В какой музей входят два дворца
Перейти к содержимому

В какой музей входят два дворца

  • автор:

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из самых крупных художественных музеев во всем мире. Его первые здания были заложены во время правления императрицы Елизаветы. Несмотря на то, что Эрмитажу уже более 250 лет, он до сих пор поражает гостей и критиков своей роскошью и богатыми коллекциями. Ее основа была собрана во времена правления Екатерины II, которая и подписала указ о строительстве зданий для хранения картин, скульптур и других предметов искусства.

В настоящее время музейный комплекс состоит из 6 зданий. Главное из них – Зимний дворец. Также в состав Эрмитажа входят Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В этих шести зданиях для зрителей открыты 365 выставочных залов. Но, помимо них в распоряжение Эрмитажа также входят Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец. Общая площадь Эрмитажа в Санкт-Петербурге составляет более 233 квадратных километров.

История Эрмитажа

Вид Зимнего дворца Эрмитажа (1839-1840)

В отличие от многих других музеев, создание которых растянулось на многие годы, можно легко ответить на вопрос «Сколько лет Государственному Эрмитажу?». Он был основан и открыт в 1764 году, то есть отметил свой 250-летний юбилей в 2014 году. Архитектор Эрмитажа в Санкт-Петербурге – Франческо Растрелли, именно он построил главное здание музея – Зимний дворец.

Основание Эрмитажа

Изначально Императорский музей Эрмитаж был частной коллекцией Екатерины II, потому как императрице понадобилось место, чтобы хранить переданные из Берлина 317 картин, имеющих особую ценность. Собрание живописи оценивалось в 183 тысячи талеров, а 1 талер состоял из 26 граммов серебра.

Коллекцию императрице передал Иоганн Эрнест Гоцковский, в счет своего долга, который образовался из-за его неудачных попыток поставлять зерно для русской армии. В переданное собрание картин входили полотна именитых художников, таких как Рембрандт и Рубенс, а также других мастеров. Сейчас от первоначальной коллекции в Эрмитаже осталось 96 холстов. Изначально они выставлялись в уединенных комнатах дворца – Малом Эрмитаже.

Авторский проект фасада Зимнего дворца Эрмитажа (1754-1762). Растрелли, Бартоломео Франческо

В 1768 году в коллекцию Эрмитажа вошли более 5 000 рисунков, который принадлежал австрийскому дипломату. В нее входили, в том числе, работы Жана Фуке – это приобретение посодействовало развитию графических экспонатов. В 1769 году князь Белосельский-Белозерский посодействовал в приобретении собрания полотен, принадлежавшего министру польского короля. Оно состояло из 600 картин, в том числе в коллекцию входила работа Тициана.

В 1772 году императрица Екатерина, с помощью князя Голицына, приобрела во Франции коллекцию картин барона Пьера Кроза. Это было одно из лучших собраний живописи в Париже. В него входили 400 картин XVI—XVIII века. Они принадлежали кистям Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и других.

В 1779 году коллекция Эрмитажа вновь расширилась. Было приобретено собрание живописи, принадлежавшее британскому премьер-министру. Это помогло добавить к экспозиции еще несколько шедевров Рембрандта и Ван Дейка. А в 1781 году в Париже была приобретена коллекция, принадлежавшая графу Бодуэну, включавшая в себя 119 картин тех же художников. После в Эрмитаж были добавлены античные скульптуры, в том числе созданные Микеланджело.

Уже через несколько лет после открытия музея становится ясно, что здание не вмещает все приобретения. И в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа. К 1796 году коллекция картин Екатерины II насчитывала 3996 работ. Так императрице удалось собрать уникальное собрание живописи, хотя до ее правления в стране не было ни одной значительной галереи.

Эрмитаж в XIX веке и начале XX

Тронный зал императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце. 1830-1831. Крендовский Е.Ф.

Последующие российские императоры поддерживали начатое Екатериной IX дело. Александр I и Николай I покупали не только большие коллекции живописи, но и отдельные работы художников, которые до этого не были представлены в Эрмитаже. Полотна, преподносимые императорам в дар, также часто отправлялись в музейное собрание.

До правления Николая I Эрмитаж был частным императорским музеем. Он же перевел его в статус публичного, дав возможность большому количеству людей прикоснуться к искусству. До этого, даже именитые личности, как Александр Пушкин не могли войти в Эрмитаж по своему желанию. В 1852 году было открыто здание Нового Эрмитажа, которое возводилось специально для открытия общественного музея. Уже к 1880 году каждый год выставочные залы посещали более 50 тысяч человек.

Император также активно приобретал художественные ценности по всему миру. К сожалению, большая часть важнейших из них была продана в США советской властью.

Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы (акварель). 1851. Садовников В.С.

Особое влияние на музей оказал Андрей Иванович Сомов, работающий на должности хранителя картин и рисунков, а после повышенный до старшего хранителя Эрмитажа. Он проработал на благо искусства 22 года, и положил начало новой странице в истории российского искусствознания. Андрей Иванович исследовал и каталогизировал живопись и рисунки, пополнял хранилища, покупая и принимая в дар собрания российских коллекционеров и музеев. Сомов издал каталог «Картинной галереи Эрмитажа».

В 1895 году часть коллекции, состоявшую их работ российских мастеров, была передана в Русский музей. Вскоре в Эрмитаж поступили экспонаты с археологических раскопок, благодаря которым удалось обогатить тематический отдел.

К концу XIX века в Эрмитаже хранились тысячи полотен, и он по праву считался центром русского искусствознания. Однако как только возник научный подход, выявилось немало ошибок. Например, многие картины Рафаэля или Леонардо да Винчи, который император приобретал за большие деньги, оказались работами их учеников.

Эрмитаж после революции 1917 года и во время войны

Зимний дворец Эрмитажа, Гербовый зал. 1942

После революции 1917 года в Эрмитаже случились весомые преобразования. Коллекция музеев быстро пополнялась ценными работами, изъятых из частных коллекций и ставших народной собственностью. В это время в галереях появились работы Боттичелли, Ван Дейка, Рембрандта, Делакруа и других. Из Зимнего дворца в музей были перенесены предметы интерьера и императорские подарки. В 1932 году в музее появились 515 китайских серебряных ямбов – их от переплавки спас Н. В. Алабышев.

До революции коллекция Эрмитажа состояла из работ, написанных до XVIII века. После же – она пополнилась работами других художников, появились картины Ван Гога, Матисса, Пикассо и других.

Но одновременно с этим, собрание не только пополнялось, но и вывозилось. Например, Бриллиантовая комната была переведена в Кремль, а некоторые работы старых мастеров, как Рубенс, Рембрандт, Тициан и других, были переданы в Музей изобразительных искусств.

Советская власть активно проводила распродажи в конце 1920-х и начале 1930-х годах. Были проданы 48 мировых шедевра, которые были вывезены их России. В их числе оказалась единственная картина Ван Эйка, личные вещи Рафаэля и Боттичелли.

Как только работникам музея стало известно о начале Великой Отечественной войны – началась эвакуация ценностей на Урал. Более 1,2 миллиона экспонатов были вывезены в Свердловск, ныне – Екатеринбург. Подвалы Эрмитажа стали бомбоубежищами, но сотрудники не переставали заниматься научной деятельностью, и иногда даже вели лекции по искусствоведению.

Восстанавливать музейные залы начали еще до окончания войны, а сразу после ее завершения – возвращать экспонаты. Благодаря подвигу работников Эрмитажа в годы войны не было утрачено ни одной ценности, но некоторым потребовалась реставрация. Вскоре музей вновь открыл двери для посетителей.

После войны коллекция Эрмитажа пополнилась трофеями из музеев Берлина. В 1958 году ценности были возвращены в столицу Германии.

Современный период в истории Эрмитажа

Современный период в истории Эрмитажа

Как только пал железный занавес, Эрмитаж, первый из музеев России, объявил о том, что в его хранилищах имеются трофейные произведения искусства, которые считались утраченными в ходе войны. Среди них оказались работы Сёра, Мане, Домье, Ван Гога и других. Они пополнили постоянную экспозицию музея.

В постсоветский период музеем активно приобретались предметы искусства XX века. Так в выставочных залах появились работы Утрилло, Сутина, Руо и других. До этого ни одна из картин этих авторов не была представлена в российских музеях.

На рубеже XX и XXI века был учрежден Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году в экспозиции появилась одна из версий картины Малевича «Черный квадрат», а 4 года спустя запустился проект, направленный на приобретение современного искусства.

В 2006 году обнаружили пропажу 221 экспоната. Все они были небольшие: ювелирные изделия, иконы, столовые приборы и посуда. Для объявления о краже была созвана пресс-конференция. Выяснилось, что кражу осуществляла одна из сотрудниц, вместе с семьей. Незадолго до того, как обнаружили факт пропажи, она скончалась. Украденные вещи удалось вернуть лишь частично.

Из-за пандемии коронавируса в 2020 году, Эрмитаж временно приостановил показ экспонатов. Зато были запущены онлайн-экскурсии на нескольких языках, которые посмотрели более 10 миллионов человек.

Описание Эрмитажа и выставок

План-схема Эрмитажа в Санкт-Петербурге 1 этаж

План-схема 2 этажа Эрмитажа План-схема 3 этажа Эрмитажа

Невозможно увидеть весь Эрмитаж за один визит. Даже есть тратить всего по 1 минуте на осмотр каждого экспоната, то потребуется 7 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть все сокровища музея. Поэтому лучше предварительно ознакомиться с выставками, и выбрать маршрут экскурсии исходя из собственных интересов. Перед посещением ознакомьтесь с тем, что находится в Государственном Эрмитаже и в каком здании.

Зимний дворец

Зимний дворец Эрмитаж

На первом этаже Зимнего дворца открыта выставка древнего искусства и археологии, на втором – живописи Англии и Франции XVI-XVIII веков, а также роскошные залы (Тронный, Гербовый, Александровский, Петровский, Фельдмаршальский, Концертный зал, Аванзал и др.) и личные помещения членов императорской семьи, а на третьем – классическое искусство Азии.

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж соединен переходом с Зимним дворцом, в нем есть площадка, где выставлены мозаики и рельефы Древнего Рима. Это переход назван в честь архитектора Александра Сивкова, который объединил здания в один музей.

В Малом Эрмитаже можно увидеть копии Бахчисарайского фонтана, множество мозаик и знаменитые часы «Павлин», сделанные английскими мастерами в XVIII веке и работающие до сих пор.

В галереях Малого Эрмитажа хранятся экспонаты эпохи средневековья, а также картины и скульптуры XV-XVIII веков.

Старый (Большой) Эрмитаж

Старый (Большой) Эрмитаж

Отдельный экспонат Старого Эрмитажа – лестница, соединяющая первый и второй этаж. Она сделана в XIX веке из белого и розового мрамора, и установлена на месте Овального зала, от которого к настоящему времени остался только плафон с богиней Минервой.

Здание Старого Эрмитажа намного меньше Нового и Зимнего дворца. Но здесь хранятся не менее ценные экспонаты, например, гости могут увидеть предметы искусства эпохи Возрождения, в том числе фрески и рельефы, выполненные Антонио Росселино, Сандро Боттичелли, Тинторетто и других. Отдельный зал посвящен Леонардо да Винчи. В нем реконструированы французские интерьеры XVII века, а также выставляются его картины «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Еще один зал демонстрирует работы Тициана.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж

На первом этаже Нового Эрмитажа оформлена выставка античного искусства. Отдельное внимание заслуживает украшение музейных залов: стены, потолки и паркет украшены мозаиками и медальонами. К ним ведет Главная лестница, выполненная из белого мрамора, которую окружают колонны из гранита. В одном из залов можно увидеть древнейшие находки.

Здесь же есть зал Большой вазы, названный так в честь главного экспоната. Это 19-тонная Колыванская ваза, вырезанная из зелено-серой яшмы в 1843 году. У стен располагаются скульптуры из мрамора эпохи правления Траяна. Античный дворик воспроизводит убранство домов богатых римлян и греков, а в залах демонстрируются копии работ известных греческих скульпторов и оригинальные вазы.

Второй этаж Нового Эрмитажа хранит собрание живописи. В отдельном зале собраны 23 картины Рембрандта. Самая знаменитая из них – «Возвращение блудного сына», а «Даная» закрыта особым стеклом после нападения вандала. В зале Рафаэля можно увидеть керамику, картины художника и его учеников.

В Большом зале представлены работы итальянских художников, оригинальная мебель, а в Испанском просвете – картины Веласкеса, Сурбарана, Мурильо и других. Галереи Нового Эрмитажа украшает лепнина и работы российских камнерезов.

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр построен на месте Зимнего дворца Петра Великого. Архитекторы смогли частично восстановить цокольный и первый этажи. Сейчас здесь можно увидеть кабинет императора, столовую и парадный двор с санями.

Театральное фойе оформлено в серо-голубых тонах, украшено тяжелыми люстрами и медальонами, лепнинами и потолочной росписью. Зрительный зал устроен по принципу античного амфитеатра, с 6 рядами мест для гостей. Здесь созданы идеальные условия для камерной оперы, поэтому часто в зале выступают певцы Мариинского театра и собственный оркестр.

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова – первое строение Северной столицы из камня. При владельце в нем проходили пышные балы и развлекательные мероприятия. К сожалению, долгое время дворец был невостребованным, и ему потребовалась масштабная реконструкция, до сих пор восстановлены не все помещения. Здание передали музею в 1981 году, тогда было решено, что в его залах будут воссозданы интерьеры начала XVIII века.

Здание Главного штаба

Здание Главного штаба Эрмитажа

Главный штаб – последнее приобретение музея. Он состоит из двух зданий, соединенных триумфальной аркой. Архитектором Главного штаба стал Карл Росси, посвятив строение победе в войне 1812 года.

Долгое время здание не использовалось для экспозиций и выставок, а выполнял лишь официальные и административные функции. До сих пор часть здания используется представителями военных ведомств.

В другой половине была проведена реконструкция. В нее были перемещены некоторые коллекции живописи и предметов искусства из Зимнего дворца.

Полезная информация для посетителей

Главный корпус Эрмитажа, Зимний дворец, расположен по адресу: Дворцовая площадь, 2.

Ближайшая станция метро – Адмиралтейская, от нее до Эрмитажа около 10 минут пешей прогулки. Рядом с Зимним дворцом находится остановка «Дворцовая набережная». Здесь останавливаются автобусы № 7, 10, 24 и 191, а также троллейбусы № 1, 7, 10 и 11.

Обратите внимание, что правила посещения и график работы Эрмитажа изменились в связи с коронавирусной инфекцией. Более подробно о новом режиме работы и о том как купить билеты в Эрмитаж в 2022 году читайте в нашей статье.

Узнать подробную информацию о режиме работы и стоимости входных билетов можно в статье: перелинковка на нужную статью.

В высокий туристический сезон, с мая по октябрь, в Эрмитаж могут выстраиваться длинные очереди. Государственный музея – один из самых посещаемых в мире: в 2019 году гостями стали почти 5 миллионов человек. Поэтому рекомендуется приобретать электронные билеты онлайн, и входить через отдельный вход через Шуваловский проезд.

Каждый третий четверг месяца – вход в Эрмитаж бесплатный, но занимать место в очереди нужно еще до открытия музея.

Для детей в Эрмитаже предусмотрены образовательные квесты и другие мероприятия. Для взрослых и студентов проводят тематические экскурсии.

Телефоны для справок: администратор входной зоны: +7 (812) 710-90-79
круглосуточная справка автоответчик: +7 (812) 710-96-25

Схема проезда:

Зимний дворец и Эрмитаж — одно и то же или нет?

Посещение Зимнего дворца — один из главных пунктов в списке любого туриста, который приехал в Северную столицу. Здание находится в центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади, вдоль набережной Невы — его трудно не заметить. Из-за того, что в стенах дворца находится богатая экспозиция, его часто называют Эрмитажем. Однако это не совсем верное определение. Государственный Эрмитаж — это музейный комплекс, который состоит из шести, связанных между собой зданий, куда входит и Зимний. В статье разберём, чем Зимний дворец отличается от Эрмитажа, какие экскурсии предлагает и когда лучше его посетить.

Первые Зимние дворцы

Зимними дворцами назывались зимние резиденции императоров. Первый дворец был построен при Петре Великом в 1708 году и располагался на месте нынешнего Эрмитажного театра. Здание было небольшое, всего в два этажа, деревянное, в 1712 году возвели каменные палаты.

Город постепенно расширялся, стали появляться новые набережные. В 1716 году Пётр I приказал построить новую личную резиденцию на углу Невы и Зимней канавки. Именно в этом дворце император и скончался в 1725 году.

Первый, второй и третий Зимний Дворец

Во время правления Анны Иоанновны Зимний дворец был перестроен в третий раз, так как императрица посчитала его недостаточно просторным. Проект был предложен архитектором Бартоломео Франческо Растрелли и одобрен в 1731 году. В его основе лежало расширение территории дворца. Для этого были выкуплены и позже снесены рядом стоящие графские дома. В 1735 году строительство было окончено. Дворец выходил на Дворцовую набережную и Адмиралтейство, имел четыре этажа и очень богатое для того времени убранство. При этом здание практически сразу же стало достраиваться. Расширение продолжилось и после смерти Анны Иоанновны, при правлении Елизаветы Петровны.

В 1752 году Растрелли предложил несколько проектов по расширению, однако было видно, что возможности территориального увеличения исчерпаны. Елизавета высказала желание увеличить высоту дворца, проект пришлось вновь переделывать. Архитектор советовал императрице построить новый дворец в другом месте, на что получил отказ, поэтому в 1754 году было принято решение заново строить резиденцию на прежнем месте.

История строительства

У Елизаветы Петровны были грандиозные планы возвести дворец, который затмил бы своей роскошью крупнейшие европейские замки. Здание должно было показать силу, мощь и богатство Российской империи. Но, к сожалению, императрица не дожила до сдачи работ.

Новый дворец строили долгих восемь лет, принимал его в 1762 году Пётр III, которого позже свергли в ходе переворота. Первой полновластной хозяйкой стала в 1763 году Екатерина II Великая. Несмотря на то, что в постройку здания были вложены огромные деньги и человеческие ресурсы, Екатерина все равно внесла изменения в проект, так как поменялась архитектурная мода — на смену пышному барокко пришёл строгий классицизм.

В итоге был построен великолепный дворец площадью 60 000 м² с 1500 комнатами. Внутри было все: покои императрицы и её фаворитов, тронный зал и зал ожидания, столовые, библиотека, кабинет, будуар, театр, музей, церковь.

В 1764 году Екатерина II начала собирать картины, некоторые из них были переданы императрице из личных коллекций крупных немецких торговцев. Сначала подаренная живопись размещалась в уединённых комнатах дворца — апартаменты называли на французский манер «Эрмитаж» . Затем Екатерина заказала архитекторам строительство дополнительных зданий рядом с дворцом. Позже они были соединены с основным зданием специальными проходами, тем самым образовали целый дворцовый комплекс.

От резиденции императоров до Эрмитажа

Николай I продолжил работу над интерьерами Зимнего дворца, а также пополнил галерею картинами, посвящёнными Отечественной войне 1812 года. При нём же в 1837 году случился пожар, который уничтожил богатое убранство некоторых залов.

Во время правления Александра II во дворец одним из народовольцев была подложена бомба с целью уничтожить императора. На тот момент всё обошлось, Александр и семья остались живы, пострадал лишь караул.

При Николае II произошла смена императорской резиденции, а здание Зимнего всё больше стало использоваться в музейных целях.

В период Первой мировой в нём был организован госпиталь. А во время Февральской революции в 1917 году в здании заседало Временное правительство, которое объявило о национализации царских дворцов и организовало специальную комиссию по приёмке художественных ценностей. После Октябрьской революции Зимний дворец и Эрмитаж были объявлены государственными музеями. Так дворец, который раньше был императорской резиденцией, стал частью музейного комплекса.

Стилистические особенности дворца

Зимний дворец принято считать образцом архитектуры елизаветинского барокко, несмотря на то, что часть интерьеров была выполнена в стиле классицизм. Барокко отличает пышность и богатство, обилие деталей, лепнины, использование позолоты. Не обошлось и без авторского стиля самого архитектора Растрелли, в творчестве которого сочетались разные архитектурные подходы. В совокупности все они придавали дворцу ещё большую пышность и красоту. Растрелли взял самое лучшее из барокко, классицизма, древнерусского зодчества и рококо.

Архитектура

С высоты птичьего полёта видно, что дворец представляет собой комплекс построек и имеет форму, приближённую к квадрату. Фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади — главным достопримечательностям Санкт-Петербурга.

Трёхэтажное здание декорировано колоннами ионического и композитного ордера, лепниной; парапеты — декоративными статуями, вазами, государственными символами. Со стороны Дворцовой площади в фасаде — трёхпролётная арка, которая ведёт во внутренний двор, где располагается главный вход. По бокам арки украшены колоннами, а на дверях восседают двуглавые орлы — всё это ещё больше подчёркивает мощь, силу и величие здания.

Декоративные элементы и цветовая гамма

Античные статуи, барельефы, колонны, вазы, растительные орнаменты наполняют дворец роскошной пышностью.

Окраска здания подобрана в контрастных сочетаниях, что делает его более живописным и торжественным. Лазурный, белый и охра — цветовая гамма внешнего вида дворца. Правда, изначально здание не имело таких праздничных цветов, оно было окрашено в бежевые и песочные оттенки с вкраплениями белоснежной лепнины. То, что мы видим сейчас, держится относительно недавно — со второй половины XX века.

Интерьеры

Все пышные интерьеры Растрелли были уничтожены в ходе пожара 1837 года. В первую очередь Николай I приказал восстановить церковь и Иорданскую лестницу. Почему именно с лестницы началась работа? Она имеет важное политическое и религиозное значение: во время праздника Крещения Господня по ней спускался крёстный ход к Неве к иордани (проруби). Ранее лестница была деревянной, новый архитектор сделал её мраморной, поменял цвета колонн с розового на благородный серый, добавил больше античных статуй вокруг. Это одна из парадных лестниц в Зимнем дворце, её второе название — Посольская. Именно по ней иностранные дипломаты поднимались на аудиенцию к императору.

Каждое помещение в Зимнем дворце имеет своё назначение и соответствующий интерьер. Например, Аванзал раньше использовали как буфетную для шампанского, когда в соседнем зале проходили балы. Потолок украшен живописным плафоном итальянского художника, а сам зал — ротондой из уральских самоцветов.

Соседний зал — Николаевский — полностью сделан из белого мрамора, вечером он освещался фонарями из синего стекла, что создавало особую романтическую атмосферу. Это самый большой зал Зимнего, он посвящён Николаю I. В годы Первой мировой здесь располагался госпиталь.

Концертный зал предназначался для концертов и был декорирован многочисленными античными скульптурами с изображениями муз и атрибутов искусства.

Георгиевский (или Большой тронный) зал, где проходили все значимые приёмы и церемонии, тоже был выполнен из белоснежного мрамора, который завозили специально из Италии.

На убранство каждой комнаты не скупились и выбирали лучшие и дорогие материалы — мрамор, малахит, гранит.

Экскурсии по дворцу

Зимний дворец обойти за один день невозможно, поэтому главный совет гостям — подумайте заранее, какие залы вы хотели бы посетить и что планируете увидеть в первую очередь.

Первый этаж

Первый этаж посвящён древнему искусству, здесь располагаются археологические коллекции. Ранее эти залы были отданы под личные покои дочерей императора Николая I. Теперь здесь выставлены находки эпохи палеолита, неолита и бронзы, древности Сибири, Кавказа, Египта, Античного мира и Месопотамии. Также на первом этаже располагаются галереи драгоценностей.

Если вам интересно не только погрузиться в древность, но и увидеть покои императорской семьи, начинайте осмотр с первого этажа. Сами залы украшены ажурной лепниной, арками и рельефами с изображением маленьких амуров.

Второй этаж

На втором этаже — самые красивые залы, где проводила время императорская семья. Здесь экспонируются шедевры западноевропейского искусства XV–XVIII веков из Франции, Англии, Германии, Голландии, Италии, Фландрии. Ещё на этом этаже располагается всем известная военная галерея, посвящённая Отечественной войне 1812 года.

Если хотите воочию увидеть богатое убранство дворца, то отправляйтесь на второй этаж. Большой Тронный зал, Аванзал, Малахитовая гостиная, Малиновый кабинет, Зелёная столовая, Александровский зал, Большая церковь приглашают гостей оценить роскошь и масштабы Зимнего.

Третий этаж

Третий этаж представляет собой собрание азиатского искусства — Византии, Дальнего Востока, Центральной Азии. Также здесь можно познакомиться с искусством Западной Европы XIX–XX веков.

Информация для посетителей

Теперь немного официальной информации, как добраться до дворца, где купить билет, какова его стоимость.

Как добраться

Зимний дворец расположен по адресу Дворцовая площадь, 2. Ближайшее метро — «Адмиралтейская», выйдите на Невский проспект и двигайтесь по направлению к Дворцовой площади. Также можно добраться со станций метро «Невский проспект», «Гостиный двор» (лучше выйти к каналу Грибоедова). На автобусе № 7, 10, 24 и троллейбусе 1, 7, 10, 11 можно доехать до «Дворцовой площади».

Режим работы

Обычно по понедельникам Эрмитаж не работает, но во время туристических сезонов открывает двери — этот момент уточняйте на сайте музея, когда соберётесь в поездку.

В другие дни Зимний работает по следующему расписанию:

  • вторник-воскресенье с 12:00 до 19:00. Кассы закрываются на час раньше.

Музей закрыт 1 января и 9 мая. Посещение Зимнего дворца возможно только в составе экскурсионной группы.

Покупка билетов

Билет в Зимний дворец с экскурсионным обслуживанием стоит 600 рублей, в другие здания Эрмитажа — от 300 до 650 рублей, актуальные цены смотрите на сайте музея. Действуют льготы для студентов, инвалидов, пенсионеров.

Билеты лучше приобретать заранее онлайн, чтобы не стоять в длинных очередях. Сделать это можно как на официальном сайте Эрмитажа, так и на сайте Tripster — здесь вы можете выбрать тематические экскурсии с сопровождением сертифицированными гидами.

Бесплатное посещение музея для льготных категорий граждан возможно в третий четверг каждого месяца, но будьте готовы к тому, что посетителей будет много.

Заключение

  • Зимний дворец — сердце Санкт-Петербурга, он располагается на Дворцовой площади. Музей входит в комплекс Государственный Эрмитаж.
  • Зимний представляет собой уникальную архитектурную постройку и огромную библиотеку культурных артефактов, которые помогут погрузиться в историю и проникнуться имперским духом.
  • Зимний дворец предлагает к посещению три этажа. Самыми красивыми залами считаются Большой тронный, Николаевский, Петровский, Белый зал.
  • Попасть в Зимний можно на метро, троллейбусе, автобусе или такси. Музей работает до 19:00 со вторника по воскресенье. Время работы по понедельникам лучше уточнять перед поездкой — в сезон некоторые филиалы Эрмитажа принимают гостей ежедневно.
  • Цена билета для взрослого — 600 рублей, есть льготные категории граждан, которые могут получить скидку при покупке билета или пройти в Зимний дворец бесплатно.

Главный дворец Российской империи

Зимнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце.

Пять Зимних дворцов. Зимний на Дворцовой площади — самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I 

стояли у Зимней канавки — канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец — Анны Иоанновны — у Адмиралтейства 

; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить. Высота Зимнего дворца — 23,5 метра. В 1844 году Николай I 

издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей — 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе. Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы. Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал — его также называют Большим тронным — был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова 

. В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца. Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм . В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора. В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса — и внешне, и внутренне.

Подарок для царя. Малахитовая гостиная — единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом — ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы 

«Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера — «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты. Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник — День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.

Один из крупнейших музеев мира. Зимний дворец входит в музейный комплекс Эрмитаж 
— один из самых крупных музеев мира. Здесь хранится самая большая коллекция полотен Рембрандта 

за пределами Нидерландов. Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов, для сравнения — в Лувре 

их около 300 тысяч. Если осматривать все 350 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет.

В какой музей входят два дворца

С 19 ноября посетить Екатерининский и Александровский дворцы можно по комплексному билету «Два дворца». И это будет дешевле, чем покупать в каждый из них билеты отдельно. Специальное предложение действует только в осенне-зимний сезон по пятницам, субботам и воскресеньям. Важно: комплексный билет продается только до 14.00, так как в этом случае можно успеть посетить оба дворца.

Такой билет можно купить онлайн на сайте музея или в день посещения в кассах Екатерининского и Александровского дворцов, а также в информационном центре у Лицейской арки.

Екатерининский дворец – архитектурный шедевр эпохи барокко, композиционный центр бывшей летней императорской резиденции. Посетители увидят знаменитую Янтарную комнату, Золотую анфиладу, Белую Парадную столовую, Портретный и Картинный залы, другие великолепные интерьеры дворца, а также экспозицию «Романовы в Царском Селе».

Личные апартаменты Николая II и императрицы Александры Фёдоровны в Александровском дворце открылись для посещения после реставрации в августе этого года. Александровский дворец – последний дом семьи последнего российского императора, который с 1905 года жил здесь с семьей постоянно. Отсюда венценосная семья отправилась в ссылку в Тобольск навстречу своему трагическому финалу. Для посещения доступны Приёмная, Рабочий кабинет, Мавританская, Камердинерская и Парадный кабинет (половина императора Николая II); Свитская, Спальня, Сиреневый кабинет, Палисандровая и Кленовая гостиные (половина императрицы Александры Фёдоровны), Угловая гостиная и помещения Библиотек.

Обращаем внимание, что билеты – именные. Для посещения музеев необходим QR-код о вакцинации / перенесённом заболевании или справка о медотводе от вакцинации + ПЦР-тест (выполненный не ранее чем за 24 часа).

Стоимость комплексного билета «Два дворца»:

  • взрослые (граждане Российской Федерации и государств, входящих в Евразийский экономический союз) – 1000 рублей;
  • пенсионеры (граждане Российской Федерации и государств, входящих в Евразийский экономический союз) – 600 рублей;
  • курсанты, военнослужащие срочной службы – 600 рублей;
  • учащиеся с 16 лет и студенты – 600 рублей;
  • экскурсионное обслуживание для бесплатных категорий граждан (в т.ч. детей до 16 лет) – 300 рублей (оплачивается только в кассах музея в день посещения).

Напоминаем, что вход в Екатерининский парк бесплатный до апреля, вход в Александровский парк – свободный круглый год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *