Картина левитана владимирка где находится
Перейти к содержимому

Картина левитана владимирка где находится

  • автор:

Описание картины Исаака Левитана «Владимирка»

Описание картины Исаака Левитана «Владимирка»

Левитан написал свою знаменитую «Владимирку» в 1892 году. Эту картину отличает выразительная глубина смыслового наполнения и особая поэтичная грусть. Сегодня ее называют одной из лучших пейзажных полотен этого живописца, но сразу после ее написания критика признала работу скучной и невзрачной и не придала особого значения.

Этим произведением живописец увековечил память о каторжанах, которых до 1890 года по этой дороге отправляли в Сибирь на каторгу. Перед нами довольно мрачный пейзаж: конец лета, почти голая степь,

дорога, ведущая вдаль, Освобождая ее место, впереди расступается лес. Низко нависшее сумрачное небо с бегущими обрывками облаков вызывает тоску и печальные воспоминания. Бесконечно растянулась дорога, убегая за горизонт…

Легендарная Левитанова «Владимирка» привлекает зрителя и богатым историческим содержанием, и трагическими нотками поэтичности. И в плане живописном картина очень интересная. Ведь в ней гармонично сочетаются изысканность рисунка с разнообразием красочных оттенков: от бледно-сероватых, изображающих небо, до зеленовато – землистых, отражающих степь. По-мастерски передается и само тревожное настроение пасмурного неба, угрожающе нависшего над извилистой лентой степной дороги. Монотонный унылый пейзаж немного оживляется светлым пятном, изображающим церковь, которая выписывается впереди и темная фигура женщины. Она стоит возле придорожного креста в немом ожидании. Множество горьких судеб увидела эта дорога, вызывающая горькие чувства безысходности и тоски…

Весь холст пропитан самозабвенной любовью автора к своей Родине, его искренним состраданием и участием к чужому горю, к бедным каторжанам, к матерям, сестрам и женам, терпеливо ожидающим их возле дороги. Эту картину художник подарил Третьяковской галерее.

Картина «Владимирка», Левитан — описание

Исторический пейзаж — редкий жанр. Картина была написана в тот непростой период жизни художника, когда его самого выслали за пределы Москвы, в связи с его «инородным» происхождением.

С Владимирского тракта начинался путь любого каторжника России в 18 и 19 веках. Очень символично, что работа была создана через несколько лет после того, как приговоренных к исправлению Сибирью начали вывозить на поездах. Тракт отдыхает. Он пустынен. Одиноко бредущая путница делает пейзаж еще пустыннее и безжизненнее. Непривычная пустота и тишина наполняет работу тревожной атмосферой, особой энергетикой. В этой напряженной тишине едва слышны и звон кандалов, и горестные стоны осужденных, и грозные окрики надсмотрщиков.

Для художника сам вид этой дороги созвучен его собственному состоянию: изгнанник в горячо любимой им стране.

Огромное и пасмурное небо накрывает собой уходящую вдаль Владимирку. Нет конца этому пути страданий и горя. Но вдалеке едва различима белая церковь. Этот символ робкой надежды на лучшее, светлое, доброе, не мог не появиться в картине. Без этого, к слову сказать, придуманной автором детали, настроение работы было бы еще более тягостным и печальным.

Верстовой столб — также важная деталь. Он, словно метроном, отмерял еще недавно время каторжного пути и страдания несчастных.

Художник избегает ярких красок, весь пейзаж созвучно написан тусклыми тонами. Оставшийся без «работы» тракт постепенно зарастает, как и сама человеческая память о былых горестях и бедах. Но тревожность и напряженность атмосферы не дает зрителю ни единой возможности расслабиться и отмахнуться от проблемы, заключенной в работе. Исключительно художественными методами автору удается привлечь внимание к острой социальной проблеме. Причем его методы не давали никакой возможности цензуре ограничить доступность работы массовому зрителю.

Картина «Владимирка» Исаака Ильича Левитана — пейзаж как художественное осмысление трагической страницы русской истории

«Владимирка» — картина, написанная Исааком Ильичом Левитаном (Isaac Ilyich Levitan) по этюду, сделанному во время пребывания в деревне Городок у реки Пекши, во Владимирской области. На холсте изображены бескрайний простор под низким, затянутым тучами небом, крошечная белая церковь на горизонте и фигурка богомолки у голубца — верстового столбика с иконой. По бокам грунтового, частично заросшего тракта, вьются вытоптанные палевые дорожки. Впереди художник обозначил спуск в неглубокий овражек и новый подъём, за которым всё тот же путь среди пустоты и одиночества.

Ощущение ветреной погоды создано Левитаном при помощи сиренево-серых стеблей травы. Они волнами расходятся в разные стороны. Тёмная до черноты зелень деревьев, седая пыль на земле, приглушённые краски окружающей природы говорят о приближении осени. Мрачная местность рождает ощущение подавленности, безысходности перед неизбежным приходом холодов.

  • Название картины: «Владимирка».
  • Автор: Исаак Ильич Левитан (1860-1900).
  • Год написания: 1892 г.
  • Размер: 79 х 123 см.
  • Стиль:Реализм.
  • Жанр:Пейзаж.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан — выдающийся художник XIX века, мастер пейзажной живописи, посвятивший творчество просторам родной земли. Как чуткий наблюдатель и знаток русской истории, он в любой местности находил нечто особенно характерное, вдохновляющее на создание новой картины.

Сохранилось свидетельство Софьи Кувшинниковой, сопровождавшей мастера во время пребывания во Владимирской области. Они гуляли по окрестностям Городка, вокруг расстилался уютный, пасторальный вид. Но неожиданно художник вспомнил, что до недавнего времени именно по этому тракту этапировали в Сибирь осуждённых на каторгу преступников. Вытоптанные полосы по обе стороны основной дороги — следы конного конвоя, который всегда двигался на расстоянии от основной колонны.

Исаак Ильич, захваченный идеей нового произведения, много раз возвращался на место, сделал несколько набросков. До нашего времени сохранился лишь один этюд, написанный маслом на картоне. По нему, вернувшись в Москву, автор создал окончательный вариант картины «Владимирка».

В 1893 году работа была представлена на 21-й выставке передвижников и заслужила одобрение критиков. Но приобретать её никто не торопился. Ещё через год автор подарил своё детище Третьяковской галерее, признав, что хочет успокоиться наконец и не питать надежды выручить за него деньги.

Картина «Владимирка» Исаака Ильича Левитана, по мнению его современников, заслужила звание исторического пейзажа. В ней видно зрелое мастерство автора, его умение передать эмоциональный настрой. Изобразив типичную местность среднерусской полосы, он напомнил потомкам о том, чьими ногами вытоптана эта дорога.

Владимирка (картина)

«Владимирка» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1892 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 1485). Размер — 79 × 123 см [1] [2] . «Владимирка» — одна из трёх больших (по размеру) картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов. Её вместе с двумя другими большими полотнами этого периода — «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894) — иногда называют «мрачной трилогией» Левитана [3] .

Левитан начал работу над эскизами и этюдами к картине «Владимирка» в 1892 году, когда он несколько месяцев жил во Владимирской губернии. Он писал их с натуры, находясь у Владимирского тракта — грунтовой дороги, ведущей из Москвы на восток. В просторечии эта дорога называлась Владимиркой — в течение многих десятилетий по ней отправляли сосланных на каторгу заключённых [4] . Картина была написана в том же году в Москве [5] . В феврале 1893 года она была представлена на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге, а затем, в марте, переехавшей в Москву [1] [6] . В марте 1894 года Левитан передал полотно в дар Третьяковской галерее [7] [8] .

Художник Михаил Нестеров отмечал, что «Владимирка» могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного» [9] , а искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эта картина — одно из лучших творений Левитана, «его всеми признанный шедевр», в котором «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно» [10] .

История [ править | править код ]

12 мая 1892 года Левитан вместе со своей спутницей, художницей Софьей Кувшинниковой, уехал из Москвы во Владимирскую губернию. Они поселились в деревне Городок, расположенной на реке Пекше, недалеко от станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги [11] . В письме Павлу Третьякову от 13 мая Левитан сообщал: «Поселился я в довольно милой местности и думаю поработать» [12] . Там же он провёл и лето 1892 года [13] . Ныне деревня Городок входит в состав деревни Пекша Петушинского района Владимирской области. Дом, в котором жил Левитан, впоследствии был превращён в дом-музей, но 22 августа 1999 года он был уничтожен пожаром [14] .

О том, как у Левитана зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала Софья Кувшинникова. Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старое Владимирское шоссе. Кувшинникова так описывала их впечатления: «Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелесков в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся голубец со стёртой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Всё выглядело таким ласковым, уютным». И вдруг Левитан вспомнил, что это была именно та самая Владимирка. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах, идущие по этой дороге в Сибирь [4] [15] [5] . В последующие дни художник неоднократно возвращался к этой дороге, чтобы писать этюд к будущей картине [16] — он завершил его в несколько сеансов [17] . После этого он уехал в Москву, чтобы как можно скорее написать задуманную им картину. Под свежим впечатлением от пейзажа, увиденного на старом Владимирском шоссе, работа над полотном шла быстро и вдохновенно [5] . Закончив картину, Левитан написал на ней её название — Володимірка. Это было необычным для художника шагом — как правило, он названия на полотнах не надписывал [10] . Вместе с четырьмя другими произведениями Левитана, среди которых были «Лесистый берег, сумерки», «Лесной пожар», «Осень» и «Под вечер» [18] , картина «Владимирка» (под названием «Владимирка, большая дорога») экспонировалась на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1893 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву [18] [6] . Петербургская критика практически не писала о пейзажной части выставки, только в «Петербургской газете» ( № 47 за 18 февраля 1893 года) было отмечено, что для неё были подобраны «самые неприглядные „серые“ мотивы», а подписавшийся псевдонимом Л. Х. автор статьи восклицал: «Что может быть скучнее „Владимирки. Большой дороги“ г. Левитана …» [19] . После переезда выставки в Москву в прессе появилось больше отзывов о картине, значительная часть которых была положительной, — в частности, похвальные отзывы написали Владимир Сизов, Владимир Грингмут («Московские ведомости») и Михаил Корелин («Русская мысль») [20] . Несмотря на положительные отзывы, во время выставки полотно куплено не было. Через год, в марте 1894 года, Левитан подарил картину Третьяковской галерее [21] — в письме к Павлу Третьякову от 11 марта 1894 года он писал: «„Владимирка“, вероятно, на днях вернётся с выставки, и возьмите её и успокойте меня и её» [7] [8] .

Описание [ править | править код ]

Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что в течение многих десятилетий вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах [22] . На картине изображена бескрайняя равнина с пролегающей по ней дорогой, которая протянулась от переднего плана в глубину, проходя через поля, мимо перелесков и селений, и теряясь в синей дымке у самого горизонта. Узкие тропинки, протоптанные вдоль дороги по обеим сторонам, подчёркивают её протяжённость. Помимо этого, через всё полотно слева направо проходит ещё одна тропинка. Пересекая дорогу, она замедляет движение взгляда зрителя и направляет его на придорожный столбик-голубец, рядом с которым с котомкой за плечами стоит странница-богомолка [10] [23] . Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы, обратившейся с молитвой к иконе на столбике-голубце, — всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта, да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды [23] [24] [25] .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *