Улица знаменка 14 1 что здесь
Перейти к содержимому

Улица знаменка 14 1 что здесь

  • автор:

Здание Генерального штаба министерства обороны Российской Федерации

г. Москва, ул. Знаменка, 14/1
Реставрация фасадов здания, внутренняя отделка натуральным камнем.

Здание Генерального штаба министерства обороны Российской Федерации Здание Генерального штаба министерства обороны Российской Федерации Здание Генерального штаба министерства обороны Российской Федерации

© 2008—2024 Группа предприятий РКК. Все права защищены.
E-mail: info@kamneobrabotka.ru, адрес: Санкт-Петербург, Химический переулок д.8 к.2

Улица Знаменка

Особняк В.Я. Лепешкиной

Улица Знаменка входит в список самых старейших московских улиц, потому что начало ее образования приходится на XV в. С 1918 г. по 1925 г. она называлась Краснознаменной, а потом до 1994 г. улицей Фрунзе. В 1629 г. именно к этой улице примыкали дворы таких известных людей, как князь Василий Ромодановский, князь Иван Долгоруков, боярин князь И.А Хованский и др. Кроме того, здесь стояло достаточно много церквей, из которых, к сожалению, ни одна не уцелела до наших времен. В 2000 г. было снесено еще несколько памятников, имеющих отношение к истории улицы, среди которых оказался и д.№5, построенный в 1830 г. Е. Тюриным для организации выставки собственных картин.

Возможно вас заинтересует

Улица как выставка. Где на Знаменке жил Стендаль и слушал оперу Пушкин

Одна из самых старинных улиц Москвы, Знаменка существует с XV века. Свое название она получила в XVI столетии в честь церкви Знамения Пресвятой Богородицы, которая до наших дней не сохранилась. В 1918 году Знаменку переименовали в Краснознаменную улицу, с 1925 года она носила имя военачальника Михаила Фрунзе. Историческое название вернулось к улице только в 1990 году.

Поначалу на Знаменке селились посадские торговые и ремесленные люди. Во времена Ивана Грозного здесь начали селиться высшие придворные чины. В XVII веке к улице примыкали дворы бояр Ивана Шуйского и Ивана Хованского, князя Ивана Долгорукова и других знатных людей, а в годы правления Петра I на Знаменке жили его сподвижники Никита Зотов и Афанасий Вяземский.

Усадьба Апраксиных — Бутурлиных: от барокко до классицизма

Улица Знаменка, дом 12/2, строение 3 (главный дом); Крестовоздвиженский переулок, дом 2, строение 2 (флигель)

Усадьба, в здании которой сегодня располагается Московская средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных, изначально была построена в стиле барокко. В начале XVIII века ее возвели для военачальника Петра Апраксина по проекту неизвестного иностранного архитектора.

В 1761 году усадьба перешла графу Роману Воронцову. При нем часть помещений арендовала театральная оперная труппа под руководством антрепренеров Джованни Бельмонти и Джузеппе Чинти. Спектакли показывали в специально возведенной деревянной пристройке.

Позже один из флигелей занял Знаменский оперный театр князя Петра Урусова и англичанина Майкла Меддокса. Публика полюбила его. Здесь можно было посмотреть итальянские и русские оперы. В 1780 году случилась трагедия — театр сгорел накануне спектакля. В это время уже велось строительство нового здания — Большого Петровского театра на Неглинке, куда вскоре переехала труппа. На этом месте с 1825 года стоит Большой театр, поэтому театр Урусова и Меддокса часто называют его предшественником.

Уцелев в пожаре 1812 года, усадьба вскоре изменила свой облик. В 1816 году ее приобрел полковник Николай Римский-Корсаков. При нем здание перестроили в стиле ампир, дополнив мезонином и восьмиколонным портиком ионического ордера. В 1825 году усадьбу купил тайный советник Сергей Гагарин. У него часто гостили Иван Тургенев, Николай Карамзин и Лев Толстой. Считается, что последний увековечил именно этот дом в романах «Война и мир» и «Анна Каренина».

С 1910 года здание занимали гимназии, после революции — Реввоенсовет. Позднее здесь снова находились школы. Музыкальная школа при институте имени Гнесиных располагается здесь с 1962 года.

Особняк И.Е. Пономарева: окна с листами и маскаронами

Малый Знаменский переулок, дом 11/11, строение 1

Угловой двухэтажный дом в стиле эклектики на пересечении Знаменки и Малого Знаменского переулка появился в 1899 году. Архитектор Константин Буров, построивший его для купца Ивана Пономарева, постарался сделать оба его фасада интересными и разными. Сегодня, проходя мимо, невозможно не остановиться, чтобы хорошо их рассмотреть.

Угол дома срезан и на уровне второго этажа украшен причудливым эркером: вытянутое окно обрамляют пилястры (плоские выступы стены в виде колонн) и венчает фронтон (часть фасада, ограниченная скатами крыши и карнизом). Также над окном красуется лепнина в виде растений и цветов, маскарон и картуш (декоративные элементы в виде маски и свитка). Между первым и вторым этажами здания тянется фриз в виде меандра — известного древнегреческого геометрического орнамента. Окна фасада, выходящего на Знаменку, декорированы по-разному: на первом этаже они украшены лепниной в виде листа, на втором этаже — мужскими и женскими маскаронами.

Иван Пономарев прожил в доме всего год — в 1900-м он скончался. Спустя четыре года наследники продали особняк Григорию Арафелову. В 1913 году он поручил архитектору Аршаку Измирову перестроить старую усадьбу в Малом Знаменском переулке и присоединить ее к особняку. В треугольном фронтоне можно разглядеть монограмму Алаферова.

После 1917 года в здании располагались секции Коммунистической академии. Сейчас здесь находится Библиотека по естественным наукам Российской академии наук.

Доходный дом Шамшина: виноград и хищные птицы

Улица Знаменка, дом 8/13, строение 1

На углу Знаменки и Староваганьковского переулка расположился дом в стиле модерн, который строили сразу два известных архитектора своего времени. В 1909 году супруги Шамшины заказали проект доходного дома Николаю Благовещенскому. Проект заказчикам понравился, но декор показался скучным, и они обратились к Федору Шехтелю. Сохранив объем и планировку Благовещенского, он полностью изменил оформление дома. Сегодня это здание считается одним из лучших его творений.

Шехтель украсил дом угловым полукруглым эркером в виде башенки. Он начинается с третьего этажа, как будто опираясь на полуколонну, расположенную ниже. Капитель колонны вырезана в виде листьев репейника. Венчает эркер ротонда. С угловым эркером сочетаются полукруглые на обоих фасадах. Первые два этажа дома облицованы штукатуркой, имитирующей камень, остальные — глазурованным кирпичом. Под карнизом тянется фриз с орнаментом в виде листьев.

Декоративное оформление подъезда дома и козырька над ним сохранилось до наших дней. Вход обрамляет арка, отделанная лепниной в виде виноградных гроздьев. Нижняя часть козырька украшена витражами — на них изображены струящиеся ленты. По бокам от входа висят янтарные фонарики. Ручки двери подъезда украшают головы хищных птиц.

Кстати, здание поражало не только внешним обликом, но и техническими новшествами: оно одним из первых в Москве было оснащено лифтом.

Дом Апраксиных: танки и знамена

Улица Знаменка, дом 19

История, пожалуй, самого известного здания Знаменки начинается в конце XVII века, когда по заказу генерала Степана Апраксина здесь возвели усадьбу. Автором проекта, предположительно, был известный итальянский архитектор Франческо Кампорези, или Франц Иванович, как его звали в России. Считается, что Кампорези, приехав в Россию в 1782 году, занимался строительством в Москве, однако его работы почти не сохранились.

Во время войны 1812 года здание занял французский интендантский штаб. В доме квартировали граф Пьер Дарю и его кузен, юный Мари-Анри Бейль, в будущем известный как писатель Стендаль. Этот особняк Бейль упоминает в своих дневниковых записях, называя апраксинским дворцом. Здесь он наблюдал за пожаром, охватившим Москву, а также мучился от внезапно начавшейся сильной зубной боли.

С 1814 года в здании стала выступать труппа Императорского Московского театра. Здесь ставили комедии Дениса Фонвизина, Ивана Крылова и Жан-Батиста Мольера. Театр пользовался популярностью у москвичей, несмотря на то что летом в тесном зрительном зале было душно. Позднее он переехал в находящийся неподалеку дом Пашкова, а в здании на Знаменке еще долго выступали французские и итальянские труппы, а также крепостные актеры. Постановки посещали Александр Пушкин, Александр Герцен (его воспоминания об этом можно найти в «Былом и думах»), театровед Василий Яковлев и другие известные люди эпохи.

После смерти Апраксина тут разместили Александринский сиротский институт. Усадьбу переделали в стиле классицизм. На фронтоне появился двуглавый орел, а боковой фасад украсила композиция с фигурой богини Минервы, сделанной Иваном Витали. В середине XIX века институт преобразовали в Александринский кадетский корпус, а позже — в Александровское военное училище. Во время революции 1917 года оно было одним из центров сосредоточения юнкеров, которые оказывали сопротивление большевикам.

После революции здесь разместился Реввоенсовет, затем — Народный комиссариат обороны СССР. В 1944 году здание реконструировали по проекту архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца. Дом достроили до пяти этажей, фасад украсили 12-колонным портиком. Его декорировали изображениями знамен, танков и символа советской власти — герба СССР (серп и молот на шаре Земли обрамляют пшеничные колосья, ниже расположено восходящее солнце, а венчает композицию пятиконечная звезда). Во время Великой Отечественной войны в здании работал маршал Георгий Жуков.

Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации

Здание современного Генштаба армии РФ (бывшее МО СССР) было построено в течение 1979–87 гг. по проекту триумвирата авторов, возглавляемого М.В. Посохиным, который до 1982 года занимал пост главного архитектора Москвы. Советский «Пентагон» особенно примечателен тем, что ради его постройки был снесен целый исторический квартал, связанный с именами тех самых Рубинштейна, Чайковского, Рахманинова и других личностей. Наверное, здесь и кроются причины интереса к этому зданию.

Возможно вас заинтересует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *