Какой царь жил в коломенском
Перейти к содержимому

Какой царь жил в коломенском

  • автор:

Дворец царя Алексея Михайловича

Дворец царя Алексея Михайловича был центром загородной резиденции в Коломенском в XVII-XVIII вв. Современники называли его «восьмым чудом света». Дворец простоял на своем месте около ста лет, а затем по указу Екатерины II был разобран «из-за ветхости». Благодаря сохранившимся чертежам и обмерам в 2010 году его удалось восстановить.

Строительство Дворца началось в 1666 г., при Алексее Михайловиче, и продолжилось при его сыне, царе Федоре. Руководили всем плотничий староста Семен Петров и стрелецкий голова Иван Михайлов. Для возведения дворца собрали лучших мастеров, а над убранством трудились самые опытные мастера-резчики, столяры и иконописцы из Оружейной палаты.

Современники сравнивали царский дворец с «игрушкой, вынутой из ларца» и «восьмым чудом света». Разнообразие его убранства впечатляет и сейчас: у дворца затейливые по форме крыши (шатры, кубы, луковицы, шлемы, бочки, перебитые бочки), сверкающие флюгеры, многочисленные окна, резные крылечки.

Нижний этаж («нижнее житье») дворца был отведен под хозяйственные нужды, в то время как царская семья занимала второй этаж («верхнее житье»). Весь дворец делился на две половины — мужскую и женскую. Главные терема на каждой половине легко отличить от хозяйственных построек: терема отличаются богатством украшений, другие помещения имеют простые гладкие стены. Непременным элементом убранства дворца были прямоугольные или круглые печи сложных архитектурных форм, украшенные зелеными или многоцветными поливными изразцами. Над их воссозданием работали художники-керамисты из Ярославля, Санкт-Петербурга и Нового Иерусалима.

Деревянный дворец простоял на своем месте около века, а затем по указу Екатерины II был разобран «из-за ветхости». Но благодаря сохранившимся чертежам и обмерам, подтвержденным в ходе археологических исследований, дворец удалось восстановить.

Чтобы не нарушать историческую целостность комплекса Государева двора, было решено возвести дворец в южной части музея-заповедника «Коломенское». На работах по воссозданию дворца было задействовано более 200 человек 20 разных специальностей, среди которых художники по дереву и керамике, позолотчики, драпировщики, обойщики и золотошвеи. Работы длились три года — с 2007 по 2010 г.

Все работы по воспроизведению интерьеров проводились на основе глубоких научных исследований с привлечением профильных специалистов, а также материалов и исследований ведущих отечественных и зарубежных архивов и музеев: Российского государственного архива древних актов, Государственного исторического музея и его филиала «Палаты бояр Романовых», музея-заповедника «Московский Кремль», Костромского музея-заповедника, Московского музея-усадьбы «Останкино», Государственного музея искусств народов Востока, Музея Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Музея исламского искусства (Доха, Катар), Музея изящных искусств (Вена) и др.

Реконструированный дворец полностью соответствует оригиналу. Внутри него разместился музейный комплекс с интерьерной композицией, выставочными залами, мастерскими, сувенирными магазинами и кафе.

Если вы хотите поближе познакомиться со Дворцом, рекомендуем:

  • посетить постоянную экспозицию «Дворец Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция»
  • заглянуть на временные выставки
  • совершить виртуальный тур по Дворцу, а также посмотреть видеоэкскурсии «Парадные палаты царского дворца в Коломенском», «Личные покои царя Алексея Михайловича в Коломенском дворце» и «Коломенское с Антоном Комоловым: Дворец Алексея Михайловича и соколиная охота»
  • приобрести книги о Дворце царя Алексея Михайловича, изданные в Коломенском

Коломенский дворец

Коломенский дворец

Усадьба Коломенское с теремным дворцом царя Алексея Михайловича является сегодня историко-архитектурным и природно-ландшафтным музейным заповедником.

Золотым веком царского села Коломенское стало правление Алексея Романова. По его указу на высоком берегу Москва-реки был построен дворцовый комплекс, прозванный восьмым чудом света.

Читать еще: Экскурсии в Коломенский дворец и цена билета

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском – это образец деревянного зодчества XVII века. Он стоит в большом парке, где великолепно сохранились храмы и павильоны.

Сочетание ландшафтов и архитектуры превратили усадьбу в несуетный оазис в центре столицы, куда стекаются тысячи туристов, поразительным образом не создавая столпотворения.

История дворца

История Коломенского дворца

В силу удачного стратегического местоположения Коломенское имеет бурную и многоликую историю. Кроме звучных великокняжеских и царских имен она связана с именами Лжедмитрия, Ивана Болотникова. А в XVII веке Коломенское стало центром известного Медного бунта.

Во времена царствований сюда наезжали пировать и охотиться Василий III, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр I. Дворец много раз перестраивали, разбирали и вновь восстанавливали.

Царь Алексей Михайлович часто бывал в полюбившемся ему селе. Это было место торжественных приемов и соколиной охоты. И поныне на территории музея существует Соколиный двор, где живут ловчие птицы.

Алексей Михайлович постоянно обустраивал усадьбу, а 3 мая 1667 года собственноручно заложил новый дворец по принципу хоромного строения.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780г.

Для строительства дворца были привезены русские мастера — плотники патриарха Никона, который отстраивал в то время Новоиерусалимский монастырь.

Возведение дворца завершило ансамбль всего Государева двора. Иноземцы того времени сравнивали городок-дворец с новенькой игрушкой, только что вынутой из ящика.

После переноса столицы в Санкт-Петербург Коломенское потеряло свое особое положение. Во время Отечественной войны 1812 года порядком обветшавший дворец был разрушен французскими войсками.

Через некоторое время для императора Александра I построили новый дворцовый комплекс. Однако и он простоял всего несколько десятилетий. При разборке строения на его месте по линиям фундамента высадили акации.

Вид царского дворца в селе Коломенском с северной стороны, 1830-1840г.

Несколько веков назад село Коломенское отстояло от Москвы в семи верстах. Москва давно расстроилась и Коломенский дворец оказался практически в центре столицы, в районе Замоскворечье.

Реставрационные работы здесь впервые были проведены в 1913-1916 годах. А в 1920 году организован музей. Архитектор и реставратор Петр Барановский на энтузиазме начал доставлять на территорию памятники деревянного зодчества и артефакты со всей России. Основатель музея Барановский спас для потомков огромное количество раритетов.

Читать еще: Коломенский дворец: экскурсии и стоимость билетов в 2024 году

Не удивительно что, имея в усадьбе архитектурную коллекцию деревянных памятников, специалисты много лет не оставляли мысль восстановить царскую резиденцию как чудо деревянного зодчества.

Воссоздание царского дворца

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Сегодня Летний дворец в селе Коломенское – это воспроизведение оригинала XVII века. Авторы проекта деликатно называют его макетом в натуральную величину, не претендуя на абсолютную копию.

Он называется теремным: 27 теремов соединены между собой переходами. В 2010 году московское правительство воссоздало его на основе обмеров и чертежей 1767 года, сделанных по высочайшему указу Екатерины II.

Из построек дворца только каменный храм Казанской Божьей матери имеет прежнее местоположение. Вокруг выросли вековые деревья, поэтому лес уничтожать не стали и сместили новый комплекс на километр. А на месте исчезнувшего дворца стоит Челобитный камень, на котором оставляли прошения и жалобы самодержцу Всея Руси.

Загородная резиденция была окружена каменной стеною с пятью воротами. Часть стены сохранилась. Сам дворец из дуба и сосны стоял на каменном фундаменте.

В наши дни все конструкции монолитные, из железобетона. Они покрыты бревном и тесом.

Несмотря на то, что новый выстроенный Коломенский дворец со свежими росписями и прочими репликами не имеет многовековой исторической ценности, он важен как неотъемлемый образ историко-архитектурного заповедника.

В конце концов Коломенский дворец исчезал и возрождался на протяжении столетий как былинная птица Феникс. И вполне закономерно в его легенде очередное возрождение уже в XXI веке.

Архитектура дворца царя Алексея Михайловича

Фасал Коломенского дворца

Теремной комплекс сегодня отстроен с высокой достоверностью. Помимо чертежей воспроизвести старорусский стиль в соединении с элементами Западной Европы помогли модель дворца работы резчика Д. Смирнова, а также немецкая гравюра театрального декоратора Фридриха Гильфердинга.

В планировке появилось светское начало. Жилые помещения не отделялись от других палат. Из других архитектурных новшеств – асимметрия и отсутствие единого фасада. Каждая часть дворца выглядит как бы самостоятельной, вместе с тем составляя единое целое – содружество теремов.

Возведение такого сложного объекта в XVII веке было возможным только при наличии высокого уровня строительных технологий при работе с деревом.

Крыльцо Коломенского дворца

Русское узорочье с обилием витых столбиков, резных наличников и причудливых кокошников воплотилось во внешнем убранстве многоярусного дворца государевой семьи. Использовалось много сусального золота, что поражало воображение иноземцев.

Знаменита на весь мир чешуйчатая кровля, украшенная двуглавыми орлами. Она имеет изумрудный цвет с позолотой.

Читать еще: Дом Пашкова в Москве

Сени, терема, светлицы, чердаки, гульбища (балконы), чуланы, мыльни, мастеровые подклети – все эти помещения были соединены переходами. Такие же переходы вели к церквям.

Весь архитектурный ансамбль за счет многоярусности создает впечатление сказочного города с иллюстраций детских книжек.

Стрелецкие избы, оружейная избушка, ледники, конюшни, житницы, приказные палаты, поварни и другие хозяйственные постройки придавали этому декоративному городу оживление.

Коломенский дворец в цифрах:

  • Общая площадь — 7,23 кв. метров
  • Теремов – 27
  • Ярусов — 5
  • Интерьеров основной экспозиции — 24
  • Всего помещений – 288
  • Окон во дворце — 3000
  • Площадь усадьбы – 390 га

Внутреннее убранство, экспозиции музея

Столовая палата Коломенского дворца

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском состоит из женской и мужской половин. Для посещения с экскурсией доступны Думная, Престольная и Столовая палаты, личные покои царя, царицы, царевен и царевичей.

Из западноевропейского стиля использован принцип анфилад, гобелены на стенах и слюдяные окна с разноцветными витражами.

Стены обиты статусным материалом того времени – красным сукном. Во многих интерьерах использована красная кожа с золотым тиснением.

Расписывали интерьеры мастера из знаменитых мастерских Оружейной палаты. Иконописцы, живописцы и резчики по дереву украсили хоромы, заполнив все дворцовое пространство.

В оформлении помещений использовалось так называемое травное письмо, требовавшее от мастеров виртуозного владения кистью без нанесения предварительного эскиза.

Экскурсанты увидят в помещениях большое количество изразцовых печей. Ни одна из них не повторяет другую.

Предметы в экспозиции музея красноречиво рассказывают о государственных традициях ушедшего времени и бытовой жизни царственных особ. Основная экспозиция музея в Коломенском делится на три части – Хоромы царя, Хоромы царевичей и Хоромы царицы. Каждая часть состоит из нескольких помещений разного назначения.

Хоромы царя

Трон царя в Престольной палате Коломенского дворца

Вначале вы попадаете в Передние сени. В этом месте ждали своей очереди дворцовые чины и слуги, здесь проходило оглашение указов. Отсюда открывается вид на Парадные залы. Функцию приемной выполняла Думная палата.

Особо важные церемонии проходили в самом просторном помещении – в Столовой палате. Здесь пировали во время торжеств и принимали иноземных гостей. Царь восседал отдельно от пирующих, на богатом троне. Посетителям представлены муляжи блюд царского застолья.

Роспись потолка Столовой палаты Коломенского дворца

Но главный трон находится в Престольной палате. У подножия престола расположились механические рыкающие львы – это был явный отсыл к трону царя Соломона. Во времена Алексея Михайловича львы были обшиты овчиною.

Личные покои составляют царский кабинет, молельня, спальня и мыльня. В кабинете все предназначено для работы: книжные шкафы, стол, кресло, шахматы.

Читать еще: Александринский дворец в Нескучном cаду

Алексей Романов был тружеником, его день начинался в 4 утра. Именно ему принадлежит изречение «Делу время, потехе час». Многочасовая работа в кабинете требовала наличия не столько роскошной, сколько удобной мебели.

В экспозиции кабинета по сию пору хранится личная печать царя. Здесь же во время экскурсии можно на сенсорном столе ознакомиться с историей династии Романовых.

В царской опочивальне стоят подлинная кровать и шкаф Алексея Михайловича. Царь любил эфирные масла, они тоже были неотъемлемой частью интерьера наряду с зеркалами и туалетными принадлежностями.

Доступ в опочивальню был строго воспрещен. Сюда мог входить только постельничий – особо доверенное лицо самодержца.

Хоромы царевичей в Коломенском дворце

Учительная палата в Коломенском дворце

Важной частью данной реконструкции является Учительная палата. Здесь обучались царские наследники – Федор и Петр Алексеевичи. В палате вы увидите подлинные книги и Букварь.

Детские доспехи и сабельки выставлены в витрине как свидетельство обучения царевичей ратному делу.

В небольших личных комнатах старинная мебель, а также письма и книги, дающее представление о хорошем образовании и кругозоре.

Отметим, что русский царь Алексей Михайлович был восприимчив к западному стилю, влияние на это оказала его вторая жена Наталья Нарышкина. Данный стиль явно отражен в убранстве комнаты юного Петра. Это тоже постепенно формировало его мировоззрение.

Отдельные переходы вели в мыльню. А из каждого покоя царевичей небольшая дверь направляла на половину царицы.

Хоромы царицы

Хоромы царицы

Царица с детьми много времени проводила в Коломенском. Несмотря на царственное положение, женщинам семьи издревле полагалось вести довольно затворнический образ жизни. Рукоделие и молитвы были их основным времяпрепровождением.

Однако супруга Алексея Михайловича, в которой тот души не чаял, — Наталья Кирилловна Нарышкина, в теплое время года ездила в открытой карете, что прежде было немыслимым. И смотреть на женскую половину во многом можно как на часть личного пространства государыни и дань вековым традициям.

Здесь в Престольной палате она вела свой прием аристократии и духовенства. Вы увидите ее более скромный, чем у царя, трон. В экспозиции также выставлена посуда того времени.

Но прежде в Передних сенях государыни вы задержитесь у портретной галереи из женских парсун царствующей династии.

Рукоделием Наталья Кирилловна занималась в специально предназначенной для этого светлице с большими окнами. Здесь посетителям покажут пяльцы для вышивания и женский наряд знати XVII века. Образец шитья жемчугом находится под иконой Успения Богородицы.

Утренние и вечерние молитвы совершались в собственной моленной комнате – Крестовой палате. И если царь молился в полном уединении, то с царицей до определенного возраста молились и дети. Поэтому ее моленная больше по размерам.

Интерактивная панорама дворца

Вам также может понравиться

Александринский дворец в Москве

Александринский дворец в Нескучном cаду

Петровский Путевой дворец в Москве

Петровский путевой дворец в Москве

Екатерининский дворец в Лефортово

Екатерининский дворец в Лефортово
  • Московский Кремль
  • Третьяковская галерея
  • Оружейная палата
  • Алмазный Фонд
  • Музей космонавтики
  • Мавзолей Ленина
  • Дарвиновский музей
  • Исторический музей
  • Музей Вооруженных сил РФ
  • Музей имени Пушкина
  • Бункер Сталина 42
  • Панорама Бородинская битва
  • Исторический музей
  • Третьяковская галерея
  • Музей космонавтики
  • Коломенский дворец
  • Мосфильм
  • Свидание на крыше в Москве
  • Царицыно
  • Храм Христа Спасителя
  • Новодевичий монастырь
  • Большой театр
  • Прогулки по Москве-реке
  • Храм Вооруженных сил России
  • Прогулки по Красной площади
  • Теплоход «Ривер Лаундж»
  • Прогулка на яхте «Ривер Палас»
  • Прогулка по крышам
  • Подземная Москва
  • Аренда катера

Дворцы и усадьбы

Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция

image

Дворец царя Алексея Михайловича — это современная реконструкция выдающегося памятника русской деревянной архитектуры XVII века. Единственное в Москве место, позволяющее представить повседневную жизнь царского двора в загородной летней резиденции.

Исследователь древнего искусства Дмитрий Айналов писал: «Коломенский дворец рисует картину XVII столетия, которая своей фантастикой превышает, может быть, все, что нам известно о России этого времени».

Коломенский дворец впечатлял современников богатством декора. До наших дней дошли акварели, воспоминания очевидцев, сохранились чертежи и рисунки, в том числе выполненные при разборке дворца, инициированной Екатериной Великой. В 1865-1868 годы по заказу императора Александра II резчик Д.А. Смирнов изготовил деревянную модель в одну сороковую часть от его настоящей величины — в настоящее время ее можно увидеть в постоянной экспозиции «Вехи истории Коломенского». Весь этот массив материалов был использован для восстановления строения.

Во внешнем и внутреннем убранстве дворца нашла свое отражение эстетика второй половины XVII века с ее тяготением к красочности, многоцветности, богатой орнаментике и повышенному эмоциональному содержанию. Элементы экстерьера и интерьера нарядно украшены изысканной резьбой. Печи декорированы изразцами, созданными на базе тех, которые во множестве были найдены в результате археологических раскопок на историческом месте дворца. В воссоздании интерьеров участвовали 226 мастеров 20 специальностей.

Чтобы получить максимум впечатлений от визита во Дворец, рекомендуем:

  • посетить Хоромы царя и Хоромы царицы по билету или Пушкинской карте
  • познакомиться с Дворцом в рамках сборной экскурсии
  • воспользоваться аудиогидом
  • узнать, как добраться

В этой экспозиции проходит Олимпиада для школьников «Музеи. Парки. Усадьбы». Приходите за знаниями и баллами!

Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Смотровая площадка во Дворце
Смотровая площадка во Дворце
Смотровая площадка во Дворце
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Смотровая площадка во Дворце
Смотровая площадка во Дворце
Смотровая площадка во Дворце
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Мужская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Женская половина Дворца
Смотровая площадка во Дворце
Смотровая площадка во Дворце
Смотровая площадка во Дворце

Дворец состоит из 26 теремов, соединенных сенями и переходами, в них расположены 270 комнат. Их назначение отражало образ жизни царской семьи и ее социальный статус. По функциям комнат и роскоши их убранства можно заключить, что Коломенский дворец был задуман как место приема иностранных гостей, также для отдыха и увеселений царской семьи. Он разделен на две половины — мужскую и женскую: царь с царевичами и царица с царевнами жили в разных частях здания. Даже украшающие интерьер печи отличались по форме в зависимости от назначения помещений: в дворцовых покоях печи были изразцовыми полихромными, в хоромах царя и царевича — четырехугольными, в хоромах царицы — круглыми.

Особого внимания заслуживают росписи, украшающие интерьеры. Во дворце XVII века работали лучшие мастера Оружейной палаты под управлением иконописца Симона Ушакова, а также иноземцы — в частности, поляки Иван Мировский и Станислав Лопуцкий. Стены комнат были украшены «травным узорочьем» — растительным орнаментом, отсылающим к образу райского сада, — а также картинами на сюжеты из библейской и античной истории. Некоторые изображения связаны с научными интересами эпохи, которые разделялись царем. К числу таковых относится «Зодий небесный» — панно с потолка Столовой палаты, изображающее движение планет вокруг Солнца. Живописный декор XVII века воссоздавался под руководством народного художника России Ивана Глазунова. В качестве образцов были задействованы памятники изобразительного искусства XVII века — росписи храмов Ярославля и Ростова Великого, книжные миниатюры и гравюры, в том числе и из европейских изданий.

В украшении некоторых комнат дворца использовались ткани. Разноцветное сукно украшает стены сеней перед Столовой палатой, Мастерскую царицы и ряд других помещений. В Покоях императрицы Елизаветы Петровны посетители могут увидеть «штофные обои» во вкусе XVIII столетия, выполненные из шелка. В Кабинетах Алексея Михайловича, его сына Федора и дочери Софьи представлены узорчатые кожаные обои, тисненные золотом, — они выполнены по образцам из европейских дворцов XVII века.

Воссозданные интерьеры дворца наполнены экспонатами, которые дают представление о повседневной жизни царского двора. Среди них присутствуют уникальные предметы XVII века — например, кровать западноевропейской работы в Опочивальне царя. Некоторые предметы обстановки были воспроизведены по образцам XVII–XVIII веков из фондов Московского Кремля, Государственного Эрмитажа и иных музеев, в том числе иностранных. В интерьерах представлены мебель, роскошные предметы быта — восточные ковры и европейские гобелены, — реконструкции исторических костюмов, разнообразные светильники и иконы в золоченых киотах.

Рекомендуем обратить внимание на собрание шпалер, выполненных на мануфактуре в Обюссоне (Франция). Французские шпалеры стали популярны при московском дворе в XVII веке. В воссозданном дворце можно увидеть шпалеры, изображающие Александра Македонского (сени перед Столовой палатой), ветхозаветного патриарха Авраама (Учительная палата), римских героинь Валерию и Клелию (сени перед Престольной палатой царицы) и персонажей поэмы Гомера «Одиссея» — самого Одиссея и царя феаков Алкиноя с семейством (Мастерская царицы).

Доступный музей: узнайте о возможностях этой экспозиции для гостей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы ваше знакомство с музеем было максимально комфортным, пожалуйста, предупредите нас о своем визите по тел. +7 499 614-88-80.

Книга отзывов:

  • Посетили ваш музей — очень все понравилось, информативно, интересно, красиво, познавательно. Особое впечатление — баня «мыльня», очень необычное место, мало где такое увидеть можно. Музеев много разных — такое впервые увидели. Благодарны за данный объект — исторический и познавательный.
  • Мы в восторге от экскурсии, проведенной боярыней Нелли! Глубокая подача материала, великолепный артистизм погрузили нас в эпоху царствования Романовых. Интерьеры дворца поразили красотой и богатым убранством! Очень рада, что восстановили такой замечательный дворец. У вас замечательные экскурсоводы и отзывчивый приятный персонал! Огромное спасибо!
  • Очень увлекательная и интересная экскурсия. Будем рекомендовать друзьям. Дворец поражает не только снаружи, но и внутри.
  • Очень впечатлила экспозиция царских хором. Особенно хотим отметить печи и мебель! Экспонаты ухоженные. Спасибо, что стараетесь сохранять историю нашего государства. Сотрудникам отдельное спасибо за приветливость.
  • Большая благодарность за экскурсию! Очень вдохновенный рассказ с запоминающимися подробностями. Прекрасная подача информации. Отдельное спасибо за то, что провели экскурсию всего для нас двоих! Одна из самых интересных экскурсий, которые мы когда-либо посещали.
  • Я закрыла сессию на отлично, поэтому пришла со своей подругой «окультуриваться». Действительно восхищена работой. Спасибо за то, что сохраняете достопримечательности и даете возможность окунуться в прошлое.

Усадьба Коломенское, Москва

Групповые туры в Узбекистан в 2024-2025

Коломенское – изначально территориальное поселение к югу от центра Москвы, основанное, по одной из версий, жителями города Коломны, спасавшихся от нашествия татаро-монгол. Статус дворцового села Коломенское начало приобретать с 1532 года, когда князь Василий III (царский род Рюриковичей, предшествовавший роду Романовых) в честь рождения сына Ивана IV (будущего Ивана Грозного) заложил в Коломенском церковь Вознесения Господня, построенного по проекту итальянского архитектора Петрока Малого (Петр Франческо Анибале, известного также строительством Воскресенской церкви в Московском Кремле, а также Китайгородской стены опять-таки в Москве).

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня

И только в начале 17 века в Коломенском началось строительство Государева двора, постепенно приобретшего черты усадебного владения, включающего дворец, церкви, караульни и палаты, а саму усадьбу обнесли забором. В самом селе и приписанных к нему деревнях жили плотники, конюхи, мостовщики, часовых дел мастера, а также садовники, обслуживающие дворцовое хозяйство.

Коломенское стало любимой летней резиденцией царя Алексея Михайловича (2й русский царь из династии Романовых), заложившим в 1666 году и построившим деревянный дворец, представляющим собой систему клетей (отдельных деревянных помещений), соединенных между собой переходами. В итоге и получился деревянный Дворец царя Алексея Михайловича, состоящий из более 270 комнат.

Дворец царя Алексея Михайловича

Дворец царя Алексея Михайловича

Дворец царя Алексея Михайловича

Следующим из царского рода Романовых, полюбивших Коломенское, был царь Петр I, объявившим Россию уже империей и ставшим первым Импера́торъ Всероссíйскій. Перт I впервые посетил Коломенское в трёхлетнем возрасте в 1675 году, и с тех пор став частым гостем своей загородной усадьбы. Так будущий император устраивал здесь знаменитые учебные бои для своих потешных полков (войсковые соединения из детей дворян и военных), впоследствии составивших основу регулярной армии. Сейчас на Государственном дворе Коломенского находится единственный в Москве мемориальный музей, посвященный Петру I. Это дом, построенный в 1702 году на острове Святого Марка. Царь прожил в доме два месяца, наблюдая за постройкой Новодвинской крепости для защиты Архангельска, единственного на тот момент порта выхода для России в большие воды. В 1934 году Домик Петра был перевезен в Коломенское.

Домик Петра

Домик Петра

Домик Петра

В 1712 году столица России переносится из Москвы в возведенный Санкт-Петербург, и государи продолжают останавливаться в Коломенском во время поездок в Москву, поэтому царская усадьба постоянно достраивается. В 1767 году Екатерина II поручает снести деревянный Дворец Алексея Михайловича и возвести новый 4-этажный дворец с северной стороны церкви Вознесения Господня. Первые два этажа были каменными, остальные два – из дерева. Дворец связали с церковью Вознесения Господня галереями, а рядом с ним оборудовали театральную площадку для представлений под открытым небом, а в самом низу – перекинули наплавной мост через Москву-реку. В следующем, 1768 году, был перестроен ансамбль Передних ворот, а над палатами Сытного двора, Полковничьих и Приказных палат был надстроен второй этаж под кухни и хозяйственные помещения нового дворца.

Тогда же на территории усадьбы посадили две липовые аллеи, соединяющие Спасские и Передние ворота.

Сытный двор

Передние ворота

Полковничьи и Приказные палаты

Вместе с императрицей Екатериной II Коломенское посещали её внуки – великие князья Александр и Константин. Взошедший на престол в 1801 году внук Екатерины – император Александр I, – повелевает восстановить обветшавший Екатерининский дворец, сохранив его первозданный вид, но дворец полностью уничтожается французскими войсками, стоявшими в Коломенском в 1812 году.

И только к 1825 году удается возвести на старом фундаменте Александровский дворец в стиле ампир, но сам император уже его не увидел, скончавшись в тот же год. Дворец не был популярен у императорской семьи и был демонтирован к 1878 году. От Александровского дворца до наших дней смог сохранился только флигель, вход с 4я колоннами охраняют скульптуры барсов.

Александровский дворец

Александровский дворец

Александровский дворец

Вторая половина 19 века становится периодом окончательного угасания придворной жизни в Коломенском.

К началу 20 века Коломенское становится религиозным центром округи, вобрав сразу четыре действующие церкви: церковь Вознесенья Господня, церковь Св.Георгия с Колокольней, церковь Казанской иконы Божьей матери, а также церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, но уже за на другой стороне Г’олосового оврага на территории исторического села Дьяково.

Церковь Св.Георгия с колокольней

Церковь Казанской иконы Божьей матери

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

После революции 1917 года храмы были закрыты. И только в 1924 году реставратор и архитектор Петр Барановский обратился к советским властям с инициативой по созданию в Коломенском музея деревянной архитектуры под открытым небом. И благодаря Петру Барановскому были воссозданы церкви, а также остальные сооружения Государева двора. А открывшиеся при них музеи стали собирать и коллекционировать различные произведения русского искусства и народных промыслов: живопись, изделия из дерева, металла, рукописные и старопечатные книги, изразцы и другие предметы прикладного искусства. Помимо сохранения усадебных построек, в Коломенское были перевезены:

  • надвратная башня Николо-Корельского монастыря из Северодвинска;
  • Моховая башня Сумского острога с берегов Белого моря;
  • Башня Братского острога с берегов Ангары и центра большого сельскохозяйственного района Сибири в 17 веке;
  • Деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца от 1685 года, также с верхнего течения Северной Двины на юге Архангельской области.

В последние годы в Коломенском активно формируется Этнографический комплекс. Так в Коломенском появились действующие конюшня и кузница, усадьба коломенского крестьянина, усадьба пасечника с пасекой и водяная мельница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *