Чем был силен и славен новгород
Перейти к содержимому

Чем был силен и славен новгород

  • автор:

История города

Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-Западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород — родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля — степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.

Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели — проложить торговый путь «из варяг в греки» Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве

Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни — Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.

Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.

Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья — Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.

При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия — потомки родоплеменных вождей — получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.

Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.

На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское «предательство» военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а «переветник» Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород «миром». Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.

XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.

Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.

Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.

XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 — 1617 гг. он был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.

Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале XVIII века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

Происхождение Новгорода – вечная проблема…(страница 3)

Так впервые возникает необходимость выяснить, был ли первоначальный Новгород одноэтничным или разноэткичным городом; иными словами, должны ли мы в изначальной структуре его государственной организации видеть племенной или межплеменной центр.

Археология в настоящее время формулирует свои выводы об этнической принадлежности древних комплексов главным образом на основе анализа деревенских украшений, избежавших присущей городу и вызванной движением моды нивелировки. Коль скоро речь идет о городских древностях, указанный критерий практически неприменим. Поэтому первые указания на разноэтничный характер раннего Новгорода могут быть извлечены из данных городской топонимики и лингвистических материалов.

В предыдущем разделе статьи было выяснено, что исходной основой Новгорода послужил союз трех древних, соседствующих друг с другу поселков. Один из этих поселков назывался Славенским. Очевидна бессмысленность такого наименования в городе, целиком состоящей из славян. Однако оно приобретает особый смысл, если другие территории города, другие его исходные поселки не были населены славянами. Другой конец города — Неревский — при обычной взаимозамене «м» и «н» включает в свое наименование этноним мери. В названии одной из улиц Софийской стороны — Чудинцевой заключено упоминание еще народа угро-финской группы — чуди. Вообще угро-финны активно проявляются и в археологических материалах новгородских раскопок; излюбленные ими шумящие привески достаточно часто встречаются в городских слоях. Наконец еще один этноним можно наблюдать в названии главной улицы Людина поселка – Прусской».

Полиэтничность (разноэтничность) Новгородской земли и севера всей Восточной Европы с античных времен – общеизвестный факт. Сакральная территория у истока Волхова должна была объединять этносы на какой-то идеологической и политической основе. Такой основой «Руси, чюди и всих языцей» хотя бы с послепотопных времен становилось язычество – к примеру, с почитанием Перуна (Перкунаса у прусов-балтов, Пер-Перкуна у финно-угров, Тора – скандинавов, Тараниса — кельтов и т.д.).

Раннесредневековый Новгород отражает поздние стадии развития этого античного (нередко противоречивого) объединения. Члены союза были едины в борьбе против дальних врагов (типа Персии, Рима или затем Византии), но внутри союза неизбежно зачастую шла борьба за власть, вставали «род на род, град на град». Средневековому Новгороду отчасти удавалось смягчать эти противоречия новой силой и новой верой.

Взаимозамена «м» и «н» (типа Микола – Никола, Микифор – Никифор, Микита – Никита; но без «е») встречается, но не слишком обычна. Это не цоканье или взрывное «г». А.А.Зализняк отмечает , что переход мл.(не м) > н. однотипен с вл. > л.: в обоих случаях сочетание согласных упрощается в единую согласную с утратой признака лабиальности.

Ононим Неревский не может быть обозначением «мери» (тем более – только «мери» в свете переходов «м-н». Здесь явная память, вероятнее всего, о позднеантичных «нервиях», горы которых Аммиан Марцеллин отмечал у истоков Борисфена (Днепра). Существует также множество гипотез по происхождении племени нерева, например от реки Нарова (Нарва) — народ нарова, или нерева-славяне, пришедшие с реки Нарев, на территории современной восточной Польши, так-же нерева — неизвестное балтское племя. Нервии( неревы, невры, нарци, норики) — название очень древнее и происходит, возможно, от праиндоевропейского языка (подобно Нарва, Неретва, Нерис, Нерль, Неро, Нарев) , чаще означает место у воды (на-рече, на-реке), но есть и множество других предположений, из которых ни одно нельзя принять за окончательную истину. В связи с очевидным изначальным славянским характером Неревского конца (хозяйственная культура, язык берестяных грамот и т.д.) славяноведение может считать продуктивным происхождение названия района Новгорода от реки Нарвы, от «нарцев еже суть словен» летописей, невров Геродота и кельтизированных праславян нервиев и т.п. Упорное сведение преимущественно славянского ононима (даже без упоминания вероятных связей с праславянскими корнями) только к финно-угорским или балтским созвучиям имеет политизированный характер.

N a-; ni-; nu- (в ностратических языках) — указательное местоимение (ИЕ, АА, Ур, Шум). (Иллич-Свитыч № 332 то же). Пока без использования сравнительно трудного «е». (naw-) «Время» (ИЕ, АА). (nat’-) «Увлажнять, мочить» (ИЕ, АА). (ra?-ay-) «Видеть, постигать» (ИЕ, АА). (raq’-) «Наблюдать, смотреть, рассматривать внимательно, надзирать, контролировать» (ИЕ, Кар, АА). (ram-) «Останавливать, отдыхать, расслабляться» (ИЕ, АА). (na!-) «Приходить, прибывать, путешествовать, плавать» (ИЕ, АА). ruw-) «Резать, рвать, разбивать на части» (ИЕ, ФУ). И т.д.

Не вдаваясь в варианты (и смысл), очевидно, что созвучия типа Na-; ni-; nu- ruw- ra?-ay- ram- (и т.п.) звучали и в округе Приильменья почти десяток тысяч лет назад. И они явно не принадлежали одним финно-уграм.

А. Е. Леонтьев в работе «Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси» убедительно показал устойчивое обитание мери в 6 – 10 вв. на озерах Ростовском (Неро) и Клещине (Плещееве) с центром в городе Ростов.

Зачем называть явно славянский по населению Неревский конец, выходящий к Нарве и Водской пятине, по расположенной за сотни верст явно в другой стороне мери Верхнего Поволжья (основе Ростово-Суздальской земли), может ответить только очень искушенный ученый. Но эта версия – далека от истины, рассчитана на редкого любителя, ориентированного на святость любых высказываний авторитета.

Авторы правы:
«Федерация славян, кривичей, мери (и чуди?), очевидно, должна была существовать и до призвания варягов, до них должен был образоваться и центр этой федерации. Следовательно, городские поселения появились здесь в период ее образования, при консолидации отдельных ее членов в единое целое. Характерно и другое — недолгое правление здесь варяжских князей после их призвания. Преемник Рюрика, видимо, должен был уйти из города на юг в поисках более подходящей, чем в Новгороде, обстановки, чего не было бы, если бы город был основан самим Рюриком, а его население не имело бы своей выработанной еще до призвания варягов структуры власти. Нет ничего более характерного в ранней истории Новгорода, как этот уход недавно приглашенного княжеского рода из города. Намеки на какие-то столкновения приглашенного князя с новгородцами сохранились в поздних летописях, говорящих весьма последовательно сначала о существовании местной власти в лице старейшины Гостомысла, о его завещании новгородцам пойти поискать себе князя в Малборк, т. е. в ту самую землю пруссов, имя которой сохранилось в новгородской микротопонимике, о восстании против Рюрика под руководством Вадима, о подавлении этого восстания, о бегстве из Новгорода множества мужей в Киев , иными словами, о событиях, столь же, по-видимому, характерных для раннего Новгорода, как и для Новгорода XI-XII вв. Можно сколько угодно спорить о путях, какими попали эти сведения в поздние своды. Несомненно лишь то, что их вряд ли надо было кому-либо измышлять в московское время».

Да, городские поселения появлялись здесь задолго до Рюрика. Но это и надо признавать, а не намекать, что Новгорода до середины Х века не было. Всяких небольших деревянных «новых городов» (наземных домов правителей округи на высоких берегах) в за тысячи лет у истоков Волхова могли возникать десятки. Строились, горели, покидались, зарастали лесом, возрождались, покидались…

Чем грешит против исторических реалий позднелетописное Сказание о Словене и Русе ?!

«Первое запустение Словенску. А великий Словенеск и Руса опустеша до конца на многия лета, яко и дивиим зверем обитати и плодитися в них. По некоих же временех паки приидоша з Дунава словяне и подъяшаскифи болгар с собою немало, и начаша паки грады оны Словенеск и Русу населяти. И приидоша же на них угры белыя, и повоеваша их до конца, и грады их раскопаша, и положиша Словенскую землю в конечное запустение.

Второе запустение Словенску. По мнозе же времени оного (второго) запустения слышаху скифские жителие про беглецы словенстии о земли праотец своих, яко лежит пуста и никим не брегома, и о сем зжалишаси вельми и начаша мыслити в себе, како б им наследити землю отец своих. И паки приидоша из Дуная множество их без числа, с ними же и скифы и болгары и иностранницы поидоша на землю Словенскую и Рускую, и седоша паки близ озера Илмеря и обновиша град на новом месте, от старого Словенска вниз по Волхову яко поприща и боле, и нарекоша Новград Великий. И поставиша старейшину и князя от роду же своего именем Гостомысла. Тако же и Русу поставиша на старом месте, и ины грады многи обновиша».

За тысячи лет могли быть после первоначального заселения и третьи, и четвертые, и другие запустения округи. «Сто раз» повторяют исследователи нашим ученым в законе по сути одно и тоже, а им – как об стенку горох.

А ведь даже если на территории средневекового Новгорода или в ближайшей округе в 7 – 9 веках (тем более — много ранее) стоял один неказистый домишко (или была землянка и полуземлянка), то реальная история города уже началась. Если «Новгород» (Хольмгардр) — это цепочка поселений у истоков Волхова, обновляемая после паводков, то история первоначально «пульсирующего города» (заселялся и обезлюдевал) началась и веками раньше. На что и указывают киевские версии летописей еще до упоминаний о хождениях апостола Андрея.

«Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».

Это ведь даже летописи самого Киева упорно констатируют про апостола Андрея с учениками

«И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп». (П. Золин. Новгород и Приильменье)

Да, археология следов этих «деревянных бань» (и землянок, полуземлянок) первого века нашей эры пока в округе не нашла. Но она еще очень много чего не нашла, что упоминается в письменных источниках. Искать ей еще и искать на огромных российских просторах. Однако отсутствие археологических подтверждений – далеко не всегда причина, чтобы данные письменных источников игнорировать.

Вот текст о славянах из анонимного сочинения «Моджмал ат-таварих» («Собрание историй»), составленного в 1126 г.

«. И Славянин пришел к Русу (вероятно летописного союза «Русь, чюдь и вси языци»), чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари (если киммериец, то задолго до нашей эры) и Хазар (образ степных кочевников). Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: «Здесь обоснуюсь и им легко отомщу». (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна (в русских летописях мотивы связаны с хождением апостола Андрея в округе Новгорода). И много занимаются они торговлей. » (П. Золин. Элементы сказания о Словене и Руси в восточных источниках)

Создавались города и иначе. Гардизи (11 век, с учетом предшествующих веков). У них [славян] есть обычай строить крепость, соберутся несколько человек и строят крепости, так как мадьяры постоянно нападают на них и грабят их. Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости (обилие Новгородов почти каждый год); в крепостях и укреплениях они по большей части проводят зиму; летом живут в лесах. У них много пленных.

Худад ал-‘алам (анонимный географический трактат; около 982 г.). Все они зимою бывают в хижинах и подземельях; у них многочисленные крепости и укрепления.

Марвази (10 век). У них такой сильный холод, что они роют глубокие ямы, покрывают их дёрном, затем нагревают паром от навоза и дров и остаются в них в зимние месяцы; зимою нападают на них мадьяры, у них много рабов, потому что они постоянно нападают. (П. Золин. Русы и славяне восточных авторов)

Вот эта реалия раннего средневековья — У них [славян] есть обычай строить крепость, соберутся несколько человек и строят крепости – никак в голове нашего заскорузлого медиевизма не укладывается. Ему фундаментальный город – с обилием улиц и мостовых — подавай. А если небольших Новгородов за века возникали и исчезали десятки (да еще и в разных местах Приильменья), эту версию учитывать в науке не будем ?!

Стоит учитывать и более ранние поселения, идущие хотя бы со времен неолита.

Далее обосновывается ответ на вопрос: « Как же сложилась эта разноплеменная федерация и как это складывание одного из первых государственных организмов привело к появлению города на Волхове?

Рассмотрим прежде всего первый из этнических компонентов Новгорода — славян. Археологи обычно называют их «новгородскими словенами», подразумевая под ними такое же племя, как поляне, древляне, северяне и т. д. Поэтому следует остановиться на вопросе о правомерности такой характеристики и в связи с этим коснуться всей проблемы расселения восточных славян по Днепру, Верхней Волге, Западной Двине и Волхову.

В литературе существуют две точки зрения на этот процесс. Одни исследователи считают, что на Днепр пришли и расселились по нему уже сложившиеся где-то на стороне племена полян, древлян, дреговичей, северян, словен и т. д.(И.И. Ляпушкин. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства. «Материалы и исследования по археологии СССР», № 152. Л., 1968) Другие, напротив, полагают, что расселились еще не разделенные на племена славяне, которые по мере своего многовекового проникновения во все уголки Восточно-Европейской равнины и оседания на местах получали отличные друг от друга наименования (С.М. Середонин. Историческая география. Пг., 1916, стр. 124, 136, 137, 139 и др. ) Археологические и письменные источники свидетельствуют, по нашему мнению, в пользу второй точки зрения. Сейчас сравнительно хорошо стали известны памятники восточных славян VI-VIII вв. по обоим берегам среднего Днепра…»

На современной этапе науки отраженная статьей позиция является очень архаичной. (П. Золин. Балто-финно-славяне…) и др.

Авторы отчасти правы в том, что не следует излишне гипертрофировать различия в условно славянских культурах. «Факт спецификации археологической культуры по местам только в XI-XII вв., отсутствие следов процесса такой спецификации в VI — IX вв. следует связывать, по-видимому, не с образованием племенных союзов, а, наоборот, с появлением таких связей, которые привели к консолидации отдельных территорий в XI в. и подготовили феодальную раздробленность последующего периода, первым юридическим оформлением которой было завещание Ярослава».

Вместе с тем хотя бы по работам В.В.Седова различия условно славянских культур очевидны, включая и округу Приильменья, где невозможно игнорировать культуру длинных курганов.

Далее спорный тезис типа: «В таком случае станет понятным, почему в эпоху образования единого древнерусского государства (X в.) едина и археологическая культура, а в процессе развития этого государства она распадается на местные варианты. Государство в ту эпоху могло развиваться только на основе консолидации местных центров, развитие которых, в свою очередь, и привело к закреплению феодальной раздробленности. Однако, говоря о местных вариантах, локальных особенностях археологической восточнославянской культуры в XI-XII вв., мы не решаемся называть эти варианты ни племенными, ни княжескими, видя в них результат не столько политических, сколько экономических процессов, выражение которых в политической истории было самым разнообразным и неоднозначным».

Киевская культура рассматривается как раннеславянская.

Государство не древнее, а средневековое (и даже по германо-ориентитрованной науке существующее с 859 – 862 гг.; тому и Памятник Тысячелетию России в Новгороде). Различия в культурах составлявших Русь в 10 веке земель есть. Государство на землях Великой Скифии развивалось задолго до нашей эры, активизируя и местные центры, что добротно показано в «Древней Руси» Г. В. Вернадского.

По мнению авторов, этап расселения (славян), отраженный в летописном рассказе, «привел в конце концов к формированию известных нам по археологическим материалам «племен». Если посмотреть, однако, на карту племенных височных колец, по которым и определяются эти «племена», то окажется, что она далеко не покрывает всей территории Русского государства, известной по летописи, и даже всей восточнославянской территории, известной по археологическим материалам. Уже из одного этого наблюдения напрашивается вывод, что первый этап славянского расселения в Восточной Европе не привел к образованию известной нам по летописи территории Русского государства, а лишь образовал его ядро, вокруг которого в процессе развития этого государства наросли новые территории, как раз те, где нет так называемых племенных типов височных колец. Это ростово-суздальское Ополье, костромское Поволжье, Белозерье и, наконец, Новгородская земля, поскольку на ее пространствах «племенной», тип височных колец отсутствует или, по крайней мере, не способствует выделению «племени» новгородских словен.

Археологический критерий «новгородских словен» — ромбощитковые височные кольца — сформировался не на Ильмене, а на юге, в пределах Смоленской земли и типологически связан с кривичскими завязанными височными кольцами 46). Так что, если судить о племени новгородских словен по ромбощитковым кольцам, то следовало бы говорить об их расселении не только в пределах Новгородской, но и Смоленской земли, что уже само по себе бессмысленно.

Жители ростово-суздальского Ополья и костромского Поволжья носили в XI в. перстнеобразные височные кольца, восходящие к височным кольцам полян. Здесь же распространены подкурганные ямные погребения, характерные для полян. В ростово-суздальском Ополье известны и землянки южнорусского типа. Ямные погребения зафиксированы и вокруг Новгорода, а почти в самом Новгороде, в Перыни, раскопаны и полуземлянки (В.В. Седов. Поселение XII — начала XV в. на Перыни. «Краткие сообщения ИИМК АН СССР», вып. 62, 1956, стр. 108-118. ).

Выходит, что перед нами на всех этих окраинных территориях оказываются не те славяне, которые пришли «с Дуная», а их далекие потомки, ведущие линию своего происхождения от уже давно осевших и консолидировавшихся в «племена» словен Среднего Поднепровья, жителей так называемой «Русской земли» с ее тремя центрами в Киеве, Чернигове и Переяславле. Следовательно, перед нами уже совершенно новый этап расселения восточных славян, вызванный новыми условиями их существования на Среднем Днепре и связанный с иными причинами, чем первоначальное расселение. Скорее всего, это новое расселение вызвано рождением классовых форм эксплуатации в киевском обществе, от которой население и бежит на север и северо-восток в поисках новых территорий. Но может быть, это расселение, напротив, происходило под эгидой князей?»

Чем был силен и славен новгород

Русский English Deutsch Le français Español Lingua italiana Suomi Svenska 中

  • Карта города
  • Транспорт, расписание
  • Туристский инфоцентр
  • Активный отдых
  • Афиша
  • Гостиницы
  • Достопримечательности
  • Заказать тур
  • Культурная жизнь
  • Рестораны, кафе
  • Экскурсии
  • Афиша
  • Сборные экскурсии
  • Интернет-магазин экскурсий и сувениров
  • Рестораны, кафе
  • Гостиницы
  • Для детей
  • Достопримечательности
  • Транспорт, расписание
  • Отдых и развлечения
  • Путеводитель по Великому Новгороду
  • Памятка туристу
  • Активный отдых
  • Карта города
  • MICE
  • Аудиогид
  • Туристические компании

Главная / Великий Новгород для туриста / История Великого Новгорода. Великий Новгород для туриста.
История Великого Новгорода

А также:

  • Узнайте, почему Великий Новгород называют Родиной России.
  • Читайте о средневековом торговом Ганзейском союзе.
  • Великий Новгород — Ганзейский город. Окна и двери.
  • Посмотрите наш новый онлайн-проект «Экзамен на отлично» со Сбыславом, Евфимией и Агафьей — для всех, кто интересуется историей России!

Здесь не носили лаптей, а ходили в кожаных сапогах, здесь мостили улицы с древних времен, простолюдины вели оживленную переписку, а князей звали и прогоняли когда хотели. Здесь можно постоять на том самом месте, откуда, по преданию, сбросили в реку кровожадного языческого бога Перуна , искупаться в озере, на берегу которого пел свои чарующие песни купец Садко, поучаствовать в ристалищах современных новгородских витязей. Здесь, и только здесь вы в полной мере ощутите связь времен и исконную атмосферу Земли Русской.

Старейший город России, колыбель русской демократии, средневековый центр торговли и ремесел, крупнейший партнер Ганзейского Союза в XII-XVII вв., связующее звено между средневековой Европой и Русью и рубеж на границе двух цивилизаций — все это Великий Новгород.

Слово «новгородцы» впервые звучит в летописи под 859 годом. Предметом научных споров до сих пор остаются точная дата возникновения Новгорода и местоположение «старого» города. В последнее время преобладает точка зрения, по которой роль старого города отдается Городищу, расположенному на правом берегу Волхова, в 2 километрах от современного города. Именно там, вероятно, находилась резиденция князя Рюрика, призванного в IX в. на княжение в Новгород и положившего начало династии Рюриковичей. В X в. город был перенесен на новое место и назван Новгородом. После покорения Киева князем Олегом во главе новгородской дружины и образования единого государства Киевская Русь, Новгород становится вторым по значению центром нового государства. В свое время здесь княжили Владимир Красное Солнышко и его сын Ярослав Мудрый.

Но уже в 1136 в Новгород обретает принцип вольности в князьях: отныне они сами решают, какого князя пригласить, а длительность его пребывания на новгородском столе зависит от того, придется ли он по нраву новгородцам. С конца XIII века князь не приглашался. В этот период Великий Новгород — столица Новгородской вечевой республики. Вече решает вопросы войны и мира, принимает законы и заключает договоры с другими землями, а также избирает Владыку — архиепископа Новгородского, который с 15 века фактический глава Новгородской вечевой республики. Конец новгородской республики приходится на 1478 г., когда московское войско одержало победу над новгородцами в битве на реке Шелонь. Новгород и все его земли вошли в состав централизованного государства Московская Русь, территория которого от этого увеличилась в 5 раз! Тем не менее, до начала 18 века Новгород не теряет значения центра международной торговли и ремесел, чему способствовало выгодное географическое положение на пересечении путей из стран Балтии в Средиземноморье («из варяг в греки») и через Поволжье на Восток. Торговые связи Новгорода распространялись от Фландрии и ганзейских городов до Югорской земли и от Скандинавии до Астрахани и Константинополя.

Император Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей» рассказывает, что россы плывут в Константинополь, в первую очередь из города «Немогард, в котором сидит Святослав, сын Игоря». Несомненно, речь идет о Новгороде, а то обстоятельство, что в греческом тексте употреблен странный для византийского уха глагол «сидит» в смысле «правит», свидетельствует, что сведения получены от самих руссов и буквально переведены императору его толмачами. Информация относится ко времени до вокняжения Святослава Игоревича в Киеве (около 964 года) и является тем самым первым упоминанием о ныне существующем российском городе в византийской литературе. В 1045 году было начато строительство главного храма Новгорода, нареченного Святой Софией в воспоминание о главном соборе Константинополя. Русь копировала Византию не в строительстве, а в живописи.

В конце 1300-х годов в Новгород прибыл Феофан Грек. Он привез с собой совершенно уникальный, неслыханный на Руси стиль письма. Его экспрессивная манера характеризуется свободой и раскованностью, невероятной подвижностью, иногда эскизностью. Художник, прекрасно владевший навыками «школьной» живописи, отказался от классической гармонии и покоя в пользу максимальной выразительности композиций, поз, жестов.

За минувшие столетия история Новгорода была богата событиями. Вот лишь вкратце основные события Земли Новгородской:

  • 859 г. — Новгород впервые упоминается в «Повести временных лет» в связи со знаменитым путем «из варяг в греки».
  • 862 г. — призвание варяга Рюрика на княжение.
  • 1019 г. — князь Ярослав Мудрый дарует Новгороду независимость от Киева и права вольного города.
  • 1044 г. — при князе Владимире начинается строительство каменных стен Кремля (Детинца).
  • 1045 г. — в Детинце закладывают первый каменный храм Святой Софии.
  • 1136 г. — Новгород становится «волен во князьях» и превращается в республику, во главе которой стоит вече.
  • 1242 г. — Ледовое побоище, победа новгородцев во главе с князем Александром Невским.
  • 1471 г. — битва на реке Шелони, поражение новгородцев от москвичей и начало присоединения Новгорода к Москве.
  • 1478 г. — конец Новгородской республики.
  • 1570 г. — разгром Новгорода Иваном Грозным.
  • 1611-1617 гг. — оккупация Новгорода шведами.
  • 1706 г. — основание первого в Новгороде Греко-латинского училища братьями Лихудами.
  • 1727 г. — Новгород становится губернским центром.
  • 1862 г. — открытие памятника «Тысячелетие России».
  • 1865 г. — открытие музея общества любителей древности, первого провинциального музея в Российской империи.
  • 1941-1944 гг. — оккупация фашистскими войсками.
  • 1951 г. — в ходе археологических раскопок найдена первая берестяная грамота.1993 г. – первым из российских городов Новгород вступил в Ганзейский союз Нового времени.
  • 1997 г. — Новгород награжден почетным знаменем совета Европы за достижения в экономическом и социальном развитии.
  • 1999 г. — Новгороду возвращено историческое название — Великий Новгород.
  • 2001 г. – В Великом Новгороде открыт первый в России городской Офис Туризма и туристско-информационный центр «Красная Изба».
  • 2009 г. — Великий Новгород отпраздновал свой 1150-летний юбилей.
  • 2009 г. — первым из российских Великий Новгород принял Международный форум «Ганзейские дни Нового времени».
  • 2012 г. – Великий Новгород стал основным центром празднования 1150-летия зарождения российской государственности.
  • 2014 г. — Великому Новгороду исполняется 1155 лет.

Начиная с 50-х годов XX века в черте города и на Рюриковом Городище систематически проводятся масштабные археологические раскопки, в которых участвуют местные и приезжие ученые, а также студенты и школьники. За это время было найдено более 2000 свинцовых печатей, огромное количество оружия, украшений, предметов быта и разнообразных музыкальных инструментов. Главная же гордость новгородских историков — более 1000 берестяных грамот самого разного содержания и в прекрасной сохранности. Среди них попадаются деловые письма, любовные послания, записи кулинарных рецептов, комментарии к Библии, коммерческие расчеты и даже каракули учеников. Эти находки указывают на поголовную грамотность жителей средневекового Новгорода, включая женщин и простолюдинов, и помогают лучше понять образ жизни наших далеких предков. Тонкая, тщательная работа по дереву, металлу, коже и стеклу, богатство и обилие предметов и многочисленность берестяных посланий не может не восхищать. Все это говорит нам о былом величии, могуществе и важности Великого Новгорода — политического, религиозного, торгового и культурного центра древней Руси.

На протяжении веков Великий Новгород — ведущий партнер Ганзы — торгового союза немецких городов, контролировавшего важнейшие торговые пути по Балтике и северным морям. Торговля Ганзы с Русью осуществлялась через Новгород — дальше на Русь ганзейские купцы не ходили, весь товар распродавая именно в Новгороде, откуда его развозили уже к своей выгоде русские купцы. Партнерские отношения Новгорода и Ганзы, крайне выгодные для обеих сторон, регулировались специальными договорами и уставом Ганзейского двора — «Скра». В договорах прописывались гарантии безопасной торговли. Наиболее существенными были статьи о предоставлении «чистого пути» ганзейским купцам в Новгородскую землю, а новгородцам — по Балтике. Важнейшие статьи русского средневекового экспорта: меха и воск, мед и лен — высоко ценились по всей Европе. Многие западноевропейские монархи и знатные особы носили роскошные шубы и шапки из новгородских драгоценных мехов — горностая, соболя, куницы; свечи из русского воска мерцали в огромных алтарях готических соборов. С Запада импортировались дорогие ткани, сукна, а также цветные металлы, используемые во многих ремеслах, которыми особенно славились новгородские мастера.

Ганзейские купцы везли греческие, французские, испанские и, конечно, рейнские вина. Ввозили и балтийскую сельдь, соль, а в неурожайные годы и хлеб.

В Новгороде находилась одна из крупнейших в Европе Ганзейских контор, расположенная на Ярославовом Дворище — месте средневекового Торга. В ее состав входили Готский и Немецкий дворы. Окруженные тыном из толстых бревен, дворы напоминали крепости. Внутри дворов находилась вся необходимая для длительного пребывания ганзейских купцов в Великом Новгороде инфраструктура.

В 1980 г. на традициях Средневековой Ганзы, которую по праву называют прообразом Евросоюза, основан Ганзейский союз Нового времени. В 1993 г. Новгород стал первым российским членом Ганзейского Союза Нового времени и ежегодно представляет свои средневековые традиции на Международных Ганзейских днях. В 2009 году город отметил свое 1150-летие и стал хозяином XXIX международного форума «Ганзейские дни Нового времени», который прошел под девизом «Расширяя границы…».

Новгородская цивилизация — новый сайт, адресованный всем, кто интересуется отечественной историей вообще, и новгородской историей в частности.

*Благодарим Анатолия Андреева и Артура Виснапа за предоставленные фотоматериалы.

Валдайские колокольчики

Легенда связывает начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. Как гласит придание, из его осколков и родились знаменитые ямщицкие Валдайские колокольчики.

«. В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, напуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету. »

По иной версии, благодаря своему удачному расположению – в центре пути по самой оживленной дороге России – Московско-Петербургского тракта – Валдай, довольно-таки быстро, стал центром литья ямщицких колокольчиков.

Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть. Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, которые скрашивали нелегкие условия путешествия по русской дороге.

Местные мастера издавна славились кузнечными изделиями – в кузницах и стали отливать первые валдайские колокольчики. Общепризнанно, что Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков.

Для изготовления их была применена технология, отличная от литья церковных колоколов. По всей стране в дальнейшем распространилось производство валдайских колокольчиков, ставших по-настоящему национальным явлением.

Валдайский колокольчик – сувенир, который навсегда сохранит память о Новгородской земле. Его с гордостью можно преподнести кому-то в качестве презента или купить для собственной радости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *