Ансамбль ферапонтова монастыря где находится
Перейти к содержимому

Ансамбль ферапонтова монастыря где находится

  • автор:

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Ферапонтов Белозерский монастырь в Вологодской области был основан в 1398 г. До 1798 г. был мужским монастырем. Это уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи, дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII столетий. Архитектурный ансамбль обители состоит из четырех церквей (шести престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Среди построек — самый древний каменный храм Русского Севера, собор Рождества Богородицы (1490 г.) с единственными уцелевшими росписями Дионисия, главного русского живописца рубежа XV–XVI вв.

Информация
и контакты

Год включения в Список всемирного наследия: 2000

Ансамбль ферапонтова монастыря где находится

Краткое резюме

Ансамбль Ферапонтова монастыря расположен в Вологодской области, в северо-западной части Российской Федерации, на небольшом холме, между Бородаевским и Паским озерами, в 120 км. к северо-западу от города Вологды.

Московский монах Ферапонт основал монастырь в 1398 году. Ансамбль монастыря был образован в XV-XVII веках. Ядром ансамбля является собор Рождества Богородицы (1490 г.), который особенно выделяется среди шести сохранившихся до наших дней зданий монастыря. К другим относятся Благовещенская церковь с трапезной, Казначейская палата, церковь св. Мартиниана, Церковь Богоявления и прп. Ферапонта над Святыми Вратами, колокольня. В XIX веке территория монастыря была огорожена каменной оградой.

История Ферапонтова монастыря была связана с важными событиями в решающие моменты становления централизованного российского государства, такими как избрание Государя Всея Руси Ивана III, царствование первого российского царя Ивана IV и ссылка патриарха Никона. В XV-XVI веках Ферапонтов монастырь стал крупным культурным и идеологическим центром региона, одним из главных монастырей, оказавшим значительное влияние на политику Московского государства.

Архитектура монастыря, являющегося выдающимся образцом ростовского архитектурного стиля, отличается своеобразием и чистотой форм. Здания монастыря сохранили все характерные черты и внутреннее убранство. Ансамбль Ферапонтова монастыря также является ярким примером гармоничного единства с окружающим природным ландшафтом, мало изменившегося с XVII века, что подчеркивает своеобразный духовный уклад северных монахов, раскрывая при этом особенности хозяйственной структуры северного крестьянства.

Стены собора Рождества Богородицы имеют особое значение для русской культуры и культуры всего мира. Фрески собора — единственные полотна величайшего русского мастера Дионисия, полностью сохранившиеся до наших дней в первозданном виде. Ансамбль Ферапонтова монастыря, с наиболее ценными и полностью сохранившимися фресками Дионисия, является уникальным примером целостности и единства русского стиля северного монастырского ансамбля XV-XVII веков.

Критерий (i): Настенная роспись Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря является высшим выражением русского искусства фрески в XV-XVI веках.

Критерий (iv): Комплекс Ферапонтова монастыря является самым совершенным и полным примером православной монастырской общины XV-XVII веков, важнейшего периода в культурном и духовном развитии России.

Целостность

Включенный в Список объект занимает площадь 2,10 га с буферной зоной площадью 20 га и содержит все атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. Целостность ансамбля Ферапонтова монастыря и хорошая консервация всех его элементов обеспечивается сохранением границ объекта, которые остались неизменными и четко очерчены каменной стеной, окружающей все архитектурные памятники и сооружения монастыря. Ни современное развитие, ни ухудшение состояния, ни пренебрежение не угрожают ни одному из атрибутов выдающейся универсальной ценности объекта.

Ландшафт вокруг монастыря на протяжении веков оставался практически неизменным и сохранил свое гармоничное единство. Благодаря своему расположению и компактности, выразительный силуэт монастыря легко просматривается с разных сторон, и все природные и антропогенные воздействия на объект были предотвращены.

Подлинность

Ансамбль, возведенный в XV-XVII веках, сохранил высокий уровень подлинности с точки зрения оригинальности планировки, формы, материалов и техники исполнения, древнего архитектурного облика, особенно в том, что касается интерьеров. При хорошей сохранности монастырь не нуждается в масштабной реставрации. Определенные оригинальные архитектурные формы и сооружения были реставрированы на основе научных исследований и с использованием традиционных материалов: крупногабаритных камней для стен, дерева для швов, заполнителей и кровельных конструкций. На территории монастыря нет современных зданий и сооружений.

Стоит отдельно отметить работы по консервации настенных росписей, поскольку они ограничиваются только укреплением красочного слоя и расчисткой. Подлинность фресок Дионисия определяется отсутствием вмешательства в их структуру. Уникальные методы консервации слоев росписей собора обеспечивали лишь незначительное вмешательство в произведения художника и не допускали нарушения их строения и эстетического восприятия.

Сегодня в монастыре находится Государственный музей. Однако изменения подлинности функции являются частью истории объекта, и работа музея играет незаменимую роль в защите подлинности ансамбля. В качестве приходских церквей Русская Православная Церковь использует церкви Святого Ферапонта и Богоявления, богослужения также предусмотрены в церкви Святого Мартиниана.

Требования к охране и управлению

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.1997 г. № 275 ансамбль Ферапонтова монастыря объявлен памятником истории и культуры федерального значения. Музей фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С 1998 года Министерство культуры Российской Федерации отвечает за финансирование и управление музеем. В настоящее время музей находится в ведении Департамента культурного наследия Министерства и Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия. В 2011 году для решения вопросов управления и сохранения памятников культурного наследия монастыря была создана комиссия, состоящая из представителей Вологодской епархии Русской Православной Церкви и музея. Состояние сохранности объекта также контролируется Национальной комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

К числу задач, требующих решения в области сохранения, относятся сохранение уникальных фресок Дионисия, сохранение ансамбля монастыря, а также постоянный мониторинг состояния сохранности объекта и мониторинг и обеспечение соблюдения правил, касающихся буферной зоны.

Ансамбль ферапонтова монастыря где находится

Ферапонтов монастырь располагается на севере европейской части России, в Вологодской области, более чем в 400 км севернее Москвы. В самом конце XIV в. монах московского Симонова монастыря Ферапонт в поисках места уединения побывал в районе обширного Белого озера. Затем он вернулся туда вместе с настоятелем своего монастыря преподобным Кириллом, учеником Сергия Радонежского. Они поселились на берегу небольшого Сиверского озера, где затем Кирилл основал монастырь, названный Кирилло-Белозерским. Но Ферапонт пробыл с Кириллом недолго, и в 1398 г. неподалеку отсюда, на берегу Бородавского озера, основал свой – Ферапонтов монастырь. А в 1409 г. здесь было возведено первое деревянное строение – церковь. После смерти Ферапонта игуменом этого монастыря стал его ученик Мартиниан, при котором монастырь разросся, став к тому же крупным центром просвещения: здесь была большая библиотека, переписывались книги, бывали известные церковные иерархи.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря, по сравнению со многими другими обителями на севере России, отличается компактностью и весьма небольшими размерами, а сложился он преимущественно в период XV — XVII вв. В этот комплекс входит 6 основных каменных строений, обнесенных невысокой стеной: собор Рождества Богородицы (1490 г.), церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-34 гг.), Казенная палата (середина XVI в.), церковь Св. Мартиниана (1640-41 гг.), «Святые ворота» с двумя надвратными церквями (1649-50 гг.) и колокольня (1680-е гг.).

Самое старое сооружение этого ансамбля – собор Рождества Богородицы – традиционный для русского Севера одноглавый храм с куполом и крытой галереей. Оно же и самое знаменитое, поскольку примерно в 1502 г. имевший к этому времени уже большой опыт и заслуживший широкую известность живописец Дионисий (рожден ок. 1440, умер после 1503 г.), вместе с тремя сыновьями, создал здесь свои знаменитые фрески, покрывшие все внутреннее пространство храма от пола до потолка. Общая площадь росписей – 600 кв. м.

Искусствоведы отмечают, что «во фресках Дионисия царят грация и мера, согласие и благородство, гармония и свет». И действительно, поражает легкость, «воздушность» всех изображенных фигур, выполненных к тому же с изысканным сочетанием нежных красок – розовых, белых, зеленых, фиолетовых, пурпурных, охристых, при явном господстве синего цвета.

Большая часть фресок посвящена Богородице, к примеру, наружную часть западной стены украшает прекрасное изображение, посвященное празднику Рождества Богородицы. Самое священное место храма – алтарь – также украшено изображением Богородицы: здесь она предстает в царственно-божественном облике, с младенцем Христом на руках, и в окружении коленопреклонных ангелов. Много росписей посвящено евангельским сюжетам – поучительным философским рассказам о рождении и жизни Христа, и о совершенных им чудесах. Это, к примеру, фрески: «Путешествие волхвов», «Поклонение волхвов», «Исцеление кровоточивой», «Исцеление двух слепых», «Притча о десяти девах» и т.д. Здесь можно увидеть и сложную композицию под названием «Страшный суд», изображающую грешников, Ад, Сатану и т.д.

Примечательно, что настенная живопись собора Рождества Богородицы, которой исполнилось уже 500 лет, – это единственное (из дошедших до наших дней) масштабное и целостное произведение Дионисия, величайшего представителя московской средневековой школы живописи. Важно отметить, что фрески эти никогда не подвергались серьезной реставрации, их также пощадило время. Так что сохранились они почти в первозданном виде, в чем и состоит их особенная – общероссийская и также глобальная ценность.

Сам же монастырь являет собой прекрасно сохранившийся образец православного монастырского комплекса XV-XVII вв., т.е. периода, имевшего огромное значение для формирования российского государства и развития его культуры.

Удаленный от центральных районов страны Ферапонтов монастырь нередко становился местом ссылки опальных церковных деятелей. В конце XV в. тут находился в ссылке киевский митрополит Спиридон, а в 1666–1676 гг. здесь томился патриарх Никон, инициатор церковной реформы, вызвавшей раскол в жизни русской православной церкви.

В дальнейшем монастырь начал приходить в упадок, и в конце XVIII в. был закрыт. В начале XX в. он возродился, и стал женским монастырем, но в 1923 г. был закрыт снова. Ныне в Ферапонтовом монастыре действует Музей фресок Дионисия, который является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; сюда, в селение Ферапонтово, ежегодно приезжают тысячи туристов, но здесь также производится богослужение.

Ферапонтов монастырь

Ferapontov monastery. Photo: Kirillo-Belozersky museum-reserve Ferapontov monastery Fresco of Pantokrator. Photo: Kirillo-Belozersky museum-reserve Fresco of Saint Nicholas. Photo: Kirillo-Belozersky museum-reserve Собор Рождества Богородицы / Church of Nativity Ферапонтов монастырь / Ferapontov monastery

Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь основан в 1398 году преподобным Ферапонтом. Около 400 лет он был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. История монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства. Широкую известность обитель приобрела благодаря деятельности учению Кирилла Белозерского, преподобного Мартиниана.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем Ферапонтово становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). На рубеже XV-XVI вв. из его стен вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны, — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVH вв. началось в 1490 г. с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья – собора Рождества Богородицы. Из шести сохранившихся каменных построек Ферапонтова монастыря собор имеет особую значимость. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося древнерусского художника Дионисия, прямого наследника Андрея Рублева и последнего представителя русского национального искусства в период его расцвета и становления единого русского государства.

После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленных стенных росписей XII-XV вв. в Новгороде (Нередица, Волотово, Ковалеве, Сковородка) фрески Дионисия в Ферапонтове остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси. Их ценность тем более велика, что они не подвергались позднейшим поновлениям и расчисткам и сохранили свою неповторимую красоту, цвет, фактуру.

Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в необыкновенном тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры, особо значимого уникального художественного достижения. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

XVI век – период расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Вельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки -каменное сушило, гоственная и поваренная палаты.

Ферапонтов монастырь был одним из богатейших вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

Придя в упадок, он был закрыт в 1798 году и обращен в приходскую церковь. В начале XX в. монастырь приобретает известность и привлекает внимание любителей отечественной старины, как памятник древнерусского зодчества с единственной в России росписью, исполненной московским иконником Дионисием. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924-м.

В сочетании с мало изменившейся природной средой, Ферапонтов монастырь уже в начале XX в. стал привлекать внимание архитекторов, художников, ученых, музейных деятелей, всех любителей старины. Книга почетных посетителей Ферапонтова, начатая в 1911 году, фиксирует посещения и впечатления многих известных лиц: автора первой монографии по истории Ферапонтова и его окрестностей, местного уроженца И.И. Бриллиантова, автора первой монографии о фресках Дионисия В.Т. георгиевского, художников А. Маковского, Н. Тырсы, К. Петрова-Водкина, Л. Стеллецкого, реставраторов и ученых И. Грабаря, А. Анисимова, Г. Чирикова, В. Лазарева, М. Алпатова, И. Даниловой, духовных лиц, начиная с просвещенного новгородского архиепископа Арсения Стадницкого и кончая здравствующим святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 1924 году в архитектурном ансамбле памятников Ферапонтова монастыря XV-XIX вв. в селе Ферапонтове основан Музей фресок Дионисия. В 2000-м году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *