Успенский собор во владимире кто построил
Перейти к содержимому

Успенский собор во владимире кто построил

  • автор:

Успенский собор во Владимире

Владимир — место, где стоит первый кафедральный собор Северо-Восточной Руси, освященный в честь Успения Пресвятой богородицы. Его стены стали свидетелями многочисленных исторических событий, неоднократно горели, подвергались разрушениям, перестраивались. И все-таки собор дошел до наших дней, сохранив свое огромное значение, как культурное, так и религиозное. Наряду с Дмитриевским собором и Золотыми воротами он — одна из главных достопримечательностей древнего города. Сегодня в собор можно попасть и с экскурсией, и просто для того, чтобы полюбоваться его убранством – среди фресок сохранились подлинники Андрея Рублева.

Адрес: Владимир, Большая Московская улица, 56

Координаты: 56.129129, 40.409263

Режим работы: с 10:00 до 17:00, выходной — понедельник

История

Храм, возведенный в 1158 году при князе Андрее Боголюбском, в первоначальном виде не сохранился. Споры о том, каким он был, продолжаются до сих пор, и окончательного ответа не дают даже археологические раскопки. Храм простоял до 1185 года, после чего сгорел, а князь Всеволод Большое Гнездо решил при восстановлении в 1185-1189 годах значительно расширить его. Стены были обнесены галереями, открытыми внутрь, и, по сути, новое строение поглотило старое.

В 1238 году Владимир сполна ощутил на себе ужасы нашествия. Досталось и Успенскому собору, который был подожжен вместе со спрятавшимися внутри женой князя Юрия Всеволодовича Агафьей и детьми. Впоследствии они были канонизированы как великомученики. 1411-й год стал еще одним тяжелым годом для города и храма. Междоусобные войны привели к тому, что на Владимир напал татарский царевич Талыч, чьи войска также разграбили собор. Интересно, что всего за два года до этого события его расписала артель во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Практически в неизменном виде Успенский собор простоял до второй половины 18 века, когда по указу Екатерины II, посетившей Владимир, была начата его реконструкция, коснувшаяся не только облика стен, но и иконостаса — вместо рублевского был поставлен новый, в барочном стиле. В 1810-м году рядом с собором построили колокольню. В конце 19 века большинство екатерининских изменений убрали, тогда же во время реставрации были открыты фрагменты фресок Рублева. Последняя реставрация состоялась в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века. Сегодня в храме проводятся регулярные службы, при этом он также является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Интересные факты

  • Первоначальный собор 1158 года имел в высоту 32,3 метра и был выше главных на то время христианских святынь Руси — Софийских соборов в Киеве и Новгороде.
  • Во время нашествия Талыча в 1411-м году большая часть драгоценностей захватчикам не досталась — ключник Патрикей сумел спрятать их и даже под пытками не выдал место. Возможно, они лежат в тайнике внутри собора до сих пор.
  • Сегодня колокольня и собор — единое целое, однако так было не всегда. Через 50 лет после ее возведения, в 1862 году, был построен Георгиевский придел, слившийся с нижним ярусом колокольни.
  • В ходе реставрации конца 19 века главки шпилей стали шлемовидными вместо луковичных.
  • Главный колокол на колокольне собора отлит из лома старого, сброшенного при советской власти и пролежавшего много лет во дворе Вознесенской церкви.

Что посмотреть

Фрески Андрея Рублева. Сегодня в соборе можно увидеть несколько фресок великого иконописца, самая значительная из которых — «Страшный суд». Она включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иконостас. Современный иконостас, выполненный в барочном стиле, был установлен в соборе в конце 18 века. Иконы из старого, авторства Андрея Рублева, находятся в Третьяковской галерее.

Остатки каменной резьбы старого собора. На некоторых стенах собора с внешней стороны можно заметить остатки резьбы старого храма. Так получилось из-за того, что во время постройки новых стен в 1180-х использовали камни старого собора.

Некрополь. Помимо великих князей Андрея Боголюбского и Георгия Всеволодовича, в Успенском соборе есть еще порядка 40 захоронений князей и епископов.

Владимирская икона Божьей матери. Справа от царских врат иконостаса расположен список 17 века с одной из самых любимых на Руси икон Божьей матери. Также в соборе есть списки с икон Боголюбская и Максимовская.

Какие святыни хранятся

Мощи святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и еще 10 чтимых православной церковью святых.

Успенский собор в кинематографе

Самый знаменитый фильм, в котором снимался собор — «Андрей Рублев». Интересно, что во время съемок сцены штурма собора едва удалось избежать настоящего пожара — от дымовых шашек загорелись стропила крыши.

В 2020-м году вышел фильм «Фея» с Константином Хабенским в главной роли. Некоторые эпизоды снимали в Успенском соборе.

Успенский собор во Владимире

У спенский собор во Владимире был возведен в 1158–1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н. Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.

После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186–1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.

В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

ВЛАДИМИР-ВОЛЫНСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Расположен в центре города на холме рядом с древними городскими валами. Вместе с епископским домом и колокольней составляет комплекс «епископского замка» Владимиро-Волынских владык. Как и в былые века остаётся крупнейшим и совершеннейшим зданием города.

Владимиров храм

Первый Успенский храм Владимира Волынского, ставший его главным собором, был, по преданию, воздвигнут равноапостольным великим князем Владимиром вскоре после принятия им христианства. Храм был освящён первым Владимиро Волынским епископом Стефаном и служил усыпальницей для владимирских удельных князей. Собор был разрушен ещё до монголо-татарского нашествия и ныне от него остались лишь остатки фундамента. Место первоначального Успенского собора сохранило за собой народное название «Старый собор» («Стара катедра»).

Мстиславов собор во Владимире Волынском
Мстиславов собор во Владимире Волынском

Первоначальный Мстиславов храм

Современный Успенский собор был построен по велению Владимиро-Волынского, а позднее великого Киевского князя Мстислава Изяславича приднепровскими мастерами. По сообщению Никоновской летописи помещённому под 6668 (1160 от Р. Х.) годом:

Того же лета князь Мстислав Изяславичъ подписа святую церковь в Володимери Волынском и украси ю дивно святыми и драгими иконами, и книгами, и вещами многими чюдными, и священными сосуды златыми и сребряными з бисером, и с камением драгим [1].

Учитывая темпы строительства храмов той эпохи, работы предположительно начались уже в 1156 году, когда Мстислав утвердился во Владимире Волынском. О работе в соборе мастеров из Переяславля свидетельствует своеобразная техника формовки кирпичей. Судя по тому, что на хоры собора можно было попасть только через дверь во втором ярусе наружной стены, здание было соединено специальным переходом с княжеским дворцом.

Ктитор, скончавшийся в 1170 году, был похоронен в этом храме, который с тех пор стал именоваться «Мстиславовым». По известию Ипатьевской летописи князь был погребён «с честью великою. в Святей Богородици, в епископьи, юже бе сам созда в Володимери» [1]. Собор стал усыпальницей князей, бояр и епископов: под храмом есть шесть великокняжеских, две епископские и много гробниц знатных лиц. Успенский собор указывается как одно из возможных мест захоронения Романа Мстиславича. Храм стал кафедральным собором Владимиро-Волынских епископов. Кроме своего непосредственно богослужебного назначения, он выполнял и государственное — в нем принимали присягу подданные князя. В стенах собора принимали княжество 17 князей. Здесь подписывались и скреплялись клятвой на кресте и Евангелии межгосударственные и торговые соглашения, в XIII веке здесь писалась Волынская летопись.

На протяжении веков Успенский собор много раз подвергался разрушению. Сначала храм был разорен полчищами Батыя и восстановлен после этого стараниями удельных князей. В 1491 году собор был снова опустошён татарами. В 1494 году Владимирский епископ Вассиан восстановил древнюю святыню, передал в храм икону Божией Матери (впоследствии чтимую под именем Владимирской Братской), защитил храм оборонительным валом, а рядом с ним возвёл «епископский замок» — укреплённое подворье с каменным домом (взамен прежнего деревянного) и колокольней.

Обрушенный Владимир-Волынский Успенский собор. Гравюра XIX в.
Обрушенный Владимир-Волынский Успенский собор. Гравюра XIX в.

В руках униатов

В 1595 году Владимиро-Волынский епископ Ипатий (Поцей) открыто принял унию и храм перешёл к униатам. В XVII веке вокруг «епископского замка» были возведены стены с воротами.

Во время пожара 1683 года храм сильно пострадал и был восстановлен только в 1753 году. Реконструкция сильно изменила сохранявшуюся до того времени древнюю византийскую архитектуру храма: униатский епископ Феофан Годебський сделал к собору пристройки с хорами и ложами вроде латинского костёла, уничтожил внешние углы и видоизменил алтарь. К западному фасаду был пристроен большой двухэтажный портик, сделан фронтон, часть древних окон заложена, другие растесаны, прорублены новые. С южной стороны апсиды были пристроены двухэтажные кельи. В 1782 году преемник Годебського, Симеон Млодский задумал еще бо́льшую перестройку храма в латинском стиле. Однако когда начали с этой целью прорубать в одном из столбов храма ход к проповеднической кафедре — столб рухнул, потом упали своды и храм пришёл в упадок. В начале XIX века последовали многочисленные ремонты — в 1803, 1804, 1808, 1818 и 1819 годах — но собор восстановить так и не удалось. К 1829 году храм превратился в руины — обвалились остатки сводов и купол.

Памятник долго пребывал в запустении и осквернении: в нём были размещены хранилища сена, зерна и дров. Вплотную к храму был построен хлев для скота. Собор постепенно разрушался.

Владимир-Волынский Успенский собор и епископский замок. Фото 1918 г.
Владимир-Волынский Успенский собор и епископский замок. Фото 1918 г.

Возрождение

Широкое празднование юбилея 900-летия Крещения Руси и основания Владимир-Волынской епархии обратило внимание поклонников старины на древнюю святыню. В декабре 1887 году во Владимире-Волынском было создано Свято-Владимирское братство, которое поставило перед собой религиозно-просветительские и церковно-упорядочивающие задачи: в частности, братство имело целью восстановление Успенского собора в его первозданном стиле. Для изучения древней достопримечательности были приглашены ведущие специалисты-археологи Российской империи — В. Б. Антонович, А. В. Прахов и А.И. Левицкий. Были проведены археологические исследования остатков собора; храм был обмерен, зарисованы фасады, разрезы, раскрыты фрески. В 1896 году был принят проект реставрации сооружения архитектора Г. И. Котова. В 1896-1900 годах собор был восстановлен в формах XII века. В 1900 году отреставрированный Мстиславов храм был вновь освящён. На торжествах, которые стали всенародным праздником, присутствовали члены Императорского Дома, поздравительную телеграмму прислал император страстотерпец Николай II.

В течение XX века храм оказался в числе немногих избежавших закрытия и осквернения. Долгое время был приходским. В 1969-1971 годах была проведена реставрация епископского дома с колокольней. К концу века собор остался единственным сохранившимся памятником архитектуры домонгольского периода на Волыни. В обособившейся Украине вошёл в государственный реестр Национального культурного наследия (реестр. № 803) и был поставлен под охрану государства. В честь 1000-летия Волынской епархии близ собора в 1992 году был установлен памятный крест.

При воссоздании Владимир-Волынской епархии в 1996 году был вновь определён её кафедральным собором. В мае 2002 года, когда во Владимире-Волынском отмечалось 1010-летие местной епархии, торжества в соборе возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. 4 августа 2009 года Успенский собор посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В мае 2010 года широко праздновалось 850-летие Успенского собора.

План Владимир-Волынского Успенского собора
План Владимир-Волынского Успенского собора

Архитектура

Единственный сохранившийся древнерусский храм Волыни. Конструкции, техника кладки и архитектурные формы близки к зодчеству Приднепровья, в частности к Кирилловской церкви в Киеве и других подобных построек; тип восходит к Успенскому собору Киево-Печерской лавры.

Храм каменный, шестистолпный, крестово-купольный, трёхнефный, трёхапсидный, одноглавый. Четыре столпа удерживают массивный купол. Длина храма — почти 35 метров, ширина — 21 метр, высота вместе с куполом — более 35 метров, толщина стен — 1,5 метра. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа. Пропорции плана несколько более вытянуты, чем у приднепровских памятников. План собора представляет собой пересечение трёх продольных и четырёх поперечных нефов. Центральный продольный и второй с восточной стороны нефы шире остальных, над их средокрестием возвышается купол на барабане.

Фундамент собора сложен из бутового камня и крупной плинфы, залитых крепким светло-серым раствором. Церковь сложена в технике равнослойной кладки. Толщина швов известкового раствора приблизительно равна толщине кирпичей. В стенах встречаются каналы от сгнивших деревянных связей. Стены имеют толщину в полтора метра. Стены выложены из кирпича чуть менее крупных, нежели те, что использовались при создании фундамента. Их скрепляет розовый раствор, состоящий из песка, извести и толчёного кирпича. Среди кирпичей, из которых сложен Успенский собор, есть кирпичи с особым типом знаков, чрезвычайно редких для древнерусского зодчества и известных всего лишь в нескольких памятниках. Знаки располагаются на нижней стороне кирпичей — той, что при формовке располагается на подкладной доске. Они довольно крупны, часто сложны по рисунку, выпуклы, оттиснуты в деревянной форме, причём в отдельных случаях на кирпичах можно заметить даже отпечатки волокон дерева. В кладке же, наоборот, такие знаки почти всегда находятся на верхней стороне кирпичей. Все знаки обнаружены в случайных местах кладки, они прикрыты раствором, не играя никакой особой роли в строительной структуре.

Венчанием храма является единственный шлемовидный золочёный купол на мощном барабане, смещённом несколько ближе к апсидам. Крест на куполе возвышается на 5,5 метра. Отвес купола украшает ажурный узор. Барабан прорезан узкими вертикальными окнами. В межоконных проёмах размещены декоративные вертикальные тяги. Верхняя часть барабана завершается декоративным арочным поясом, над которым помещены ряды поребрика.

Архитектурные формы просты и лаконичны. Фасады расчленены пилястрами и мощными полуколоннами, украшены аркатурным поясом. Полуколонны на фасадах соответствуют столпам внутреннего членения пространства. Прясла стен между полуколоннами завершают арки-закомары, отвечающие полуциркульным сводам. На фасадах собора особо выделены крупные тимпаны. Тимпаны центрального продольного и самого большого поперечного нефов, в отличие от остальных тимпанов собора, имеют «византийское» расположение оконных проёмов: окна — тройные, причём среднее окно чуть выше остальных.

Внутреннее пространство собора являет образец классического одноверхого храма крестово-купольного типа с той небольшой отличительной особенностью, что его наос делится на три продольных нефа не двумя, а тремя парами столбов. Барабан храма опирается через паруса на арки, перекинутые между четырьмя центральными опорами. Нефы перекрыты полуциркульными сводами. От первоначального убранства в храме сохранилось очень мало: в центральной апсиде и некоторых древних оконных проёмах во время восстановительных работ 1890-х годов были открыты немногочисленные остатки древних фресковых композиций, а также домонгольские орнаменты, относящиеся, по мнению академика архитектуры М. Т. Преображенского, непосредственно к эпохе Мстислава Изяславича. Остатки фресковой росписи близки по стилю к росписям Киева и Чернигова XII века.

«Епископский замок», составляющий комплекс построек при соборе, включает каменный дом с колокольней 1494 года. В кирпичных стенах XVII века проделаны два входа — главный представляет из себя массивные двухъярусные ворота, второй — небольшую калитку с северо-запада.

Владимир-Волынский епископский замок. Вид с запада. Фото 2010-х гг.
Владимир-Волынский епископский замок. Вид с запада. Фото 2010-х гг.

Настоятели

  • Поликарп (Сикорский) (кон. 1920-х)
  • Георгий Боришкевич (1927 -1932)
  • Евгений Коноплянко
  • Ярослав Антонюк (упом. 2000 [2] — ок. 2018)

Литература

  • Православные Храмы. Путешествие по Святым местам (журнал), вып. № 34, 2013.

Успенский собор (Владимир, Россия)

Ошибка создания миниатюры: convert-im6.q16: non-conforming drawing primitive definition `polygon’ @ error/draw.c/RenderMVGContent/4404.

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

До возвышения Москвы, был главным собором великого Владимиро-Суздальского княжества. В настоящее время является действующим храмом [3] .

История

Эпоха Андрея Боголюбского

Дата постройки собора определяется относительно; предположительно он заложен в 1158 году, почти в то же время, когда началось возведение укрепительных земляных валов, вокруг столицы княжества. Великий князь Андрей Боголюбский, начавший строительство, рассчитывал сделать собор не только главным храмом владимирской епархии, но и центром владимирской митрополии, независимой от киевских духовных властей. При правлении Боголюбского Владимир начал претендовать на роль политического центра феодально-раздробленной Руси, а с этим с неизбежностью вставал вопрос и о церковном первенстве [4] [1] .

Строительство самого грандиозного храма Владимира вела артель, собранная из разных регионов. В её состав вошли мастера кирпичной кладки как древнерусского государства, так и иноземные зодчие. Для европейского средневековья такой способ сбора мастеров на крупных строительствах был распространённым. Привлечение западных мастеров на строительство во Владимирское княжество было также и демонстрационным отказом от киевских художественных традиций. Для Владимирской земли это был путь к формированию политического и культурного суверенитета и установлению её господства, который неизбежно вёл к конфликту с Киевом и киевской митрополией. Также, как и его предшественник, князь Владимир Святославич, который сделал православие государственной религией, Андрей Боголюбский выделил, оконченному в 1160 году храму, обширные земельные владения и десятую часть княжеских доходов, по подобию Десятинной церкви в Киеве [5] .

Эпоха Всеволода Большое Гнездо и монголо-татарское нашествие

В 1185 году во Владимире случился пожар и собор был сильно повреждён, огонь уничтожил все деревянные конструкции внутри храма, так что здание пришло в аварийное состояние. Младший брат Андрея Боголюбского — Всеволод Большое Гнездо, правивший на то время владимирским княжеством, и епископ Лука начали немедленные восстановительные работы, которые длились три года.

«Бысть пожар велик в Володимери граде, месяца апреля в 13 день. в середу: погоре бо мало не весь город, и церквей числом 30 и 2, и сборная церкы святая Богородиця Златоверхая, юже бе украсил благоверный князь Андрей, и та загореся сверху, и что бяше в ней дне узорочий, поникадила сребреная, и ссуд златых и сребреных, и порт золотом шитых и женчютом, и чюдных икон золотом кованых и каменьем драгым и женчюгом великим, им же несть числа; Богу попущьшю грех ради наших и ум у человек отъемшю, и вымыкаша из церькви на двор до всего, а ис терема куны и книгы и паволокы, укси церковне, иже вешаху на праздник, и до ссуд, им же несть числа: вся огнь взя без уточа. »

Ипатьевская летопись

Так как белые известняковые стены сильно покрылись копотью, восстановить собор в прежнем виде не представлялось возможным. Поэтому зодчие Всеволода III окружили его новыми стенами — галереями, укрепили пилонами и связали арками новые стены со старыми. Чтобы связать галереи со старым собором его стены пришлось прорезать арочными проёмами, сделав их словно бы столбами нового, более обширного храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея Боголюбова, образуя единое пространство [6] . Монументальность строения и увеличенная площадь церкви подчёркивала её значение как архитектурного символа города. Новый собор по размерам был приблизительно 30×30 м, и к тому же он стал выше Киевских и Новгородих храмов [5] . Часть белокаменной резьбы со стен постройки Андрея перенесли на новые стены, но, поскольку площадь стен стала больше старые рельефы дополнили новыми [2] .

14 августа 1189 года в присутствии великого князя было проведено освящение собора епископом Лукой и, как сообщает Лаврентьевская летопись, — «бысть радость велика в граде Володимери» [7] .

23 июня 1193 года в городе вновь вспыхивает пожар, но на этот раз огню не дали распространиться, поэтому пострадали только стены собора. К 1194 году по указанию Всеволода и епископа Иоанна почерневшие стены собора были побелены. Таким образом, второй ремонт не привнёс изменений в архитектурный проект собора..

В 1212 году в соборе, в северо-восточном углу галереи рядом с алтарём, был погребён прах князя Всеволода. В первой гробнице храма был погребён Андрей Боголюбский. Таким образом, построенная Всеволодом галерея становилась родовой усыпальницей княжого дома и владимирских епископов. В Лаврентьевской летописи она обозначена как «гробница». О погребении князя Юрия Всеволодовича в 1238 году в «летописце Владимирского собора» говорится, что его похоронили в каменной гробнице там же, где лежит отец его — Всеволод и позже — «да в той же соборной церкви Успения пресвятыя Богородицы з братьями своими… опочивает в одной гробнице третий сын благоверного великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского князь Глеб Андреевичь» [8] [7] . В соборе сохранились более 40 захоронений владимирского великокняжеского рода и владимирских архиереев [2] .

В 1237 году, за год до монголо-татарского нападения на город, епископ Митрофан распорядился поставить в соборе киворий и притвор и украсить их золотом и серебром. По сохранившимся до нашего времени фрагментам росписи княжеской усыпальницы, можно сделать предположение, что роспись была посвящена святым воинам и воинской тематике. В феврале 1238 года Владимир был взят татарами. Собор был разграблен и сожжён. На хорах собора заперлись епископ и княжеское семейство, все они были сожжены заживо. После пожара здание устояло, но собор ещё долго стоял без ремонта [7] .

«Татарове же силою выломиша двери церковныя и наволочиша леса в церковь и около церкви, и тако без милости запалиша огнём»

Ипатьевская летопись

4 марта 1238 года владимирский князь Юрий Всеволодович пал в битве с татарами на реке Сити. Его брат Ярослав, узнав о гибели брата, приехал княжить во Владимир, где занялся восстановлением разрушенных и опустевших поселений.

В 1257 году состоящее на службе собора духовенство было освобождено от татарской дани, что благоприятствовало переносу центра русской церкви во Владимир.

В 1280 году митрополит Кирилл покрывает церковь Богородицы оловом. Это закладывает предпосылки роста влияния Владимирской епархии. Успенский собор был долгое время главным храмом всей Русской Земли. В этом соборе венчались на великое княжение московские и владимирские князья вплоть среди них Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита и другие, вплоть до Ивана III. Под сводами собора покоилась главная русская святыня — Владимирская икона богоматери [2] .

В 1293 году случился ещё один крупный разгром города татарами, «Дюденева рать» прорвала оборону Владимира и разграбила его. Пострадал и Успенский собор, из которого были похищены церковная утварь.

«взяша Владимер и церковь Володимерскую разграбиша, и чюдное дно медяное выдраша, и сосуды священныя вся поимаша. »

«Летописец» белозерской соборной церкви Василия Великого

План собора, 1899 год

На рубеже XIII — XIV веков в юго-западном углу галерей был построен кирпичный придел Пантелеймона, который просуществовал до 1774 года. В 1305 году в нём был погребён митрополит Максим. Придел представлял собой кирпичную выгородку со сводом в южной галерее собора, он был образован путём закладки арок с северной стороны, выкладки восточной и северо-западной стен и свода на уровне хор. В придел можно было попасть через юго-западный портал [9] .

В 1340 году в соборе велись ремонтные работы, в частности, была обновлена кровля. Об этом можно судить по записи, процарапанной кровельщиком на кровельном листе из золоченой меди: «В лето 1340 месяця июля в 13 на память святого апостола Акилы гром бысть и земля потрясеся» [10] .

25 мая 1408 года по распоряжению великого князя Василия Дмитриевича была начата роспись собора мастерами Даниилом Чёрным и Андреем Рублёвым [5] . Композиция «Страшный суд» покрывала свыше 300 м². храма [2] . Реставрация Успенского собора, как памятника Владимиро-Суздальского княжения, являвшегося истоком московской династии, была проведена по инициативе московского правительства. Но 4 июля 1410 года, в ходе налёта на город конного отряда татар совместно с отрядом нижегородского князя Даниила Борисовича город был захвачен, а собор вновь разграблен. Согласно летописным сведениям священнослужитель Патрикей спрятал церковные реликвии в тайнике на верхних частях собора. Несмотря на страшные пытки, Патрекей места хранения не выдал и был убит.

«Потом же прогониша (татары) к церкви святыя Богородица съборныа в ней же затворися ключарь поп Патрекей и с иными людми и поимав съсуды святыя церковныя златыя и серебряныя и елико кузни успе похватити, и възнесе на церковь святыя Богородица схрани, и люди сущих с ним тамо посади, а сам сшед лествицы отмета»; несмотря на страшные пытки, Патрикий не выдал татарам тайника 25. Этот рассказ сообщает о каком-то внутреннем помещении в верхних частях собора, которое не имело постоянного хода и предназначалось для сокрытия ценностей в случае опасности.»

Пискарёвский летописец

Московская Русь

B 1470-х годах митрополит Филипп избрал Успенский собор в качестве образца для постройки московского Успенского собора. Обмер собора проводился русскими мастерами и итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти.

Восточный фасад собора до реставрации 1888 года — с кирпичными, побеленными контрфорсами на южном и северном углах; с двумя ярусами окон на апсидах (рек. 1708); с четырёхскатной кровлей, луковичными главами (1725-1734); с водосточными трубами. Справа виден северный фасад Георгиевского придела (1862).

В 1536 году во время очередного городского пожара сгорела кровля собора. Вероятно, что работы по восстановлению церкви были проведены Истомой Курчевым. Известно, что он восстанавливал город, разрабатывал планы реконструкции и чинил деревянные укрепления города после пожара [11] [12] .

В 1708 году сильно обветшавший собор ремонтируется на средства стольника Григория Племянникова, в том числе подводятся угловые контрофорсы, прорубаются новые окна в алтаре, расширяются окна на прочих фасадах. Однако эти работы лишь ослабили конструкцию здания, поэтому с 1725 по 1734 год вновь производится капитальный ремонт церкви. Перечень подлежащих ремонту поверхностей даёт картину большого разрушения, случившегося главным образом из-за течи деревянной кровли и уничтожения деревянных связей, а также от необдуманного инженерного решения при строительстве угловых контрофорсов. В 1708 году только в одной алтарной части были зафиксированы 13 глубоких трещин стен, идущих сверху донизу. Необходима была и перекладка арок. При строительных работах был использован белый камень и кирпич.

Капитальное строительство привело к серьёзным внешним изменения. Было снято щипцовое покрытие, для чего сделали значительные надкладки над стенами собора, достигавшие, например, на апсидах высоты 2,5 м. Новая четырёхскатная железная кровля на металлических стропилах, закрыла нижние части барабанов глав; окна в части, попавшей под кровлю, были забраны кирпичом. Чтобы привести укороченные таким образом главы в соответствие с объемом здания, пришлось надложить их кирпичом; прежнее шлемовидное покрытие было заменено на луковичное, причём средняя глава была покрыта золоченой медью, к которой прибавили и фасонные листы, сохранившиеся на простенках барабана от древности; кресты были оставлены древние.

В 1862 году между колокольней и северной стеной собора был выстроен тёплый кирпичный храм Георгия.

Во время реставрации 1888—1891 годов фасады были облицованными новым, белым камнем, были заменены обветшавшие резные камни, а с запада пристроен новый притвор.

Изменения в архитектуре собора

Успенский собор стал самым грандиозным сооружением в столице молодого Владимирского княжества, ему суждено было стать центром архитектурного ансамбля города. Собор занимал выгодную точку городского рельефа, возвышавшуюся над городом и окружающим ландшафтом. Золотой церковный купол был виден с далёких подступов, которыми шла дорога от Мурома. Стены собора были богато декорированы, что отличало его от традиционных храмовых построек времён Юрия Долгорукого. Вместо аркатурно-колончатого фриза на стенах был вырезан аркатурный декоративный пояс. На лопатки храма со временем были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями [6] . Прежние, низко расположенные окна были украшены рельефными композициями, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной Всеволодом галереи. Порталы достроенной галереи имели резные архивольты, поребрики. В стороны от окон находились львиные и женские маски. Николай Воронин в результате исследования собора пришёл к выводу, что эти зооантропоморфные барельефы галереи Всеволода были перенесены со стен собора Боголюбова [1] [2] .

В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы [13] .

Культурная значимость

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 633-001
рус. • англ. • фр.

Успенский собор был включен в охраняемые объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, как Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Имеет существенную культурную значимость ещё и потому, что этот храм единственный, в котором сохранились документально подтверждённые фрески Андрея Рублёва [5] .

В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви, как действующий храм и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся церковные службы и также он открыт как музейная экспозиция [2] .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *