины, Рязанщины, Тамбовщины…

    Это своего рода ответ другой моде, можно сказать, предательской, кокетливо повторяющей: «Кёнигсберг — вот настоящее, исконное, историческое название города!» Да, в прошлой жизни, до 4 июля 1946 года город назывался Кёнигсберг (нем. Königsberg), однако… была ведь и позапрошлая жизнь, в которой он был Королевец (польск. Królewiec), и даже — позапозапрошлая, до 1255 года жизнь, когда на языке славянского племени пруссов город звался Твангсте (Tuwangste, Twānksta).

    А «Кёнигсберг» ныне повторяют или бездумно, или в духе известного анекдота: «если б не твоя Победа — пили бы Баварское пиво». Для СМИ, иногда блуждающих в терминах, мол, «Калининград — российский анклав», тоже есть официальные уточнения. Анклав — (фр. enclave от лат. inclavatus — заключённый, запертый) — часть территории государства, полностью окружённая территорией другого государства. Понятие территории включает в себя как сухопутную часть, так и территориальные воды. Но Калининградщина не полностью окружена другими странами — она имеет выход к морю.

    Неточным будет и определение «прибрежный анклав». Прибрежными анклавами или полуанклавами называют часть государства, окружённую территорией другого (одного!) государства на суше, но имеющую выход к морю, что тоже в нашем случае не проходит. Калининградская область по суше окружена и Польшей, и Литвой. Точнее будет определение: полуэксклав.

    За всей этой словесной эквилибристикой — история, море крови, сравнимое с Балтийским, тысячелетний германский Drang nach Osten — натиск на Восток, стёрший с лица земли пруссов и ещё с полдюжины славянских племён. Затем столетия польской шляхетской бестолковщины, мечтавшей о «Польска от можа до можа» (от моря до моря, от Балтийского до Чёрного) и в итоге бездарно потерявшей Померанию, Силезию, Пруссию. Десятилетие последнего Drang nach Osten, дошедшего до Сталинграда, и… типично русское «семь бед — один ответ». Победа во Второй мировой войне, Ялтинская конференция — вернули тех «дрангов» почти в исходное состояние, подарили полякам Силезию, Померанию, выход к морю и — ближе к теме очерка — две трети Пруссии. Себе СССР взял лишь одну треть с бывшим Кёнигсбергом.

    Не будем углубляться в политику, припоминая некоторые новости уже XXI века, говорящие, скорее, о порыве некоторых дурней приползти на коленях в Германию, Евросоюз с «приданным» — возвращённым Кёнигсбергом. Далее только туристическое путешествие по Калининградщине 2021 года, наш с супругой отпуск. Бывали мы в этих краях и в 2008 году, а ныне, остановившись вместе с друзьями в Светлогорске, автомобильными наездами посетили Балтийск, Янтарное, Калининград, Куршскую косу.

    Светлогорск
    Светлогорск (в прошлой жизни — немецкий Раушен, в позапрошлой — славяно-балтийский Рузе Мотер) в конце Второй мировой войны вкусил настоящего военного счастья, лучше любой виктории! Стрелки нашего наступления легли мимо — и город уцелел.

    С XIX века Раушен — всё более и более модный курорт. В начале ХХ века построена башня водолечебницы — поныне символ города. Желающим узнать, что есть «немецкий национальный романтизм» в архитектуре — сюда. С начала Первой и до конца Второй мировой войны Раушен — «курорт военного значения»: лечение, восстановление кайзеровских, а затем гитлеровских офицеров и генералов. Проводя нас по главной улице — Ленина, деликатная, но не очень осведомлённая гид, указав на красивую виллу и снизив голос до почти заговорщицкого, сообщила, что в 1930-х вилла принадлежала Герману Герингу. Негромкость и стеснение были похвальны, но смущение — напрасно. Геринг этой виллы был не рейхс-маршал, а наоборот — архитектор, однофамилец. Хотя немецких офицеров, генералов тогда и, правда, было много — и для Раушена, и в целом для Европы. Но несколько уравновесит «курортный милитаризм» первой половины ХХ века проживание в Раушене благороднейшего пацифиста писателя Томаса Манна. Именно в здешнем пансионате его в 1929 году настигла весть о присуждении Нобелевской премии. Памятник близ пансионата — развёрнутая на камне бронзовая книга — закрепляет сей факт. Стремительно раскручиваемому курорту я бы предложил туристскую миф-примету, вроде бросания монет море: «Писатель! Посиди на „камне Томаса Манна“, и. Нобелевский комитет — как раз на том берегу Балтийского моря, всего 320 км по прямой». На возможные возражения, что писатели — слишком малый сегмент, напомню: с 2015 года литературную Нобелевку дают и журналистам-репортёрам, а это уже целый отряд.

    Самая знаменитая, любимая (порой своеобразно) скульптура города — «Несущая воду» Германа Брахерта. Прекрасная мраморная девушка с кувшином появилась в Раушене в 1944 году. С ней всё сложно. Гиды говорят, что скульптор был антифашист (проверил, близко к тому), при этом забывают самое дивное — 1944 год! Фронт в 300 км, и вектор его перемещения явно известен отдыхающим здесь генералам. Но, повторю, стрелки наступлений легли счастливо для города и мраморной девушки. Она уцелела, хотя, оправдываются путеводители, «была заменена копией, так как подвергалась атакам вандалов». Отмечу утончённость того вандализма: скульптуре упорно подкрашивали губы, причём не хулиганской граффитёрской краской — настоящей помадой! Ныне, летом 2021-го, на постаменте в парке нет и копии. Пройдя сквозь парк к высокому обрыву, под которым — морской прибой и строящийся променад, привыкшие к масштабу вилл, пансионатов центра, неизбежно удивятся размашистому серому зданию.

    «Янтарь-холл», многофункциональный концертный комплекс, зал на 2000 мест, филиал Музея Мирового океана, культурно-деловой, ресторанно-развлекательный блок. Замершее было в 2009 году строительство мощно рестартовало в 2014 году. Гранит, бетон,стекло и… санкции. Именно латвийские санкции подтолкнули строительство и, так сказать, «Юрмало-замещение»: в Светлогорск вслед за «Голосящим КиВиНом» с Рижского взморья переехали ведущие российские фестивали.

    «Янтарь-холл» потеснил по значимости и известности многолетнего лидера Светлогорска — отель «Русь», но 2021 год показал, что, может, и ненадолго. Новый владелец «Руси» — глава «Калининградского Торгово-Строительного Холдинга» Александр Качанович, представил совместный с американской гостиничной сетью Wyndham Hotel Group план, в котором четыре крупных гостиницы на Калининградщине, одна на месте «Руси». Название остаётся, но бренд «Русь» будет считаться американским, номерной фонд удвоится, добавятся 250 апартаментов для постоянного проживания.

    Жители Светлогорска собрали подписи против сноса «Руси», обратились к губернатору Антону Алиханову, приводя аргументы самого разного толка: «Здесь президент Путин встречался со Шредером и Шираком, здесь скончался Анатолий Собчак…»

    Советник губернатора по архитектуре Вячеслав Генне признал: «Место само по себе культовое, знаменитое. В девяностые годы это был, наверно, единственный комфортный объект на побережье. Но там отваливается кирпич, отель ветшает. Экономически нецелесообразно эксплуатировать, 40 номеров в таком состоянии». Качанович обещал, что новые направления, в том числе медицинские и спа-зоны, обеспечат круглогодичную загрузку: «Вы же знаете, что такое Светлогорск зимой! И главное, строительные работы развернутся за пределами зелёной зоны».

    Штамп «утопает в зелени» к Светлогорску применим в высшей мере. О ещё одной роли травдеревьев заставил задуматься тот факт, что город стоит на высоких дюнах. Все гордые 60 метров над уровнем моря — песок. От известных своей зыбучей подвижностью родственников — барханов, дюны Светлогорска отличны лишь скрепляющими корнями растений. Но скрепы, дюны — под постоянной угрозой. Шторма, приливы откусывают от берегов метры и метры.

    Вадим Сивков, директор Атлантического отделения Института океанологии РАН имени П. П. Ширшова утешает, словно из вечности: «Разрушение морского побережья Калининградской области — естественный процесс, идёт независимо от воли человека. Уровень Балтийского моря повышается последние 9 тысяч лет». Да, Балтийское море раньше вообще было рекой Эридан, и нынешние 300—400 км ширины — результат долгой экспансии, типа «Дранг нах Остен». Но Калининградщина, собственно, и материализовалась в результате остановки немецкого «дранга», а теперь перебирает решения и по «дрангу» морскому.

    Подобно Неве «одеть в гранит»? Район Светлогорска к этому близок. Когдатошний деревянный променад Раушена, 300-метровая палуба на столбах — ныне почти питерская каменная набережная, стремительно растущая. В ближайшее время это будет 4 км от посёлка Отрадное до города Пионерский. Но фиксация здесь усилит подмывание севернее, в районе Куршской косы. Вариант общеспасительный — намывать пески со дна Балтики и из вскрышных пород Янтарного комбината, искать кардинальное решение, может, какой-нибудь глобальный мол развернёт течение. Но пока из реалий, «объективно данных нам в ощущениях» — глобально лишь потепление. А эти «ощущения» — объективнее не бывает, заходишь в воду, сверяешься с пляжным градусником — 21°С! А старые справочники пишут, что «в июле в среднем 16—17°С». Конечно, приятно, но и тревожно, опять вспоминается — другой берег бывшей реки Эридан и сидящая там «русалочкой эпохи глобализма» – школьница с двумя косичками и плакатом против потепления, над которой, бывало, сам подшучивал печатно. Градообразующим предприятием Светлогорска можно назвать Центральный военный санаторий, корпуса его разбросаны по всему городу.

    Теперь, догоняя антироссийские санкции, пандемия добавила противоречий в жизнь «Тридевятого царства». Поток отечественных туристов вырос, но упала приграничная торговля с поляками. Вечны и неизменны, как известно, только русский авось, так поражавший (порой неприятно) прежних хозяев Раушена, и музыка. В бывшей немецкой католической капелле «Santa Maria Stella Mare» («Святая Мария — звезда морей»), отреставрированной на средства композитора и пианиста Андрея Макарова, открыт органный концертный зал. Как свидетельствует Википедия, «признанный экспертами лучшим в странах балтийского побережья».

    Столица «Тридевятого царства»
    Летом население Калининграда приблизилось к полумиллиону — 493 256 человек, но нынешние реалии российских городов требуют прибавить и проживающих здесь «неучтённых, мигрантов». По некоторым оценкам это ещё 120—180 тысяч. Те же реалии подсказывают, что масштаб таких приращений говорит об экономической перспективности города. На языке экспертов-демографов: Калининградская область — крупнейший в России центр внутреннего миграционного притяжения, на шестом месте после Москвы, Петербурга, Краснодарского края, Белгородской области и Татарстана.

    Из рейтингов чуть менее объективных. Калининград признан лучшим городом России в 2012, 2013, 2014 годах по рейтингу журнала «Коммерсантъ Секрет Фирмы». «Самый красивый город страны» — по версии РБК. «Лучший город России для бизнеса» — по рейтингу журнала Forbes. По индексу качества городской среды Министерства строительства и ЖКХ РФ занял в 2019 году пятое место в категории крупных городов России.

    И, наконец, по самому субъективному, нашему семейному рейтингу: Калининград — на третьем месте после Москвы и Петербурга среди похорошевших городов за 2008—2021 годы — хрущёвок в центре города стало гораздо меньше.

    Янтарь и Янтарный
    Янтарный (ранее Пальмникен) — посёлок, близ которого сосредоточено 90 % всех мировых запасов янтаря (и лучшего качества), возник в XVII веке.

    Происхождение «минералоида» из смолы древних хвойных деревьев научно доказано лишь в XVIII веке шведом Карлом Линнеем и Михаилом Ломоносовым. Ранее вокруг этого «камня» роилось множество легенд.

    Впрочем, и ныне среди перлов, которые китайские гиды выдают соотечественникам на экскурсиях в Москве и Питере, многие касались главного предмета их покупок. «Северную войну Пётр Великий начал ради запасов янтаря, расположенных под Балтийском морем… Ленинград немцы и не хотели захватывать, главная цель войны с СССР — Янтарная комната. Они её получили и ушли… Ленинградской блокады не было. Русские её придумали потом… Янтарь — „душа тигра“ — излучает свет гармонии китайской императорской семьи. Раньше китайцы не имели на него права, но теперь каждый, привезя из России, может почувствовать себя немножко богдыханом».

    Янтарь и туризм — главные статьи дохода в Янтарном — подкрепляют друг друга, в том числе в неожиданном физическом измерении. Гигантские карьеры, где добывали или добывают янтарь, комбинат, где его обрабатывают, сами по себе — интереснейшие туристические места. Вдобавок вымываемый песок, попадая на побережье, расширяет пляжные зоны, благодаря чему Янтарный — первый в России лауреат (2016) постоянно проводимого мирового конкурса пляжей, получивший статусную международную награду «Голубой флаг».

    Порт и главная база Балтфлота
    Балтийск (до 1946 года — Пиллау, нем. Pillau) — самый западный город России. Расположен на Балтийской косе, отгораживающей Калининградский залив от Балтийского моря — но не наглухо. Как раз у Балтийска косу прорезает канал. Раньше по нему разрешали проходить полякам бесплатно, у них внутри, в заливе, город Эльблонг. Недавно они прорезали свой, южный участок косы: «Не хотим пользоваться русским!» Прорезать уязвимые «косы», что Курсшскую, что Балтийскую — дело невеликое. Ширина порой не превышает 300 метров — экскаваторам неделя работы, а вот экологический вред от гордого польского прорытия велик, что обсуждалось и в Европе. Этим «копанием» всё равно не срыть историю, что все эти польские Пруссия, Померания, Силезия — ялтинские подарки товарища Сталина.

    Российскую «прорезь», тот самый канал — нельзя поставить в вину ни нам, ни немцам. 10 сентября 1510 года шторм прорвал косу, дав Кёнигсбергу выход к морю, и сильно поспособствовал развитию Пиллау. Теперь вынесенный в море Балтийск — крупный морской порт и крупнейшая военно-морская база Балтийского флота. Здесь проходит парад кораблей в День Военно-Морского Флота. На рубеже ХХI века погранзаставы были сняты.

    Особое стратегическое значение этих мест открылось в первую всеевропейскую войну — Тридцатилетнюю. Высадкой в Пиллау знаменитый военный реформатор, шведский король Густав II Адольф, начал 6 июля 1626 года свой марш, отдавший ему всю Центральную Европу и сделавший Швецию великой военной державой до 1709 года, т. е. до Полтавы. В 1697 году в составе Великого посольства через Пиллау проезжал обеспечивший окончание «Золотого века Швеции» царь Пётр I.

    На военно-исторический лад настраивают и памятники следующей эпохи — прусско-германской. Пехотные казармы теперь штаб базы Балтийского флота. Неподалеку великолепный Музей Балтийского флота. Во Вторую мировую войну Пиллау — центр подготовки экипажей немецких подводных лодок, в гавани стояли учебные субмарины. Пиллауские выпускники «работали» по всей Северной Атлантике. Часть экипажей в 1945 году при эвакуации из Пиллау на корабле «Генерал Штойбен» была потоплена нашей знаменитой подлодкой С-13 капитана 3-го ранга А. И. Маринеско.

    Памятник императрице Елизавете Петровне, высота статуи 6,3 метра, с постаментом 14 метров — самый большой конный памятник женщине в мире — установлен у Северного мола, в самой западной точке самого западного города страны. Далее 120 метров мола — и всё. Если встать на дальний камень, то увиденное впечатляет: к востоку абсолютно вся Россия. Кстати, памятник Елизавете не очень «раскручен», он немного в стороне от туристического интереса. Так что, прочитав этот очерк, можете заключать пари.

    Балтийск в начале XXI века, как и Калининград, устойчиво растущий город, в основном благодаря миграции.

    Номерной завод
    Ведущее предприятие города — Судоремонтный завод № 33. «Номерные заводы» — это целая эпоха в СССР, высшая мера секретности, важнейшая продукция, «Арсеналы Победы»… Ныне «№ 33» работает не только с нашими военными судами, но и с гражданскими и даже с иностранными. Близость к Западной Европе, незамерзающая акватория, два
    плавучих дока — его козыри.
    В порту толчея частных катеров. За небольшую сумму капитан-гид прокатил нас почти по всей акватории. Среди стоящих на ремонте особо впечатлили самые большие в мире суда на воздушной подушке.

    Царица, философ, университет
    Интересными сюжетами уже в 2020-е годы отзывается историческая правда. Например, что во время правления Елизаветы, в Семилетнюю войну, вся Восточная Пруссия вошла в состав России, и население, в том числе и философ Иммануил Кант, присягнуло русской царице, наместником которой в Кёнигсберге был Василий Суворов, отец генералиссимуса.

    Или — известная инициатива присвоения исторических имён аэропортам. Вроде вполне обычная практика — «Де Голь» во Франции, «Джон Кеннеди» в США, «Платов» в Ростове… — здесь обернулась конфликтом, всероссийскими анонсами. Часть населения проголосовала за «Аэропорт имени Иммануила Канта». Начальник штаба Балтийского флота вице-адмирал Игорь Мухаметшин призвал военно-служащих принять участие в интернет-голосовании и голосовать против философа. Радио «Свобода» и подобные СМИ выпустили язвительнейшие репортажи о «солдафоне», которому невозможно «понять книги Иммануила Канта». «Неизвестные облили краской памятник и могилу Иммануила Канта, разбросали листовки с провокационными призывами». Контр-активисты устраивали пикеты «За Канта»…

    В итоге аэропорт голосованием получил имя императрицы Елизаветы Петровны, но осадок, взбалтываемый западными СМИ, был однозначен: русские варвары не способны понять значение завоёванной области и её великих людей. И вперёд со всеми остановками: «милитаризация Калининградского анкла-
    ва, недопустимость размещения ракет…»

    Я вспомнил тот конфликт по причине странного забытия простого и важного аргумента. Имя Канта совершенно бесконфликтно носит главное учебное заведение Калининградщины — Балтийский федеральный университет (основан в 1947 году, один из десяти федеральных университетов России, Immanuel Kant Baltic Federal University). С 1977 года в университете действует кабинет-музей Иммануила Канта, а сам вуз по различным рейтингам занимает видные места в России и мире. Перечислять оценки и рейтинги — долго, особенно отмечены успехи российских «кантовцев» в биологии, биохимии. В числе университетских изданий — авторитетный журнал «Кантовский сборник». С 2006 года здесь ежегодно проводится Балтийский образовательный форум.

    Так что имя отца новейшей философии достойно представлено в Калининграде, причем именно в сфере, соответствующей заслугам учёного, «натурфилософа». А сторонники идеи «окантовать» им ещё и аэропорт, при всей их ориентации на «интеллигентный, либеральный Запад», напоминают, скорее, истеричных глупцов, что в 1918 году цепляли имена Маркса-Энгельса, Бебеля, Троцкого, Клары Цеткин, Марата на всё подряд: школы, улицы, булочные, крейсера, линкоры, столовые, больницы… И адмирал Мухаметшин, может, и грубовато, но точно указал на эту нелепость.

    А в целом Калининград и область — динамично развивающийся регион на стыке трагично-героической истории и твёрдого российского будущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *