Что такое монорельс в москве
Перейти к содержимому

Что такое монорельс в москве

  • автор:

Монорельсовая дорога в Москве

Станции: «Тимирязевская» «Улица Милашенкова» «Телецентр» «Улица академика Королёва» «Выставочный центр» «Улица Сергея Эйзенштейна»
Московская монорельсовая транспортная система , таково ее полное название, соединяет станцию метро «Тимирязевская» и трамвайное депо на улице Сергея Эйзенштейна. Вернее, станцию метро «Тимирязевская» и метро «ВДНХ» или Всеросийский Выставочный центр. Важное обстоятельство — трасса монорельса проходит над Октябрьской железной дорогой, что в 2-3 раза сокращает время сообщения между указанными станциями, сняв необходимость поездки через центр с пересадками на Московском метрополитене. .

Монорельсовая дорога была спроектирована и построена ОАО «Московские монорельсовые дороги» совместно с ведущими строительными организациями России — ОАО «Корпорацией «Трансстрой», ООО «Москапстрой» по программе «Московский монорельсовый транспорт»

Часто, выходя из ВВЦ наблюдал вот такую картину — состав монорельса плавно проходит по эстакаде на фоне гостиницы Космос, картина как из фильма о будущем. Сразу возникало желание прокатиться на таком экзотическом виде транспорта. Но, то дорого, то в следующий раз, то еще какая-нибудь отговорка — «или я не сын страны».
Наконец «следующий раз» наступил и я решился. Начал с начальной станции «Улица Сергея Эйзенштейна» — начальной потому что перед ней уже депо.

Проходим через сверкающие серебристым металлом турникеты

Выходим на перрон. Здесь народу не много — станция незначительная.

С перрона можно видеть как состав выходит из депо.

И вот он уже у платформы — открываются двери и пассажиры входят в вагон.

Головной отсек

Промежуточный отсек

Войдя в вагон, я был не то чтобы шокирован, но сильно удивлен. Ожидал что войду в просторный салон, как у европейских скоростных экспрессов, тем более что внешне монорельс их несколько напоминает. Оказалось что это маленькая довольно тесная капсула на восемь сидячих мест — по четыре с каждой стороны (в головной капсуле по три). И весь состав состоит из таких вот капсул (отсеков). Такое деление нужно чтобы вагон вписывался в повороты.
Удивление возросло, когда вагон поехал. Скорость оказалась неожиданно маленькой, а на поворотах снижалась до почти пешеходной и при этом вагон скрипел и дергался. Сразу пришло на ум определение — колымага, причем не новая.

Проезжаем мимо знаменитой скультуры Мухиной «Рабочий и колхозница», недавна она была отреставрирована и она приняла свой первоначальный вид, как это было на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Перрон станции «Выставочный центр». Здесь народу побольше, да и сам перрон шире.

Отсюда открывается вот такой футуристический вид. Монорельс однопутный, поэтому и развилка.

Проезжаем мимо парка Останкино, с его знаменитым крепостным театром, прудом и церковью Троицы Живоначальной

Останкинский Телецентр

Значительная часть маршрута пролегает мимо промзон

А это даже и не промзона, а какая-то помойка. Вот такой аттракцион для иностранных туристов — у себя-то им такого не увидеть.

«Тимирязевская» — конечная станция монорельса

На Тимирязевской он разворачивается и уходит обратно.

Интересно, что в Германии, в городе Вупперталь существует и исправно работает «прадедушка» московского монорельса, которому больше ста лет. Кроме возраста, он отличается подвеской вагонов снизу и называется Монорельсовая подвесная дорога . Отличается также протяженностью — 13,3 км по сравнению с московским — 4,7 км и более просторными, если можно так выразиться, салонами вагонов — «прадедушка»- то посолиднее будет.
В чем они совпадают, так это в скорости и грохоте и тряски во время движения.

Новость! Закроют ли монорельс?

Монорельс стал работать по новому расписанию
Звездный Бульвар №2 (512) январь 2017
Утверждено новое расписание работы монорельса. Как сообщил «ЗБ» начальник московского метрополитена Дмитрий Пегов, теперь интервалы между прибытием поездов составляют 15-30 минут – в зависимости от времени суток и работы выставок на ВДНХ, так как возле главной выставки страны монорельс будет работать в экскурсионном режиме.
Напомним, что раньше средний интервал составлял 7 минут. Его увеличение, по словам Пегова, связано с тем, что с введением МЦК и открытием трех новых станций метро – «Бутырской», «Фонвизинской» и «Петровско-Разумовской» — пассажиропоток на монорельсе упал на треть.
— Монорельсом люди пользовались, чтобы переехать через пути Октябрьской железной дороги, сейчас в связи с вводом МЦК эта надобность отпала,
— сказал он.
По словам Пегова, сотрудники метрополитена будут мониторить все выставки ВДНХ, чтобы подстраивать работу монорельса под их график.
Мария ГУСЕВА

Монорельс: история и особенности московской транспортной дороги

Монорельс является одним из видов рельсового транспорта. Примечателен он тем, что подвижной состав передвигается по одному рельсу, а не двум. Это является характерной особенностью, отличающей его для остальных видов рельсового транспорта.

Москвичи нередко называют эту дорогу монорельсом. Впервые она приняла пассажиров в 2002 году. По монорельсовой дороге можно доехать до Останкинской башни, с ее платформ посмотреть на самые знаменитые достопримечательности столицы.

Исторический срез

Идея возведения монорельсовой дороги в Москве возникла в 1933 году. В парке имени Горького создали маленькую копию аэропоезда Вальднера. Это поезд, который ехал по эстакадам по среднему одному рельсу. Он состоял он из вагона длиной 2,5 метра и использовался для пассажирских перевозок.

В 90-х годах вновь зазвучала идея о строительстве московского монорельса. Был создан проект строительства. Первоначально собирались построить дорогу от метро «Ботанического сада» вдоль Ярославского шоссе, но после продлили до станции метро «Тимирязевская». Над созданием проекта работала компания ОАО «Московские Монорельсовые Дороги» вместе с Московским Институтом Теплотехники.

Главным назначением монорельса была не транспортировка пассажиров, а парко-рекреационные цели. Другими словами его можно было использовать в развлекательных целях.

Состав, который был создан, конечно, всячески проверяли и испытывали. В холодное время суток обнаружили большой недостаток. На замерзшей балке состав останавливался. Инженерам пришлось создать новый линейный асинхронный привод. В конце 2002 года состав запустили с новым приводом. Все прошло отлично.

20 ноября 2004 года состав доставил первых пассажиров. Сначала работа монорельса предполагалась в экскурсионном формате. Составы ходили с интервалом в полчаса, чтобы загруженность транспорта была небольшой. Однако постепенно все развивалось.

Недовольство столичных жителей

Некоторые жители Москвы настороженно отнеслись к монорельсовой дороге, Многие считали, что она слишком дорого обошлась столице, а также проходит в не самых живописных местах и созерцать там почти нечего. Но к такому мнению пришли далеко не все. Для многих монорельс является вполне успешным экскурсионным объектом, который располагается возле ВДНХ. А кстати, возникла монорельсовая дорога в связи с тем, что в СССР собирались организовать Всемирную универсальную выставку в 2001 году.

По многим причинам выставка не прошла, но монорельс сохранился.

Наши дни

В начале эксплуатации дорога работала около 6 часов в день — с 10:00 до 16:00 и была ориентирована, в большей степени, на экскурсантов. В наши дни монорельсовая дорога прочно вошла в транспортную систему Москвы и стала туристической достопримечательностью. Теперь она работает регулярно с 7:00 до 23:00 и по ней часто ездят как туристы, так и жители города.

С 2013 года билет на метрополитен и монорельс стал единым, а пересадка между монорельсом и метро теперь осуществляется без дополнительной доплаты, благодаря чему Монорельсовая дорога приобрела большую популярность. Расходы на поездку сопоставимы с поездкой в подземном метрополитене, к тому же можно выйти на любой платформе, прокатиться на эскалаторе, любуясь панорамами Москвы.

Начало монорельса располагается на улице Сергея Эйзенштейна, у ВДНХ и завершается у метро «Тимирязевская». С платформы улица Сергея Эйзенштейна видны колесо обозрения и павильон «Москва».

На остановке «ВВЦ» можно полюбоваться известной скульптурой «Рабочий и колхозница» и гостиницей «Космос», Музеем космонавтики и Аллеей космонавтов, а на станции улица Академика Королева вас ожидает Дом-музей Сергея Павловича Королева. Со станции «Телецентр» отлично видна Останкинская телебашня и здание Телецентра, Дворец Останкино и Храм троицы Живоначальной усадьбы Останкино.

Экскурсионная поездка на московской монорельсовой дороге не займет много времени и не успеет вас уточнить. Зато несомненно доставит большое удовольствие гостям столицы.

Ближайшие станции метрополитена: «ВДНХ», «улица Милашенкова» или «Тимирязевская».

Монорельс в Москве и мире: и роскошь, и средство передвижения

Единственная в России монорельсовая дорога, которая входит в систему Московского метрополитена, может быть демонтирована из-за убыточности. За последние пять лет пассажиропоток монорельса сократился более чем в три раза: с 4,7 млн пассажиров в 2015 году до 1,5 млн в 2019 году. «Монорельс перевозит всего 1,5 миллиона пассажиров – столько, сколько МЦК за три дня», — сообщает Московский метрополитен.

Окончательное решение о закрытии или модернизации монорельса для его полноценной интеграции в городскую транспортную систему будет принято по итогам открытого голосования москвичей. Об этом в начале августа рассказали журналистам в пресс-службе столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Для этого в ближайшее время будет открыт специальный раздел на Едином транспортном портале. «Там мы перечислим все аргументы «за» и «против», дадим максимально детальную информацию о монорельсе и предоставим вам возможность самим проголосовать», — цитирует «Интерфакс» представителя транспортного комплекса Москвы.

Строительство монорельсовой транспортной системы на северо-востоке Москвы началось в августе 2001 года. 20 ноября 2004 года дорога длиной 4,7 км была открыта для перевозки пассажиров от станции Тимирязевская до улицы Сергея Эйзенштейна в экскурсионном режиме, а с 10 января 2008 года – в режиме общественного транспорта с постепенным сокращением интервала движения до 6 минут.

Сегодня содержание надземной ветки московского метро обходится городу в 800 млн рублей в год. При этом ее загрузка в час пик не превышает 10-12%, а число постоянных пассажиров сократилось до четырех десятков. Для сравнения, только за первую неделю работы монорельса в режиме общественного транспорта в январе 2008 года им воспользовались более 37 тысяч человек. А за первые полтора месяца после перехода к режиму общественного транспорта поток пассажиров на монорельсе увеличился в семь раз. С открытием МЦК в сентябре 2016 года, а также новых станций метро и маршрутов электробусов монорельс утратил свое значение и, во всяком случае, некогда безальтернативное положение в районе Останкино. В начале 2017 года из-за низкого пассажиропотока монорельс снова вернули в экскурсионный режим, с увеличением интервала движения поездов до 30 минут.

После шестнадцати лет эксплуатации единственный в стране пассажирский монорельс нуждается в капитальном ремонте. Сегодня, по оценкам специалистов, для его модернизации потребуется не менее пяти лет и около 9,5 млрд рублей. Это почти в полтора раза больше суммы, потраченной на строительство монорельсовой транспортной системы – 6,5 млрд рублей. Кроме того, могут возникнуть проблемы с обновлением подвижного состава, поскольку таких вагонов, как на монорельсе, больше не производят ни в России, ни в Европе, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе департамента транспорта.

Альтернативой затратному проекту модернизации монорельса может стать его демонтаж. Вопрос о закрытии надземной ветки московского метро не однажды поднимался в правительстве Москвы, но до сих пор перевешивали аргументы в защиту монорельса — как уникального, единственного на всю Россию и во многом экспериментального транспортного проекта, реализованного в отсутствие практического опыта проектирования и строительства подобных систем в стране. Правда, если не считать таковым опыт строительства «дорог на столбах», который впервые в мире был опробован именно в России.

В 1820 году, еще до начала строительства первой в стране железной дороги, изобретатель Иван Эльманов построил в подмосковном селе Мячкове «дорогу на столбах»: по уложенному продольно брусу катились вагонетки, которые тянули лошади. Это и был первый в мире монорельс на конной тяге. Но, как не раз случалось с выдающимися русскими изобретениями, эльмановский проект монорельса не получил поддержки и развития, а буквально через год — 22 ноября 1821 года – аналогичную конструкцию монорельсовой дороги на конной тяге в Англии запатентовал Генри Палмер. Уже в 1825 году по его проекту была построена Чешунтская «столбовая» дорога на конной тяге – она и стала официальной точкой отсчета мировой истории монорельсов.

Примечательно, что первый прототип монорельса на электрической тяге также был создан в России. В 1897 году инженер Ипполит Романов представил в Русском техническом обществе в Петербурге действующую модель электромонорельса, а в 1899 году на основе изобретения была построена монорельсовая дорога в Гатчине. По эстакаде длиной 200 м перемещался вагон со скоростью 15 км/ч. Но идея гатчинского электромонорельса также не нашла продолжения и развития в России.

Тем временем, самым старым действующим монорельсом в мире считается дорога подвесного типа в немецком городе Вуппертале. Она была построена в 1901 году и до сих пор ежегодно перевозит 20 миллионов пассажиров. Ее скорость достигает 60 км/ч на отдельных участках. Общая длина Вупертальского монорельса – 13 км, из них десять проходят над водой.

Самые современные проекты монорельсов были реализованы в Китае. В 2017 и 2018 году здесь были построены две самые быстрые в мире монорельсовые дороги. Первая — в городе Циндао. Пять комфортабельных вагонов могут перевозить более полутысячи пассажиров. Второй скоростной монорельс появился через год в городе Иньчуань. Состав управляется беспилотно, а максимальная скорость достигает 80 км/ч. Монорельс создан китайскими компаниями Huawei и BYD. Кроме того, поезд оснащен такими актуальными функциями, как распознавание лиц, контроль количества пассажиров и соблюдения безопасной дистанции.

Самая длинная в мире монорельсовая дорога, протяженностью около 100 км, также построена в Китае. Ее возвели в 2005 году в Чунцине (Chongqing Monorail). Как и московский монорельс, чунцинская дорога действует в составе метрополитена: на трех линиях общей протяженностью 100 км функционирует 70 остановок.

Вторая по протяженности монорельсовая система находится в Японии — Osaka Monorail. Первый участок был открыт в 1990 году. Сегодня дорога состоит из двух линий протяженностью 28 км. Первая соединяет аэропорт Осаки с городом Кадому, вторая проложена между центром Осаки и студенческим кампусом. На этом монорельсе, который также интегрирован в городскую систему метрополитена, работает 18 станций.

Московский монорельс: общественный транспорт или аттракцион?

В момент запуска московский монорельс казался транспортом будущего, а сейчас многие жители Москвы даже не смогут ответить на вопрос работает он или нет. Я проверила и покаталась на монорельсе. И не просто покаталась, а использовала его как транспорт, чтобы доехать из пункта А в пункт Б.

Работа по созданию монорельсовой дороги в Москве началась еще в 1998 году. Разработали проект, долго выбирали место, потом тесты и испытания. Когда построили, из-за технических неполадок несколько раз откладывали срок открытия для пассажиров. Затем периодически еще случались ЧП. В общем, многострадальный проект, как говорится, сразу не задалось. В итоге монорельсовую дорогу запустили осенью 2004 года. Сначала в экскурсионном режиме, чисто покататься за 50 рублей. Транспортом монорельс стал в 2008-м. Сейчас он относится к Московскому метрополитену, проезд по стандартным билетам и по карте Тройка.

Линия имеет шесть станций от улицы Сергея Эйзенштейна до станции метро Тимирязевская. Поезд едет мимо ВДНХ и телецентра Останкино. Эстакада приподнята над землей на 6, а местами на 12 метров. Через панорамные окна открываются отличные виды.

Здание телецентра построено в 1967 году. Оно не всегда было таким разноцветным, помню его по-советски серым. Несколько раз доводилось бывать внутри. Вдоль всего здания проходит длиииинный коридор. И студии, студии, студии, маленькие, большие, всякие ведущие шастают. Запомнился эпизод, как мы шли по 8 этажу, переступили через едва заметный порожек и оказались на 6-м. Интересный такой эффект. А еще в коридорах телецентра снимался фильм «Чародеи». Помните, герой Семена Фарады потерялся и никак не мог выйти: «Люююдиииии!» Фраза, ставшая крылатой: «Ну кто так строит» 🙂

На Останкинской башне тоже была пару раз. Раньше там работал ресторан «Седьмое небо», сейчас просто обзорная площадка, кофейня и кафе (ресторан тоже есть, но почему-то он уже много лет закрыт). Входной билет нынче стоит 1200 рублей, в выходные — 1400 рублей.

Башня расположена с другой стороны улицы, вокруг нее тоже здания телецентра. С основным корпусом их соединяет подземный переход. Я бы даже сказала переезд, там вполне проедет автомобиль. Мне повезло, по нему я тоже однажды ходила. Эх, было времечко.

Поезд проезжает новое здание «Союзмультфильма» и гигантский свежепостроенный жилой комплекс «Достижение», пересекает железнодорожные пути и прибывает на конечную станцию Тимирязевская. Монорельс не соединяется с метро. Но его станции расположены поблизости:

  • Выставочный центр рядом с метро ВДНХ
  • Улица Милашенкова рядом с метро Фонвизинская
  • Тимирязевская рядом с метро Тимирязевская

На Тимирязевской есть еще МЦД, линия D1.

Несколько лет монорельс курсировал с интервалом 6 минут. Однако, подвижной состав требует ремонта, а с запчастями проблемы. Постепенно количество поездов сократилось. В результате сейчас интервал движения составляет 30 минут. В выходные желающих много, сидячих мест не хватает, люди стоят.

От станции «Улица Сергея Эйзенштейна» до «Тимирязевской» (это конечные станции) поезд идёт 15-20 минут. Любопытно, что машинист попадает в кабину через первый вагон, забравшись на специальную ступеньку, в этом месте убраны пассажирские сиденья.

На обеих конечных станциях построены разворотные круги: у поезда монорельса только одна кабина машиниста, поэтому он не может ходить «челноком».

В процессе всей истории московского монорельса периодически появляются слухи о том, что его планируют закрыть. Сначала в 2012 году, потом в 2015-м. Затем монорельс передали на баланс Московского метрополитена, а те махнули на него рукой: типа, пока работает — пусть работает. Летом 2018 года снова заговорили о закрытии, был даже представлен план реконструкции. На месте монорельсовой линии спроектирован парк, как обычно, хипстерское общественное пространство: кафе, велодорожки, висячие сады, вот это вот все. Годы идут, а воз и ныне там. Мне приятно было проехать на монорельсе, он и транспорт, и развлечение. Посмотрите видео.

Если тоже захотите прокатиться, вот вам график движения монорельса.

В прошлом году возникла идея создать новый монорельс по технологии маглев (магнитоплан или поезд на магнитной подушке) на базе существующей эстакады, даже был создан опытный образец. Но как-то пока все заглохло.

Монорельсовые транспортные системы есть в разных городах и странах. Самый необычный, пожалуй, в японском городе Камакура. Если московский «сидит» на балке сверху, как бы обхватывая ее, тот японский ВИСИТ, в прямом смысле этого слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *