Троицкое кайнарджи усадьба где была на карте
Перейти к содержимому

Троицкое кайнарджи усадьба где была на карте

  • автор:

Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Граф П.А.Румянцев получил имение Троицкое в приданое за своей женой, урожденной Голицыной; приставка «Кайнарджи» напоминает о результатах военной кампании под предводительством графа, закончившейся славным для России Кучук-Кайнарджийским миром.
Хорошо сохранилась Троицкая церковь (архитектор Бланк, 1778 г), мавзолей Румянцевых и Голицыных. На территории усадьбы есть также Воскресенская церковь; остатки парка с прудами.

Адрес: г. Железнодорожный, мкр. Павлино, выезд из города по дороге на полигон «Фенино».

Карта окрестностей (N055 43.574, E037 57.332)

N055 43.574, E037 57.332

Фотографии

Отзывы посетителей

Троицкая церковь-отлично!Общий интерьер -замечательно»! Состояние -очень хорошо!Николай Угодник,в левом приделе(а, глаза,то, глаза,не говоря о»шитом» «рубище»!),просто великолепный!Друзья(у которых гостили,соблазнили которых на посещение), говорившие:- «Фигня!»,после длительного молчания,сказали:-«А ведь рядом живем,блин!»

Великолепная церковь, обязательно к посещение. И внешне и особенно внутри производит очень сильное впечатление.

Был в 2013г. Необычная, красивая церковь.

усадьба(то, что от неё осталось) и комплекс церквей, мавзолея и кладбища с другой стороны дороги. В мавзолее остался декор и надгробия. Внутри Троицкой церкви очень необычный декор. На самой церкви мемориальная доска. Священник проводит экскурсии.Рядом с мавзолеем Румянцевых могилы их родственников-Апраксиных и Голициных. В усадьбе сейчас находится туберкулёзный диспансер. Сохранился фруктовый сад, липовые аллеи,грот. Некоторые липы укреплены и пронумерованы. Адрес: Балашихинский р-н,Павлино, стр.56.тел.8(498)6630652 Рядом с мостом через Пехорку — источник.
. продолжение

06.2011. Гору перед церковью превратили в отличную стоянку для машин с отличными подъездами.
Камень из имения Зенино(Кагул) находится в соседней школе. Можно посмотреть — он огромный.

Усадьба Троицкое-Кайнарджи Славная история, старинные церкви и живописный акведук

На возвышенном левом берегу Пехорки, в селе Фенино, на расстоянии 3 км от станции Кучино, рядом с городом Железнодорожный, среди обширного парка находится усадьба Троицкое — Кайнарджи. Разгадать тайну такого необычного названия можно и с помощью учебников истории, но и, что полезнее и приятнее, при непосредственном посещении.

Иллюстрация: Павел Смоляков

В усадьбе расположена одна из жемчужин русской храмовой архитектуры – Троицкая церковь. Совершим небольшой экскурс в историю. В 1770 году во время Русско-турецкой войны русская армия под командованием Петра Александровича Румянцева разгромила турецко-татарские войска при Ларге и Кагуле, фактически предрешив исход войны. В 1774 году был заключен Кючук-Кайнарджийский договор, а талантливый полководец рескриптом Екатерины II пожалован двенадцатью высочайшими наградами, среди которых: грамота с прописями побед, фельдмаршальский жезл, шпага, лавровый венок, медаль с его изображением, деньги, картины, наименование «Задунайский» и пять тысяч крепостных крестьян. После официальных торжеств в Москве фельдмаршал Румянцев-Задунайский с не меньшим размахом принимал императрицу в своем подмосковном имении Троицком. К приезду государыни спешно построился дворец-павильон, стилизованный под одну из турецких крепостей. Встреча была торжественной. Великолепный бал и народное празднество с песнями, русскими плясками и фейерверками продолжалось до утра. Прощаясь с Троицким, Екатерина в честь одержанных побед пожелала «месту сему» дать название Кайнарджи, одна из ферм стала именоваться Кагул, три пустоши вокруг имения получили названия Румянцевская, Кагульская, Задунайская.

Еще до славных побед 1774 года в имении была заложена каменная церковь, построенная в 1778 г. в стиле французского классицизма Карлом Бланком.

Заглянем внутрь здания. Интерьер храма с изысканными лепными гирляндами, позолоченными украшениями, двухъярусным иконостасом с парными коринфскими колоннами дошел до наших дней почти неповрежденным. Рядом с храмом находится усыпальница рода Румянцевых в стиле ампир, в которой сохранилось надгробие из темной яшмы с надписью «Граф Сергей Петрович Румянцев», а также небольшие иконостасы. Также удостоим своим вниманием и находящуюся здесь же, на территории усадьбы, небольшую Воскресенскую церковь, обладающую высокими декоративными качествами. Краснокирпичная поверхность ее фасадов контрастирует с белеными и белокаменными элементами убранства. Усадебный дом стоял в паре километров от храмов (к сожалению, он не сохранился). В более поздние времена имением владели Голицыны, построившие на своих землях дачи. На одной из дач (известного славянофила С.П. Шевырева) побывал Н.В. Гоголь, где читал главы из второго тома «Мертвых душ». В настоящее время вплотную к усадьбе подступил город Железнодорожный, жители которого посещают храм, при нем работает воскресная школа, а его настоятель опекает пациентов центральной больницы г. Железнодорожного, при которой открыта часовня.

Что еще интересного можно посмотреть в усадьбе?

  1. Протекающая через все имение, Троицкое и Зенино, с севера на юг речка Пехорка.
  2. Часть пятиверстного шоссе из бутового камня, огибающее собою все имение.
  3. Частично сохранившийся акведук, через который подводили воду из колодца для оранжерей, теплиц и огородов. Одна его часть в поле, а другая – около дороги, соединяющей г. Железнодорожный с Зенино.
  4. Если вы не любитель старины и живописных развалин, в любом случае, вы можете прогуляться по старинному парку и подышать свежим, не загазованным воздухом.

Как добраться до усадьбы

«Спасская застава у Покровского монастыря по Рязанскому шоссе, поворот налево, 12—15 верст в село Троицкое или Кагулово» – если следовать приписке с адресом на визитной карточке Шевырева, сделанной для Гоголя.))) На машине: из Москвы по Носовихинскому шоссе приблизительно 8 км, после микрорайона Кучино города Железнодорожный повернуть на светофоре направо по указателю «Керамическая улица, Троицкая церковь», далее приблизительно 3 км до деревни Павлино. Общественным транспортом: из Москвы от Курского вокзала до станции «Кучино», далее автобусом 11 или маршрутками 11, 111 до остановки «Автошкола» или из Москвы от станции метро «Новокосино» маршруткой 111 до остановки «Автошкола».

  • интересные усадьбы
  • отдых на природе

Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Как добраться? На автомобиле. В Кучино нужно повернуть на светофоре, указатель на Фенино, к сожалению, отсутствует. Гигантские полицейские на дороге — верный признак того, что вы двигаетесь в правильном направлении. После смены жилых кварталов лесопарком, из-за поворота неожиданно покажется маленькая главка Воскресенской церкви.

Троицкое, возникшее на рубеже XVII-XVIII вв. — владение Голицыных. В последней четверти XVIII столетия оно переходит к знаменитому русскому полководцу, фельдмаршалу П.А. Румянцеву-Задунайскому. Этот период явился для имения порой расцвета, из скромной усадьбы оно превратилась в роскошную загородную резиденцию видного екатерининского вельможи.
1775 год — год триумфа графа Румянцева; Пётр Александрович только вступает во владение своей новой «подмосковной», осыпанный щедротами императрицы Екатерины, по случаю заключения победоносного Кучук-Кайнарджийского мира.

Описание усадьбы Троицкое-Кайнарджи

Сохранились: Троицкая церковь, Воскресенская церковь, мавзолей С.П. Румянцева, церковная ограда, пейзажный парк с прудами, остатки регулярного парка

Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Троицкое становится в ряд с уже имеющимися поместьями Румянцева в Вишенках, Великой Топали, Парафиевке и Качановке. Усадебный комплекс начинает формироваться с деревянного дома, заменённого уже в 1779 г. каменным замком с угловыми башнями. Псевдоготическим его вряд ли можно было назвать — стрельчатые завершения проёмов, присущие готике здесь отсутствовали. Подробности, касающиеся главного дома, малочисленны, но весьма интересны.
Строительство замка предварило возведение хозяйственного комплекса: мельницы, амбара, въезжего двора и т.д. Весной 1778 года состоялась закладка церкви, ведутся работы по благоустройству сада и прилегающего парка. Многое в Кайнарджи принадлежало замыслу К.И. Бланка — это и генеральный план, и основные сооружения, и их интерьеры. Следует отметить, что П.А. Румянцев был «несносным» заказчиком, он постоянно вмешивался в процесс проектирования с новыми пожеланиями и доработками, навязывал свои решения. Однако, именно ему, мы обязаны появлением в Троицком изысканного храма стиля французского классицизма с двумя западными башнями. Церковь св. Троицы выстроена, вне всякого сомнения, Карлом Бланком, а вот «искуснейший» автор проекта так и остался неизвестным.
Недолгий период процветания усадьбы был прерван войной 1812 г., и закончился в конце 1830-х гг. после смерти сына фельдмаршала — С.П. Румянцева.

Архивные материалы из издания: Е.П. Щукина «Подмосковные усадебные сады и парки конца XVIII века», М., 2007

  1. План усадьбы Троицкое-Кайнарджи (центральная часть). Обмеры Е.П. Щукиной
  2. План усадьбы. Обмеры Е.П. Щукиной
  3. Троицкая церковь в усадьбе Троицкое-Кайнарджи, отмывка
  4. Троицкая церковь, фото

Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Е.П. Щукина. Подмосковные усадебные сады и парки конца XVIII века

Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Усадьба Троицкое-Кайнарджи расположена на востоке от Москвы, примерно В 25 км от нее. Первые сведения об этой усадьбе, как и о большинстве Подмосковных, относятся к первой четверти XVII в. В 1623 г. село принадлежало Ивану Васильевичу Сукову и Андрею Сабурову.
В то время там кроме церкви были двор вотчинников, двор приказчиков и дворы деловых людей и крестьян. В роду Суковых Троицкое находилось до конца XVII в., а затем перешло к Алексею Борисовичу Голицыну.
По данным вотчинной коллегии, приводимым Холмогоровым, в 1704 г. Троицкое было крупной усадьбой. Там уже имелись не только двор вотчинников, двор приказчиков и дворы деловых людей, но и скотные, конюшенные, охотничьи, псарские, столярские, рыболовные дворы и двор садовника. Кроме того к селу была присоединена деревня Фенино с крестьянскими дворами.

От Голицыных Троицкое переходит в казну, а в 1775 г. поступает во владение к графу Румянцеву.
Общая планировка Троицкого в шестидесятых годах XVIII в. носила характерные черты подмосковных усадебно-парковых ансамблей, постепенно складывавшихся на протяжении конца XVII — начала и середины XVIII в. Усадьба занимала широкую полосу на высоком левом берегу запруженной речки Пехорки, между оврагом и неширокой луговой долиной. Барский дом и церковь стояли рядом друг с другом недалеко от плотины, причем к большому водному зеркалу запруженной речки дом был обращен торцовым фасадом. Главная ось этого дома была направлена вдоль берега и являлась одновременно главной осью расположенного непосредственно за домом регулярного липового сада.
Основными композиционными элементами этого сада явились прямолинейные густо посаженные липовые аллеи, а его планировочная сетка представляла собой прямоугольные клетки с диагональными пересечениями. На расстоянии около ста метров по оси от дома диагональные пересечения исчезали, а частая посадка, подавляющая рост деревьев и облегчающая стрижку, заменялась обычной широкой и не строго геометрической посадкой свободно растущих деревьев.

В конце сада находился двор садовника, а за ним — прямоугольный пруд, замыкавший композицию. Интенсивность планировки и архитектурная насыщенность усадебного сада постепенно затухали по мере удаления вдоль главной оси от дома. Общая площадь сада была около шести гектаров; из них один гектар приходился на строго регулярную часть, лежащую около дома.
От сада шла широкая дорога к террасным прудам, лежавшим в овраге, который служил северным рубежом усадьбы. В то время эти пруды имели только чисто хозяйственное назначение и в качестве декоративно-композиционных элементов не использовались. Вся усадьба, занимавшая вместе с крестьянскими, хозяйственными и церковным двором около 15 га, была окружена своими угодьями. На севере и востоке ее охватывал лес, а на юге в долине и на западе за р. Пехоркой лежали широкие луга и поля.
В таком состоянии усадьба находилась в середине XVIII в. и в таком же состоянии оставалась до семидесятых годов XVIII в., пока не перешла во владение Румянцева.

Петр Александрович Румянцев, вступивший в 1775 г. во владение Троицким, был одним из крупнейших государственных деятелей Екатерининской эпохи. При его участии в середине XVIII в. были проведены серьёзные преобразования в русской армии, значительно поднявшие её маневренность и боевые качества. В войнах того времени, отмеченных выдающимся развитием русского военного искусства, он руководил рядом блестящих операций, исход которых упрочил за Россией руководящую роль в Европе. Победы русских при Гросс-Егерсдорфе и Кунерсдорфе в Пруссии, разгром турецких войск при Ларге, Кагуле и Кайнарджи, а также и самый Кучук-Кайнарджийский мир, заключённый в 1774 г. и обеспечивший России военные и торговые базы на Чёрном море, неразрывно связаны с его деятельностью.
Вступив во владение усадьбой, пожалованной ему за военные заслуги по указу Екатерины Великой, посетившей усадьбу, он решает сделать эту усадьбу памятником героическим завоеваниям и победам, одержанным русскими полками под его командованием. Усадьбу он называет «Кайнарджи» и в дальнейшем она существует под двойным названием — Троицкое-Кайнарджи.

Характерной особенностью новой усадебно-планировочной композиции является ее широкий планировочный размах. Новый архитектурный центр и несколько расходящихся от него лучевых аллей, расположение которых было закреплено хозяйственными или дополнительными архитектурными комплексами, охватили территорию площадью около 160 га. Главная ось этой композиции рассекла занятую усадьбой возвышенность на две равновесные в топографическом отношении части и прошла с востока на запад перпендикулярно широкому протяжённому зеркалу запруженной Пехорки.

Архитектурно-планировочный центр усадьбы занял плато, расположенное на возвышенности и удалённое от берега Пехорки и от берегов террасных прудов примерно на 1000—1300 м. Господствующим архитектурным объёмом, расположенным на главной композиционной оси, по замыслу должен был служить новый усадебный дом-дворец, названный «Кагул». Об архитектурном характере этого не дошедшего до нас, а возможно, и не построенного, дворца, позволяет судить только чертёж, хранящийся в Архиве Академии архитектуры.
Согласно этому чертежу-проекту, объёмное и планировочное решение дома не выходило из рамок московского классицизма XVIII в. Однако архитектурные детали и декоративные элементы, наряду с классическими карнизами, аттиками, скульптурными трофеями и палладианскими окнами, украшенными мемориальными досками, включали декоративные аркатурки с гирьками и фигурные, как кружево, парапеты. Кроме того, боковые цилиндрические объёмы здания были увенчаны коронками, обведёнными декоративными бойницами и завершёнными двугорбыми зубцами, вследствие чего эти архитектурные объёмы приобретали вид крепостных башен.
Весь дворец в целом с его центральным архитектурным объёмом, увенчанным куполом и завершённым по углам скульптурными группами знамён, шлемов, панцирей и щитов, с его боковыми башнями с зубцами и бойницами, с его лёгким полуготическим, полувосточным узорным парапетом должен был восприниматься как памятник русским победам в Прусскую и Турецкую кампании.

За дворцом находился небольшой, площадью около четырёх гектаров, интимный сад, общее расположение которого было также подчинено главной композиционной оси. Архитектурно-художественным фокусом этого сада являлся садовый фасад дворца, который должен был раскрываться через гладь лежавшего перед ним небольшого прямоугольного пруда.
От главного фасада дворца лучами в направлении больших прудов расходились три широкие и длинные аллеи, державшие композицию обширного парка. Наименования аллей так же, как и архитектурных центров усадьбы, увековечивали военные победы владельца при Аарге, Кагуле и Кайнарджи. Северо-западная аллея, предназначенная для подъезда со стороны села Соколово и названная Аарг, вела к плотине среднего террасного пруда. От неё расходились идущие вдоль берегов этих прудов дорожки. Значение аллеи Аарг было усилено тем обстоятельством, что террасные пруды, имевшие в своё время только хозяйственное значение, в новой композиции приобрели большой художественный смысл. Следов архитектурного оформления их берегов не находилось, однако остатки групповых и одиночных декоративных посадок говорят об имевшемся в своё время стремлении к созданию разнообразных и живописных парковых декораций, в которых варьировались различные приёмы раскрытия водного зеркала. В данном случае основным являлся приём, позволявший воспринимать синюю гладь воды пруда через красные стволы сосен и белые группы ажурных берёз с относительно удалённых точек отлогого берега. Следует отметить, что цветовая гамма парковых элементов всегда воспринимается острее, если эти элементы, как, например, в данном случае, находятся на севере от зрителя.

Осевая аллея Кагул, протянувшаяся на 900 м, была направлена к запруженной Пехорке, но, не достигнув береговой бровки, замыкалась небольшим дачным комплексом. Во главе этого комплекса стоял белый одноэтажный каменный дом с балконами и спускавшейся к старому прямоугольному прудику лестницей. Вокруг дома был разбит небольшой сад, выделявшийся из общего паркового массива благодаря некоторой регулярности и характерному подбору растительности. Особенно останавливали на себе внимание неизменные при оформлении архитектурных центров лиственницы и стриженые кустарниковые породы.
Третья лучевая аллея, названная Кайнарджи, шла от главного фасада дворца Кагула и, достигнув небольшого хозяйственного комплекса, делала поворот на 45, после чего шла параллельно главной оси и приводила к дополнительному архитектурному фокусу. Архитектурно-планировочной основой этого фокуса послужил старый усадебный центр Троицкого, потерявший впоследствии свое былое доминирующее значение. Из старых элементов этого центра в новую композицию перешли церковный двор, плотина и регулярный липовый сад; возможно, что некоторое время свою ведущую роль удерживал и дом.

Церковный участок занимал выигрышное в композиционном отношении место на высоком берегу Пехорки, недалеко от плотины. На этом участке была сооружена новая церковь, архитектура которой характерна для начала классицизма. Обращают на себя внимание башни-колокольни, расположенные по сторонам портала, аналогичные колокольням церкви в Пехре-Яковлевском. Вертикальность этих башен подчёркнута завершающими высокими шпилями, которые отсутствовали в проекте церкви.
Кроме указанных трёх лучевых аллей, получивших архитектурное или декоративно-парковое завершение внутри усадьбы, от архитектурного центра Кагула отходила на юг широкая аллея, переходящая в проселочную дорогу, соединявшую Кагул с соседней усадьбой Зенино, имевшей свой небольшой усадебный сад, а на восток отходила дорога-аллея в усадьбу Сергиевку.

Между основными аллеями, определявшими схему парка, шли мягко изгибающиеся дорожки и тропинки. Расположение этих второстепенных дорожек, за исключением идущих вдоль берегов пруда, не было закреплено выразительными особенностями рельефа, ни архитектурными, ни инженерными средствами. Основными факторами, определяющими и закрепляющими их расположение, служили зелёные группы. В качестве растительной основы парка первоначально был использован зелёный массив, существовавший в Троицком. Если судить по возрасту дошедших до нас следов художественно подобранных зелёных групп, то они достигли полного развития и вошли в композицию только через несколько десятилетий после создания парка.
Зелёные насаждения, кроме художественно-композиционной роли, играли также защитную роль. Обширное хозяйство усадьбы требовало значительных участков, занятых служебными постройками и предназначенных для утилитарны целей. Эти участки лежали недалеко от композиционных архитектурных фокусов в непосредственной близости к основным проезжим аллеям и были вкомпанованы в общую планировку. Но так как эти участки были окружены густой растительностью, они были изолированы от внутрипаркового пространства, и поэтому в его оформлении принимали участие только закрывавшие их зелёные насаждения.

Полного художественного завершения первоначального замысла Троицкое-Кайнарджи не получило. Этому, по-видимому, помешала смерть Петра Алексеевича Румянцева, — владельца усадьбы. Его сын Николай Петрович Румянцев придает усадьбе в основном хозяйственное значение и устраивает в 1797 г. в Кагуле ферму с образцовым хозяйством. Однако и в таком виде усадьба существовала недолго, и в 1812 г. она была разрушена и разграблена французами. Предпринятые в двадцатых годах XIX в. мероприятия по восстановлению усадьбы велись до некоторой степени в плане сохранения за ней характера памятника воинской славы Румянцева-Задунайского. Об этом говорят дошедшие до нас монументальный ампирный мавзолей, расположенный около церкви, а также памятник Екатерине II, изображённой в виде Минервы; этот памятник находится в прилежащей к Троицкому деревне Фенино на пути к усадьбе.

Несмотря на некоторую незавершенность и недостаточную сохранность усадебно-парковой композиции Троицкого—Кайнарджи, можно установить ряд интересных особенностей этой композиции, характерных не только для данной усадьбы, но и для садово-паркового искусства конца XVIII в. Усадебная композиция Троицкого, относящаяся к последней трети XVIII в., основана на новых принципах садово-паркового искусства. Вместо старой схемы усадьбы (небольшой сад, обособленный от естественного зелёного массива и от водных зеркал; сад расположен без согласования с рельефом и не имел связи с хозяйственным комплексом) была принята новая схема, на основе которой была создана единая усадебно-парковая композиция.

Усадебный парк

Троицкое-Кайнарджи — это часть с. Троицкого, принадлежавшего с 1760 по 1838 г. фельдмаршалу II. А. Румянцеву-Задунайскому. Свое второе название «Кайнарджи» получило в память о Кючук-Кайпарджийском мире, заключенном после победы русских войск над турками в 1774 г. Прекрасный пейзажный парк с оранжереями и искусственными прудами был разбит на берегу р. Пехорки. Сохранилась лишь часть парка с большим количеством березы, сосны, рябины, зарослями бузины, рябинника и сирени. Всего в парке насчитываются 22 вида древесных растений, в том числе девять местных и 13 интродуцентов. Наилучшего развития достигли: липа мелколистная (высота 24 м, диаметр ствола 75 см), береза плакучая (высота 19 м, диаметр ствола 70 см), сосна обыкновенная (высота 22 м, диаметр ствола 45 см). В парке много живых изгородей из желтой акации, сирени обыкновенной и венгерской, чубушника уродливого. Хорошо растет девичий виноград (высота до 6 м). Имеются молодые посадки туи западной. Уход удовлетворительный. Для улучшения парка необходимо убрать заросли малоценных пород.

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Панорама

Можно посмотреть на комплекс только со стороны входа

Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Усадьба Троицкое-Кайнарджи относится к числу памятников архитектуры и истории XVIII века. Имение возникло на средства графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского, когда под его командованием в русско-турецкой войне 1768-177 была одержана победа, за что императрицей Екатериной ему было выделено 12 высочайших наград, фельдмаршальский жезл, деньги, 5 тысяч крепостных крестьян, почетное прибавление к фамилии «Задунайский». Тогда был построен дворец, стилизованный под турецкую крепость, простоявший до 1812 года, разбит парк, Троицкая церковь, храм-усыпальница в честь Воскресения Христова, здание мавзолея-часовни, выстроенное в 1830-х годах , где погребены С.П. Румянцев, его дочь В.С. Голицына и ее муж князь П.А. Голицын.

Тип: Памятники архитектуры

GPS координаты: N 55° 43′ 33.4272″ E 37° 57′ 25.6932″

QR-код памятника архитектуры

QR код памятника архитектуры Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Адреса и телефоны:

Россия, Московская область, Фенино, р-н Фенино

Расстояние до центра: 532 м.

Усадьба Троицкое-Кайнарджи на карте

Гостиницы, квартиры в аренду, рестораны, развлечения, места

Ближайшие гостиницы

Березка ( 756 м. )

На Командировка.ру с 27.07.2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *