Какой заповедник находится в тундре
Перейти к содержимому

Какой заповедник находится в тундре

  • автор:

Тундровые заповедники

Тундры занимают в нашей стране обширнейшие территории.

Они очень своеобразны в природном отношении и, к сожалению, подвергаются сейчас интенсивному, не всегда увязанному с экологией региона хозяйственному освоению. В тундровой зоне есть много природных объектов, заслуживающих тщательной охраны: ландшафты, болезненно реагирующие на присутствие человека с техникой, почва, растения и животные, обладающие уникальными приспособлениями к жизни в экстремальных условиях Севера, единственные в своем роде памятники природы.

Но в европейской части этой зоны заповедников, как ни жаль, пока еще нет. Правда, на карте мы видим два черных кружочка у северного побережья Кольского полуострова — «Семь островов» и «Айновы острова»: участки Кандалакшского заповедника в арктической тундре, в то время как основная часть его расположена в таежной зоне. Тундра от архангельского побережья Белого моря до Полярного Урала еще лишена особо охраняемых природных территорий.

В азиатской тундре — три заповедника, солидных по площади и относительно молодых. Это хорошо, хотя и недостаточно. Познакомимся с ними.

Таймырский государственный заповедник организован в 1979 году. Находится на одноименном полуострове, на севере Красноярского края. Общая площадь 1348 тысяч гектаров; он второй по размерам в нашей стране. У заповедника еще два небольших участка, отделенных от основной территории,— «Ара-Мас» в среднем течении реки Новой (15 543 гектара) и «Лукунский» на реке Обойной (8731 гектар).

Тундры определяют облик Таймырского заповедника — тундры, яркие и обильные летом, суровые и безрадостные зимой, субарктичекие и арктические. У природы не хватает здесь сил поддерживать сплошной растительный покров, поэтому в кустарниково-моховых тундрах на возвышенных рельефах обычны участки голого грунта. Южнее распространены кустарниково-моховые и кочкарные тундры, встречаются островки кустарниковых тундр, занятых ерником и кустарниковыми ивами. Много болот разного происхождения. В невысоких, сглаженных горах Бырранга, которые заходят в заповедник по левобережью Верхней Таймыры, есть вкрапления арктических пустынь. Эта часть самая суровая.

Лесотундра представлена двумя упоминавшимися выше участками, где растут продвинувшиеся далеко на север даурские лиственницы. Деревья в «Ара-Масе» достигают 10 метров высоты, и, оказавшись внутри этого уникального лесного массива, трудно поверить, что он расположен выше 72-го градуса северной широты.

На территории заповедника много водоемов, в их числе довольно крупная река Таймыра протяженностью около 570 километров и юго-западная часть большого арктического озера Таймыр. Они разнообразят унылый тундровый ландшафт и создают условия для жизни водных растений и животных.

Конечно, фауна столь северных мест не может быть очень богатой. Проведенные исследования выявили 16 видов млекопитающих, около 50 видов гнездящихся птиц и 20 видов рыб.

Кто заслуживает упоминания в первую очередь? Пожалуй, дикий северный олень, хотя угодья заповедника — лишь незначительная часть огромного (до одного миллиона квадратных километров) ареала таймырской популяции этого зверя, и существование заповедника не гарантирует сохранности популяции, насчитывающей свыше полумиллиона животных.

Из птиц первоочередного упоминания требует красивейший гусь нашей фауны — краснозобая казарка, из-за редкости и сокращающейся численности занесенная в Красные книги СССР и РСФСР. Кроме краснозобой казарки, в заповеднике много других водных птиц — гусь-гуменник, гага-гребенушка, тундровый лебедь, чернозобая и полярная гагары, различные кулики и чайки. На крутых обрывистых берегах рек гнездятся хищники — сокол-сапсан, канюк-зимняк, белая сова.

Оживлена жизнь пернатых на водоемах заповедника. Богаты они и рыбой, в том числе такими ценными видами, как нельма, муксун, голец-палия, сиги, омуль, чир.

Таймырский заповедник — важнейший биологический резерват: «одаряющий» окрестные территории своими богатствами. Ученые изучают типичные тундровые экосистемы полуострова, а также уникальную популяцию дикого северного оленя.

Усть-Ленский государственный заповедник организован в конце 1985 года. Находится в Якутской АССР, в дельте реки Лены, занимает 1433 тысячи гектаров и состоит из двух участков: «Дельтового» (1300 тысяч гектаров) и «Сокол» (133 тысячи гектаров). Первый, как явствует из его названия, расположен в самой дельте, в ее центральной части, а второй — на северо-западе Приморского кряжа и Хараулахского хребта. Площадь охранной зоны, где запрещена всякая хозяйственная деятельность, кроме свойственной коренному населению, равна 1,5 миллиона гектаров.

Дельта Лены — уникальное природное творение. Великая река разбегается здесь по бесчисленным протокам, образуя более 30 тысяч озер. На них приходится пятая часть этого участка заповедника; свыше четверти — заливы и протоки. Так что Устъ-Ленский заповедник — наполовину водный, да еще граничащий со студеным морем Лаптевых, принимающим в себя Лену.

Остальная территория покрыта различивши травяными, травяно-кустарниковыми, лишайниково-зеленомошными и зеленомошными тундрами, а также тундро-болотами. Берега проток окаймлены нешироким бордюром из кустарничковых ив, осок, бобовых и разнотравья. На участке «Сокол» в нижней части — разного типа тундры, выше 500 метров над уровнем моря — гольцовый пояс.

В флоре заповедника имеется 400 видов высших растений, в том числе 20 редких для Якутии и 3 включенных в список редких растений СССР: проломник Городкова, хохлатка Городкова, камнеломка молочно-белая. Фауна птиц представлена примерно 70 видами, среди них гусеобразные, чайковые, кулики; малый лебедь и розовая чайка внесены в Красные книги СССР и РСФСР. Этими же документами охраняются и четвероногие обитатели заповедника — белый медведь и лаптевский морж. Всех млекопитающих около 30 видов. У булунской популяции дикого северного оленя (до 70 тысяч животных) в дельте — места отела и летнего выпаса. Здесь выводят потомство многочисленные песцы, находятся у северной границы своего ареала черношапочный сурок и снежный баран. Богата ихтиофауна заповедника. В его водах можно встретить нельму, муксуна, чира, ряпушку, осетра, сигов, пелядь и прочих ценных рыб. Их количество в Лене сильно уменьшилось, а в заповеданной дельте, где традиционные участки нагула лососевых и сиговых рыб, они обретут покой и возможности для восстановления стада.

Словом, кроме охраны и изучения арктических водных и дельтовых систем (а потребность в этом очень велика), Устъ-Ленский заповедник будет решать и иную задачу — играть роль крупного биологического резервата, равно как и Таймырский, способствующего процветанию популяций промысловых видов рыб, птиц и млекопитающих на обширных просторах Якутии и даже (перелетные птицы!) за ее пределами.

Государственный заповедник «Остров Врангеля», первый советский тундровый заповедник, организован в 1976 году. Находится в Магаданской области, на островах Врангеля и Геральд, на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. От материка его отделяет пролив Лонга шириной 140 километров. Вокруг островов учреждена охранная зона в 5 морских миль. Площадь заповедника 795,7 тысячи гектаров.

Арктические тундры и горы — преобладающий ландшафт. Гидрографическую сеть острова Врангеля составляют около 150 относительно небольших рек и ручьев, лишь 5 из которых имеют протяженность свыше 50 километров, и около 900 некрупных мелководных озер.

Зима с постоянными морозами и сильными ветрами, порождающими пургу, властвует большую часть года. Прохладное лето непродолжительно, его часто прерывают заморозки и снегопады, но, несмотря на это, во время полярного дня на островах вспыхивает, расцветает бурная жизнь.

Флора острова Врангеля относительно богата для таких суровых условий: там можно встретить свыше 300 видов сосудистых растений, из них около 30 видов — эндемиков, таких, как бескильница, маки лапландский, Городкова и Ушакова, остролодочник врангелевский, лапчатка врангелевская. Преобладает осоковомоховые тундры; средние и нижние пояса гор заняты травяно-лишайниковыми и кустарничково-разнотравными тундрами. Имеются болота с участием сфагнов, низкие и стелющиеся по земле заросли ивняков. В верхних поясах гор — обширные каменистые россыпи.

Естественно, природные условия заповедника не благоприятствуют богатству фауны.

В нем совершенно нет земноводных и пресмыкающихся; рыбу (сайку, мойву и некоторых других) удается заметить только в прибрежных водах. Зато птиц на острове гнездится свыше 40 видов, и среди них надо в первую очередь упомянуть белого гуся, который образует в заповеднике единственную в стране гнездовую колонию из нескольких десятков тысяч пар. Регулярно гнездятся черные казарки, гаги, шилохвости, кулики и чайки. На обрывистых морских берегах — птичьи базары, насчитывавшие в 60-х годах, по данным известного исследователя Севера С. М. Успенского, 50—100 тысяч толстоклювых кайр, 30—40 тысяч моевок, 3 тысячи бакланов. Сейчас этих птиц меньше.

Мир млекопитающих беднее, причем самые типичные представители его — сибирский и копытный лемминги, которые в годы высокой численности имеют очень большое значение в экосистемах заповедника. Обитают песец, горностай, дикий (или одичавший?) северный олень, забредают волки, лисы, росомахи. Но особенно именитым жителем обоих островов считается белый медведь. Здесь самки этого громадного хищника выводят детенышей, поэтому заповедник имеет славу «родильного дома» белых медведей. В отдельные годы в заповеднике устраивали берлоги до 200—250 медведиц. Весной с чуть окрепшим потомством они пускаются в странствие по просторам Арктики.

В 1975 году на остров Врангеля были завезены 20 овцебыков, отловленных на американском острове Нунивак. Поголовье их медленно растет. Это мероприятие нельзя считать акклиматизацией в полном смысле, так как когда-то овцебыки заселяли арктические тундры Старого Света. Можно считать, что спустя долгое время после исчезновения их возвратили домой, где они нашли благоприятные условия.

Наконец, на побережьях заповедника устраивают залежки моржи — интереснейшие и ценные морские звери. Их охрана и изучение входят в задачу здешних ученых.

В целом же ученых, конечно, интересуют своеобразные экосистемы острова Врангеля, закономерности их формирования и функционирования в экстремальных условиях северо-восточной Азии.

Похожие статьи по теме

  • Один день в Кроноцком заповеднике
  • От «Летописи» к «Летописи»
  • Музеи под открытым небом
  • Заповедники в смешанных лесах

Какой заповедник находится в тундре

будто куда-то спеша,

Ночи Полярной душа.

Государственный заповедник «Остров Врангеля» (Чукотский автономный округ)

Тундра вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномерзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Тундра находится севернее зоны тайги. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые. Южную границу тундры принимают за начало Арктики. С севера тундра ограничена зоной арктических пустынь.

Главная черта тундры — заболоченные низменности в условиях сурового климата, высокой относительной влажности, сильных ветров и многолетней мерзлоты. Растения в тундре прижимаются к поверхности почвы, образуя переплетающиеся побеги в виде подушки. Тундры в России занимают около 1/8 части всей площади страны и своеобразны в природном отношении.

  • НАЧАЛО
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
  • ТУНДРОВЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
  • ТАЕЖНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
  • ЗАПОВЕДНИКИ В СМЕШАННЫХ ЛЕСАХ
  • ЗАПОВЕДНИКИ ЛЕСОСТЕПИ
  • СТЕПНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
  • ЗАПОВЕДНИКИ ПОЛУПУСТЫНЬ И ПУСТЫНЬ
  • ЗАПОВЕДНИКИ ГОРНЫХ ЛАНДШАФТОВ
  • ЗАПОВЕДНИКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ЛЕСОВ
  • КРЫМ ЗАПОВЕДНЫЙ
  • КАРТА САЙТА

Заповедники тундры

В северной части материка Евразия расположена природная зона тундры, которая занимает более 3 млн кв. км. Этот край отличается суровыми климатическими условиями и своеобразной дикой природой. Для её сохранности на территории России были созданы заповедные зоны. Рассмотрим, какие есть заповедники в тундре, какие животные в них обитают.

Таймырский заповедник

Заповедник расположен на полуострове Таймыр, на севере Красноярского края. Занимает площадь 1348 тысяч гектаров, является одним из крупнейших заповедников России.

Территория Таймырского заповедника полностью занята тундрой — яркой и обильной летом, безрадостной и унылой зимой. В горах Бырранга встречаются небольшие участки арктических пустынь — это самая суровая часть заповедника.

Таймырский заповедник был организован в 1979 году с целью сохранения северного оленя и краснозобой казарки, оказавшихся на грани исчезновения. В настоящее время благодаря предпринятым мерам популяции этих животных восстановились.

Северный олень

Здесь очень много болот разного происхождения, река Таймыра и большое арктическое озеро Таймыр. Водоёмы с пресной водой создают условия для жизни водных видов животных и растений.

Жить в суровых условиях тундры способны лишь немногие животные. На территории заповедник обитает 16 видов млекопитающих, 50 видов гнездящихся птиц и 20 видов рыб.

«Остров Врангеля»

«Остров Врангеля» — первый советский тундровый заповедник, организованный в 1976 году. Находится в Магаданской области, на островах Врангеля и Геральд. Занимает площадь 795,7 тысячи гектаров.

На территории заповедника преобладают горы и арктические тундры. Здесь множество мелких рек и ручьёв, небольших мелководных озёр.

Климатические условия на острове Врангеля суровые, однако здесь можно встретить более 300 видов растений, среди которых преобладают лишайники, мхи, стелющиеся по земле заросли ивняков.

Остров Врангеля

На территории заповедника гнездится свыше 40 видов птиц: белый гусь, гага, чайка, кулик, казарка, баклан. Видовой состав млекопитающих гораздо меньше. Здесь обитают горностай, песец, северный олень, лемминг.

Кандалакшский заповедник

Кандалакшский заповедник — старейший тундровый заповедник России, основанный в 1932 году для сохранения численности гаги. Расположен на побережье и островах Баренцева моря и Кандалакшского залива Белого моря. Общая площадь — 70,53 тыс. гектаров, при этом 75 % этой площади — это морская территория.

Кандалакшский заповедник расположен на территории двух климатических поясов, в Заполярье. Зимы здесь суровые и затяжные, море замерзает на 180–200 дней. Зимой царят полярные ночи, а летом солнце долгое время не заходит за горизонт.

Важнейшим звеном в пищевой цепи тундры является лемминг — небольшой плодовитый грызун. От количества леммингов зависит благополучие большинства хищников тундры: горностая, песца, белой совы, кречета и других.

Семейство леммингов

В Кандалакшском заповеднике обитает около 160 видов различных млекопитающих: рыси, волки, медведи, куницы, норка, горностаи, зайцы, ондатры, лемминги. В особенно холодные зимы сюда забредают и белые медведи.

В акватории заповедника водится треска, сельдь, навага, мойва. Здесь гнездятся турпан, полярная крячка, серебристая чайка, кулик-сорока, гага. Самая крупная хищная птица — орлан-белохвост.

Что мы узнали?

Тундра — природная зона с очень суровым климатом, который способны выдержать лишь немногие животные и растения. Для их сохранности на территории России были организованы заповедные зоны. В список животных и растений, которые обитают в них, включены северный олень, куница, белый гусь, гага, баклан, горностай, лемминг, сельдь, мойва и многие другие. В докладе о заповедниках тундры на уроке по окружающему миру в 4 классе стоит рассказать об «Острове Врангеля», Кандалакшском и Таймырском заповедниках.

Заповедные острова

Мы в соцсетях: VKYoutube

К читателям

Тема номера

Заповедный юбилей

Люди заповедные

Исследования

Экотуризм

Практики

Мир заповедников

Природа и люди

Экопросвещение

Природа рядом

Тундра как родной дом

Иллюстрация Ирина Степанова/Климина

В структуру Объединенной дирекции заповедников Таймыра включены особо охраняемые территории трех заповедников: Путоранского, Таймырского, Большого Арктического — и двух заказников: Пуринского и Североземельского. Совокупная территория заповедников Таймыра и их охранных зон составляет почти 12 миллионов гектар, и это самая большая заповедная территория в мире.

Полуостров — тоже уникальная географическая единица: северная его оконечность, мыс Челюскин, является самой северной точкой материковой суши на планете. Удивительная картина предстает и в этнографическом плане: на Таймыре проживает пять этносов, относящихся к совершенно разным языковым группам: самодийской (ненцы, энцы, нганасаны), тунгусо-маньчжурской (эвенки) и тюркской (долганы). Все эти народы — представители коренных малочисленных народов Севера.

На Таймыре проживает пять этносов, относящихся к совершенно разным языковым группам: самодийской (ненцы, энцы, нганасаны), тунгусо-маньчжурской (эвенки) и тюркской (долганы).

В составе дирекции находится заповедник в статусе биосферного — Таймырский, и это не случайно: в круг интересов сотрудников дирекции, помимо основных, традиционных для большинства ООПТ России, входят и вопросы этнографии. Тем более что здесь, на полуострове Таймыр, сложилась интереснейшая картина, способствовавшая уникальному процессу этногенеза, который закончился практически у нас на глазах — в начале ХХ века. В связи с этим появилась необходимость выделить шестой этнос полуострова — не малочисленный, но все же коренной. Речь идет о затундринских крестьянах — русских, сыгравших важнейшую роль в этнографии самого северного полуострова в мире.

Предлагаем познакомиться с шестью этносами Таймыра, уникальная история которых сформировала их культуру и быт, позволяющий комфортно существовать в зоне тундры и лесотундры, в высоких арктических широтах.

Ненцы — основоположники домашнего оленеводства

Среди ненцев именно потому и были всегда очень сильны верования в различных духов — шаманизм и анимализм, что в суровых условиях тундровых кочевок не на что надеяться, кроме как на собственные силы и умения, основанные на вековых традициях.

Известные нам по русским летописям самоеды — это и есть ненцы. Ненцы — один из самых северных народов России, он комфортно проживает на территории от Северного Урала до Таймыра. Знакомство русских с предками современных ненцев относится к периоду активного освоения Сибири. Считается, что именно тогда, продвигаясь на восток, шли за русскими и ненцы — кто уходил от притеснений ясачных сборщиков, кто стремился за дополнительной добычей — пушниной, которая в то время была мягким золотом для казны государства.

Но пушной промысел вовсе не основное занятие ненцев. Они считаются основателями определенного вида оленеводства, сильно отличающегося от, например, чукотского. Отличительные черты — это круглогодичный выпас оленей с помощью оленегонных (пастушьих) собак и исключительно санный способ езды на оленях [5; 613]. Среди ненцев именно потому и были всегда очень сильны верования в различных духов — шаманизм и анимализм, что в суровых условиях тундровых кочевок не на что надеяться, кроме как на собственные силы и умения, основанные на вековых традициях.

Кочевали ненцы всегда на большие расстояния и в течение года могли преодолеть не одну тысячу километров. Впрочем, это происходит и сейчас. Ненцы — практически единственный народ из северных малочисленных на Таймыре, который по-прежнему массово занимается традиционным для себя занятием, а именно домашним оленеводством.

Энцы — один из самых малочисленных народов России

Энцы — тоже самодийцы. Их происхождение до конца не выяснено, но считается, что под воздействием более сильных соседних наций (прежде всего тюркских) самодийский этнос раскололся на отдельные народы, которые по ряду исторических причин были вынуждены покинуть родные места и переселиться в глубь западносибирской тайги, а затем в лесотундру и тундру [1; 37].

Сегодня энцев осталось менее 300 человек. Но они не всегда были таким малочисленным народом. Общая численность энецких племен (до революции их называли хантайскими и карасинскими самоедами) в начале XVII века достигала 3 тысяч человек. Таким образом, энцы по численности приближались к ненцам и превышали нганасан [5; 662].

По данным красноярского этнографа В. П. Кривоногова, сейчас чистокровных энцев в возрасте до 30 лет вообще не встречается.

Но ряд эпидемий (одна из самых страшных — в середине XVII века), постоянные стычки с другими самодийцами, а на рубеже XIX–ХХ веков — и с долганами сильно сократили численность энцев. ХХ век тоже не особо способствовал росту этого народа. В этот раз основным фактором уменьшения стало смешение с представителями других рас (метисация). По данным красноярского этнографа В. П. Кривоногова, сейчас чистокровных энцев в возрасте до 30 лет вообще не встречается [2; 377].

Сегодня очень трудно говорить о сохранении энецких традиций как таковых ввиду критически малой численности народа. На родном языке говорят практически единицы, остальные — на русском. Правда, после того как энецким фольклором серьезно занялись ученые, которые, собирая образцы народного творчества по поселкам энцев (Воронцово, Потапово и др.), начали платить носителям языка, у молодежи также повысился интерес к собственной культуре. Если раньше носителями энецкого языка были в основном пожилые люди, то сейчас к ним прибавились и молодые, которые целенаправленно просят старших научить их языку, петь ту или иную песню или рассказывать сказку [9; 21].

Нганасаны — самый северный народ

В том, что нганасаны являются самым северным народом в мире, никто не сомневается. А вот в отношении того, что они могут быть самым древним народом на Таймыре, у ученых есть разные мнения. Одни считают, что предки нганасан действительно вполне могли жить здесь еще несколько тысяч лет назад, другие высказывают сомнения на этот счет, предполагая, что связи между древними насельниками Таймыра и сегодняшними нганасанами нет [3; 108].

Среди нганасан до сих пор широко распространен так называемый Микулуска-нгоу — это приравненный к чудодейственным куойку (идолам) образ православного Николая Чудотворца.

Так как нганасаны тоже являются самодийским народом, то их религиозные верования схожи с ненецкими и энецкими. С развитием повсеместной миссионерской деятельности изначально существовавший среди нганасан шаманизм не трансформировался, не исчез, а органично вобрал в себя христианские концепции.

Так, среди нганасан до сих пор широко распространен так называемый Микулуска-нгоу — это приравненный к чудодейственным куойку (идолам) образ православного Николая Чудотворца.

Хотя нганасаны считаются одним из самых малочисленных народов России, их количество с момента первого упоминания в течение вот уже трех столетий практически не изменилось и держится на уровне от 800 до 1000 человек.

Эвенки — самый мобильный народ Сибири

Долгое время в письменных источниках эвенки именовались тунгусами — так их называли практически вплоть до прихода советской власти. Многие северные понятия, вошедшие в русский язык, — из эвенкийкого. Такие слова, как «шаман», «унты», «чум», «нарты», — слова тунгусские.

Будучи хорошими следопытами и быстрыми наездниками, именно тунгусы в основном стали проводниками русских исследователей — этим и объясняется большое количество северных слов, пришедших в русский язык из эвенкийского.

Численность эвенков не очень велика — всего около 35 тысяч человек [4; 94], а на территории Таймыра их и вовсе мало — около 300 человек [1; 11]. Но, несмотря на такое относительно небольшое количество, эвенки освоили огромное пространство — от левобережья Енисея до Охотского моря. Ученые это связывают с тем, что эвенки первыми начали использовать верховую езду на оленях, благодаря чему могли быстро передвигаться на большие расстояния.

Будучи хорошими следопытами и быстрыми наездниками, именно тунгусы в основном стали проводниками русских исследователей — этим и объясняется большое количество северных слов, пришедших в русский язык из эвенкийского.

Вслед за казаками, стрельцами, промышленниками начиная с XVII века в Сибирь шли и христианские миссионеры. Совместная работа с русскими исследователями и промышленниками привела к тому, что эвенки раньше других северных народов приняли христианство.

Долганы — самый молодой народ таймыра

Привычно говоря о коренных народах Севера, мы имеем в виду, что эти народы живут там испокон веков. Что касается долган, они появились — не только на Таймыре, но и как народ — только в XVIII веке. Профессор Б. О. Долгих в 1930-х годах пришел к выводу, что в формировании народа приняли участие следующие нации: эвенки — 50–52 %, якуты — 30–33 %, русские — 13–16 % [1; 47].

Неудивительно, что христианство — органичная для долган религия, хотя, безусловно, среди них популярны и некоторые верования шаманизма — благодаря эвенкийским и якутским корням.

Несмотря на то, что большую роль в процентном отношении в формировании народа сыграли эвенки, основой языка долган стал тюркоязычный диалект якутского языка. Интересно в связи с этим упомянуть, что своим родным языком норильские долганы считали эвенкийский язык [6; 22].

Говоря о долганах, нельзя не сказать о знаменитой Евдокии Егоровне (Огдуо) Аксеновой. Она была советским просветителем — учительницей, библиотекарем, работницей Красного чума. Но главное — это основательница долганской литературы и письменности. И хотя Огдуо всегда скромно отзывалась о своей роли — называя себя только помощницей других ученых, которые в 1970-х годах занимались составлением долганской азбуки [7; 6], — переоценить ее вклад в культуру собственного народа невозможно.

Русские — коренные жители Таймыра

Говоря о коренных жителях Таймырского полуострова, на наш взгляд, незаслуженно забывают упомянуть русских. Конечно, эта нация не относится ни к малочисленным народам, ни к кочевым, более того — она является титульной нацией огромного государства. Но, тем не менее, роль русского человека в развитии нашего полуострова достаточно весома.

И дело вовсе не в промышленном гиганте цветной металлургии, которым является «Норильский никель». На такой огромной территории, как Россия, не могли не выработаться навыки (начиная от типа жилища и заканчивая духовными традициями), позволяющие людям комфортно жить в более холодной по сравнению, например, со Средиземноморьем среде. Применительно к российскому Северу совокупностей таких навыков — отдельные исследователи называют их системой жизнеобеспечения — всего три [8; 17].

Именно две последние культуры — русская поморская и ненецкая оленеводческая, — вобрав друг от друга все самое лучшее, позволяют людям и сегодня комфортно проживать на Таймыре вне городов и поселков.

Первая — система жизнеобеспечения охотника на морского зверя. В нее включены добыча достаточного объема белковой пищи, достаточного объема жира морских зверей для обогрева жилища в безлесной местности.

Вторая — система ненецкого домашнего оленеводства. Здесь предусмотрено наличие большого оленного стада, легкое переносное жилище — чум, что позволяет круглогодично иметь все необходимое для жизни в условиях тундры и лесотундры.

Последний тип жизнеобеспечения на Севере — это тип жизни русских поморов: рубленая изба с энергосберегающей структурой (маленькие окна высоко от земли, низкие двери) и печкой, санная повозка с лошадью либо собачья упряжка, охота с помощью капканов-пастей и огнестрельного оружия.

Именно две последние культуры — русская поморская и ненецкая оленеводческая, — вобрав друг от друга все самое лучшее, позволяют людям и сегодня комфортно проживать на Таймыре вне городов и поселков.

Самым показательным примером такого взаимопроникновения может служить обыкновенный балок. Дом на санях — придумка русского промышленника. Название происходит от слова «волок», потому что небольшие избушки на санях волокли по северным просторам вслед за первопроходцами. Кочевые народы безоговорочно приняли это нововведение русских, и балок настолько органично вошел в жизнь северян, что, например, долгане считают его своим национальным жилищем. Впрочем, балок таковым и является, если мы вспомним, что сами долганы — это потомки якутов, эвенков и русских.

Немаловажный момент — охота с помощью капканов и огнестрельного оружия. До прихода русских в Сибирь у местных племен огнестрельного оружия не было. Традиционными орудиями охоты считались лук со стрелами и эвенкийская пальма, которую использовали также для передвижения по густым зарослям, подобно мачете в джунглях. Обращаем внимание, что традиционные для северян ловушки на песца имеют русские названия — например пасть, которая внешне действительно похожа на пасть неведомого чудища.

Безусловно, речь идет о взаимопроникновении культур и способов хозяйствования. От ненецкой системы жизнеобеспечения народы Таймыра взяли способ домашнего оленеводства и настолько профессионально развили его, что в период существования Советского Союза таймырское стадо считалось самым большим в мире.

Одежда — унты, анорак (куртка с капюшоном) — тоже стала неотъемлемой частью образа русского тундровика, а скольких людей спасли от отраженного солнца глухие очки с прорезями для глаз! Хотя сейчас, конечно, на смену традиционным пришли новые технологии, и вот уже в традиционных системах жизнеобеспечения используются синтепон и холлофайбер, а также Polaris и Yamaha.

Представители шести национальностей — эвенки, долганы, ненцы, энцы, нганасаны и русские — формируют сегодняшний образ Таймырского муниципального района. Благодаря их культурам, традициям, системам жизнеобеспечения жизнь в наших непростых климатических условиях стала не только возможной, но и комфортной.

По большому счету, трудно представить, как развивалась бы судьба богатых недр полуострова, если в самом начале освоения — в ХIХ и начале ХХ века — территория была бы пустынной. Не секрет, что благодаря помощи местных жителей — долган, ненцев, затундринских крестьян — стали возможны путешествия и экспедиции по этим бескрайним просторам, которые, в конечном счете, и привели к промышленному развитию территории.

Сегодня перед нами стоят иные задачи, прежде всего достижение баланса между антропогенным влиянием и сохранением уникальных природных ресурсов и самобытной культуры коренных жителей полуострова. Это — сфера интересов Объединенной дирекции в целом и, в частности, биосферного заповедника «Таймырский».

1. Добжанская, О. Э. Культура коренных народов Таймыра : учебно-методическое пособие / О. Э. Добжанская. — Норильск : «АПЕКС», 2008. — 76 с.

2. Кривоногов, В. П. Народы Таймыра в начале ХХI века : монография / В. П. Кривоногов. — Красноярск : Редакционно-издательский отдел Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, 2007. — 420 с.

3. Лабанаускас, К. И. Происхождение нганасанского народа / К. И. Лабанаускас. — СПб., 2004. — 212 с.

4. Мухачев, А. Д. Кухня Севера / А. Д. Мухачев. — Норильск : «АПЕКС», 2006. — 224 с.

5. Народы Сибири : этнографические очерки / под общ. редакцией члена-корреспондента АН СССР С. П. Толстова. — М., Л. : Издательство Академии наук СССР, 1956. — 1056 с.

6. Убрятова, Е. И. Язык норильских долган / Е. И. Убрятова. — Новосибирск : 1985. — 216

7. Чтобы помнили. К 80-летию Огдуо Аксеновой : материалы музея Огдуо Аксеновой при ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» / сост. З. И. Марьясова, под ред. Л. Н. Стрючковой. — Норильск : «АПЕКС», 2015. — 32. с.

8. Денисов, В. В. Первые и коренные // Неизвестный Норильск. — 2013. — № 18. — С. 16–20.

9. Добжанская, О. Э. Рекордно малые. // Неизвестный Норильск. —2009. — № 10. — С. 20–2 1.

Лариса Стрючкова, ведущий специалист по связям с общественностью ФГБУ «Заповедники Таймыра»
​ Фото: Лариса Стрючкова, Станислав Стрючков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *