Собор в испании который долго строят
Перейти к содержимому

Собор в испании который долго строят

  • автор:

Барселонские шпили. Почему храм Саграда‐Фамилия так долго строят

Одержимый архитектор, почти полтора века работ, миллиард евро и узнаваемость по всему миру: церковь Саграда-Фамилия стала визитной карточкой Барселоны, но ее строительство было незаконно. Случайная ошибка или неизбежное столкновение гения и бюрократии? Подробности в материале «360».

Храм Святого Семейства известен далеко за пределами Европы, хотя был открыт для верующих всего восемь лет назад. Ничего удивительного, ведь большинство из миллионов ежегодно приезжающих туристов просто хотят взглянуть на одно из главных архитектурных чудес в мире.

Вот уже более века творение Антонио Гауди привлекает в Барселону людей со всего света. Причудливые пики колоколен церкви похожи на веретено, внутреннее убранство напоминает о лесе, а все вместе выглядит словно гигантский песчаный замок или муравейник из бетона и камня.

На днях выяснилось, что вот уже 133 года этот грандиозный проект строят незаконно. Итог — штраф в 36 миллионов евро, который частями будет выплачен руководством храма в городскую казну. Как же местные власти умудрились не заметить у себя под боком то, что называют лицом Каталонии, а иногда и всей Испании?

Безумие гения

Архитектор Антонио Гауди в молодости был денди, любил модные костюмы и дорогие рестораны. В 31 год блестящий молодой человек получил подряд на строительство храма Святого Семейства (Саграда-Фамилия) — это навсегда перевернуло его жизнь. Архитектор отдал ему более 40 лет и заработал репутацию одержимого. Он перестал носить модную одежду, отказался от личного экипажа и стал похож на обитателя городского дна.

Два года он пытался следовать изначальному плану строительства, но потом отбросил старый проект и создал свой собственный, сохранив только планировку в форме латинского креста. Разрешение на строительство уже было получено, и, видимо, сотрудники мэрии Барселоны поленились и не стали выписывать новую лицензию. Это и привело к казусу, который был разрешен буквально на днях.

В этой истории хорошо заметна характерная для Каталонии беззаботность. Несмотря на отсутствие нужных бумаг, архитектору, а позже и его наследникам никто не мешал вести работы, растянувшиеся почти на полтора века.

Границы поначалу небольшого проекта были расширены до таких масштабов, что храм Саграда-Фамилия до сих пор часто называют собором. Это неверно, Барселонский собор — главная церковь города и резиденция местного епископа — был построен еще семь веков назад. Но сердцу не прикажешь, на открытках и селфи туристов все равно гораздо чаще встречаются «песчаные» колокольни Саграда-Фамилия.

Если верить воспоминаниям современников, Гауди черпал вдохновение не в пыльных книгах, а в окружающей природе, придавая колоннам форму деревьев и вводя в декор ящериц и улиток, которые часто встречались в окрестностях стройки. Его фантазии были настолько грандиозны, что он сам понимал невозможность увидеть конец строительства при жизни и оставил после себя подробные указания, чертежи и макеты.

Великий мастер, заложивший одно из красивейших зданий в мире, погиб нелепо — однажды он так задумался во время прогулки по улице, что попал под трамвай. Никем не узнанный Гауди сначала был доставлен в больницу для нищих, потом был перевезен в другое место и вскоре умер от полученных травм.

12 июня 1926 года архитектора похоронили в фундаменте его каменной мечты — крипте Саграда-Фамилия.

Налог на популярность

Гражданская война в Испании прервала строительство церкви и совпала со страшным пожаром в мастерской Гауди, во время которого сгорели многие оригинальные чертежи и макеты.

В 1952 году строительство было возобновлено и продолжается по сей день. Одной из главных проблем остается необычная форма большинства элементов храма — чтобы в точности следовать плану, необходимо вручную обработать и подогнать почти каждый каменный блок. Не помогают даже компьютерные программы моделирования и другие современные изыски.

Другая причина затянувшихся работ — денежный вопрос. За все время на строительство не было потрачено ни толики государственных денег. С 1882 года и по сей день все оплачивалось за счет частных пожертвований, что иногда приводило к длительным задержкам, пока вновь не находился богатый спонсор.

В последнее время финансовый вопрос снят — ежегодно туристы оставляют в казне храма, признанного объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, до 50 миллионов евро. Прибыль приносят и билеты стоимостью 15-20 евро, и туры с официальным гидом, и продажа сувенирной продукции.

Это главная причина решения мэрии Барселоны — 36 миллионов евро за 10 лет, по сути, не штраф, а налог, который пойдет на благоустройство кварталов вокруг храма Саграда-Фамилия — отсутствие старинной бумаги лишь формальный повод. Руководство траста, отвечающего за бюджет строительства, похоже, не слишком возражает — бюджета от пяти до 30 миллионов евро в год вполне хватает, чтобы кормить всех причастных.

Недавно энтузиасты подсчитали, что если сложить все последние траты и прибавить приблизительную стоимость работ за 100 лет, то реальная цена храма Саграда-Фамилия равна миллиарду евро. Очевидно, что работы над одним из самых известных зданий в мире выгодны не только для репутации, но и для кармана.

В 2008 году более 400 испанских деятелей искусства даже призвали остановить работы, якобы идущие только в угоду туристической индустрии. Однако нынешний главный архитектор проекта Жорди Фаули клятвенно обещает — к столетию кончины Гауди в 2026 году великий долгострой все-таки будет завершен.

Сроки строительства собора Саграда Фамилия в Испании снова изменились

Администрация храма Саграда Фамилия признала, что долгожданное завершение строительных работ, начатых в 1882 г., не произойдет к 100-летию со дня смерти Гауди, которое будет отмечаться в 2026 г.

Работы по возведению одной из главных туристических достопримечательностей Испании приостановились в марте 2020 г. из-за пандемии COVID-19. По сообщению администрации храма, строительный процесс будет возобновлен в течение нескольких ближайших недель. Однако новая дата окончания проекта остается неизвестной.

«Последствия пандемии заставили нас пересмотреть наши запланированные сроки. Это влияет на дату окончания, которую мы запланировали на 2026 г.», — заявила Эстев Кэмпс, возглавляющая строительный совет храма Святого Семейства.

НЕТ ТУРИСТОВ И НЕТ ДЕНЕГ

По сообщениям испанских СМИ, причина переноса сроков связана со значительным сокращением пожертвований прихожан и поступлений платы от туристов за входные билеты. Работы финансируются из этих источников.

В этом году бюджет строительства планировался на уровне 130 млн евро, однако из-за пандемии его сократили до 17 млн евро. Ежегодно собор посещают около 4,5 млн человек, из которых 94% — это иностранцы. Если в июле 2019 г. ежедневный туристический поток в храм составлял около 15,5 тыс. человек, то за весь июль 2020 г. в Саграда Фамилия побывало всего около 2000 человек.

Кроме того, администрация храма еще и обязана уплатить 36 млн евро штрафа городским властям за строительство без разрешения в течение почти 140 лет. Парадокс, но разрешение на строительные работы было получено только в прошлом году.

СРЕДСТВ ХВАТАЕТ НА ОДИН ШПИЛЬ

Когда спроектированный каталонским архитектором Антони Гауди собор наконец достроят, он будет иметь 18 башен, а его самый высокий шпиль возвыситься на 172 м. Это сделает Саграда Фамилия самым высоким храмом в Европе.

На данный момент средств хватает на завершение строительства в конце 2021 г. башни, посвященной Деве Марии. Это будет второй по высоте шпиль собора (138 м.).

Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».

Художники показали, как будет выглядеть храм в Барселоне, который строят 140 лет

Голландский арт-дуэт Studio Drift вживую показал, как будет выглядеть барселонская Саграда Фамилия (Храм Святого Семейства), которую строят уже 140 лет. Фото опубликовали в соцсетях.

В Барселоне во время вечернего шоу специалисты из Studio Drift «достроили» Саграду Фамилию. Для этого они использовали дроны с подсветкой.

Саграда Фамилия – культовая достопримечательность Барселоны. Ее строительство началось в 1882 году. Приглашенный архитектор Антонио Гауди планировал закончить работы через 18 лет в 1900 году.

Читайте также

К причинам долгого строительства церкви относят решение инициаторов проекта о финансировании. Так, все работы выполняются только на пожертвования прихожан.

*Принадлежит экстремистской организации, внесен в реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора

Самый известный долгострой. Какой собор строится уже больше ста лет?

Архитектурные сооружения не строятся за один день, это знают все. Но иногда строительство затягивается настолько, что проект успевает сменить не одно поколение рабочих. Один из самых известных долгостроев находится в Барселоне и уже привлекает множество туристов и вдохновляет художников и писателей.

Самый известный долгострой. Какой собор строится уже больше ста лет?

Утомленный ночной работой, я не мог заснуть и вышел погулять. Я бродил без определенной цели, и ноги сами принесли меня в верхний город на стройку собора Святого Семейства. В детстве отец иногда приводил меня полюбоваться на скопище скульптур и портиков, вечно одетое лесами, словно место было проклятым. Мне нравилось время от времени возвращаться туда, чтобы удостовериться — ничего не изменилось. Город непрестанно разрастался, но собор Святого Семейства так и лежал в руинах, как в первый день творения…

Герой романа Руиса Карлоса Сафона «Игра ангела» Давид Мартин описывает собор в тот редкий период, когда работы действительно останавливались (1932−1952 гг.) во время гражданской войны в Испании. Но неудивительно, что городским жителям кажется, что строительство идет вечно, ведь собор Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне строится уже 139 лет.

Судя по фотографиям того времени, зрелище и правда было довольно безрадостным, но место едва ли можно считать проклятым, ведь несмотря ни на что работы продолжаются.

Самый известный долгострой. Какой собор строится уже больше ста лет?

Собор начали возводить, тогда еще за пределами города, в 1882 году. Ирония судьбы в том, что в начале строительства не было возможности выкупить землю в городе, она была слишком дорогой, а собор с самого начала строился на пожертвования. Однако теперь он возвышается над городскими улицами и даже недостроенным пользуется большой популярностью у туристов.

По первоначальному замыслу облик собора должен был быть совсем другим, более скромным и классическим. Но уже в конце 1882 года архитектор Франциско дель Вильяр перестал заниматься проектом, и его сменил Антонио Гауди, его ученик, который и посвятил этому строительству большую часть своей жизни. На тот момент Гауди еще не был известным, и нанять его было дешевле, чем оставлять при строительстве Вильяра — еще одна ирония судьбы.

Благодаря большим пожертвованиям на постройку собора у Гауди появилась возможность полностью изменить проект. От первоначальной идеи осталась только планировка здания в форме латинского креста. Гауди с самого начала понимал, что ему не закончить строительство при жизни, но, по свидетельству современников, никогда не переживал по этому поводу.

Саграда Фамилия была запланирована как величественное религиозное сооружение, собор, увенчанный восемнадцатью башнями. Три фасада — Славы, Страстей и Рождества — по четыре башни на каждом, и шесть центральных башен. Гауди начал возведение фасада Рождества.

Строительство началось и продолжалось благодаря пожертвованиям, и он решил не пугать людей образами фасада Страстей. Интересно смотреть на фотографии первых лет строительства, где вокруг будущего собора простираются поля, рядом пасутся козы, играют дети. Рабочий день Гауди тогда начинался с того, что он вместе с рабочими убирал со строительных лесов залетевших туда воздушных змеев.

Интерьер Храма Святого Семейства

Он хотел, чтобы собор стал символом единства небесного и земного, поэтому в облике Саграды Фамилии так много природных мотивов: колонны похожи на причудливые стволы деревьев, ветка кипариса украшает один из входов, а потолок словно украшен звездами.

Архитектор очень серьезно относился к своему проекту, скрупулезно подбирая каждый образ, каждый элемент декора. «Мой заказчик никуда не торопится», — говорил Гауди и указывал на небо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *