Какой город называют индийским голливудом
Перейти к содержимому

Какой город называют индийским голливудом

  • автор:

Бомбей (Мумбай) Индийский голливуд

Самый крупный из городов
Индии,
ее южные ворота и самый большой порт.

Столица штата Махараштра
, выстроенная на островах,
важнейший деловой,
индустриальный,
торговый,
финансовый и культурный
центр страны.

А еще средоточие чудовищных контрастов:
рядом существуют богатство и совершеннейшая нищета, без всякого перехода.

В Бомбее находится одна из самых знаменитых кинофабрик мира.

А сам город нередко именуют
Парижем Азии,
поскольку поражает он, в первую очередь, своим абсолютно неиндийским обликом.

Вместе с Токио Бомбей (Мумбай) является самым густонаселенным городом мира.

#турывиндию #виптурывиндию #отдыхвиндии #новогодниетурывиндию #экскурсиивиндии #отдысдетьмивиндии #туры #курортыиндии #лучшиеотелииндии

Индия сказочная страна,
культуре которой уже более 5 000 лет.

Ее философия, религия, исторические памятники столь же притягательны, сколь и непостижимы для представителей других культур, они же превращают Индию в страну сказок, которую так хочется узнать ближе.

Но постичь ее практически невозможно, поскольку каждый ее штат, каждый город совершенно уникальны, имеют присущие только им черты, но вместе с тем складываются в картину идеальной гармонии.

Среди наиболее известных мегаполисов этой страны мечты
Мумбай,
еще недавно носивший такое знакомое для европейца название
Бомбей.

Его история насчитывает около 470 лет.

Она началась с того момента, как в 1534 г. султан Гуджарата согласился уступить семь никому не нужных островов португальцам.

Новые хозяева, в свою очередь, в 1661 г. преподнесли их в качестве свадебного подарка принцессе Катерине Браганза в день ее бракосочетания с английским монархом Карлом II. В том же году правительство Англии сдало территорию, которой пока не нашлось применения, в аренду Ост Индской компании. Цена была смехотворной: 10 фунтов золотом в год… Компания решила превратить это место в крупный порт, и в 1853 г. из Бомбея до Тхана была проложена первая на субконтиненте железнодорожная ветка, проходившая по дамбе, связавшей острова и материк. Колоссальный землеустроительный проект был завершен в 1862 г., и семь отдельных островов превратились в единое целое, соединенные такими же дамбами. Их названия остались в наименованиях некоторых районов.

Все большие низинные болота были осушены, а позднее засыпали и крупные участки моря между островами. В результате возник узкий искусственный мыс, который пересекают лагуны, речки и болота. Он вытянулся вдоль берега почти в центре побережья Аравийского моря. С того момента город уверенно начал движение к званию крупнейшего мегаполиса. В 1997 г. Бомбею вернули его старое оригинальное название – Мумбай. Оно происходит от имени индуистской богини Мумба Деви, которой поклонялись местные рыбаки – маратхи.

Известный храм, посвященный ей, до сих пор удивляет приезжих. Правда, сейчас мы можем видеть его в перестроенном виде. Вообще, за время своего существования город четырежды менял свое название, но привычным для европейцев остается по прежнему Бомбей. Это слово, по всей видимости, имеет португальское происхождение. Бом байа хорошая бухта: так говорили о цепочке островов хозяйничавшие тут в XVII веке португальцы. Когда через сто с лишним лет сюда пришли англичане, они несколько изменили уже устоявшееся название, и тогда на свет появился собственно Бомбей.

Но после окончания колониального владычества это наименование стало политически некорректным, так что сегодня, нравится нам это или нет, Бомбей исчез с географических карт. Что ж, вполне справедливо, когда из пыли веков извлекаются на свет божий незаслуженно обиженные древние имена, которые далекие предки оставили нам в наследство. Сегодня Мумбай важнейший торговый, промышленный и финансовый центр, крупнейший порт Индии, столица наиболее экономически развитого штата страны. Но название города ассоциируется, в основном, не с индустриальными или торговыми гигантами, а… с удивительно красочными, сюжетно незамысловатыми, безоговорочно предсказуемыми, но все таки на редкость притягательными индийскими кинофильмами. Их непременными атрибутами являются песни, танцы, любовь и ненависть, слезы и смех, трагедия, запутанная интрига и счастье. И обязательное наказание за содеянное зло. Именно здесь, в Мумбае, расположен центр государственной кинопромышленности – «индийский Голливуд». Здесь снимают совершенно фантастическое количество фильмов в год – от 150 до 700, – над которыми рыдает весь мир. Большее количество лент не выпускает на экраны ни одна другая кинокомпания на планете.

Посещение местных киностудий стало одним из самых популярных развлечений среди иностранных туристов. Отношение к кино в Индии неординарное. Чтобы получить о нем полное представление, нужно посетить местный кинотеатр во время показа ленты с очередной звездой экрана в главной роли. Первое, с чем вы столкнетесь, – страшная давка: улица перед зданием кинотеатра окажется буквально забита машинами, мотоциклами и людьми, а вход в него будет охранять полицейский кордон, вооруженный бамбуковыми палками и карабинами начала прошлого века. Но даже если вы являетесь счастливым обладателем билета и смогли пробиться в зал, спокойно посмотреть фильм вам все равно не удастся. Благодарные зрители будут петь пронзительные песни вместе с экранными героями, танцевать на своих местах или вообще в проходе. Скажите, вам приходилось видеть в своей жизни нечто подобное? А по окончании фильма в экран полетят металлические рупии – материальное свидетельство состояния высшего восторга зрителей. При этом надо вспомнить, что местного кинобомонда не существует: у представителей профессий, связанных с экраном, просто нет лишнего времени. Слишком много работы. Нет в Мумбае и Дома кино, фестивалей, шоу, которые предназначены хоть как то подтвердить само существование этого вида искусства. И это при том, что в день на экраны страны выходят два новых фильма! Дело в том, что кино в Индии является настолько популярным, что не нуждается в дополнительной рекламе. Его просто любят – и все! Причем местное. Индия, по видимому, является единственной развитой страной мира, избежавшей засилья голливудской продукции. Индийцы не хотят смотреть иностранные фильмы, а на сеансы лент местной «фабрики грез» готовы прорываться с боем.

И что интересно: говорят, в Мумбай ежедневно приезжают люди из глубокой провинции, сельские жители, для которых кинотеатр – недостижимое благо. Их часто отправляет на просмотр очередного фильма целое село, а по возвращении такие «посланцы» должны отчитаться перед своими «избирателями», пересказав весь сюжет буквально в лицах… В районе Джаху, где расположено большинство киностудий, находятся и особняки многих звезд индийского кинематографа. Они не отличаются особой пышностью, как, например, невзрачный двухэтажный дом за серым забором – собственность «суперстар», Амитабха Баччана. Этот популярный артист некоторое время занимался политикой и даже избирался в парламент, но позже решил посвятить себя бизнесу. Сейчас он является владельцем крупного телеканала, а вот его дом, возможно, даже уступает многим «хатынкам», сооруженным нашими соотечественниками. В Индии не принято дразнить налоговую полицию… А гонорары звезд внушают уважение и заставляют понять, почему молодежь так стремится пробиться в киномир: один только фильм «Месть и закон», которому уже более 20 лет, до сих пор кормит, поит и одевает исполнителей главных ролей. Для тех, кто хочет почувствовать отношение к работе самих киношников, интересно будет побывать в святая святых студии – цехе проявки.

Первое, что поразит любопытных, – абсолютная, почти стерильная чистота. А при входе гостей попросят обязательно снять обувь, предупредив, что весь коллектив цеха тоже работает босиком. Создается ощущение, что ты попал в храм, поскольку в Индии именно там и положено оставлять свои шлепанцы за дверью. Вообще, культурная жизнь города отличается большим многообразием и характерным космополитизмом. Выставки работ лучших мастеров современного искусства, экспозиции из собраний крупнейших музеев планеты, концерты популярных исполнителей, гастроли мировых звезд наглядно демонстрируют, что интерес к культуре в современном деловом городе не только не угасает, но и с каждым годом становится все больше. Гости Мумбая по достоинству оценят собрания большого числа художественных галерей, репертуары театра им. Таты, концертных залов, таких, как зал им. Хоми Бхабхы. Покидая очередной храм искусства, вы снова окунаетесь в четкий ритм самого большого коммерческого и промышленного города в Азии. Города высотных современных зданий, роскошных отелей, магазинов, баров и ресторанов. Но рядом с ними благополучно соседствуют совершенно невероятная грязь и трущобы – рассадник экзотических болезней и инфекций. Хибары бывают настолько ветхими и уродливыми, что вообще непонятно, как в них могут обитать люди. Но все же их хозяева с заметным превосходством поглядывают на тех из соседей, все жилище которых состоит из нескольких палок, воткнутых в землю, да куска рваной тряпки, натянутой на них в виде тента. Возле этих убогих жилищ возятся одетые в лохмотья дети, а по вечерам зажигаются костры. Тротуары же становятся пристанищем нищих, расположившихся на ночлег, завернувшись в жалкие тряпки. Во время утреннего морского отлива можно видеть, как тысячи местных жителей, вооружившись плетеными корзинами, собирают на обнажившейся полосе дна ил. (Его используют в качестве удобрений.) Одновременно не меньшее число индусов отправляется на другой промысел выпрашивать милостыню. И тут же взгляд падает на великолепное здание неподалеку. Н да, вот уж действительно все или ничего!

Мумбай является крупнейшим индустриальным центром Индии, в котором сосредоточены самые разнообразные производства – от традиционных до ультрасовременных: нефтехимические, машиностроительные, электроники и вычислительной техники, атомной промышленности и другие. Здесь сосредоточены штаб квартиры крупнейших в стране национальных монополистических объединений, финансовых компаний и транснациональных корпораций. Основная часть инвестиций оседает именно здесь. Мумбай играет ведущую роль и в международных связях, поддерживая деловые и партнерские отношения со странами Европы, Ближнего Востока и США. Город имеет также собственную офшорную зону площадью около 3 кв. км, где построен крупный ювелирный завод. Наши соотечественники часто говорят, что Мумбай произвел на них впечатление восточной копии Москвы. Он красив и современен, здесь много иностранцев – не туристов, а большей частью приезжающих по делам бизнесменов и представителей зарубежных фирм и крупных компаний. Население столицы штата Махараштра в настоящее время превышает 15 млн человек. По некоторым подсчетам, количество жителей в городе уже в ближайшее десятилетие может составить порядка 26 млн человек. Через этот крупнейший порт Индии проходит до 40 % грузов внешней торговли государства. Здесь находится и самый оживленный в стране аэропорт. А шикарные торговые центры Мумбая предложат приезжим и жителям города коллекции эксклюзивной одежды, обуви, аксессуаров, сумок и прекрасных ювелирных украшений. Базары на Линкинг роуд и Фэшн стрит могут удивить любого: там можно купить абсолютно все – от иголки до алмазов. В Бхубалешваре продаются самые качественные изделия из меди и бронзы, вышивки и гуджаратские ткани. И конечно же, туристы обязательно наведываются на базар Джавери, известный своим огромным выбором ювелирных украшений ручной работы. Большинство мастеров, торгующих здесь, предпочитают делать все вещи в единственном экземпляре. А любители антиквариата стараются выделить время для посещения Чорбазара. Вот только вывезти из страны изделия, возраст которых превышает 100 лет, можно лишь при наличии специального разрешения… Наряду с европейским модерном в городе везде чувствуются явные отголоски истории индусского народа – одной из древнейших цивилизаций мира. Больше нигде вам не встретится такое причудливое сочетание раскрепощенно деловой обстановки и безусловного почтения к национальным традициям. Этакий экзотический коктейль деловитости и восточного колорита. Например, несмотря на некоторое равенство мужчин и женщин, последние до сих пор редко появляются в городе без сопровождения мужчины или старшей родственницы, а объяснить им понятие «гражданского брака» почти невозможно. Сейчас уже никого не удивят жители Мумбая, одетые в творения западной моды в виде укороченного платья или костюма от известного кутюрье, но местные жители с не меньшим удовольствием и с неподражаемой грацией продолжают носить также свои неизменные сари, белые платки на головах, а иногда даже паранджу.

А колониальные особняки и необычные здания, выстроенные англичанами в так называемом индо сарацинском стиле, соседствуют с высотными зданиями южной части города, не нарушая, однако, удивительно гармоничного сочетания столь далеких, казалось бы, друг от друга архитектурных стилей. Вечером, когда включается подсветка домов, город просто нереально красив. Большинство колониальных зданий сосредоточено в старом деловом квартале Мумбая. Недалеко от него расположен и построенный в итальянском готическом стиле вокзал Виктория, представляющий несомненную художественную ценность. Его фасад украшает замысловатый орнамент. Автором данного проекта является известный архитектор Стивенс. А в центре города есть место, откуда в жаркий день вообще не хочется уходить. Это фонтан «Флора», брызги струй которого, разлетающиеся во все стороны, дают приятную свежесть. Здание Верховного суда выстроено в стиле английской готики и заслуживает пристального внимания туристов. А над корпусами государственного университета в пронзительно синее небо взмывает 85 метровая изящная башня с часами. Побывав в Мумбае, стоит посетить экспозицию музея принца Уэльского, основанного в 1921 году. Это один из крупнейших музеев Индии; здание украшает огромный мраморный купол. В выставочных залах можно ознакомиться с богатейшей коллекцией археологических находок, старинного оружия и древних скульптур. В здании разместилась и художественная галерея Джаханхир, предлагающая не только полюбоваться выставленными полотнами, но и приобрести творения современных индийских художников. Если вы устали от прогулок по городу, то можете завернуть на знаменитую набережную Марин Драйв и протянувшийся вдоль нее пляж. Это лучшее место для отдыха на открытом воздухе и для вечерних прогулок. А любителям активного отдыха предоставляется прекрасная возможность заняться парусным спортом на озере Поваи или арендовать яхту в Королевском яхт клубе. Тем же, кто неравнодушен к конному спорту, стоит отправиться на ипподром Махалакси. Но город вновь поманит в бесконечное путешествие по своим улицам, обещая все новые открытия: в конце Марин Драйв вы увидите величественный храм бога Шивы, выстроенный из черного камня. И историческое прошлое Мумбая повлечет навстречу новым чудесам, заставив забыть об усталости. Очень красив храм Махалакшми, построенный в честь трех богинь: Лакшми, Сарасвати и Кали. На холме Малабар приезжие смогут посмотреть на огромный резервуар, снабжающий водой всю южную часть Мумбая.

На его крыше выстроены «висячие сады», откуда можно увидеть почти весь город, гавань и набережную. А рядом возвышается суровая Башня безмолвия. На воде в гавани стоит необычная 10 метровая триумфальная арка, которую называют Воротами Индии. Ее возвели в 1924 г. по проекту Джорджа Уиттера в память о визите в страну английского монарха Георга V и королевы Марии. Арка стала и свидетелем ухода английских колонистов: именно через нее покинуло Индию последнее подразделение британских солдат. В окрестностях города также находится много достопримечательностей. Например, пещерный буддийский монастырь Канхери – впечатляющий ансамбль из сотни храмов пещер, вырубленных во II–IX веках нашей эры. Особо привлекают многофигурные барельефы, украшающие этот необычный комплекс. Буддийские монахи на протяжении почти восьми веков создали здесь 109 пещер. Часть из них – просто кельи, жилища самих отшельников, а одна пещера поистине огромна. Ее вырубили для общих богослужений. Скальный храм украшает колоннада, поддерживающая своды, и ступы. Стоит посмотреть и пещеры Карли. Зал Чайтья, вырубленный в скале во II веке до н. э., имеет высоту 14, ширину – 15, а длину – 40 метров. Внутри него находится ступа и колоннада, освещаемые лучами солнца, падающими через прорубленное окно. Выше в горах находятся священные для буддистов пещеры Бхаджи и Бедса. Если вы еще не устали от пребывания в пещерах, вас ждет остров Элефант, где дорогу то и дело перебегают стайки обезьян. На него можно попасть, совершив недолгое приятное путешествие на катере. На острове находится еще один скальный храмовый комплекс VI века – на сей раз индуистский, отличающийся великолепным скульптурным убранством. Символом пещер Элефанта может считаться пятиметровое изваяние трехголового Махешмурти – одного из воплощений бога Шивы. И снова скалы. На этот раз – к востоку от Мумбая. Там, в Махараштре, расположены 30 буддийских пещер Аджанта.

Высеченные в крутых скалистых склонах более 2 000 лет назад, они кажутся погруженными то ли в безмолвное созерцание, то ли в ожидание возвращения монахов, чей дух и сила до сих пор не покинули это место. Строгая задумчивость скальных святынь Аджанта прямо противоположна тому динамизму и энергии, которые излучают 34 огромные индуистские, буддийские и джанийские пещеры в окрестностях Эллоры. А по дороге из Мумбая в Гоа находится большой птичий заповедник Карнала, где в первозданном лесу и на берегах озер обитают под защитой человека более 146 видов пернатых. К северо западу от города лежит Гуджарат, где родился отец нации Махатма Ганди. В наши дни здесь нашли убежище последние из оставшихся на земле азиатских львов. В Мумбае, кроме буддийских и индуистских храмов, есть христианские и мусульманские святыни. Интересна в архитектурном отношении церковь Святого Иоанна евангелиста, построенная в память о погибших в первой афганской войне. А в центре города высится еще один христианский храм – собор Святого Апостола Фомы. Очень красив собор Святого Томаса (1672–1718 гг.).

Особый интерес представляют мавзолей и мечеть, воздвигнутые в честь мусульманского святого Хаджи Али.

Комплекс построен на маленьком островке, в 500 метрах от берега залива.

Среди других достопримечательностей Мумбая старинный Форт, выстроенный в 1720 г., здание старого Монетного двора (1828 г.), Музей Западной Индии, городской планетарий им. Джавахарлала Неру, лучший в Индии аквариум Тарапоревала, парк Виктории с зоопарком.

После очередной экскурсии приезжие обычно задерживаются в ресторане Самовар, который находится в здании художественной галереи Джахангир и считается очень престижным и изысканным.

В Самоваре любят бывать и представители творческих кругов города.

А молодежь с удовольствием отправляется на обед или ужин в район колониальной застройки Колаба, в ресторан Леопольд место сбора туристов со всего света.

Здесь посетителям предлагают блюда национальной, персидской, европейской, китайской кухонь.

Дары моря в широком ассортименте представлены в ресторане Гоа Португеса, который в основном специализируется на гоанской кухне.

А гостиница Ла Ротиссери предложит желающим изысканные французские блюда ресторана Оберой одного из самых дорогих в Мумбае.

Самоцветы и тропическая растительность, волшебные легенды и таинственные храмы, хранящие мудрость древней цивилизации, мужчины в чалмах и женщины в сари, напоминающих то ли фантастические цветы, то ли бабочек.

А еще синие воды Аравийского моря и соперничающая с ними синева небес, удивительные танцы и плывущая над всем этим пронзительная, завораживающая мелодия.

Все это Мумбай, город мечты, который не устает плакать, смеяться, ненавидеть и любить, карать за зло и вознаграждать за добро в фильмах своей фабрики грез.

Татьяна Васильевна Иовлева Яна Александровна Батий Валентина Марковна Скляренко Ольга Ярополковна Исаенко

Опубликовано 31 Mar 2022 03:15 pm

Туры в США

Поиск по сайту САН-ТУР

Где в Индии находится Болливуд?

Болливу́д (хинди बॉलीवुड, урду بالیوڈ, англ. Bollywood) — это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии(США). Болливудом также официально называют хиндиязычный кинематограф. Однако помимо хинди в Мумбаи проходят съёмки кинолент на урду, панджаби и английском языках.

Комментировать

Комментарии 3

Да, это понятно, а где он находится то? Вот в США Голивуд например находится в Лос-Анджелесе. А в Индии?

Полезно Не очень Ответить

Болливуд, Толливуд и Молливуд: как устроен индийский кинематограф

Фото: Shutterstock

Ежегодно в Индии снимают до 2 000 кинолент, что в разы больше, чем в США и Европе. По данным Института статистики ЮНЕСКО, например, только в 2017 году на региональном рынке было произведено 1 986 фильмов, а доход киноиндустрии составил $2,39 млрд. При этом не всегда это низкопробные мелодраматические картины с песнями и танцами, которые были популярны в советское время. Сегодня индийские режиссеры готовы снимать и экшн, и трогательные истории про гомосексуальные отношения.

После ухода студий-мейджоров Disney, Sony, Warner Bros., Universal и Paramount в российском прокате уже появились киноновинки Болливуда.

Фото:Pexels

С чего все началось

С середины XIX и до середины XX века Индия была английской колонией, во многом благодаря этому индийцы одними из первых познакомились с картинами братьев Люмьер. «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», «Первый поливальщик» и «Выход рабочих с фабрики» в Бомбее увидели в июле 1896 года — всего через год после первого публичного киносеанса в Париже.

Уже в 1903 году фотограф Хирал Сен из Калькутты снимает фильмы на основе театральных спектаклей, а в 1905 — документальные кадры многотысячных городских демонстраций.

Отцом-основателем индийского игрового кино называют Джундираджа Говинда Пхальке (Дада Сахеб Пхальке). В 1913 году он снял картину «Раджа Харишчандра» по мотивам народного эпоса — историю о благочестивом государе, которого судьба щедро одаривает за пройденные испытания. Позже он не раз брал за основу беспроигрышный мифологический сюжет («Рождение бога Кришны», «Детство Кришны»), пытаясь воссоздать на экране традиционную для местной культуры театральность.

Уже тогда, по словам исследователя М.К. Рагхавендры, индийское кино обретает своеобразие — гиперболизированные образы, собственный угол зрения на изображение добра и зла, музыкальность. Вот почему даже современные индийские картины часто кажутся нам странными и нереалистичными. Например, в популярном в России фильме 2009 года «Три идиота» режиссера Раджкумара Хирани (рейтинг «Кинопоиска» 8,1) тоже слышны лейтмотивы «Рамаяны» — положительный герой наделен сверхспособностями и становится образцом для подражания.

«Главная задача кино в традиционном понимании — вызвать особое эмоциональное состояние rasa (в переводе с санскрита «сок», «вкус»), а вовсе не рассказать историю», — комментирует для журнала «Искусство кино» специалист по культуре Южной Азии Франкфуртского университета Владислав Сериков.

С появлением звукового кино в 1930-е годы перед индийскими режиссерами встала сложная задача — научиться говорить со зрителем на понятном ему языке, причем буквально. Из-за лингвистического разнообразия регионов страны (22 языка!) приходилось упрощать лексику на экране до базовых понятий — «любовь», «дружба», «ненависть», «предательство» — и конечно, еще больше петь и танцевать.

Широко известная советскому зрителю сцена из фильма «Танцор диско» 1982 года

Болливуд и его «филиалы»

Индия состоит из 29 штатов, шести союзных территорий и столичного округа Дели. До сих пор в стране нет единого языкового стандарта выпускаемых фильмов, поэтому почти в каждом штате снимают кино для местной аудитории. А традиции дубляжа попросту нет. По данным исследований, сегодня герои фильмов чаще всего говорят на хинди, телугу, тамильском, каннада, бенгали, маратхи и малаялам.

Знаменитый на весь мир Болливуд — это всего лишь один из регионов фильмопроизводства с центром в Мумбаи (бывший Бомбей), где большинство картин снимают на самом распространенном языке — хинди. Болливуд располагает огромными территориями с декорациями и сотнями павильонов на любой вкус. А известности местных кинозвезд — Дилипа Кумара, Раджеша Кханна, Шамми и Риши Капура, Аамира и Шахрукха Кханов — могут позавидовать голливудские знаменитости.

Также в Индии успешно работают два «Толливуда» (Колката и Хайдарабад), «Колливуд» (Ченнаи), «Санлавуд» (Бангалор), «Молливуд» (Тируванантапурам) и «Косталвуд» (штат Карнатака и город Удипи).

При этом на звание национального кино все-таки претендует мейнстрим на хинди, в котором избегают региональной специфики.

В последние годы в стране активно развивается кинотуризм — неискушенные европейцы готовы платить деньги за локационный тур в трущобы Дхарави или стать частью многотысячной массовки очередного блокбастера.

Трущобы Дхарави (пригород Мумбаи) — одно из самых густонаселенных мест в мире (около 1 млн жителей на 2,1 кв. км площади)

Трущобы Дхарави (пригород Мумбаи) — одно из самых густонаселенных мест в мире (около 1 млн жителей на 2,1 кв. км площади) (Фото: Shutterstock)

Любимая масала

В 1970-е годы сформировался уникальный тип индийского кино, который остается популярным и сегодня — масала (от названия традиционной смеси специй masala). По сути, это жанровый микс от боевика до мелодрамы с обязательным хэппи эндом в одном флаконе. Вот уж где точно угадывается наследие древнего эпоса и санскритских драм.

«Найти друг друга», «Амар, Акбар и Энтони», «Вечная сказка любви», «Ганга, Джамна, Сарасвати», «Судьба», «Коварство» — классическая масала.

На бедную семью обрушились несчастья: отец вынужден убегать от бандитов, мать ослепла от горя, а братьев разлучили еще в детстве — такова завязка всеми любимого фильма «Амар, Акбар и Энтони». Три часа захватывающего действа и катарсис: семья воссоединилась и все счастливы.

Более современные варианты масалы: «Эта сумасшедшая молодежь», «Сердце говорит: «Вперед», «Ченнайский экспресс», «Обратная сторона брака», а также «И в печали, и в радости», «Меня зовут Кхан», «Беглянка» и другие.

Успех болливудских картин объясняют их терапевтическим эффектом: это кино заставляет забыть о печали и переносит в чудесный мир, где все заканчивается неизменно хорошо. Кроме того, оно транслирует традиционные ценности, апеллируя к долгу, чести и совести. Вопреки мемам, высмеивающим аляповатую компьютерную графику и гиперболизированную игру актеров, многие индийские фильмы развлекательного жанра могут порадовать интересными визуальными решениями не только локальную аудиторию, но и киноманов со всего света.

Если вам тоже требуется терапия, специалист по индийскому кино Анастасия Белокурова советует в первую очередь посмотреть картины «Братан Мунна, продавец счастья» и «Три идиота» Раджкумара Хирани, а также великие «Вир и Зара», «Наступит завтра или нет» и пронзительную картину «Звездочки на земле».

Индийский артхаус

«Золотым веком» индийского кинематографа считаются 1950–1970-е годы, на которые пришелся пик арт-кино. После обретения независимости возник запрос на художественное осмысление реальности без развеселых песен. Героями фильмов «новой волны» или «параллельного кино» стали безземельные крестьяне, рабочие и беженцы.

Тогда же взошла звезда легендарного режиссера Сатьяджита Рая — обладателя Оскара и нескольких наград Берлинского и Венецианского фестивалей. Его «Песнь дороги» о жизни мальчика Апу — признанный мировой шедевр, оказавший влияние на Мартина Скорсезе, Уэса Андерсона, Фрэнсиса Форда Копполу и Акиру Куросаву.

Подхватив наработки итальянского неореализма, индийское «параллельного кино» (режиссеры Бимал Рой, Гуру Датт, Шьям Бенегал, Мринал Сен) выработало свой киноязык, принципиально отличавшийся от стандартов зарождающегося Болливуда: режиссеры использовали минимум декораций, приглашали сниматься непрофессиональных артистов и не стремились к хэппи-энду — земля нищего крестьянина в финале уходила с молотка, а его самого пожирал большой город.

Среди фильмов «новой волны» можно найти даже настоящий индийский нуар. По словам киноведа Алексея Гуськова, «Поместье» Камаля Амрохи — уникальный подобный пример. Здесь есть и густота светотени, и деление плоскостей на орнаменты, и замедленная игра актеров. И даже раскрыта традиционная для нуара тема предопределенности судьбы, пусть и по-своему.

О закате «параллельного кино» заговорили в 1990-е, когда стала очевидна победа болливудской масалы. Но кино для узкой аудитории продолжали снимать, хотя и в небольшом количестве. Пример этому — творчество современных авторов, Мани Кауля и Миры Наир.

Кто сегодня смотрит индийское кино

Индийский кинематограф крепко стоит на ногах — ежедневно его смотрят более 11 млн зрителей. Фильмы продают в страны Южной и Юго-Восточной Азии, Восточной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, Австралии, а также в Россию и страны СНГ.

Но главные потребители — сами индийцы, а в индустрии занято в среднем 5 млн человек. Доходы от проката в кинотеатрах на внутреннем рынке, согласно отчету Ernst & Young, превышают $1,5 млрд в год. Жители смотрят фильмы не только в мультиплексах, но и в однозальных деревенских кинотеатрах. Правда, последних с каждым годом становится все меньше.

При этом индийское кино стремится на мировой рынок. В 2000-е годы появилась тенденция снимать кино на экспорт — максимально приближенное к европейской эстетике, где вместо традиционных национальных песен звучит электронная музыка. Например, «Незнакомец и незнакомка», «Байкеры-2» и др. Но пока западные зрители не готовы массово смотреть индийские фильмы, и работ уровня южнокорейской «Игры в кальмара» до сих пор не появилось.

Зато Netflix, Amazon и Hotstar активно инвестируют в производство оригинального контента на местных языках. По данным Forrester, в 2020 году компании потратили на это около $520 миллионов, что почти на 100 миллионов больше, чем в 2019 году.

Выйти за рамки

Аналитики утверждают, что пришедшие на рынок гиганты интернет-вещания позволили индийским фильмам выйти за рамки пресловутых боевиков и мелодрам: все больше картин посвящены проблемам женщин в современном обществе, войне и политике.

В 2021 году индийский Vogue опубликовал список из 14 обязательных к просмотру ОТТ-релизов на Netflix, Amazon Prime Video и Disney. Среди них — «Большой бык», «Белый тигр» и «Бхуми».

Еще одна наметившаяся тенденция национального кинематографа — желание открыто говорить о гомосексуальных отношениях и квир-людях. Оказалось, зрители даже в самой Индии готовы смотреть на геев, которые совершают каминг-аут перед родственниками («Капур и сыновья», 2016, «Будь еще осторожней с браком», 2020), счастливых лесбиянок («Что я почувствовал, когда увидел эту девушку», 2019) или студентку с церебральным параличом, которая осознает себя бисексуалкой («Маргарита с соломинкой», 2015).

По словам Константина Кропоткина, судить о том, насколько радикальны происходящие изменения в индийском кино, можно и по творчеству режиссера Фараза Арифа Ансари — небинарной персоны, к которому следует обращаться «они». Их короткометражка 2021 года о влюбленных мусульманках Sheer Qorma получила приз на старейшем ЛГБТ-кинофестивале Frameline Film Festival (ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в РФ).

Что такое Болливуд в Индии

Вопрос: Недавно услышала обрывок разговора про Болливуд. Так и не поняла что это такое. Знаю только что это понятие как-то связано с Индией. Объясните пожалуйста!

Болливуд в Индии – это то же самое что и Голливуд в Америке то есть самая большая «фабрика грез» которая расположена в Мумбаи. А такое название Болливуд получил от Бомбея как прежде именовался Мумбаи.

Иногда Болливудом называют весь индийский кинематограф но это неправильно так как в этой стране есть несколько киностудий которые находятся в разных городах. Всего Индия выпускает около тысячи кинолент в год. Они снимаются на разных языках в том числе и на английском. Часть Болливуда в общем количестве фильмов выходящих ежегодно в Индии составляет всего одну треть. Болливудом принято называть только те фильмы которые озвучены на хинди.

Понятие «Болливуд» появилось во второй половине прошлого века когда Индия побила все рекорды по количеству выпускаемых фильмов. Голливуд остался далеко позади. Фильмы на языке хинди пользуются большой популярностью в Азии и далеко за ее пределами. Они отличаются особой экспрессивностью актеров зажигательными песнями и плясками прямо в середине действия.

Болливуд в Мумбаи постоянно соперничает с двумя другими крупными кинематографическими центрами которые расположены в Хайдарабаде на юге Индии и в Ченнаи на востоке.

Вопросы по теме:

  • Понравилось в Мумбае
  • Как раньше назывался Мумбай?
  • Почему Бомбей переименовали в Мумбай

Оставить комментарий:

Статьи об Индии

Индия славится не только колоритной культурой и интересной историей, но и удивительной красоты островами. Чистейшие воды океана, белоснежные пляжи.

Ступа Санчи — важнейший памятник в буддизме. Ступы играют ведущую роль в духовном развитии и медитации. Ступы построены как полусферы с пусты.

Индия, многоликая и экзотическая, страна контрастов и причудливых ритуалов, самая старинная на земле цивилизация. Она удивляет миксом культур и рел.

Гоа – приятный и достаточно бюджетный курорт в Индии. Это отдельный регион, ориентированный полностью на туристов, поэтому он не похож на ост.

Одной из самых знаменитых и посещаемых достопримечательностей города Орчхи, расположенного в штате Мадхья Прадеш, в самом сердце Индии, является ве.

Популярные города и курорты Индии:

Тайны и легенды рейхстага

Сретенский монастырь — московская твердыня

Тотьма — город русских мореходов

Вулканы Канарских островов

Что осталось от древних Фив

Шенонсо — замок пяти королев

Водопад Виктория — самый красивый в Африке

Топ-4 древнейших городов Марокко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *